Порядок привлечения обучающихся к труду

Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 88 города Тюмени
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
ПРИКАЗ
№

15.08.2023

333

ПРИКАЗ
Об утверждении Порядка привлечения
обучающихся к труду
в МАОУ СОШ №88 города Тюмени
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», уставом МАОУ СОШ №88 города Тюмени, в
целях определения порядка привлечения обучающихся МАОУ СОШ №88 города
Тюмени к труду, приказываю:
1. Утвердить Порядок привлечении обучающихся к труду в МАОУ СОШ №88
города Тюмени(приложение).
2. Признать утратившим силу приказ от 10.02.2021 № 48 «Об утверждении
Положения о привлечении обучающихся к труду в МАОУ СОШ №88 города
Тюмени».
3. Заместителю директора Крикало Т.И. ознакомить с настоящим приказом
работников МАОУ СОШ №88 города Тюмени под роспись.
4. Заместителю директора Басс И.С. разместить Порядок привлечения
обучающихся к труду в МАОУ СОШ №88 города Тюмени, утвержденный настоящим
приказом, на официальном сайте МАОУ СОШ №88 города Тюмени.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор

Е.В. Головчак

Приложение
УТВЕРЖДЕН
Приказом МАОУ СОШ №88 города Тюмени
от 15.08.2023 № 333

Порядок
привлечения обучающихся к труду
в МАОУ СОШ №88 города Тюмени
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 37 Конституции
Российской Федерации, с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 4 Трудового кодекса
Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от
25.02.2000 №163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными
условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц
моложе восемнадцати лет», Постановлением Минтруда Российской Федерации от
07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц
моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»,
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 (СП 2.4.3648-20), уставом МАОУ СОШ №88 города Тюмени (далее – Учреждение)
и регламентирует цели, задачи, основные этапы трудового воспитания обучающихся
Учреждения (далее – обучающиеся), виды и условия труда обучающихся, порядок
привлечения обучающихся к труду в Учреждении.
1.2. Привлечение обучающиеся к труду осуществляется на условиях и в
порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации
и настоящим Порядком.
1.3. Трудовое воспитание обучающихся является одним из направлений
образовательной деятельности Учреждения. Участие обучающихся в труде,
предусмотренном образовательной программой, является обязательным, если данный
труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным показаниям.
В целях настоящего Порядка под трудовым воспитанием понимается процесс
организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, формирования
у них трудовых умений и навыков, воспитания ответственного отношения к своей
работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению
высоких результатов.
1.4. Цели трудового воспитания обучающихся:
1) воспитание граждан, заинтересованных в своем профессиональном и
личностном росте, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных,
самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний,
настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности,
направленных на благо общества путем создания педагогических, психологических и
социальных условий;

2
2) содействие достижению баланса между профессиональными интересами и
возможностями человека и потребностями общества, требованиями рынка труда;
3) прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо
сфере трудовой деятельности;
4) содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека
в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом,
реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
1.5. Задачи трудового воспитания обучающихся:
1) формирование у обучающихся положительного отношения к труду как
высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
2) развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом
труде, стремление применять знания на практике;
3) воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и
ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
4) вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и
навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
1.6. Привлечение обучающихся к труду может быть предусмотрено
образовательной программой в части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных
для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке)
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого
Учреждением (после получения основного общего образования).
1.7. Настоящий Порядок является локальным нормативным актом,
регламентирующим вопросы организации и осуществления образовательной
деятельности, и размещается на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет».
2. Виды труда обучающихся
2.1. Трудовое воспитание обучающихся включает следующие виды труда:
1) учебный труд: включает в себя труд умственный и физический. В процессе
труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их
деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к
умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности.
Образовательными программами предусматривается физический труд на уроках
трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке;
2) общественно полезный труд: организуется в интересах всего коллектива. Он
включает в себя работу в Учреждении и дома: дежурство по Учреждению в целях
соблюдения общественного порядка и санитарных правил, уборку классов,
помещений, территории Учреждения, бытовой труд дома, уход за насаждениями,
благоустройство территории Учреждения, работа в школьных строительных отрядах,
школьных лесничествах, пришкольных лагерях с дневным пребыванием детей,
участие в социально значимой деятельности Учреждения и города, волонтерство и др.
3) производительный труд: предполагает участие обучающихся в создании
материальных ценностей. Участие в производительном труде развивает
профессиональные интересы и склонности обучающихся, позволяет им получить
начальный профессиональный опыт. Перспективной формой производительного
труда может быть взаимодействие с образовательными организациями
профессионального образования и работодателями.

