Рабочая тетрадь педагога Формирование функциональной грамотности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 Г. ТЮМЕНИ

Лаборатория
функциональной грамотности
МО «Метапредмет»
Группа педагогов ____________________________________________
ФИО педагога___________________________________________________

1.В каком высказывании речь идѐт о функциональной грамотности?
А. Знания у наших детей есть, вот только пользоваться ими не все умеют.
Б. Дети совершенно не читают книг! Всѐ время проводят в социальных сетях.
В. Пропал интерес к технике, не выбирают естественнонаучные специальности.
Г. Не умеют считать, без калькулятора никуда!
2. Что в большей степени влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности?
А. Договоренность экспертов.
Б. Содержание учебных программ.
В. Развитие потребностей общества.
Г. Требования высших учебных заведений.
3. В каком международном исследовании оценивается уровень функциональной грамотности выпускников основной
школы?
А. Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования – TIMSS.
Б. Международное исследование прогресса по читательской грамотности – PIRLS.
В. Международное исследование качества граждановедческого образования – ICCS.
Г. Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA.
4. Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной
грамотности?
А. Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области.
Б. Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни.
В. Соответствие возрастным особенностям учащихся.
Г. Наличие одного правильного ответа.
Д. Новизна формулировки задачи.
Е. Знакомый для учащихся формат задания.
Ж. Неопределенность в способах решения.
З. Возможность самостоятельно сформулировать ответ или привести решение.
5. Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию
функциональной грамотности?
А. Содержание образования.
Б. Управление образованием.
В. Система учебно-методических материалов.
Г. Материально-техническая база школы.
Д. Профессиональная подготовка учителя.

УКАЖИТЕ ПРЕДМЕТ ИЛИ ПРЕДМЕТЫ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЕДЕТЕ ________________________________________________________
компетенции

детализация
Могу работать с
содержанием

Читательская грамотность
НАХОДИТЬ И
читать
ИЗВЛЕКАТЬ
понимать различные тексты (включая учебные)
ИНФОРМАЦИЮ
воспроизводить или использовать информацию,
представленную в них в явном виде
вычленять информацию из нескольких фрагментов
текста одновременно
структурирование текста
определение прямых и косвенных связей в тексте
категоризация информации
ОСМЫСЛИВАТЬ И
Оценивать содержание текста или его элементы
ОЦЕНИВАТЬ
относительно целей автора
СОДЕРЖАНИЕ И
Оценивать форму текста (структуру, цель) ,
ФОРМУ ТЕКСТА
целесообразность использованных приемов.
Понимать назначение структурной единицы текста
Оценивать полноту и достоверность информации
Обнаруживать противоречия в одном или нескольких
текстах
Умение высказать и обосновывать свою точку зрения
на предмет, обсуждаемый в тексте
Связывание текста с собственным опытом
ИНТЕГРИРОВАТЬ И оценивать достоверность информации
ИНТЕРПРЕТИРОВАТ находить способы сопоставления противоречащих
Ь ИНФОРМАЦИЮ
фрагментов текста
умение видеть скрытые допущения или утверждения
Делать выводы
Понимать фактологическую информацию
Умозаключать о предшествующем событии
Устанавливать скрытые связи между событиями и

Приемы формирования
Могу работать с Могу
контекстом
формировать
или
отрабатывать на
своем предмете
(предметах)
компетенцию

Поможет при
подготовке к
ГИА,ВПР,
промежуточной
аттестации

утверждениями
Восстанавливать элементы текста
Соотносить визуальное изображение с вербальным
текстом
Определять намерения автора, значение эпизода и
т.п.
Понимать мотивы, характеры героев
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
использовать информацию из текста для решения
ИНФОРМАЦИЮ ИЗ
практической задачи
ТЕКСТА
Формулировать на основе полученной из текста
информации собственной гипотезы
Прогнозировать события, результаты на основе
текста
Предлагать интерпретацию нового явления того же
класса, что и в тексте
Выявлять связь между прочитанным и современной
реальностью
Математическая грамотность
Формулировать
распознавать и выявлять возможности использовать
ситуации
математику
математически
Принять имеющуюся ситуацию и трансформировать
ее в форму, поддающуюся математической обработке
создавать математическую модель, отражающую
особенности описанной ситуации
Применять
Применять математические понятия, факты,
математику
процедуры, рассуждения и инструменты для
получения решения или выводов.
Выполнение математических процедур,
необходимых для получения результатов и
математического решения (например, анализировать
информацию на математических диаграммах и
графиках, работать с геометрическими формами в
пространстве, анализировать данные)
Работать с моделью, выявлять закономерности,
определять связи между величинами и создавать
математические аргументы
Интерпретировать
способность размышлять над математическим
решением или результатами, интерпретировать и
оценивать их в контексте реальной проблемы.
Перевод математического решения в контекст
реальной проблемы,

