Рабочая программа по праву для 11 классов_2023-2024 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей общественнонаучных предметов

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
по предмету «Право»
для 11 класса

Составитель:
учитель истории и обществознания
Булавко Татьяна Владимировна
Срок реализации программы
2023 – 2024 учебный год

Тюмень, 2023 г.
1

1. Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.,
29.06.2017 г., 24.09.2020, 11.12.2020 г.);
 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
 Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88, г.
Тюмень, 2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом директора МАОУ СОШ №88 от
30.08.2022 г.),
а также авторской рабочей программы Право. Рабочая программа. 10 – 11 классы: учебнометодическое пособие / Е.К. Калуцкая. – М.: Дрофа, 2017.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №88 на 2023 – 2024 учебный год на
изучение предмета право в 11 классе отведен 1 час в неделю, 34 часа в год. Рабочая программа
составлена в соответствии с авторской программой без изменений.
Для реализации рабочей программы используется учебники и учебные пособия







Право. 10—11 кл. Базовый и углублѐнный уровни/ А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина. – М.:
Дрофа, 2017
Никитина Т.И. Право. Базовый и углубленный уровни. 10 класс: рабочая тетрадь/ Т.И.
Никитина, А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2017Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Басик
Н.Ю. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: базовый уровень- М.,
«Просвещение», 2014
Обществознание. Школьный словарь. 10 – 11 класс; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И.
Аверьянов. – М.: Просвещение, 2015.
Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право»
/Баранов П.А. – М.: АСТ Астрель, 2009
Макаренко С.Н., Байков А.В. Правоведение. Курс лекций. Учебное пособие/ С.Н.
Макаренко, А.В. Байков. – М.: «Книга сервис», 2015

Для обеспечения реализации рабочей программы в очном формате и с использованием
дистанционных технологий в образовательном процессе будут использоваться образовательные
интернет площадки, ресурсы и приложения:
1. Облако знаний
https://oblakoz.ru/
2. Библиотека ЦОК Академии Минпросвещения России
https://lesson.edu.ru/
3. АО Издательство «Просвещение»
https://prosv.ru/
4. Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
5. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/

2

Рабочая программа предназначена для реализации как в очном, так и в смешанном формате
обучения (с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных
ресурсов).
2. Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников средней (полной) школы, формируемыми при изучении
содержания курса «Право», должны стать:
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству,
его защите;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 готовность к служению Отечеству, его защите;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
 гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
 признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
 мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
 принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
 бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и другим людей, умение оказывать
первую помощь;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
3



сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Межпредметные результаты изучения курса «Обществознание» выпускниками основной школы
проявляются в:
1. Регулятивные универсальные учебные действия


самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия


искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия






осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;

4



распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Право» должны стать:
Выпускник на углубленном уровне научится:
 выделять содержание различных теорий происхождения государства;
 сравнивать различные формы государства;
 приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей
структуре;
 соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
 применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
 оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры
общества;
 сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
 проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
 характеризовать особенности системы российского права;
 различать формы реализации права;
 выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
 оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
 различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
 выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
 целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты
прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;
 сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
 оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
 характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
 характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
 дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
 характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной
власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства
Российской Федерации;
 характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
 характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
 выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
 характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
 определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать
субъектов международного права;
5

 различать способы мирного разрешения споров;
 оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
 сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
 дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
 различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
 выделять структурные элементы системы российского законодательства;
 анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
 проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
 целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
 различать формы наследования;
 различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
 выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
 анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации
и расторжения брака;
 различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
 выделять права и обязанности членов семьи;
 характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
 проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
 различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
 дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
 проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и
административной ответственности несовершеннолетних;
 целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
 в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
 соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
 применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
 дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
 проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
 давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
 применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
 выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:





проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
6

 понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
 классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
 толковать государственно-правовые явления и процессы;
 проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
 различать принципы и виды правотворчества;
 описывать этапы становления парламентаризма в России;
 сравнивать различные виды избирательных систем;
 анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
 анализировать институт международно-правового признания;
 выявлять особенности международно-правовой ответственности;
 выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в
рамках международного гуманитарного права;
 оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека
в условиях военного времени;
 формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
 различать опеку и попечительство;
 находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
 определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
 характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
 определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
Система оценки и виды контроля
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:
 Устные виды контроля
o Устный ответ на поставленный вопрос;
o Развернутый ответ по заданной теме;
o Устное сообщение по избранной теме.
 Письменные виды контроля
o Составление хронологических таблиц;
o Составление сравнительных таблиц;
o Анализ документов;
o Анализ исторических ситуаций;
o Анализ исторических версий и оценок.
 Творческие работы
o Презентации;
o Проекты
 Тестирование
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы (демовариант см. Приложение 1).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по обществознанию
представлены в Приложении 2.

7

3. Содержание учебного предмета «Право» 11 класс
Общая характеристика учебного предмета
Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних
институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор
как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым
компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с
политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика,
культура, социальные отношения. Право, как и государство, относятся сегодня к категории тех
ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя
общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и
справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом,
позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в
интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике А.Ф. Никитина, Т.Н.
Никитиной право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его
развития, формами правления, видами политических режимов и т.д.
Курс «Право» имеет следующие цели:
 Изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права;
 Развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания и уважения к
закону;
 Привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни;
 Воспитание
правомерного,
законопослушного
поведения,
предотвращение
правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершѐнные
противоправные поступки и деяния.
Общая характеристика учебного предмета
Право – мощный инструмент установления социальной справедливости. Ведь только право
может по-настоящему помочь человеку, обществу, стране в нелѐгкой, запутанной ситуации.
Изучение права в средней (полной) школе опирается на знание учащимися учебного
предмета «Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют
определѐнный багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса – углубить и привести в
систему уже имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в
огромном массиве социальной информации и научиться использовать еѐ на практике.
При изучении курса «Право» в средней школе необходимо использовать межпредметные
связи с курсами обществознания, истории, литературы, географии, искусству и т.д.
Курс «Право» входит в предметную область «Общественные науки».
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
 Сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
российской
гражданской
идентичности,
поликультурности,
толерантности,
приверженности ценностям, закреплѐнными Конституцией Российской Федерации;
 Понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
 Сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать
и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
 Формирование и развитие целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий, окружающей действительности, человеческого
фактора;

8

 Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории,
концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в
нѐм, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
 Владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Учебный предмет «Право» нацелен на:
 Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и
самоопределению;
 Формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы
значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их
использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельного
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной
образовательной траектории;
 Решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся;
 Повышение эффективности усвоения обучающимися знаний по праву и по
общественным наукам и учебных действий, формирование научного типа мышления,
компетентностей в общественных областях, учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
 Создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их
самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
 Формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности; возможность получения практикоориентированного результата;
 Практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
 Возможность
практического
использования
приобретѐнных
обучающимися
коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля;
 Подготовку к осознанному выбору дальнейшего профильного образования и
профессиональной деятельности.
Организация учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В
качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система
консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с
использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса
учащихся направлена на:
 Создание оптимальных условий обучения;
 Исключение психотравмирующих факторов;
 Сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
 Развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
 Развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в
образовательном процессе следующих технологий: информационно-коммуникативной (классно –
урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного
9

состава), технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности обучающихся,
проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 КЛАСС (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ (34 ч)
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника.
Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты
гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей.
Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные
права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья
и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в
брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение
родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель.
Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды,
порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды
времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты
административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды
административного правонарушения. Административная ответственность и административные
наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки,
виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и
обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное
право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с
участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об
административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры,
нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.

