План внеурочной деятельности для ООП начального общего образования на 2023 - 2024 учебный год 1. Пояснительная записка 1.1. Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. 1.2. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной образовательной программы МАОУ СОШ №88. 1.3. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной̆ программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023, №74229). • Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования». • Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи». • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №88 • Положение МАОУ СОШ №88 «Об организации внеурочной деятельности в школе». 1.4. План внеурочной деятельности формируется МАОУ СОШ №88 с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. 1.5. Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания школы. 1.6. При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности. 2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: • поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; • формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; • поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; • формирование культуры поведения в информационной среде. 3. Направления внеурочной деятельности. 3.1. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: • особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); • результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; • возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; • особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. 3.2. При отборе направлений внеурочной деятельности школа ориентируется на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. 3.3.К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны «Учение с увлечением!» Цели внеурочной деятельности. физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. развитие художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становление умений участвовать в театрализованной деятельности. формирование представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. развитие общей культуры и эрудиции обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. помощь обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. 4. Объём внеурочной деятельности 4.1. План внеурочной деятельности определяет объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей), возможностей школы. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на уровне НОО за 4 года обучения). План внеурочной деятельности рассчитан в 1-х классах на 33 учебные недели, во 2–4 классах – на 34 учебные недели. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут. 4.2. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО при формировании плана внеурочной деятельности начального общего образования предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1: Инвариантная (обязательная) часть: 1 час в неделю — 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»2 (понедельник, первый урок) 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности). Данные занятия реализуются через различные направления внеурочной деятельности. 4.3. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) – до 3 часов; - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах) – до 2 часов; - занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России») – до 2 часов 5. Формы организации внеурочной деятельности 5.1. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: • целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; • преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, • в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); • учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает • то или иное направление внеучебной деятельности; • использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. 5.2. Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от урочных и 1 Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования». 2 Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетая индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. 5.3. Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФОП НОО) могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования; общественно полезные практики и другие. 6. К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. При организации внеурочной деятельности в школе в работе по организации внеурочной деятельности обучающихся могут принимать участие все педагогические работники школы (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, библиотекарь и другие). 6.1. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. 7. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 8. Содержание внеурочной деятельности. 8.1. Спортивно-оздоровительная деятельность. 8.1.1. Быстрее! Выше! Сильнее! Цель: укрепление здоровья школьников, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, культуры общения со сверстниками. Форма организации: спортивный клуб «Олимп». 8.1.2. Игровое ГТО Цель: содействие всестороннего развития личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей. Форма организации: спортивный клуб «Олимп»: спортивные соревнования, сдача нормативов. 8.1.3. Мини-футбол Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности. Форма организации: спортивный клуб «Олимп». 8.1.4. ОФП Цель: развитие мотивации к систематическим занятиям физической культурой; оздоровление обучающихся путём повышения их физической подготовленности. Форма организации: спортивный клуб «Олимп». 8.2. Проектно-исследовательская деятельность. 8.2.1. «Шахматы» Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения. Форма организации: учебный курс – факультатив; игры-соревнования 8.3. Интеллектуальные марафоны. 8.3.1 Клуб математических игр Цель: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности Форма организации: клуб, интеллектуальные игры, конкурсы 8.4. Коммуникативная деятельность. 