Рассуждать

Метапредметные
умения

Предметные умения

Оценивание реальности математического решения
или рассуждений по отношению к контексту
проблемы.
Интерпретация и оценка полученного решения или
определение того, что результаты разумны и имеют
смысл в рамках предложенной ситуации
Разработать объяснение или аргументацию с учетом
контекста проблемы.
Умение размышлять над аргументами,
обоснованиями и выводами,
Умение пользоваться различными способами
представления ситуации на языке математики
оценивать рациональность применяемого
математического аппарата
Анализ возможностей оценки и интерпретации
полученных результатов с учетом особенностей
предлагаемой ситуации.
решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи, требующие
полного и критического понимания текста
удерживать условия задания в процессе решения;
самоконтроль за выполнением условий
(ограничений) в описании ситуации при
нахождении решения и интерпретации полученного
решения в рамках
предложенной ситуации;
работать с информацией, представленной в
различной форме (текста, таблицы,
диаграммы столбчатой или круговой, схемы,
рисунка, чертежа с обозначением
видимых и невидимых элементов геометрической
фигуры) в контексте
конкретной проблемы.
Функции
Алгебраические выражения
Уравнения и неравенства
Система координат
Геометрические объекты
Измерения
Числа и единицы измерения
Арифметические и алгебраические операции

Проценты, отношения и пропорции
Оценка
Принципы подсчѐтов
Набор данных, представление и интерпретация
Изменчивость данных и еѐ описание
Выборки и составление выборок
Случайность и вероятность
Естественнонаучная грамотность
Научное объяснение
Применить естественнонаучные знания для анализа
явлений
ситуации/проблемы
Выбрать модель, лежащую в основе объяснения.
Выбрать объяснение, наиболее полно отражающее
описанные процессы
Создать объяснение, указав несколько причинноследственных связей.
Выбрать возможный прогноз и аргументировать
выбор
Сделать прогноз на основании предложенного
объяснения процесса
Привести примеры возможного применения
естественнонаучного знания для общества
Понимание
Различать вопросы, которые возможно исследовать
особенностей
методами естественных наук.
естественнонаучного
Распознавать гипотезу, на проверку которой
исследования
направлено данное исследование.
Оценить предложенный способ проведения
исследования/план исследования.
Интерпретировать результаты исследований,
находить информацию, подтверждающую выводы.
Сделать выводы по предложенным результатам
исследования.
Оценить способ обеспечения надѐжности данных и
достоверности объяснений.
Предложить способ увеличения точности
получаемых в исследовании данных.
Интерпретация
Определять недостающую информацию для решения
данных и
проблемы.
использование
Распознавать предположения (допущения),
научных
аргументы и описания в научно-популярных текстах.
доказательств для
Находить необходимые данные в источниках

получения выводов

информации различной формы (таблицы, графики,
схемы, диаграммы, карты
Преобразовать информацию из одной формы
представления данных в другую.
Интерпретировать данные и делать соответствующие
выводы.
Оценивать достоверность научных аргументов и
доказательства из различных источников
Финансовая грамотность
ВЫЯВЛЕНИЕ
Умение работать с источниками финансовой
ФИНАНСОВОЙ
информации
ИНФОРМАЦИИ
Умение выделять финансовую информацию из
описания жизненных ситуаций
Умение определять финансовые задачи исходя из
ситуации
АНАЛИЗ
Умение сравнивать и противопоставлять
ИНФОРМАЦИИ В
информацию
ФИНАНСОВОМ
Умение осуществлять синтез информации
КОНТЕКСТЕ
Умение экстраполировать выводы полученные из
наблюдения над частью явления на другие его части
ОЦЕНКА
Построение финансовых обоснований
ФИНАНСОВЫХ
Построение доказательных объяснений
ПРОБЛЕМ
Умение формулировать оценочные суждения
Умение обобщать предложенную информацию
ПРИМЕНЕНИЕ
Использование доступных финансовых знаний
ФИНАНСОВЫХ
Понимание моделей поведения, целесообразных в
ЗНАНИЙ
определенных условиях
Определение порядка действий в заданной ситуации
Умение производить элементарные финансовые
расчеты
Глобальная компетентность
способность
Формирование навыков и взглядов, необходимых для
рассматривать
жизни во взаимосвязанном мире
вопросы и ситуации
Использование знаний о мире и критическое
местного, глобального мышление при рассуждении о глобальных событиях
и межкультурного
Умение задавать вопросы
значения (например,
Умение анализировать информацию, объяснять
бедность,
явления
экономическая
Готовность вырабатывать собственную позицию
взаимозависимость,
относительно местных, глобальных или

миграция,
неравенство,
экологические риски,
конфликты,
культурные различия
и стереотипы)
способность понимать
и ценить различные
точки зрения и
мировоззрения