10

Региональный компонент: Законотворческий процесс в Тюменской области. Судебная практика
в Тюменской области. Налоговая система Тюменской области. Деятельность органов опеки и
попечительства и другие социальные службы Тюменской области. Возможности
трудоустройства подростков в Тюмени
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по праву для 10-го класса составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Тематическое планирование

№
п/п

Наименование раздела, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Введение
Гражданское право
Налоговое право
Семейное право
Трудовое право
Административное право
Правоохранительные отрасли права
Правовая культура
Повторение
Итого

Кол-во
часов

Из них
Проектная и
научноКонтрольные
исследовательская
работы
деятельность

1
5
5
4
4
3
8
2
2

1

34

1

11

Название
изучаемой темы

Кол
иче
ств
о
час
ов

Планируемые результаты
Предметные

Основные виды деятельности
учащихся

Личностные

Метапредметные

Ученик
научится

Ученик получит
возможность
научиться

Объяснять,
какие
отношения
регулирует
гражданское
право;
Называть
источники
гражданского
права;
Характеризоват

Объяснять
причины принятия
ГК РФ;
Характеризовать и
сравнивать
хозяйственные
товарищества
и
общества;
Объяснять, какое
предприятие
признается

Введение (1час)
Предмет, цели и
задачи
курса
«Право»

1

Вспомнить
основные
итоги
прошлого года обучения.
Познакомиться
с
основным
содержанием курса 11 класса.
Наметить
перспективу
совершенствования
умений
и
навыков в процессе
учебной
деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся
Гражданское право (5 часов)

Понятие и
источники
гражданского
права

1

Гражданская
правоспособность
и дееспособность.
Гражданские
права
несовершеннолетн
их

1

Раскрывать значение
понятий
гражданское право, физическое
лицо, юридическое лицо, договор,
сделка,
наследование,
собственность,
предпринимательство
Называть признаки
и
виды
юридических лиц.
Объяснять различия
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности.

Воспитывать
уважение к
праву как к
основе
экономической
жизни страны;
Учиться
защищать свои
гражданские
права
правовыми

Анализировать
источники
гражданского
кодекса РФ;
Составить схему
видов
имущественных
отношений;
Систематизирова
ть в таблице
информацию об

12

Предпринимательс
тво. Юридические
лица. Формы
предпринимательс
тва

1

Право
собственности.
Наследование.
Страхование

1

Обязательственное
право

1

Классифицировать виды сделок.
Иллюстрировать
примерами имущественных
отношений, регулируемых
гражданским правом
Рассматривать способы
приобретения и прекращения права
собственности.
Участвовать в
дискуссиях
о
направлениях и эффективности
государственной правовой политики
в области предпринимательства, об
итогах приватизации в России

средствами;
Иметь
представление
об обязательственном праве и
видах договоров, чтобы
использовать
свои знания в
дальнейшем на
практике;
Понимать, что
российское
законодательство обеспечивает
защиту жизни,
здоровья, чести
и достоинства
личности,
собственности
(материальной
и интеллектуальной), чтобы
уметь
пользоваться
своими
гарантированны
ми правами и
уметь защищать
их всеми
законными
способами;
Знать свои

участниках
гражданскоправовых
отношений;
Анализировать
конкретную
ситуацию, в
которой
участниками
гражданскоправовых
отношений
выступают
физические и
юридические
лица;
Составить схему
признаков
юридических
лиц;
Систематизирова
ть в таблице
виды
юридических
лиц;
Приводить
примеры
предприниматель
ской
деятельности;
Систематизирова
ть в таблице
информацию об

ь особенности
ГК РФ;
Характеризоват
ь
имущественные
и
неимущественные отношения,
регулируемые
гражданским
правом;
Называть
основных
участников
гражданскщправовых
отношений;
Характеризоват
ь юридические
отношения;
Классифициров
ать признаки
юридического
лица;
Перечислять
виды юридических лиц;
Раскрывать
понятия
гражданской
правоспособнос
-ти и
дееспособности

производственны
м кооперативом;
Характеризовать
унитарное
предприятие, его
особенности;
Объяснять, кто
такие иждивенцы
наследователя и
кто не имеет права
наследования;
Рассматривать
порядок
наследования;
Объяснять, что
такое страховые
риски;
Характеризовать
договор
страхования,
порядок его
заключения;
Объяснять, что
гражданский
закон относит к
нематериальным
благам;
Объяснять, что
является
решающим
условием
ответственности
за причинение

