Учебный план основного общего образования на 2023-2024 учебный год

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 88
города Тюмени
Е.В. Головчак
приказ № 364 от «30» августа 2023 г
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
основного общего образования
МАОУ СОШ №88
на 2023 – 2024 учебный год
Федеральный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную
программу основного общего образования (далее – федеральный учебный план), обеспечивает
реализацию требований ФГОС ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала,
формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
фиксирует максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся;
определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации.
Вариативность содержания образовательных программ основного общего образования
реализуется через возможность формирования программ основного общего образования различного
уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся, включая одаренных детей и детей с ОВЗ.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных

для

всех

имеющих

по

данной

программе

государственную

аккредитацию

образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть

федерального

учебного

плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ.

Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, используется для :
увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введения специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
В интересах обучающихся с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория
развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Режим работы МАОСУ СОШ № 88 города Тюмени – 5дневная учебная неделя.
Организовано обучение в две смены.
Согласно СанПиН обучение в 5 и в выпускных 9 классах организовано в первую смену.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели.
Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5338 часов (не менее 5058 академических часов и
не более 5848 академических часов). Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно.
Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа.
Объем максимальной допустимой аудиторной нагрузки в течение дня для обучающихся 5-6
классов – не более 6 уроков, для обучающихся 7-9 классов - не более 7 уроков.
В содержание общего объема нагрузки в течение дня не входят мероприятия по внеурочной
деятельности
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных
недель; во втором полугодии – не более 10 учебных недель. Наиболее рациональным графиком
является равномерное чередование периода учебного времени и каникул. Продолжительность
каникул должна составлять не менее 9 календарных дней.
Продолжительность урока на уровне основного общего образования составляет 40 минут. Во
время занятий перерыв для гимнастики составляет не менее 2 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, вместо одной большой
перемены проводится две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков.
Продолжительность

индивидуальных

коррекционных

занятий

для

учащихся

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет 25 минут, продолжительность групповых
коррекционных занятий составляет 40 минут.
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана
Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения от 16.11.2022 № 993.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей.
Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и
«Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как запрос на
изучение данных предметов от родителей (законных представителей) обучающихся отсутствует.
Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный
язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как запрос на изучение
данного предмета от родителей (законных представителей) обучающихся отсутствует.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на
которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП
ООО и Методическими рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от
03.03.2023 № 03-327, в учебный предмет «История» помимо учебных курсов «История России» и
«Всеобщая история» включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 17 часов.
Поскольку в 2022-2023 учебном году в 5 классе не было предусмотрено изучение предмета
ОДНКР (Основы духовно-нравственной культуры народов России), в 2023-2024 учебном году в
учебном плане предусмотрен дополнительно один час в 6 классе в неделю в рамках внеурочной
деятельности на освоение образовательной программы по учебному предмету "Основы духовнонравственной культуры народов России" за 5 - 6 классы в течение одного учебного года.
На период перехода на ФОП предусмотрен особый порядок изучения учебного курса
«Вероятность и статистика». Для обеспечения реализации требований ФГОС ООО учащимися 9
классов, овладение не пройденными в рамках учебного курса «Алгебра» изучаемыми элементами
учебного

курса

"Вероятность

и

статистика"

организовано

в

рамках

дополнительного

(коррекционного) курса на который выделено 0,5 часа в 9 классе из часов части, формируемой
участниками образовательных отношений.
В классах 7-8 с дополнительным углубленным изучением математики, информатики и
физики (литеры «В» и «Ж») увеличено количество часов на изучение математики (Алгебры,
Геометрии, Вероятности и статистики) в соответствии с рекомендациями об углубленном изучении
предмета «Математика». Общее число часов учебного курса «Алгебра» в 7-8 классах составило в 7
классе - 136 часов (4 часа в неделю), в 8 классе - 136 часов (4 часа в неделю). Общее число часов
учебного курса «Геометрия» в 7-8 классах составило в 7 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 8
классе - 102 часа (3 часа в неделю).
При изучении предметов иностранный язык, информатика, технология при количестве
обучающихся в классе более 25 человек осуществляется деление учащихся на подгруппы. При

изучении информатики используется модель гибкого состава класса, которая даѐт возможность
реализовать дифференцированный подход.
Часть

учебного

плана,

формируемая

участниками

образовательных

отношений,

обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на
данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся,
может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся
В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области «О мерах по
дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»
от 22.10.2012 г. №2162–рп. (с изменениями от 31.05.2017 №575-рп), определено естественноматематическое