способность наладить
позитивное
взаимодействие с
людьми разного
национального,
этнического,
религиозного,
социального или
культурного
происхождения или
пола
способность и
склонность
предпринимать
конструктивные
действия в
направлении
устойчивого развития
и коллективного
благополучия
ЗНАНИЕ И
ПОНИМАНИЕ

межкультурных проблем
Медиаграмотность, т.е. способность находить,
анализировать и критически оценивать сообщения
СМИ.
Умение рассматривать глобальные проблемы, а
также взгляды и поведение других людей
всесторонне.
Готовность преодолевать межкультурные различия и
находить точки соприкосновения с представителями
других культур (например, основные права человека,
общий опыт)
Осознание своей культурной самобытности
Понимание сущности культурных ценностей и
убеждений окружающих его людей.
Понимание культурных норм, интерактивных стилей
и степень формальности межкультурного контекста
Умение адаптировать свое поведение и общение
Умение и желание понять других людей и общаться
с ними

Осознает необходимость улучшения условий жизни в
своем сообществе, в построении более
справедливого, мирного, инклюзивного и
экологически устойчивого мира.
готовностью реагировать на ту или иную местную,
глобальную или межкультурную проблему или
ситуацию
Осведомленность о наиболее значимых глобальных
проблемах
Понимание взаимосвязи между глобальными
проблемами, влияния глобальных проблем на
локальные тенденции

УМЕНИЯ

Креативное мышление
ВЫДВИЖЕНИЕ И
СОВЕРШЕНСТВОВА
НИЕ ИДЕЙ

ОТБОР И ОЦЕНКА
ИДЕЙ

Осознание сходства и различия межкультурных
различий, взаимопонимание
Понимание иной точки зрения, осознание факторов,
влияющих на выбор той или иной позиции
Указывать причины существования проблемы
(явления, действия, взаимодействия и пр.) с опорой
на представленную информацию и контекстные
знания
Приводить адекватные аргументы о возможных
перспективах развития проблемы (явления, действия,
взаимодействия и пр.) с опорой на представленную
информацию и контекстные знания
Оценивать информацию о проблеме (явлении,
действии, взаимодействии и пр.) с точки зрения
выбора источников
Оценивать информацию о проблеме (явлении,
действии, взаимодействии и пр.) с позиций
внутренней целостности, непротиворечивости
объективным данным и личному опыту
Объяснять сходства и различия в оценке проблемы,
явления, действия, взаимодействия, обусловленные
культурными и иными особенностями и традициями
умение выдвигать идеи на основе анализа прототипа
Умение выдвигать идеи на основе мозгового штурма
Способность выделять разные решения проблемы
Способность к творческому самовыражению в
соответствии с задачей
Самооценка адекватности и полезности, затратности
идеи
Способность оценивать сильные и слабые стороны
идеи
Определение креативной ценности идей
оценка четкости, понятности, оригинальности идеи
Умение отразить производимое впечатление
Умение выделить эффективные, экономичные,
инновационные решения
Способность к уточнению и совершенствованию
идей

1а
уровень

1b
уровень

Читательская
грамотность
Задачи
на
этом
уровне требуют от
читателя найти один
или
несколько
независимых
фрагментов
информации;
распознать основную
тему или цель автора
в тексте о знакомой
теме или установить
простую связь между
информацией
в
тексте и общими,
повседневными
знаниями.
Как
правило, требуемая
информация в тексте
является заметной, и
текст, как правило, не
содержит
противоречивой
информации.
Задачи
на
этом
уровне
требуют,
чтобы
читатель
нашел единственный
кусок
явно
заявленной
информации
в
видном
месте
в
коротком,
синтаксически
простом тексте со
знакомым контекстом
и типом текста, таким
как
повествование
или простой список.
Текст
обычно

Математическая
грамотность
Школьники могут
отвечать на вопросы,
связанные со
знакомыми
контекстами, где
присутствует вся
соответствующая
информация и
вопросы четко
определены. Они
способны
идентифицировать
информацию и
выполнять рутинные
процедуры в
соответствии с
прямыми
инструкциями в
конкретных
ситуациях. Они могут
выполнять действия,
которые почти всегда
очевидны и следуют
непосредственно из
данных
математических
условий

Естественно-научная
грамотность
Учащиеся, достигшие
1 уровня, могут
использовать
повседневные
содержательные и
процедурные знания,
чтобы распознавать
объяснение простого
научного явления.
При поддержке они
могут выполнять по
заданной процедуре
исследования не
более чем с двумя
переменными. Они
способны видеть
простые причинноследственные или
корреляционные
связи и
интерпретировать
графические и другие
визуальные данные,
когда для этого
требуются умения
низкого уровня. Они
могут выбрать
лучшее научное
объяснение для
представленных
данных в знакомых
ситуациях,
относящихся к
личному, местному и
глобальному
контекстам.

