Департамент образования Администрации города Тюмени Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 города Тюмени (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) ПРИКАЗ от 22.07. 2022 № 311 Об утверждении Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников МАОУ СОШ №88 В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Законом Тюменской области от 25.02.2009 № 6 «О противодействии коррупции в Тюменской области», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, Мерами по предупреждению коррупции в организациях, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Антикоррупционной политикой МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации от 21.07.2022, приказываю: 1. Утвердить Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, (приложение). 2. Диспетчеру ОУ Карионовой Т.И.: 2.1. В течение 10 дней со дня издания настоящего приказа ознакомить с настоящим приказом работников МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, под роспись. 2.2. Обеспечить ознакомление с настоящим приказом лиц, принимаемых на работу в МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, под роспись. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Директор Е.В. Головчак Приложение УТВЕРЖДЕН приказом МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, от 22.07.2022 № 311 Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, 1. Общие положения 1.1. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Законом Тюменской области от 25.02.2009 № 6 «О противодействии коррупции в Тюменской области», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, Мерами по предупреждению коррупции в организациях, разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, уставом МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, (далее – Учреждение). 1.2. Настоящий Кодекс устанавливает общие принципы профессиональной этики и основные правила служебного поведения работников Учреждения независимо от замещаемой должности, основанные на нравственных критериях и традициях, а также на международных стандартах и правилах осуществляемой деятельности. 1.3. Лицо, поступающее на работу в Учреждение, обязано ознакомиться с положениями настоящего Кодекса и соблюдать их в процессе своей трудовой деятельности. 1.4. Каждый работник Учреждения должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса по месту работы, а также вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а каждый гражданин вправе ожидать от работников Учреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса. 1.5. Целью настоящего Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения работников Учреждения для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, предупреждение коррупции в Учреждении, а также содействие укреплению авторитета работников, доверия граждан к работникам Учреждения и обеспечение единых норм поведения работников Учреждения. 1.6. Настоящий Кодекс служит основой для формирования должной морали в Учреждении, уважительного отношения к работникам Учреждения в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравс твенности работников Учреждения, их самоконтроля. 1.7. Знание и соблюдение работниками Учреждения положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения. 2 2. Основные принципы и правила служебного поведения 2.1. Работники Учреждения при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности. 2.2. В процессе своей профессиональной деятельности работники Учреждения должны соблюдать следующие этические принципы: законность; объективность; компетентность; независимость; тщательность; справедливость; честность; гуманность; демократичность; профессионализм; взаимоуважение; конфиденциальность. 2.3. Работники Учреждения, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: 1) оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа; 2) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Учреждения; 3) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как Учреждения, так и работников Учреждения; 4) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Учреждения; 5) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; 6) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений; 7) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; 8) соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты; 9) проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений; 10) проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; 11) придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на Учреждение социальных функций; 12) принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; 13) быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; 14) обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; 15) соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний; 3 16) постоянно стремиться к более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности; 17) соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде; 18) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность Учреждения, организаций, должностных лиц, граждан при решении вопросов личного характера; 19) соблюдать установленные в Учреждении правила предоставления служебной информации. 2.4. Работники Учреждения обязаны: 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Тюменской области, муниципальные правовые акты; 2) противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном действующим законодательством, Антикоррупционной политикой Учреждения, иными локальными нормативными актами Учреждения; 3) при исполнении должностных обязанностей не допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. 4) при приеме на работу в Учреждение и исполнении должностных обязанностей заявить о наличии у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей; 5) уведомлять непосредственного руководителя, лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики Учреждения, руководство Учреждения, обо всех случаях обращения к работнику Учреждения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. 6) обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в Учреждении норм и требований, принятых в Учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.5. Работник Учреждения, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам Учреждения: 1) должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Учреждении культуры нетерпимости к коррупции, благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата; 2) должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимать меры по предупреждению коррупции; 3) должен не допускать случаев принуждения работников Учреждения к участию в деятельности политических партий и общественных объединений; 4) должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему работники Учреждения не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости; 5) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия. 4 3. Этические правила служебного поведения 3.1. В служебном поведении работнику Учреждения необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. 3.2. В служебном поведении работник Учреждения должен воздерживаться от: 1) поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации и(или) авторитету Учреждения; 2) пренебрежительных отзывов о деятельности Учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими организациями; 3) преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; 4) проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; 5) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; 6) высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или конфессионных групп; 7) резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; 8) грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; 9) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное (коррупционное) поведение; 10) поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. 11) поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения. 3.3. Работники Учреждения должны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом, быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. 4. Обязательства педагогических работников перед обучающимися 4.1. Педагогические работники Учреждения в процессе взаимодействия с обучающимися обязаны: 1) признавать уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого; 5 2) самостоятельно выбирать подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении; 3) обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала; 4) выбирать такие методы работы, которые поощряют в обучающихся развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим; 5) при оценке поведения и достижений обучающихся стремиться укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения; 6) проявлять толерантность; 7) защищать интересы и благосостояние обучающихся и прилагать все усилия для того, чтобы защитить обучающихся от физического и (или) психологического насилия; 8) осуществлять должную заботу и обеспечивать конфиденциальность во всех делах, затрагивающих интересы обучающихся; 9) прививать обучающимся ценности, соответствующие международным стандартам прав человека; 10) вселять в обучающихся чувство, что они являются частью взаимно посвящённого общества, где есть место для каждого; 11) стремиться стать для обучающихся положительным примером; 12) применять свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием; 13) гарантировать, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент. 4.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники Учреждения обязаны воздерживаться от: 1) навязывания обучающимся своих взглядов, убеждений и предпочтений; 2) оценки личности обучающихся и личности их законных представителей; 3) предвзятой и необъективной оценки деятельности и поступков обучающихся; 4) предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся; 5) отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки обучающихся, а также из-за отсутствия времени для объяснения; 6) проведения на занятиях политической или религиозной агитации. 5. Обязательства работников перед родителями (законными представителями) обучающихся 5.1. Работники Учреждения в процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся должны: 1) начинать общение с приветствия; 2) проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; 3) выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; 6 4) относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь; 5) высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного; 6) выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы; 7) разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу; 8) принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица). 5.2. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся работники Учреждения не должны: 1) перебивать их в грубой форме; 2) проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; 3) разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; 4) разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных представителях; 5) переносить своё отношение к законным представителям обучающихся на оценку личности и достижений их детей. 5.3. Педагогические работники Учреждения должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы. 5.4. Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. 6. Обязательства работников перед администрацией Учреждения 6.1. Работники Учреждения выполняют законные требования и указания администрации Учреждения и имеют право подвергнуть их сомнению в случаях и порядке, установленных действующим законодательством. 6.2. В процессе взаимодействия с администрацией Учреждения работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней. 7. Обязательства администрации Учреждения перед работниками 7.1. Администрация Учреждения обязана: 1) быть для других работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в Учреждении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата; 2) делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого работника; 7 3) ограждать работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей. 7.2. Представители администрации Учреждения должны: 1) формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Кодекса; 2) быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Кодекса; 3) помогать работникам словом и делом, оказывать морально -психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды; 4) регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики; 5) пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе; 6) обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений; 7) способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности Учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий работников. 7.3. Представитель администрации Учреждения не имеет права: 1) перекладывать свою ответственность на подчинённых; 2) использовать служебное положение в личных интересах; 3) проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость; 4) обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей; 5) предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений; 6) демонстративно приближать к себе отдельных работников, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам; 7) умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. 8. Ответственность за нарушение положений настоящего Кодекса 8.1. Каждый работник при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под под пись с настоящим Кодексом и соблюдать принципы и требования его положений. 8.2. Нарушение работником Учреждения положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных законодательством, влечет применение к работнику Учреждения мер юридической, дисциплинарной ответственности. 8.3. Соблюдение работниками Учреждения положений настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестации, а также при поощрениях работников. 9. Рассмотрение вопросов соблюдения работниками профессиональной этики и правил служебного поведения 8 9.1. Рассмотрение вопросов соблюдения работниками Учреждения положений настоящего Кодекса осуществляется коллегиальным органом – комиссией в рамках проведения служебных проверок, в порядке, установленном локальным нормативным актом Учреждения – Порядком проведения служебных проверок, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом. 9.2. По итогам рассмотрения вопроса соблюдения работником Учреждения положений настоящего Кодекса комиссией принимается одно из следующих решений: 1) о соблюдении норм профессиональной этики (правил служебного поведения); 2) о несоблюдении норм профессиональной этики (правил служебного поведения). В этом случае комиссия рекомендует руководителю Учреждения указать работнику на недо пустимость нарушения норм профессиональной этики (правил служебного поведения) либо применить к работнику конкретную меру ответственности. 10. Заключительные положения 10.1. Вопросы не нашедшие отражения в настоящем Кодексе, регулируются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами, локальными нормативными актами Учреждения 10.2. В случае принятия правовых актов по вопросам, отраженным в настоящем Кодексе, содержащих иные нормы по сравнению с настоящим Кодексом, в части возникающего противоречия применяются указанные нормативные правовые акты. Лист ознакомления с приказом от 22.07.2022 № 311: ФИО Должность Дата Подпись