Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников МАОУ СОШ №88

Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 88 города Тюмени
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
ПРИКАЗ
от

22.07. 2022

№

311

Об утверждении Кодекса
профессиональной этики и служебного
поведения работников МАОУ СОШ
№88
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции», Законом Тюменской области от 25.02.2009 № 6 «О
противодействии
коррупции
в
Тюменской
области»,
Методическими
рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и
противодействию коррупции, Мерами по предупреждению коррупции в
организациях, разработанными Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации,
Антикоррупционной
политикой МАОУ средняя
общеобразовательная школа №88, с учетом мнения выборного органа первичной
профсоюзной организации от 21.07.2022, приказываю:
1. Утвердить Кодекс профессиональной этики и служебного поведения
работников МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, (приложение).
2. Диспетчеру ОУ Карионовой Т.И.:
2.1. В течение 10 дней со дня издания настоящего приказа ознакомить с
настоящим приказом работников МАОУ средняя общеобразовательная школа №88,
под роспись.
2.2. Обеспечить ознакомление с настоящим приказом лиц, принимаемых на
работу в МАОУ средняя общеобразовательная школа №88, под роспись.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор

Е.В. Головчак

Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом МАОУ средняя
общеобразовательная школа №88, от
22.07.2022 № 311
Кодекс
профессиональной этики и служебного поведения работников
МАОУ средняя общеобразовательная школа №88,
1. Общие положения
1.1. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Законом
Тюменской области от 25.02.2009 № 6 «О противодействии коррупции в Тюменской
области», Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями
мер по предупреждению и противодействию коррупции, Мерами по предупреждению
коррупции в организациях, разработанными Министерством труда и социальной
защиты Российской Федерации, уставом МАОУ средняя общеобразовательная школа
№88, (далее – Учреждение).
1.2. Настоящий Кодекс устанавливает общие принципы профессиональной
этики и основные правила служебного поведения работников Учреждения
независимо от замещаемой должности, основанные на нравственных критериях и
традициях, а также на международных стандартах и правилах осуществляемой
деятельности.
1.3. Лицо, поступающее на работу в Учреждение, обязано ознакомиться с
положениями настоящего Кодекса и соблюдать их в процессе своей трудовой
деятельности.
1.4. Каждый работник Учреждения должен принимать все необходимые меры
для соблюдения положений настоящего Кодекса по месту работы, а также вне места
работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей,
а каждый гражданин вправе ожидать от работников Учреждения поведения в
отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
1.5. Целью настоящего Кодекса является установление этических норм и
правил служебного поведения работников Учреждения для достойного выполнения
ими своей профессиональной деятельности, предупреждение коррупции в
Учреждении, а также содействие укреплению авторитета работников, доверия
граждан к работникам Учреждения и обеспечение единых норм поведения
работников Учреждения.
1.6. Настоящий Кодекс служит основой для формирования должной морали в
Учреждении, уважительного отношения к работникам Учреждения в общественном
сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравс твенности
работников Учреждения, их самоконтроля.
1.7. Знание и соблюдение работниками Учреждения положений настоящего
Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной
деятельности и служебного поведения.

2

2. Основные принципы и правила служебного поведения
2.1. Работники Учреждения при любых обстоятельствах должны сохранять
честь и достоинство, присущие их деятельности.
2.2. В процессе своей профессиональной деятельности работники Учреждения
должны соблюдать следующие этические принципы: законность; объективность;
компетентность; независимость; тщательность; справедливость; честность;
гуманность; демократичность;
профессионализм;
взаимоуважение;
конфиденциальность.
2.3. Работники Учреждения, сознавая ответственность перед государством,
обществом и гражданами, призваны:
1) оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной
деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
2) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком
профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Учреждения;
3) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как
Учреждения, так и работников Учреждения;
4) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Учреждения;
5) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным
группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан,
профессиональных или социальных групп и организаций;
6) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою
профессиональную деятельность решений политических партий и общественных
объединений;
7) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному
исполнению ими должностных обязанностей;
8) соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и
запреты;
9) проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками
образовательных отношений;
10) проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других
государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических,
социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному
и
межконфессиональному согласию;
11) придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с
осуществлением возложенных на Учреждение социальных функций;
12) принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и
урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
13) быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;
14) обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний
и навыков;
15) соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать
использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;