Глобальная
компетентность
На 1 уровне
обучающиеся могут
правильно
определить одну
точку зрения и
использовать
полученную
информацию для
выполнения задания.
Они могут
рассуждать за
пределами
информации задания,
когда им знаком
контекст и они могут
легко представить
себя на месте
другого. Учащиеся
могут оценить
минимальный объем
информации, описать
ситуацию или ее
аспекты

Финансовая
грамотность
Базовый уровень
финансовой
грамотности.
Обучающиеся
распознают типичные
финансовые
продукты и термины
и понимают
информацию,
относящуюся к
базовым финансовым
понятиям. Они могут
понять разницу
между
потребностями и
желаниями и
принимать простые
решения о
ежедневных тратах.
Они понимают
назначение обычных
финансовых
документов, таких
как счет, и
применяют базовые
арифметические
действия (сложение,
вычитание или
умножение) в
финансовых
ситуациях, с
которыми они лично
могут сталкиваться

Креативное
мышление
Креативное
мышление не
сформировано. •
Выполняют не более
одного-двух заданий,
но не полностью, а
давая лишь частично
принимаемый ответ. •
Способны оценить
чужую идею –
социальную или
художественную,
однако при этом
учитывают, как
правило, не всю
совокупность
требований, которые
следует предъявлять
оцениваемой идее, а
только одно какоелибо требование.

2
уровень

включает повторение
информации,
картинок
или
знакомых символов.
Противоречивая
информация
минимальна.
В
задачах, требующих
интерпретации,
от
читателя
может
потребоваться
установить простые
связи
между
соседними
фрагментами
информации.
Задачи
на
этом
уровне
требуют,
чтобы
читатель
нашел
один
или
несколько
фрагментов
информации, которые
могут быть выведены
и
могут
соответствовать
нескольким
условиям.
Другие
требуют выделения
главной
идеи
в
тексте,
понимания
отношений
или
интерпретации
значения в пределах
ограниченной части
текста,
когда
информация
не
видна, и читатель
должен
сделать
выводы. Задачи на
этом уровне могут

Школьники могут
интерпретировать
ситуации в
контекстах, которые
требуют не более чем
прямого вывода. Они
могут извлекать
соответствующую
информацию из
одного источника и
использовать один
способ наглядного
представления.
Студенты на этом
уровне могут
использовать
основные алгоритмы,
формулы, процедуры
для решения
проблем, связанных с
целыми числами.

Учащиеся, достигшие
2 уровня, могут
опираться на знания
повседневного
содержания и
базовые процедурные
знания для
распознавания
научного объяснения,
интерпретации
данных, а также
распознать задачу,
решаемую в простом
экспериментальном
исследовании. Они
могут использовать
базовые или
повседневные
естественнонаучные
знания, чтобы
распознать
адекватный вывод из
простого набора
данных. Они
демонстрируют

На 2 уровне
обучающиеся могут
правильно
определить две
разные точки зрения
на ситуацию. Они
могут рассуждать,
используя
дополнительную
информацию, когда
количество
информации остается
минимальным. Когда
требуется
использовать
аргументы из условия
задания, они могут
оценить
минимальный или
средний объем
информации.
Обучающиеся могут
описать ситуацию
или ее аспекты, а
также найти

На этом уровне
обучающиеся
используют свои
знания, чтобы
принять финансовые
решения в ситуациях,
имеющих к ним
непосредственное
отношение.
Обучающиеся могут
применять знания
обычных финансовых
продуктов и
понимают наиболее
распространенные
финансовые термины
и понятия. Они могут
использовать
имеющуюся
информацию, чтобы
принимать
финансовые решения,
касающиеся их
самих. Они могут
использовать

Начальная стадия
формирования
креативного
мышления. •
Выполняют два-три
задания низкой
сложности, с
которыми
справляется
большинство
учащихся. • Могут
дать адекватную
оценку чужой идее,
выполняя задания с
выбором ответа. •
Способны
самостоятельно
выдвинуть одну-две
различающихся идеи,
как правило, для
знакомой ситуации в
социальной сфере. •
Достаточно уверенно
чувствуют себя в
обыденных

включать сравнения
или
противоречия.
Типичные
рефлексивные задачи
на
этом
уровне
требуют,
чтобы
читатели
сделали
сравнение
или
несколько
связей
между текстом и
внешним
знанием,
опираясь на личный
опыт и текст.

3
уровень

Задачи этого уровня
требуют от читателя
поиска и в некоторых
случаях
распознавания связи
между несколькими
частями информации,
которые
должны
удовлетворять
нескольким
условиям.
Интерпретационные
задачи
на
этом
уровне
требуют,
чтобы
читатель
объединил несколько
частей текста, чтобы
выделить
главную
идею,
понять
отношение
или
истолковать значение
слова или фразы. Они

Учащиеся могут
выполнять четко
описанные
процедуры, в том
числе те, которые
требуют
последовательных
решений. Они могут
построить простую
модель и на ее основе
выбрать и применить
простые стратегии
решения проблем.
Школьники на этом
уровне могут
интерпретировать и
использовать знания,
полученные из
различных
источников
информации, строить
свои рассуждения с

базовые
познавательные
умения, распознавая
вопросы, которые
могут изучаться
естественнонаучным
и методами.