13

права как
потребителя,
научиться ими
пользоваться в
повседневной
жизни и
защищать их
правовыми
средствами;
Повышать свою
правовую
культуру в
области
гражданского
права;
Работать с
правовой
информацией,
нормативноправовыми
актами, учиться
исследовать,
анализировать,
делать выводы,
давать оценку
событиям и
процессам с
точки зрения
соответствия
российскому и
международному праву;
Обосновывать

организационноправовых формах
предприятий и
их особенностях;
Иллюстрировать
конкретными
примерами
предприятия
различных
организационноправовых форм;
Используя
дополнительные
источники
информации,
сравнивать
понятие
«собственность»
в социальноэкономическом и
юридическом
смыслах;
Составить схему
правомочий
собственника;
Иллюстрировать
конкретными
примерами из
жизни
правомочия
собственника
имущества;
Систематизирова

;
Рассматривать
особенности
дееспособности
несовершеннол
етних;
Объяснять, что
такое
эмансипация;
Рассказывать о
деликтоспособн
ости граждан;
Формулировать
понятие
«предпринимат
ельская
деятельность»;
Классифициров
ать
организационно
правовые
формы
предприятий;
Рассматривать
направления
государственно
й правовой
политики в
области
предпринимате
льства;
Определять
понятие «право

вреда;
Определять
неосновательное
обогащение.

14

собственное
мнение и
аргументировать его в
дискуссии по
вопросам
гражданского
права;
Рассматривать
имущественные
отношения на
примере вашей
семьи;
Оценивать
действия
членов вашей
семьи, близких
при решении
вопросов,
регулируемых
гражданским
законодательств
ом;
Проанализиров
ать свои
действия с
точки зрения
гражданскоправовых
отношений;
Формировать
интерес к
дальнейшему

ть в виде схемы
информацию о
формах
собственности
Составить
таблицу объектов
собственности
Систематизирова
ть в таблице
информацию об
основаниях
приобретения и
прекращения
права
собственности
Составить схему
видов
наследования;
Сравнивать в
табличной форме
наследование по
завещанию и по
закону;
Анализировать
статьи гл. 48 ГК
РФ,
регулирующие
вопросы
страхования;
Систематизирова
ть в схематичном
виде
информацию о

собственности»;
Характеризоват
ь правомочия
собственника;
Классифициров
ать формы
собственности;
Характеризоват
ь наследование
как институт
гражданского
права;
Классифициров
ать формы
наследования;
Формулировать
определение
понятия
«завещание»;
Характеризоват
ь страхование
как институт
гражданского
права;
Классифициров
ать виды
страхования;
Характеризоват
ь
обязательственн
ое право как
институт
гражданского

15

изучению
правоведения.

видах
страхования;
Систематизирова
ть в табличной
форме
информацию о
договорах и
сделках,
выделить в них
общее и
различия;
Анализировать
конкретную
ситуацию
возникновения и
разрешения
гражданскоправового спора;
Составить схему
способов защиты
материальных и
нематериаль-ных
прав граждан.

права;
Формулировать
определение
понятий
«договор» и
«сделка»;
Классифициров
ать способы
защиты
материальных и
нематериальны
х прав;
Характеризоват
ь причинение
вреда.

Анализировать
результаты
собственной
исследовательско
й деятельности
по изучению
источников

Формулировать
определение
понятий
«налоговое
право»,
«налоги»;
Классифициров

Налоговое право (5 часов)
Налоговое право.
Налоговые органы.
Аудит.

1

Виды налогов

1

Налогообложение
юридически и

1

Раскрывать налоговое право,
налог.
Называть основные источники
налогового права.
Объяснять причины
происхождения права и государства,
причины формирования правового

Формировать
свою
гражданскую
позицию как
активного и
ответственного
члена

Классифицировать
виды доходов,
подлежащих и не
подлежащих
налогообложению
по российскому
законодательству;

16

физических лиц
Ответственность
за уклонение от
уплаты налогов

1

Повторение по
теме
«Гражданское и
налоговое право»

1

государства.
Классифицировать виды налогов,
права и обязанности
налогоплательщика.
Иллюстрировать примерами виды
налогов.
Рассматривать ответственность за
неуплату налогов.
Участвовать в дискуссиях по
вопросам о налогообложении.