3
16) постоянно стремиться к более эффективному распоряжению ресурсами,
находящимися в сфере их ответственности;
17) соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во
внешнем виде;
18) не использовать служебное положение для оказания влияния на
деятельность Учреждения, организаций, должностных лиц, граждан при решении
вопросов личного характера;
19) соблюдать установленные в Учреждении правила предоставления
служебной информации.
2.4. Работники Учреждения обязаны:
1)
соблюдать
Конституцию
Российской
Федерации,
федеральные
конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, нормативные правовые акты Тюменской области,
муниципальные правовые акты;
2) противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее
профилактике в порядке, установленном действующим законодательством,
Антикоррупционной политикой Учреждения, иными локальными нормативными
актами Учреждения;
3) при исполнении должностных обязанностей не допускать личную
заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
4) при приеме на работу в Учреждение и исполнении должностных
обязанностей заявить о наличии у него личной заинтересованности, которая влияет
или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей;
5) уведомлять непосредственного руководителя, лицо, ответственное за
реализацию Антикоррупционной политики Учреждения, руководство Учреждения,
обо всех случаях обращения к работнику Учреждения каких-либо лиц в целях
склонения к совершению коррупционных правонарушений.
6) обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении
действующих в Учреждении норм и требований, принятых в Учреждении в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.5. Работник Учреждения, наделенный организационно-распорядительными
полномочиями по отношению к другим работникам Учреждения:
1) должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации,
способствовать формированию в Учреждении культуры нетерпимости к коррупции,
благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;
2) должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта
интересов, принимать меры по предупреждению коррупции;
3) должен не допускать случаев принуждения работников Учреждения к
участию в деятельности политических партий и общественных объединений;
4) должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему работники
Учреждения не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным
поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
5) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих
принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по
недопущению таких действий или бездействия.

4

3. Этические правила служебного поведения
3.1. В служебном поведении работнику Учреждения необходимо исходить из
конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
3.2. В служебном поведении работник Учреждения должен воздерживаться от:
1) поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном
исполнении должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных
нанести ущерб их репутации и(или) авторитету Учреждения;
2) пренебрежительных отзывов о деятельности Учреждения или проведения
необоснованных сравнений его с другими организациями;
3) преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
4) проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
5) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального,
имущественного или семейного положения, политических или религиозных
предпочтений;
6) высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес
определённых социальных, национальных или конфессионных групп;
7) резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с
физическими недостатками человека;
8) грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
9) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное (коррупционное)
поведение;
10) поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или)
моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям
закона, нравственным принципам и нормам.
11) поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность
совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в
интересах или от имени Учреждения.
3.3. Работники Учреждения должны способствовать своим служебным
поведением
установлению в
коллективе деловых
взаимоотношений
и
конструктивного
сотрудничества
друг
с
другом,
быть
вежливыми,
доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в
общении с гражданами и коллегами.
4. Обязательства педагогических работников перед обучающимися
4.1. Педагогические работники Учреждения в процессе взаимодействия с
обучающимися обязаны:
1) признавать уникальность, индивидуальность и определённые личные
потребности каждого;

5
2) самостоятельно выбирать подходящий стиль общения, основанный на
взаимном уважении;
3) обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения
его потенциала;
4) выбирать такие методы работы, которые поощряют в обучающихся развитие
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
самоконтроля,
самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
5) при оценке поведения и достижений обучающихся стремиться укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования,
повышать мотивацию обучения;
6) проявлять толерантность;
7) защищать интересы и благосостояние обучающихся и прилагать все усилия
для того, чтобы защитить обучающихся от физического и (или) психологического
насилия;
8) осуществлять должную заботу и обеспечивать конфиденциальность во всех
делах, затрагивающих интересы обучающихся;
9) прививать обучающимся ценности, соответствующие международным
стандартам прав человека;
10) вселять в обучающихся чувство, что они являются частью взаимно
посвящённого общества, где есть место для каждого;
11) стремиться стать для обучающихся положительным примером;
12) применять свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм
и состраданием;
13) гарантировать, что особые отношения между ними не будут никогда
использованы как идеологический и религиозный инструмент.
4.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники
Учреждения обязаны воздерживаться от:
1) навязывания обучающимся своих взглядов, убеждений и предпочтений;
2) оценки личности обучающихся и личности их законных представителей;
3) предвзятой и необъективной оценки деятельности и поступков
обучающихся;
4) предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей
обучающихся;
5) отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и
психологические недостатки обучающихся, а также из-за отсутствия времени для
объяснения;
6) проведения на занятиях политической или религиозной агитации.
5. Обязательства работников перед родителями
(законными представителями) обучающихся
5.1. Работники Учреждения в процессе взаимодействия с законными
представителями обучающихся должны:
1) начинать общение с приветствия;
2) проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание
помочь;
3) выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая
говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