правильное
объяснение среди
предложенных. Когда
имеется
минимальный объем
информации для
оценки, они могут
самостоятельно
объяснить ситуацию
или ее аспекты.

Учащиеся, достигшие
3 уровня, могут
опираться на не очень
сложные знания для
распознавания или
построения
объяснений знакомых
явлений. В менее
знакомых или более
сложных ситуациях
они могут строить
объяснения,
используя подсказки.
Опираясь на
элементы
содержательных или
процедурных знаний,
они способны
выполнить простой
эксперимент для
ограниченного круга
задач. Учащиеся,

На 3 уровне
обучающиеся могут
выявить в
предложенной
ситуации и
проанализировать
две-три различные
точки зрения. На
этом уровне
наблюдается
зависимость между
способностью
обучающихся в ходе
рассуждения
выходить за рамки
предложенной
ситуации и объемом
информации,
подлежащей
оцениванию.
Рассуждения
обучающегося тем

арифметические
вычисления в одно
действие, включая
деление, чтобы
ответить на
финансовые вопросы.
Обучающиеся
демонстрируют
понимание
взаимосвязи между
различными
финансовыми
понятиями, такими
как полезность и
стоимость. Эти
навыки являются
необходимыми для
полноценной жизни в
обществе.
Обучающиеся
понимают
распространенные
финансовые понятия,
термины и
применяют эти
знания в типичных
ситуациях. Они
понимают
последствия
финансовых решений
и могут выполнять
простое
планирование в
знакомых ситуациях.
Они могут делать
правильные выводы
из различных
финансовых
документов и могут
15 выполнять
различные

повседневных
ситуациях, в которых
нет новых или
расходящихся с их
опытом идей.

Отдельные
проявления
креативного
мышления при
решении несложных
проблем. •
Показывают средние
по выборке
результаты, выполняя
примерно половину
заданий работы. •
Уверенно работают с
заданиями на
письменное
самовыражение и на
решение социальных
проблем низкой и
средней сложности. •
Способны давать
адекватную оценку
чужим идеям,
выдвигать

4

должны
учитывать
многие особенности
при
сравнении,
противопоставлении
или классификации.
Часто
требуемая
информация не видна
или
есть
много
конкурирующей
информации;
или
есть
другие
текстовые
препятствия,
например,
сформулированные
через
отрицание
идеи. Рефлексивные
задачи
на
этом
уровне
могут
потребовать
от
читателя нахождение
связей,
проведения
сравнения
или
оценки особенностей
текста.
Некоторые
рефлексивные задачи
требуют от читателя
продемонстрировать
тонкое
понимание
текста по отношению
к
привычным,
повседневным
знаниям.
Другие
задачи не требуют
подробного
понимания текста, но
требуют,
чтобы
читатель опирался на
менее общие знания.

опорой на
полученные знания.
Они обычно
демонстрируют
способность работать
с процентами,
дробями и
десятичными
числами, а также с
пропорциональными
отношениями

достигшие 3 уровня,
способны провести
различие между
научным и
ненаучным
вопросами и
привести
доказательства для
научного
утверждения.

успешнее, чем
меньше объем
информации,
которую ему
необходимо оценить.
И наоборот,
обучающийся
демонстрирует
способность
оценивать средний и
больший объем
информации, если это
не требует
рассуждений,
выходящих за рамки
задания.
Обучающиеся могут
объяснить
несложную ситуацию
или ее аспекты. Они
демонстрируют
способность
оценивать, описывать
и/или объяснять
ситуации в рамках
задания.

математические
операции, включая
расчет процентов,
могут подбирать
нужные
математические
операции для
решения бытовых
финансовых задач,
таких как расчет
бюджета.

разнообразные и
оригинальные идеи,
доработать
предложенную идею
в несложных
знакомых ситуациях.
• Могут успешно
справиться с
некоторыми
ситуациями на
разрешение
естественно-научных
проблем и на
визуальное
самовыражение,
прежде всего – с
оценкой и отбором
идей. Способны
создать одиндва
различающихся
рисунка на основе
заготовки и
доработать их.