8.4.1. Разговоры о важном Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Форма организации: кружок /беседа, разговор 8.4.2. Орлята России Цель: развитие социальной активности обучающихся; формирование культуры общения; воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Форма организации занятий: занятия-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. 8.4.3 Функциональная грамотность Цель: Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Форма организации занятий: занятия-игра, кружок/конкурсы, экскурсии, тренинги, викторины. 8.4.4. Юные инспекторы движения Цель: формирование у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности. Форма организации занятий: кружок/ конкурсы, экскурсии, викторины 8.4.5. Юные друзья полиции Цель: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, принципов дорожной безопасности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе. Форма организации занятий: кружок/ конкурсы, экскурсии, викторины 8.5. Художественно-эстетическая творческая деятельность. 8.5.1. Потанцуем Цель: художественно-эстетическое развитие детей и подростков, формирование художественной культуры и достижение высокой степени выразительности движений через овладение техникой классического танца. Форма организации: студия, концерты, конкурсы. 8.5.2. Бальные танцы Цель: нравственно-эстетическое и физическое развитие детей; максимальное развитие творческих способностей учащихся. Форма организации: студия, концерты, конкурсы. 8.5.3. Шумовой оркестр Цель: расширение их музыкального кругозора, привитие любви и уважения к русской национальной музыкальной культуре, развитие эстетического вкуса, творческих способностей, чувства сопричастности к миру искусства. Форма организации: оркестр, студия, концертные выступления. 8.5.4. Оркестр в школе Цель: приобретение знаний, умений и навыков игры на духовых и ударных инструментах, получение ими музыкального образования, эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся. Форма организации: оркестр, студия, концерт. 8.5.5. Оркестр народных инструментов «Тюменец» Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства. Форма организации: оркестр, студия, концертные выступления. 8.5.6. Хоровая студия Цель: приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-хорового жанра, развитие творческих способностей учащихся, привитие навыков сценического поведения. Форма организации: студия, концертные выступления. 8.5.7. Школьный театр. Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности, развития интереса к профессии актёра, режиссёра. Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок. 8.5.8. Затея. Цель: формирование художественно-эстетического отношения к окружающему миру, его творческого переосмысления и личностного развития учащихся, в процессе создания учебно-творческих работ посредством приобретения общих и специальных теоретических знаний и практических умений и навыков в области изобразительного искусства. Форма организации: студия, конкурсы. 8.6. Информационная культура 8.6.1. Основы цифровой грамотности Цель: освоение обучающимися основ информационной культуры. Форма организации: кружок/ конкурсы, экскурсии, тренинги, викторины. 8.7. «Учение с увлечением!» 8.7.1. Основы алгоритмики в среде программирования ПиктоМир Цель: приобретение азов алгоритмизации и программирования с использованием программной системы, развития творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе изучения основ программирования. Форма организации: кружок/ конкурсы, интеллектуально-развивающие занятия. 8.7.2. Робототехника. Начальный уровень Цель: создание условий для самореализации обучающихся в техническом творчестве, развития их индивидуальности средствами технического моделирования и конструирования. Форма организации: объединение, кружок, практикум, интерактивные игры и др. 8.7.3. Программирование на Scratch Цель: интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством программирования и мультимедийного творчества. Форма организации: кружок/ конкурсы, экскурсии, соревнования, викторины. 9. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся. Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МАОУ СОШ №88 соответствуют современным целям начального общего образования. 2.3.1. Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МАОУ СОШ №88 достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 2.3.2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. 2.3.3. Предметные результаты характеризуют уровень освоения обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. План внеурочной деятельности НОО на 2023-2024 учебный год Направления Названия Формы организации Спортивнооздоровительная деятельность РП ВД «Игровое ГТО» ДОП «Мини- футбол» ДОП «ОФП» ДОП «Шахматы» Секция Количество часов в неделю 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс 1 1 1 1 Секция Секция Секция 2 2 2 Проектноисследовательская деятельность Интеллектуальные марафоны Коммуникативная деятельность ДОП «Клуб математических игр» РП ВД «Разговоры о важном» РП ВД «Орлята России» РП ВД «Функциональная грамотность» ДОП «Юные инспектора движения» ДОП «Юные друзья полиции» ХудожественноДОП «Потанцуем» эстетическая творческая ДОП «Бальные деятельность танцы» ДОП «Шумовой оркестр» ДОП «Оркестр в школе» ДОП «Оркестр народных инструментов «Тюменец» ДОП «Хоровая студия» ДОП «Затея» ДОП «Школьный театр» Информационная ДОП «Основы культура цифровой грамотности» «Учение с увлечением!» ДОП «Основы алгоритмики в среде программирования ПиктоМир» ДОП «Робототехника. Начальный уровень» ДОП «Программирование на Scratch» Итого за неделю (по учащемуся) Итого за учебный год Итого за уровень образования 2 2 2 2 2 2 Клуб 2 2 2 2 Час общения 1 1 1 1 Объединение 1 1 1 1 Метапредметн ый кружок 1 1 1 1 Объединение 2 Объединение 2 Студия Объединение 2 2 2 2 Объединение 1 1 Объединение 2 2 2 Объединение Студия 2 2 2 Студия 2 Объединение 1 1 1 1 кружок 2 1 2 Объединение 1 2 Объединение 2 10 340 1750 10 350 10 350 10 350