6
4) относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам,
инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
5) высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется,
спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
6) выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при
необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;
7) разъяснить при необходимости требования действующего законодательства
и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
8) принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий
сообщить координаты полномочного лица).
5.2. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся
работники Учреждения не должны:
1) перебивать их в грубой форме;
2) проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
3) разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
4) разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных
представителях;
5) переносить своё отношение к законным представителям обучающихся на
оценку личности и достижений их детей.
5.3. Педагогические работники Учреждения должны прилагать все усилия,
чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их
ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя
выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.
5.4. Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых
замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную
ситуацию или скандал.
В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя
обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
6. Обязательства работников перед администрацией Учреждения
6.1. Работники Учреждения выполняют законные требования и указания
администрации Учреждения и имеют право подвергнуть их сомнению в случаях и
порядке, установленных действующим законодательством.
6.2. В процессе взаимодействия с администрацией Учреждения работники
обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.
7. Обязательства администрации Учреждения перед работниками
7.1. Администрация Учреждения обязана:
1) быть для других работников образцом профессионализма и безупречной
репутации, способствовать формированию в Учреждении благоприятного для
эффективной работы морально-психологического климата;
2) делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений
каждого работника;

7
3) ограждать работников от излишнего или неоправданного вмешательства в
вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных
обязанностей.
7.2. Представители администрации Учреждения должны:
1) формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего
Кодекса;
2) быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм
настоящего Кодекса;
3) помогать работникам словом и делом, оказывать морально -психологическую
помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
4) регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
5) пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости,
лицемерия в коллективе;
6) обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
7) способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности
Учреждения с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за
недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан
появляются сомнения в законности действий работников.
7.3. Представитель администрации Учреждения не имеет права:
1) перекладывать свою ответственность на подчинённых;
2) использовать служебное положение в личных интересах;
3) проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
4) обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;
5) предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по
признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности,
личной преданности, приятельских отношений;
6) демонстративно приближать к себе отдельных работников, делегировать им
те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять,
награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и
нематериальным ресурсам;
7) умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества
вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
8. Ответственность за нарушение положений настоящего Кодекса
8.1. Каждый работник при заключении трудового договора должен быть
ознакомлен под под пись с настоящим Кодексом и соблюдать принципы и требования
его положений.
8.2. Нарушение работником Учреждения положений настоящего Кодекса
подлежит моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных законодательством,
влечет применение к работнику Учреждения мер юридической, дисциплинарной
ответственности.
8.3. Соблюдение работниками Учреждения положений настоящего Кодекса
учитывается при проведении аттестации, а также при поощрениях работников.
9. Рассмотрение вопросов соблюдения работниками профессиональной этики
и правил служебного поведения

8
9.1. Рассмотрение вопросов соблюдения работниками Учреждения положений
настоящего Кодекса осуществляется коллегиальным органом – комиссией в рамках
проведения служебных проверок, в порядке, установленном локальным нормативным
актом Учреждения – Порядком проведения служебных проверок, с учетом
особенностей, установленных настоящим разделом.
9.2. По итогам рассмотрения вопроса соблюдения работником Учреждения
положений настоящего Кодекса комиссией принимается одно из следующих
решений:
1) о соблюдении норм профессиональной этики (правил служебного
поведения);
2) о несоблюдении норм профессиональной этики (правил служебного
поведения). В этом случае комиссия рекомендует руководителю Учреждения указать
работнику на недо пустимость нарушения норм профессиональной этики (правил
служебного поведения) либо применить к работнику конкретную меру
ответственности.
10. Заключительные положения
10.1. Вопросы не нашедшие отражения в настоящем Кодексе, регулируются в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Тюменской
области, муниципальными правовыми актами, локальными нормативными актами
Учреждения
10.2. В случае принятия правовых актов по вопросам, отраженным в настоящем
Кодексе, содержащих иные нормы по сравнению с настоящим Кодексом, в части
возникающего противоречия применяются указанные нормативные правовые акты.

Лист ознакомления с приказом от 22.07.2022 № 311:
ФИО

Должность

Дата

Подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».