российского
общества,
осознающего
свои
конституционн
ые права и
обязанности, в
том числе
платить налоги;
Приобретать
знания
правовых основ
в области
налогового
права для
дальнейшего их
использования
на практике;
Понимать
значение и
важность
налогов для
формирования
госбюджета,
укрепления
обороноспособн
ости страны,
развития науки
и образования,
реализации
социальных
программ;
Пользоваться

налогового
права;
Принимать
активное участие
в дискуссиях по
темам о местных
налогах или об
ответственности
за уклонение от
уплаты налогов,
учиться
отстаивать и
аргументировать
свое мнение;
Сотрудничать со
сверстниками в
процессе
коллективной
деятельности;
Использовать
для
самостоятельной
работы
дополнительные
источники
информации, в
том числе
интернетресурсы;
Систематизирова
ть информацию о
налогах в
табличной

ать обязанности
и права
налогоплательщ
ика;
Определять
субъекты и
объекты
налоговых
отношений;
Перечислять
налоговые
органы;
Характеризоват
ь аудит;
Классифициров
ать налоги по
видам, давать
им
характеристику;
Объяснять, что
такое
юридические и
физические
лица;
Характеризоват
ь налоги,
взимаемые с
юридических
лиц;
Классифициров
ать налоги с
физических
лиц;

Характеризовать
ставки
налогообложения;

17

дополнительны
ми источниками
информации, в
том числе
интернетресурсами, в
области
налогового
права,
повышать свою
правовую
культуру.

форме: «виды
налогов», «виды
правовой
ответственности
за неуплату
налогов»;
Приводить
конкретные
примеры прямых
и косвенных
налогов;
Анализировать
конкретную
ситуацию уплаты
налога на доходы
физических лиц;
Рассматривать на
примере членов
своей семьи
налогообложение
и налоговые
льготы;
Составить
налоговую
декларацию.

Характеризоват
ь налог на
доходы
физических
лиц;
Определять
налоговые
льготы;
Объяснять, что
такое налоговая
декларация;
Классифициров
ать и
характеризовать
виды правовой
ответственност
и за неуплату
налогов.

Овладевать
навыками
исследовательско
й деятельности
по изучению и

Формулировать
определение
понятий
«семья»,
«семейное

Семейное право (4 часа)
Понятие и
источники
семейного права

1

Брак, условия его
заключения

1

Раскрывать значение
понятий
семейное право, семья, брак, опека,
попечительство.
Называть условия заключения и
расторжения брака.

Воспитывать в
себе
гражданскую
позицию,
осознанно

Рассматривать
лишение
родительских
прав, алименты;

18

Права и
обязанности
супругов

1

Права и
обязанности
родителей и детей.
Усыновление,
опека
(попечительство)

1

Понимать значение ответственного
поведения в семье.
Объяснять, как
осуществляется
защита прав и интересов детей
оставшихся без родителей.
Классифицировать функции
органов государственной власти,
занимающихся защитой прав детей.
Иллюстрировать примерами права
дети в семье в соответствии с
Семейным кодексом РФ.
Участвовать в дискуссиях по
вопросам о разводе и защите прав
ребенка.
Объяснять, как осуществляется
регистрация и расторжения брака.
Характеризовать усыновление
(удочерение), опеку, попечительство

основанную на
традиционных
национальных и
общечеловеческ
их
гуманистически
х ценностях;
Воспитывать
толерантное
сознание и
поведение,
способность
вести диалог с
другими
людьми, в том
числе с членами
своей семьи;
Формировать
навыки
сотрудничества
и
взаимопомощи
с взрослыми,
детьми
старшего и
младшего
возраста,
прежде всего в
своей семье;
Учиться
бережно
относиться к
здоровью

анализу
источников
семейного права;
Принимать
активное участие
в дискуссии,
отстаивать и
аргументировать
свое мнение,
учиться ясно,
логично и точно
излагать свою
точку зрения;
Показывать на
конкретных
примерах их
жизни, что
регулируют
нормы семейного
права;
Обосновывать
собственное
мнение, почему
закон требует,
чтобы были
соблюдены
обязательные
условия и
порядок
заключения
брака;
Приводить
конкретные

