Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность. Естественнонаучная грамотность для 6 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей естественнонаучных
предметов

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность. Естественнонаучная грамотность»
для 6-х классов

Составители:
Камша Наталья Николаевна

Тюмень – 2023

1

Пояснительная записка
Рабочая

программа

«Методических

учебного

рекомендаций

по

курса

составлена

функциональной

на

основе

грамотности

обучающихся 5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой
платформе» ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской
академии образования» (2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе.
Программа нацелена на развитие способности человека осваивать и
использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на

научных доказательствах

выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные
особенности

естествознания

как

формы

человеческого

познания;

демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и
технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию
при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения
Уровень узнавания и
понимания
Уровень понимания и
применения
Уровень анализа и синтеза
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках
предметного содержания
Уровень оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания

Планируемый результат
находит и извлекает информацию о естественно-научных
явлениях в различном контексте
объясняет и описывает естественно-научные явления на основе
имеющихся научных знаний
распознает и исследует личные, местные, национальные,
глобальные естественно-научные проблемы в различном
контексте
интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные,
глобальные естественнонаучные проблемы в различном
контексте в рамках предметного содержания
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит
прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных
естественно-научных проблемах в различном контексте в
рамках метапредметного содержания
2

Личностные результаты
- объясняет гражданскую

позицию

в

конкретных

ситуациях

общественной жизни на основе естественно-научных знаний с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей.
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Общее количество часов: 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
За первый год обучения обучающиеся научатся находить и извлекать
информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков,
таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике,
форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение
применять знания для решения поставленных перед учеником практических
задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и
интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать,
делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение

полученной

информации с

помощью

вопросов (беседа,

дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение
материалов

в

сети

Интернет;

решение

ситуационных

и

практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и
реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах.
3

Тематическое планирование элективного курса
«Функциональная грамотность.
Естественнонаучная грамотность»
Тема занятия

Всего
часов

1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

2.

Научное объяснение явлений. Способы научного
исследования.
Анализ данных научного исследования.
Что такое комплексное задание?
Мои увлечения. «Звуки музыки».
Мои увлечения. «Аня и еѐ собака»
Здоровье человека. «Лучше слышать».
Уникальность воды. «Вода на стеклах».

1

Загадочные явления. «Что такое снег?»
Загадочные явления. «Движение воздуха»
Загадочные явления. «Лазерная указка и
фонарик»
Уникальность планеты Земля. «Условия для
существования жизни на Земле».
Свойства живых организмов. «Чем питаются
растения»
Растения и животные в нашей жизни.
«Вавилонские сады»
Растения и животные в нашей жизни. «Тепло и
холод в жизни растений»
Растения и животные в нашей жизни.
«Вавилонские сады»
Растения и животные в нашей жизни.
«Понаблюдаем за тиграми»
Экология Земли. «Заросший пруд»
Здоровье человека. «Анализ крови»
Земля, Солнечная система и Вселенная
«Представления о Вселенной»
Изучение и исследование Луны. «Луна».
Строение вещества. Структура и свойства
вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома.
Углекислый газ в природе и его значение.
«Углекислый газ: от газировки к
«газированному» океану».
Тело и вещество. Форма, объѐм, плотность.
«Айсберг»
Масса. Измерение массы тел. Единицы массы
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение

1
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.

1
1
1
1

Электронные
образовательные ресурсы
Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий и методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Сборник эталонных заданий.
Выпуски 1 и 2: учеб. пособие
для общеобразовательных
организаций / под ред. Г. С.
Ковалѐвой, А. Ю. Пентина. —
М.; СПб.: Просвещение, 2021
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.ru)

1
1
1
1
1

Электронный банк заданий по
формированию
функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/functional
literacy/events
Банк заданий - тренажер
заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/content/
?situations=true&knowledge=1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
4

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Механические явления. Сила и движение.
Человек и здоровье. «Чем мы дышим?»
Физические упражнения
Физиология и правильное питание
Экология Земли. Глобальное потепление.
Экология и энергосбережение.
Урок комплексной оценки естественнонаучной
грамотности
всего

1
1
1
1
1
1
1
34

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса
Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты и средства

Уровень
узнавания и
понимания
Учим
воспринимать и
объяснять
информацию

Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов

Определить вид текста, его источник.
Обосновать своѐ мнение.Выделить
основную мысль в текст, резюмировать
его идею.
Предложить или объяснить заголовок,
название текста. Ответить на вопросы
словами текста. Составить вопросы по
тексту.
Продолжить предложение словами из
текста.
Определить
назначение
текста,
привести
примеры
жизненных
ситуаций, в которых можно и нужно
использовать информацию из текста.