3
3. Условия организации трудового воспитания в Учреждении
3.1. Учреждение обеспечивает условия, необходимые для эффективной
организации трудового воспитания обучающихся, в том числе:
1) единые подходы к трудовому воспитанию в Учреждении, семье и обществе в
целом. Согласованные действия семьи и Учреждения, отсутствие расхождений между
декларируемыми и реальными моделями поведения взрослых, способствует
воспитанию целостного мировоззрения, важной часть которого является позитивное
отношение к трудовой деятельности;
2) готовность педагогов заниматься трудовым воспитанием обучающихся на
уроках и во внеклассной работе;
3) качественное учебно-методическое обеспечение, позволяющее решать
задачи, поставленные в Федеральном образовательном стандарте;
4) финансирование и материально-техническую базу для организации
трудового воспитания, оснащение кабинетов труда, взаимодействие Учреждения с
организациями
профессионального
образования
и
работодателями,
заинтересованными в перспективных кадрах;
5) наличие нормативно-правовой базы для организации трудового воспитания.
3.2. Привлечение обучающихся к труду должно соответствовать гигиеническим
критериям допустимых условий и видов работ для обучения и труда подростков.
При организации труда обучающихся Учреждение руководствуется
нормативными актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а
также санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда
работников, не достигших 18-летнего возраста.
Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными
условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц
моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и
светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и
отделочных работ, подъему и переносу тяжестей.
3.3. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной
программой, реализуется в соответствии с принципом добровольности с учетом
возраста и состояния здоровья обучающихся.
4. Основные этапы трудового воспитания обучающихся
и формы работы Учреждения в целях трудового воспитания обучающихся
4.1. Основные этапы трудового воспитания обучающихся:
1-4 классы – пропедевтический этап: формирование позитивного отношения к
профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков;
5-7 классы – ориентировочный этап: формирование позитивного отношения к
труду, интереса, основанного на включенности обучающихся в общественно
полезную деятельность;
8-9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной
направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;
10-11 классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение
личностного смысла будущей профессиональной деятельности.
4.2. Формы работы Учреждения в целях трудового воспитания обучающихся:

4
Формы работы

Ответственные лица

Показатели эффективности
работы

Начальная школа (1-4 классы)
Организация бесед о
профессиях, активизирующие
методы профориентации
Просмотр и обсуждение
мультфильмов, чтение книг о
профессиях, работа с
электронными
образовательными ресурсами
Экскурсии в предметные
кабинеты Учреждения
Занятия в кружках и секциях,
участие в
профориентационных
мероприятиях
Беседы с родителями о
формировании у обучающихся
представлений о мире
профессий
Методическая поддержка и
организация курсов
повышения квалификации
работников Учреждения

Ответственные за
профориентационную работу,
классные руководители,
педагоги-психологи
Ответственные за
профориентационную работу,
классные руководители
Ответственные за
профориентационную работу,
учителя-предметники
Ответственные за
профориентационную работу

1. Сформированные навыки
самостоятельной деятельности.
2. Потребность в оказании
взрослым посильной помощи.
3. Интерес к различным видам
профессиональной
деятельности.
4. Общая ориентация в мире
профессий.

Педагоги-психологи, классные
руководители, родительский
актив
Администрация Учреждения
путем привлечения
специалистов учебнометодических центров,
институтов повышения
квалификации
Основная школа (5–9 классы)

Справочно-информационные
индивидуальные и групповые
консультации (содержание,
профессионально важные
качества, квалификационные
требования, медицинские
противопоказания, пути
получения профессий и
специальностей, рынок труда)
Индивидуальные и групповые
консультации по вопросам
выбора профессии, профиля
обучения, планирования
профессиональной карьеры
Уроки, факультативные
занятия, классные часы,
внеклассные мероприятия
Просмотр и обсуждение
фильмов, чтение книг о людях
труда, работа с электронными
образовательными ресурсами

Ответственные за
профориентационную работу,
педагоги-психологи

1. Осознание обучающимися
своих личностных
особенностей, интересов и
склонностей.
2. Реалистичная самооценка.

Педагоги-психологи,
специалисты центров
профориентации
Ответственные за
профориентационную работу,
классные руководители,
учителя-предметники
Классные руководители,
библиотекари

3. Сформированные навыки
самостоятельного поиска
информации о профессиях и
учреждениях
профессионального
образования.
4. Знание факторов, значимых
для выбора профессии и
специальности.
5. Способность анализировать
условия для достижения
профессиональных целей.