направления

специализации

школы,

обеспечивающего

дополнительную

(углубленную) подготовку обучающихся по физике, математике, информатике.
На

основании

решения

педагогического

совета,

в

соответствии

с

результатами

анкетирования родителей и учащихся, по согласованию с Управляющим Советом школы в целях
подготовки учащихся к осознанному выбору направления дальнейшего обучения, получения
профессии ориентированной на применение математики, информатики, программирования и
использования вычислительной техники, часть формируемая участниками образовательных
отношений распределяется следующим образом:
В 5 классах– введены элективные курсы обеспечивающих интересы и потребности
участников образовательного процесса:
- Функциональная грамотность. Математическая грамотность (1 час в неделю)
- Функциональная грамотность. Читательская грамотность (1 час в неделю)
В 6 классах элективные курсы:
-Функциональная грамотность. Естественно-научная грамотность (1 час в неделю)
В 7 классах
- Функциональная грамотность. Читательская грамотность

(1 час в неделю) (кроме 7 классов с

литерами «В», «Ж»)
-Функциональная грамотность. Финансовая грамотность (1 час в неделю) (кроме 7 классов с литерами
«В», «Ж»)
В 8 классах:
-Функциональная грамотность. Математическая грамотность (1 час в неделю) (кроме 8 классов с
литерами «В», «Ж»)
-Функциональная грамотность. Финансовая грамотность (1 час в неделю) (кроме 8 классов с литерами
«В», «Ж»)
В соответствии с распоряжением Правительства от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении
«Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» для
формирования компетенций в сфере финансовой грамотности, в целях актуализации и внедрения

элементов финансовой грамотности в образовательные программы различных уровней образования в
содержание учебных предметов интегрировано содержание прикладного курса «Финансовая
грамотность». Объем прикладного интегрированного курса «Финансовая грамотность» составляет 16
часов для каждого образовательного уровня и распределяется по учебным предметам следующим
образом:
предметы

классы

5
6
7
8
9
Математика
2
1
1
1
2
Обществознание
2
2
3
2
2
3
3
4
4
Итого за год
Итого по уровню обучения
16
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2019 №98р, в школе организована работа по антикоррупционному просвещению обучающихся на
предметном и метапредметном уровнях.

ООО

Предметна
я область

Предметный
Метапредметный уровень
уровень
Через
содержание ·формирование психо-эмоционального неприятия
предметов
неправомерного, в том числе коррупционного поведения;
«Обществознание», ·стимулирование
мотивации
к
поведению,
«Литература»,
соответствующему
ОДНКНР
нравственным устоям и правовым нормам.
Учебный
предмет

Обязательная часть
Русский
Русский
язык
и язык
литература
Литература
Иностранны Иностранны
е языки
й язык
Математика Математика
и
Алгебра
информатик Геометрия
а
Вероятность
и статистика
Информатик
а
Общественн История
о-научные
Обществозн
предметы
ание
География
Естественно Физика
-научные
Химия
предметы
Биология
Искусство
Изобразител
ьное
искусство

Количество часов в неделю
6абг 6вж 7абг 7вж 8абг 8вж
дези
дези
дези
клт
кт
к

9абг
дези

9вж

5абг
дези
кт

5вж

5

5

6

6

4

4

3

3

3

3

3
3

3
3

3
3

3
3

2
3

2
3

2
3

2
3

3
3

3
3

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

5
0
0
0

0
3
2
1

0
4
3
1

0
3
2
1

0
4
3
1

0
3
2
1

0
3
2
1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

2
0

2
0

2
1

2
1

2
1

2
1

2
1

2
1

2,5
1

2,5
1

1
0
0
1
1

1
0
0
1
1

1
0
0
1
1

1
0
0
1
1

2
2
0
1
1

2
2
0
1
1

2
2
2
2
0

2
2
2
2
0

2
3
2
2
0

2
3
2
2
0

Музыка
1
1
1
1
1
1
Технология Технология 2
2
2
2
2
2
Физическая Физическая 2
2
2
2
2
2
культура и культура
основы
Основы
0
0
0
0
0
0
безопасност безопасност
и
и
жизнедеятел жизнедеятел
ьности
ьности
Основы
Основы
1
1
1
1
0
0
духовнодуховнонравственно нравственно
й культуры й культуры
народов
народов
России
России
Итого
27
27
29
29
30
32
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного
курса
Информатика
0
0
0
0
0
0
Элективный
курс 1
1
0
0
0
0
Функциональная
грамотность.
Математическая
грамотность
Элективный
курс 1
1
0
0
1
0
Функциональная
грамотность. Читательская
грамотность
Элективный
курс 0
0
1
1
0
0
Функциональная
грамотность.
Естественнонаучная
грамотность
Элективный
курс 0
0
0
0
1
0
Функциональная
грамотность. Финансовая
грамотность
Вероятность и статистика 0
0
0
0
0
0
(компенсация
не
изученного в 7-8 классах
при переходе на ФГОС
2021)
Основы
духовно- 0
0
0
0
0
0
нравственной
культуры
народов России (за счет
часов
внеурочной
деятельности)
Итого
2
2
1
1
2
0
ИТОГО
недельная 29
29
30
30
32
32
нагрузка
Количество
учебных 34
34
34
34
34
34
недель
Всего часов в год
986
986
1020 1020 1088 1088