Задачи этого уровня,

Школьник может

Учащиеся, достигшие

На 4 уровне

Обучающиеся имеют

Демонстрируют

уровень

5

связанные с
извлечением
информации,
требуют от читателя
поиска и
упорядочивания
нескольких заданных
в тексте сведений.
Некоторые задачи на
этом уровне требуют
интерпретации
смысла нюансов
языка с учетом текста
в целом. Другие
задачи
интерпретации
требуют понимания и
применения
категорий в
незнакомом
контексте.
Рефлексивные задачи
на этом уровне
требуют, чтобы
читатели
использовали
формальное или
общественное знание,
чтобы выдвинуть
гипотезу или
критически оценить
текст. Читатели
должны
продемонстрировать
точное понимание
длинных или
сложных текстов,
содержание или
форма которых могут
быть незнакомы.
Задачи этого уровня,

эффективно
применять модели
для разбора сложных,
но конкретных
ситуаций, которые
могут включать
ограничения или
требовать
выдвижения гипотез.
Они могут выбирать
и интегрировать
различные
представления, в том
числе символические,
связывая их
непосредственно с
аспектами реальных
ситуаций.
Школьники на этом
уровне могут
использовать свой
ограниченный
диапазон навыков и
могут рассуждать в
простых контекстах.
Они могут
интерпретировать,
аргументировать и
объяснять свои
решения

4 уровня, могут
использовать более
сложные или более
абстрактные знания,
которые им либо
предоставлены, либо
они их вспомнили,
для объяснения
достаточно сложных
или не совсем
знакомых ситуаций и
процессов. Они могут
проводить
эксперименты,
включающие две или
более независимые
переменные, для
ограниченного круга
задач. Они способны
обосновать план
эксперимента,
опираясь на элементы
знаний о процедурах
и методах познания.
Учащиеся, достигшие
4 уровня, могут
интерпретировать
данные, относящиеся
к не слишком
сложному набору
данных, или в не
вполне знакомых
контекстах, получать
выводы, вытекающие
из анализа данных,
приводя обоснование
своих выводов.

обучающиеся могут
выявить и
проанализировать до
пяти различных точек
зрения. Они
демонстрируют
способность в
процессе
рассуждения
выходить за рамки
задания, привлекают
дополнительную
информацию, не
содержащуюся в
условии задания, при
оценке больших
объемов
информации, однако
эта оценка опирается
на базовые знания.
Обучающиеся могут
предоставить
описания ситуаций,
недостаточно им
знакомых, с
привлечением
причинноследственных связей.
Они также могут дать
объяснения ситуаций
или их аспектов и
демонстрируют
способность
оценивать, описывать
и/или объяснять
сложные ситуации на
основе условия
задания.

знания о сложных
финансовых
понятиях, которые
пригодятся им в
будущем, –
например, понимают,
что такое управление
банковским счетом и
сложные проценты в
накопительных
счетах. Они могут
оценить сложный
финансовый
документ, такой как
банковская выписка,
и объяснить
назначение
нетипичных
финансовых
продуктов. Они могут
принять финансовое
решение,
учитывающее
отдаленные
последствия,
например, оценить
суммарную
стоимость выплаты
долговременных
банковских кредитов,
и могут решать
традиционные задачи
в необычных
контекстах

креативное
мышление в
большинстве
содержательных и
компетентностных
областей. • Успешно
выполняют бόльшую
часть работы – до
75%: • задания на
письменное и
визуальное
самовыражение, • на
разрешение
социальных проблем,
• Демонстрируют
уверенное владение
всеми оцениваемыми
компетентностями
практически в любых
контекстах. •
Наибольшую
трудность в
естественно-научной
области для них
представляют
задания на
классификацию
объектов и задания,
при ответе на
которые требуется
уверенное владение
изученным
материалом. •
Проблемы в
визуальном
самовыражении
связаны с созданием
инфографик.

Школьники могут

Учащиеся, достигшие

На 5 уровне

Обучающиеся,

Уверенно

уровень

связанные
с
извлечением
информации,
требуют от читателя
поиска
и
упорядочивания
нескольких
фрагментов глубоко
внедренной
информации, делая
вывод о том, какая
информация в тексте
является релевантной
(необходимой).
Рефлексивные задачи
требуют критической
оценки
или
формулирования
гипотез, опираясь на
специализированные
знания.
Как
интерпретационные,
так и рефлексивные
задачи
требуют
полного и детального
понимания
текста,
содержание
или
форма
которого
незнакомы. Для всех
аспектов
чтения
задачи
на
этом
уровне, как правило,
связаны с понятиями,
которые
противоположны
ожиданиям.

разрабатывать и
работать с моделями
сложных ситуаций,
выявлять их
ограничения и
допущения. Они
могут выбирать,
сравнивать и
оценивать
соответствующие
стратегии для
решения сложных
проблем, связанных с
этими моделями.
Школьники на этом
уровне могут
мыслить
стратегически,
используя хорошо
развитые навыки
мышления и умение
рассуждать, вникать в
суть ситуации. Они
аргументируют свои
решения,
обосновывают
выводы.