5
Экскурсии на предприятия,
учреждения
профессионального
образования, организация
профессиональных проб
Активизирующие методы
профориентации (игры,
психологические тренинги,
конкурсы)
Проектная и исследовательская
деятельность
Участие в школьных и
городских
профориентационных
мероприятиях
Методическая поддержка и
повышение квалификации
специалистов образовательных
организаций

Ответственные за
профориентационную работу,
классные руководители,
директора школ, руководители
предприятий, учреждений
профобразования, родители
Педагоги-психологи,
специалисты центров
профориентации
Учителя-предметники
Ответственные за
профориентационную работу,
специалисты центров
профессиональной ориентации
и дополнительного
образования
Администрация Учреждения
путем привлечения
специалистов учебнометодических центров,
институтов повышения
квалификации
Профильная школа (10–11 классы)

Справочно-информационные
индивидуальные и групповые
консультации (пути получения
профессии, ситуация на рынке
труда и образовательных услуг
и т.д.)
Индивидуальные и групповые
профконсультации (выявление
соответствия
профессиональных интересов и
склонностей требованиям
профессии, помощь в
планировании
профессиональной карьеры)
Элективные курсы (курсы по
выбору)
Проектная и исследовательская
деятельность
Организация социальной
практики и профессиональных
проб (стажировки,
производственная практика и
т.п.)
Методы активизации
профессионального
самоопределения,
формирование трудовых
навыков

Ответственные за
профориентационную работу,
педагоги-психологи

1. Информированность о
требованиях рынка труда,
путях получения профессии и
перспективах трудоустройства
по выбранной специальности.

Педагоги-психологи,
специалисты центров
профессиональной ориентации

2. Осознание своих
возможностей и ограничений.

Ответственные за
профориентацию, учителяпредметники
Учителя-предметники
Ответственные за
профориентационную работу,
классные руководители,
педагоги-психологи
Психологи, специалисты
центров профориентации

3. Способность соотносить
свои возможности, желания и
потребности рынка труда,
вносить коррективы в
профессиональные планы.
4. Сформированная трудовая
мотивация.

6
Экскурсии на предприятия и в
учреждения
профессионального
образования
Организация бесед и мастерклассов со специалистами представителями различных
профессий

Методическая поддержка и
повышение квалификации
специалистов образовательных
организаций

Классные руководители,
руководители школ,
предприятий, учреждений
профобразования,
родительский актив
Ответственные за
профориентационную работу,
педагоги-психологи,
руководители школ,
предприятий, учреждений
профобразования, центров
профориентации
Администрация Учреждения
путем привлечения
специалистов учебнометодических центров,
институтов повышения
квалификации

5. Организация труда обучающихся,
не предусмотренного образовательной программой
5.1. Труд обучающихся, не предусмотренный образовательной программой,
может быть организован по направлениям, указанным в пункте 2.1 настоящего
Порядка.
5.2. Организация труда обучающихся, не предусмотренного образовательной
программой, возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе,
в классе – на классного руководителя.
5.3. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной
программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового
законодательства.
5.4. Формы организации трудового воспитания обучающихся определяются
распорядительными актами руководителя Учреждения, зависят от его содержания и
объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
Основной является коллективная форма. Трудовые объединения обучающихся могут
быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.
5.5. График проведения работ определяет классный руководитель по
согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. График
проведения работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида
проводимых работ и занятости обучающихся.
5.6. Администрацией Учреждения назначаются педагогические работники для
участия в организации труда обучающихся, осуществляющие педагогическое
руководство их трудовой деятельностью.
Назначенные работники обязаны следить за тем, чтобы труд осуществлялся с
соблюдением санитарных норм, норм охраны труда и техники безопасности, перечня
разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних.
5.7. При организации труда обучающихся запрещается:
1) предоставление преимуществ в процессе реализации основной
общеобразовательной программы обучающимся, выразившим согласие на участие в
труде;

7
2) учитывать отказ обучающегося или родителя (законного представителя)
несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному
образовательной программой, при выставлении отметок текущей, промежуточной и
итоговой аттестации; принятии решения о награждении обучающегося грамотами и
медалями, применении иных видов поощрения;
3) применение мер дисциплинарного взыскания, педагогического воздействия к
обучающемуся за отказ обучающегося или его родителей (законных представителей)
от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой.
6. Заключительные положения
6.1. Вопросы организации труда обучающихся, не нашедшие отражения в
настоящем Порядке, регулируются в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными нормативными
правовыми актами, уставом Учреждения и иными локальными нормативными актами
Учреждения.
6.2. В случае принятия нормативных правовых актов по вопросам организации
труда обучающихся, содержащих иные нормы по сравнению с настоящим Порядком,
в части возникающего противоречия применяются указанные нормативные правовые
акты.
6.3. Лица, из числа педагогических и иных работников Учреждения, виновные
в организации принудительного труда обучающихся, нарушении порядка
привлечения обучающихся к труду несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации.

8
Лист ознакомления с приказом от 15.08.2023 № 333
№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Дата

Подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».