Тексты (учебный,
художественный, научнопопулярный,
публицистический;
повествовательный,
описательный,
объяснительный;
медийный).
По содержанию тексты
должныбыть
математические,
естественно-научные,
финансовые. Объѐм: не
более
одной страницы.

Уровень
понимания и
применения

Применяет
информацию,
извлечѐнную
из
текста,
для
решения
разного рода
проблем

Сформулировать проблему, описанную
в тексте. Определить контекст.
Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для решения
проблемы.
Отразить описанные в тексте факты и
отношения между ними в граф-схеме
(кластере, таблице)
Из предложенных вариантов выбрать
возможные пути и способы решения
проблемы.
Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, граф-схемы,
диаграммы.
Привести
примеры
жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути и
способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения проблемы
по данному условию.

Задачи (проблемные,
ситуационные, практикоориентированные,
открытоготипа,
контекстные).
Проблемно-познавательные
задания.
Графическая наглядность:
граф-схемы, кластеры,
таблицы,диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:иллюстрации,
рисунки.
Памятки с алгоритмами
решения задач, проблем,
заданий

Учим думать и
рассуждать

5

Уровень анализа Анализирует и
исинтеза
интегрирует
информацию
Учим
для принятия
анализировать и решения
интерпретирова
тьпроблемы

Уровень оценки
в рамках
предметного
содержания

Принимает
решение на
основеоценки
и
интерпретации
Учим оценивать информации
ипринимать
решения

Уровень оценки
в рамках
метапредметног
осодержания
Учим
действовать

Оценивает
информацию и
принимает
решение в
условиях
неопределѐнно
сти и
многозадачнос
ти

Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить
между нимивзаимосвязи.
Сформулировать проблему на основе
анализа представленнойситуации.
Определить контекст проблемной
ситуации.
Определить область знаний,
необходимую для решенияданной
проблемы.
Преобразовать информацию из одной
знаковой системы вдругую (текст в
схему, таблицу, карту и наоборот).
Составить аннотацию, рекламу,
презентацию.
Предложить варианты решения
проблемы, обосновать их
результативность с помощью
конкретного предметногознания.
Привести
примеры
жизненных
ситуаций, в которых опыт решения
данных проблем позволить быть
успешным, результативным.
Составить алгоритм решения проблем
данного класса. Сделать аналитические
выводы.
Оценить качество представленной
информации для решенияличных,
местных, национальных, глобальных
проблемы.
Предложить пути и способы решения
обозначенных проблем.
Спрогнозировать (предположить)
возможные последствияпредложенных
действий.
Оценить предложенные пути и способы
решения проблем,выбрать и обосновать
наиболее эффективные.
Создать дорожную (модельную,
технологическую) карту
решения проблемы.
Сформулировать проблему (проблемы)
на основе анализаситуации.
Выделить граничные условия
неопределѐнностимногозадачности
указанной проблемы.
Отобрать (назвать) необходимые
ресурсы (знания) длярешения
проблемы.
Выбрать эффективные пути и способы
решения проблемы.
Обосновать свой выбор. Доказать
результативность ицелесообразность
выбранных способов деятельности.

Тексты, задачи, ситуации
Задачи (проблемные,
ситуационные, практикоориентированные,
открытоготипа,
контекстные).
Проблемно-познавательные
задания.
Графическая наглядность:
граф-схемы, кластеры,
таблицы,диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:иллюстрации,
рисунки.
Памятки с алгоритмами
решения

Тексты, задачи, ситуации
Карты: модельные,
технологические,
ментальные,дорожные

Типичные задачи (задания)
метапредметного и
практического характера.
Нетипичные задачи
(задания)метапредметного и
практического характера.
Комплексные контекстные
задачи (PISA)

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».