5 уровня, могут
использовать
абстрактные
естественнонаучные
идеи или понятия,
чтобы объяснить
незнакомые им и
более сложные,
комплексные,
явления, события и
процессы,
включающие в себя
несколько причинноследственных связей.
Они могут применять
более сложные
знания, связанные с
научным познанием
для того, чтобы дать
оценку различным
способам проведения
экспериментов и
обосновать свой
выбор, а также
способны
использовать
теоретические знания
для интерпретации
информации или
формулирования
прогнозов. Учащиеся,
достигшие 5 уровня,
могут оценить
различные способы
исследования
предложенного им
вопроса с научной
точки зрения и
видеть ограничения
при интерпретации
данных, включая

обучающиеся могут
выявлять и
анализировать 5 и
более точек зрения. В
рассуждениях они
демонстрируют
способность
выходить за рамки
задания и привлекать
информацию, не
содержащуюся в
условии, оценивать
значительные объемы
информации, которая
непосредственно не
связана с базовыми
знаниями,
самостоятельно
устанавливая связи
при анализе
проблемы.
Обучающиеся могут
объяснять сложные
ситуации или их
аспекты, что требует
оценки информации с
точки зрения ее
достоверности,
определения
краткосрочных и
долгосрочных
последствий.

соответствующие
этому уровню
финансовой
грамотности, могут
выполнять самые
сложные из
представленных
заданий. Подростки
могут применять
свои знания
широкого круга
финансовых
терминов и понятий,
некоторые из них
могут стать
релевантными его
опыту только в
будущем (например,
сравнение условий в
разных кредитных
организациях). Также
они могут
анализировать
сложные финансовые
продукты и
учитывать значимые,
но неочевидные
особенности
финансовых
документов, такие
как стоимость
сделки. Они могут
выполнять задания с
высокой степенью
точности и решать
нестандартные
финансовые задачи,
могут описать
возможные
последствия
финансовых

демонстрируют
навыки креативного
мышления. •
Успешно работают с
подавляющим
большинством
заданий. • Могут
прояснить смысл
утверждений с
помощью рисунка,
создать инфографики
и наглядно
представить данные. •
Могут глубоко
погрузиться в
социальную
ситуацию,
демонстрируют
способность к
сопереживанию,
способны
предложить
нестандартные
способы еѐ
разрешения. •
Способны создавать
тексты в точном
соответствии с
требованиями
задания. • Выполняя
задания на
разрешение
естественно-научных
проблем, они
способны описать
несколько идей
проведения
эксперимента, в том
числе – предложить
нестандартные
методы и приѐмы.

источники
погрешностей и
неопределенностей в
научных данных.

6
уровень

Задачи на этом
уровне обычно
требуют от читателя
сделать несколько
выводов, сравнений и
различий, которые
являются
подробными и
точными. Они
требуют
демонстрации
полного и детального
понимания одного
или нескольких
текстов и могут
включать интеграцию
информации из
нескольких текстов.
Задачи могут
потребовать, чтобы
читатель имел дело с

На этом уровне
школьники могут
концептуализировать,
обобщать и
использовать
информацию на
основе исследования
и моделирования
сложных проблемных
ситуаций, и могут
использовать свои
знания в довольно
нестандартных
ситуациях. Они могут
гибко связывать
различные источники
информации и
представления.
Школьники на этом
уровне способны к
продвинутому

Учащиеся, достигшие
6 уровня, могут
опираться на целый
ряд взаимосвязанных
естественнонаучных
идей и понятий из
области физики,
биологии, географии
и астрономии и
использовать знания
содержания,
процедур и методов
познания для
формулирования
гипотез относительно
новых научных
явлений, событий и
процессов или для
формулирования
прогнозов. При
интерпретации

решений,
демонстрируя
понимание
финансовой ситуации
в широком смысле
слова, например,
рассчитать
подоходный налог.

Они уверенно
справляются с
заданиями на
классификацию и
изобретательство.
Некоторую трудность
в естественнонаучной области для
них представляют
задания, при ответе
на которые требуется
уверенное владение
изученным
материалом. •
Способны адекватно
оценить и доработать
чужую идею. Иногда
затрудняются с
критериальной
оценкой.

незнакомыми идеями
в присутствии видной
конкурирующей
информации и
генерировал
абстрактные
категории для
интерпретаций.
Задачи рефлексии и
оценки могут
потребовать от
читателя выдвинуть
гипотезу или
критически оценить
сложный текст на
незнакомую тему,
принимая во
внимание
многочисленные
критерии или точки
зрения, используя
сложное понимание,
выходящее за
пределы текста.
Важным условием
для доступа и
извлечения задач на
этом уровне является
точность анализа и
тонкое внимание к
деталям, которые
незаметны в текстах.

математическому
мышлению и
рассуждению. Они
демонстрируют
мастерство
символических и
формальных
математических
операций, также
могут разработать
новые подходы и
стратегии в новых
нестандартных
ситуациях.
Школьники на этом
уровне могут
размышлять о своих
действиях,
обосновывать свои
выводы.