право»,
«семейные
правоотношени
я,
Называть
основные
источники
семейного
законодательств
а
Определять
понятие «брак»;
Классифициров
ать
обязательные
условия
заключения
брака;
Описывать
порядок
регистрации
брака;
Характеризоват
ь права и
обязанности
супругов;
Приводить
причины и
порядок
расторжения
брака;
Характеризоват
ь права и

19

членов своей
семьи,
поддерживать
хороший
климат в семье;
Формировать в
себе
ответственное
отношение к
созданию семьи
на основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной
жизни;
Воспитывать в
себе уважение к
семье;
Получить
представление
об основах
семейного
права;
Учиться
отстаивать
нарушенные
права ребенка в
семье;
Воспитывать в
себе качества,
необходимые
для того чтобы

примеры прав и
обязанностей
супругов (можно
на примере своей
семьи);
Составлять
образец брачного
договора;
Иллюстрировать
на конкретных
примерах из
жизни причины
расторжения
брака;
Анализировать,
какие права в
соответствии с
Семейным
кодексом РФ вы
имеете в своей
семье;
Систематизирова
ть в табличном
виде
информацию о
правах родителей
и детей по
семейному
законодательству
.

обязанности
родителей;
Анализировать
права ребенка;
Объяснять, как
осуществляется
защита прав и
интересов детей
оставшихся без
родителей;
Характеризоват
ь усыновление
(удочерение),
опеку,
попечительство.

20

стать хорошими
родителями;
Воспитывать
уважение к
старшему
поколению в
семье и не
забывать
заботиться о
престарелых
родителях;
Знать, какие
права в
соответствии с
Семейным
кодексом РФ
имеют дети в
семье,
анализировать
это на примере
своей семьи;
Обосновывать
собственное
мнение, почему
государство
считает важным
делом защиту
прав и
интересов
детей,
оставшихся без
родителей.

21

Трудовое право (4 часа)
Понятие и
источники
трудового права

1

Коллективный
договор. Трудовой
договор

1

Рабочее время и
время отдыха.
Оплата труда.
Охрана труда

1

Трудовые споры.
Ответственность
по трудовому
праву

1

Раскрывать значение понятий
трудовое право, трудовые
правоотношения.
Называть условия заключения
трудового договора и основаниях
его прекращения.
Понимать направления
государственной политики в области
труда, защиты прав работающих.
Объяснять причины необходимости
политического участия граждан в
жизни государства, в местном
самоуправлении.
Сравнивать содержание понятия
«труд» в экономике и праве.
Классифицировать меры
поощрения и взыскания,
применяемые к работнику.
Иллюстрировать
примерами системы заработной
платы.

Воспитывать в
себе уважение к
своему и
чужому труду, к
людям разных
профессий;
Формировать у
себя
ответственное
отношение к
труду,
соблюдению
трудовой
дисциплины;
Освоить основы
трудового
права, чтобы
стать
юридически
грамотным
участником
трудовых
правоотношени
й;
Знать
обязанности и
ответственность
работника и
работодателя по
трудовому
праву;

Анализировать
статьи
Трудового
кодекса РФ,
делать
собственные
выводы;
Приводить
конкретные
примеры
нарушения
работодателем
прав работника;
Иллюстрировать
примерами из
жизни
несоблюдение
или
невыполнение
работником
своих
обязанностей;
Классифицирова
ть в
схематичном
виде меры
поощрения и
взыскания,
применяемые к
работнику;
Используя

Определять
понятия трудовое
право, трудовые
правоотношения;
Называть
источники
трудового
законодательства
Перечислять
участников
трудовых
правоотношений;
Характеризовать
коллективный
договор;
Анализировать
статьи трудового
договора,
условия его
заключения и
основания
прекращения;
Формулировать
определения
понятий
«рабочее время»
и «время
отдыха»;
Классифицирова
ть виды рабочего
времени;

Сравнивать
содержание
понятия «труд» в
экономике и
праве;
Анализировать
мероприятия по
охране труда и
социальной
защите граждан;