1
1
2

1
1
2

0
1
2

0
1
2

1

1

1

1

0

0

0

0

31

33

32,5

32,5

0
1

0
0

0
0

0
0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0,5

0,5

0

0

0

0

2
33

0
33

0
33

0
33

34

34

34

34

1122

1122

1122

1122

Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части
или всего объѐма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в
соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения
обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины
за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая

аттестация

обучающихся

за

четверть

осуществляется

в

соответствии с календарным учебным графиком.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок

проведения

промежуточной

аттестации

определяются

«Положением

о

формах,

периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

средняя

общеобразовательная школа 88 г. Тюмени.
Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается
итоговой аттестацией.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет.
В соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» на промежуточную аттестацию
выносятся5-9 классах все предметы учебного плана.
Русский
язык

Литература
Иностранн
ый язык
Математика

Алгебра

Геометрия
Вероятность
и
статистика

5 класс
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

6 класс
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

7 класс
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

8 класс
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

9 класс
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

Сочинение
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)
Итоговая
контрольная
работа

Сочинение
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)
Итоговая
контрольная
работа

Сочинение
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

Сочинение
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

Сочинение
Комплексная
итоговая работа
(тестовая часть
и сочинение)

Итоговая
контрольная
работа

Итоговая
контрольная
работа

Итоговая
контрольная
работа

Итоговая
контрольная
работа
Итоговая
контрольная
работа

Итоговая
контрольная
работа
Итоговая
контрольная
работа

Итоговая
контрольная
работа
Итоговая
контрольная
работа

Информати
ка

История
Обществозн
а
ние
География
Физика

Тестирование
(теоретически е
сведения и
практические
навыки)

Тестирование
(теоретически е
сведения и
практические
навыки)

Тестирование
(теоретически е
сведения и
практические
навыки)

Тестирование
(теоретически е
сведения и
практические
навыки)

Тестирование
(теоретически е
сведения и
практические
навыки)

Тестирование

Тестирование
Тестирование

Тестирование
Тестирование

Тестирование
Тестирование

Тестирование
Тестирование

Тестирование

Тестирование

Тестирование
Итоговая
контрольная
работа

Тестирование
Итоговая
контрольная
работа

Тестирование
Итоговая
контрольная
работа

Итоговая
контрольная
работа

Итоговая
контрольная
работа

Тестирование
Выполнение и
защита
учебного
проекта

Тестирование

Химия

Биология
Музыка

Тестирование
Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Тестирование
Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Тестирование
Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Изобразител
ь-ное
искусство

Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Выполнение и
защита
учебного
проекта

Выполнение и
защита
учебного
проекта

Выполнение и
защита
учебного
проекта

Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Технология

ОДНКР

ОБЖ

Физическая
культура

Учебный
курс
Функциона
льная
грамотность
.
Математиче
ская
грамотность

Сдача
нормативов по
возрасту.
Тестирование
(теоретически е
знания, техника
безопасности)
для учащихся с
ОВЗ
Письменная
работа на
межпредметной
основе

Сдача
нормативов по
возрасту.
Тестирование
(теоретически е
знания, техника
безопасности)
для учащихся с
ОВЗ

Сдача
нормативов по
возрасту.
Тестирование
(теоретически е
знания, техника
безопасности)
для учащихся с
ОВЗ

Выполнение и
защита
учебного
проекта

Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Учет текущих
образовательн
ых
результатов

Сдача
нормативов по
возрасту.
Тестирование
(теоретически е
знания, техника
безопасности)
для учащихся с
ОВЗ

Сдача
нормативов по
возрасту.
Тестирование
(теоретически е
знания, техника
безопасности)
для учащихся с
ОВЗ

Письменная
работа на
межпредметной
основе

Учебный
курс
Функциона
льная
грамотность
.
Читательск
ая
грамотность
Учебный
курс
Функциона
льная
грамотность
.
Естественно
научная
грамотность
Учебный
курс
Функциона
льная
грамотность
.
Финансовая
грамотность

Письменная
работа на
межпредметной
основе

Письменная
работа на
межпредметной
основе

Письменная
работа на
межпредметной
основе

Письменная
работа на
межпредметной
основе

Письменная
работа на
межпредметной
основе

В 5-9 классах на промежуточную аттестацию в соответствии с «Положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся»
выносится также защита индивидуального проекта.
Итоговая аттестация в 9-х классах проводится в соответствии с Порядком проведения
государственной итоговой аттестации обучающихся освоивших образовательные программы
основного общего образования.
Суммарный объѐм домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен
превышать продолжительности выполнения 2 часа – для 5 класса, 2,5 часа – для 6-8 классов, 3,5 часа
– для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объѐма
домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными
нормами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».