данных и
использовании
научных
доказательств они
способны отличать
относящуюся к теме
информацию от не
относящейся и
способны опираться
на знания,
полученные ими вне
обычной школьной
программы. Они
могут различать
аргументы, которые
основаны на научных
данных и теориях, и
аргументы,
основанные на
других
соображениях.
Учащиеся, достигшие
6 уровня, могут дать
оценку
альтернативным
способам проведения
сложных
экспериментов,
исследований и
компьютерного
моделирования и
обосновать свой
выбор.

Проектирование достижения планируемых результатов
Уровни
Уровень узнавания
и понимания
Учим
воспринимать и
объяснять
информацию
Уровень
понимания и
применения
Учим думать и
рассуждать

Уровень анализа и
синтеза
Учим
анализировать и
интерпретировать
проблемы

ПОР
Находит и
извлекает
информацию из
различных
текстов

Типовые задачи
Определить вид текста, его источник. Обосновать своѐ мнение.
Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею.
Предложить или объяснить заголовок, название текста.
Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту.
Продолжить предложение словами из текста.
Определить назначение текста, привести примеры жизненных
ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из
текста.

Применяет
информацию,
извлечѐнную из
текста,
для
решения разного
рода проблем

Сформулировать проблему, описанную в тексте. Определить
контекст.
Выделить информацию, которая имеет принципиальное значение для
решения проблемы.
Отразить описанные в тексте факты и отношения между ними в графсхеме (кластере, таблице)
Из предложенных вариантов выбрать возможные пути и способы
решения проблемы.
Вставить пропущенную в тексте информацию из таблицы, графсхемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути и способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения проблемы по данному условию.
Выделить составные части в представленной информации (тексте,
задаче, проблеме), установить между ними взаимосвязи.
Сформулировать проблему на основе анализа представленной
ситуации. Определить контекст проблемной ситуации.
Определить область знаний, необходимую для решения данной
проблемы.
Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую
(текст в схему, таблицу, карту и наоборот).
Составить аннотацию, рекламу, презентацию.
Предложить варианты решения проблемы, обосновать их
результативность с помощью конкретного предметного знания.
Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения
данных проблем позволить быть успешным, результативным.
Составить алгоритм решения проблем данного класса.
Сделать аналитические выводы.

Анализирует и
интегрирует
информацию для
принятия
решения

Инструменты и средства
Тексты (учебный, художественный,
научно-популярный,
публицистический;
повествовательный, описательный,
объяснительный; медийный).
По содержанию тексты должны быть
математические, естественно-научные,
финансовые. Объѐм: не более одной
страницы.
Задачи (проблемные, ситуационные,
практико-ориентированные,
открытого типа, контекстные).
Проблемно-познавательные задания.
Графическая наглядность: графсхемы, кластеры, таблицы,
диаграммы, интеллект-карты.
Изобразительная наглядность:
иллюстрации, рисунки.
Памятки с алгоритмами решения
задач, проблем, заданий
Тексты, задачи, ситуации
Задачи (проблемные, ситуационные,
практико-ориентированные,
открытого типа, контекстные).
Проблемно-познавательные задания.
Графическая наглядность: графсхемы, кластеры, таблицы,
диаграммы, интеллект-карты.
Изобразительная наглядность:
иллюстрации, рисунки.
Памятки с алгоритмами решения

Уровень оценки в
рамках
предметного
содержания
Учим оценивать и
принимать
решения
Уровень оценки в
рамках
метапредметного
содержания
Учим действовать

Принимает
решение
на
основе оценки и
интерпретации
информации

Оценить качество представленной информации для решения личных,
местных, национальных, глобальных проблемы.
Предложить пути и способы решения обозначенных проблем.
Спрогнозировать
(предположить)
возможные
последствия
предложенных действий.
Оценить предложенные пути и способы решения проблем, выбрать и
обосновать наиболее эффективные.
Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения
проблемы.
Оценивает
Сформулировать проблему (проблемы) на основе анализа ситуации.
информацию
и Выделить граничные условия неопределѐнности многозадачности
принимает
указанной проблемы.
решение
в Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для решения
условиях
проблемы.
неопределѐнности Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы.
и
Обосновать
свой
выбор.
Доказать
результативность
и
многозадачности целесообразность выбранных способов деятельности.

Образовательный календарь
дата
событие
27.01
День полного освобождения Ленинграда
8.02
День Российской науки
15.02
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
21.02.
Международный день родного языка
23.02
День защитника Отечества
1.03.
Всемирный день иммунитета
1.03.
Всероссийский открытый урок ОБЖ
8.03
Международный женский день
14-20.03
Неделя математики
18.03
День воссоединения Крыма и России
21-27.03
Всероссийская неделя музыки для детей и юношества

Тексты, задачи, ситуации
Карты: модельные, технологические,
ментальные, дорожные

Типичные задачи (задания)
метапредметного и практического
характера.
Нетипичные задачи (задания)
метапредметного и практического
характера.
Комплексные контекстные задачи
(PISA)

примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».