22

Научиться
защищать свои
трудовые права;
Иметь
представление о
льготах для
несовершенноле
тних;
Воспитывать в
себе умение
работать в
коллективе;
Использовать,
анализировать и
систематизирова
ть информацию
из любых
источников,
касающуюся
вопросов
трудового права
для применения
на практике;
Формулировать
собственное
мнение, зачем
необходимо
знать основы
трудового права

дополнительную
литературу и
интернетресурсы,
составить
трудовой
договор;
Систематизиров
ать в табличной
форме
информацию об
условиях
заключения
трудового
договора и
основаниях его
прекращения;
Анализировать
конкретную
ситуацию
нарушения
материальной
ответственности
и порядка
возмещения
ущерба (как
работником, так
и
работодателем);
Разработать
собственный
план мер по
разрешению

Характеризовать
заработную
плату и ее
системы;
Объяснять,
почему
возникают
трудовые споры,
рассматривать их
виды и пути
разрешения;
Характеризовать
дисциплину
труда,
классифицироват
ь меры
поощрения и
дисциплинарные
взыскания;
Анализировать
виды
материальной
ответственности
и порядок
возмещения
ущерба (как
работником, так
и
работодателем);

23

трудового
конфликта;
Рассматривать
характеристики
систем
заработной
платы и
сравнивать их;
Административное право (3 часа)
Понятие и
источники
административног
о права.
Административны
е правонарушения

1

Административны
е наказания

1

Практическая
работа по теме
«Трудовое,
семейное,
административное
право»

1

Раскрывать значение понятий
административное право,
административные
правонарушениях и наказания за
них.
Называть основные источники
административного права.
Сравнивать на конкретных
примерах административную
ответственность с дисциплинарной,
уголовной
Классифицировать виды
административных
правонарушений.
Иллюстрировать примерами из
жизни и кинофильмов
административные правонарушения.
Участвовать в дискуссиях по
вопросам о причины роста
административных
правонарушений.
Объяснять, как осуществляется

Учиться
соблюдать и
поддерживать
правопорядок в
обществе;
Формировать в
себе уважение к
правопорядку и
собственное
правомерное
поведение;
Усвоить основы
административн
ого права;
Учиться
использовать
свои знания на
практике,
самому не
нарушать
правила
безопасного
поведения, не

Анализировать
статьи КоАП
РФ;
Иллюстрировать
примерами из
жизни
кинофильмов
административн
ые
правонарушения
;
Проанализирова
ть на примере
конкретной
ситуации
признаки
правонарушения
;
Систематизиров
ать в табличной
форме
информацию о
видах

Формулировать
определение
понятия
«административн
ое право»;
Объяснять, что
регулируют
нормы
административно
го права, какие
правоотношения
относятся к
административн
ым;
Называть
основные
источники
административно
го права;
Характеризовать
административно
е
правонарушение;

Перечислять
государственные
органы и
должностные
лица, которым
подведомственн
ы дела об
административн
ых
правонарушения
х

24

административный процесс в
России.

совершать
административн
ые
правонарушения
, угрожающие
жизни и
здоровью
людей;
Уметь находить
информацию о
нормах
административн
ого права,
следить за их
изменениями
Обосновывать
собственное
мнение о
необходимости
знания и
ненарушения
каждым норм
административн
ого права.

правонарушений
и наказаний за
них;
Разобрать на
конкретном
примере такое
административн
ое наказание, как
штраф, в чем он
выражается, за
что назначается
и в каком
размере;
Формулировать
собственное
определение
понятия
«административ
ная
ответственность
», с какого
возраста она
назначается;
Сравнивать на
конкретных
примерах
административн
ую
ответственность
с
дисциплинарной
, уголовной;
Исследовать

Классифицирова
ть виды
административн
ых
правонарушений;
Анализировать
признаки
административно
го
правонарушения;
Характеризовать
административно
е наказание;
Классифицирова
ть виды
административн
ых наказаний,
выделять
основные и
дополнительные;

25

статистический
материал о
совершении
административн
ых
правонарушений
в нашей стране
за последние
годы,
использовать
данные СМИ и
Интернета;
Правоохранительные отрасли права (8 часов)
Понятие и
источники
уголовного права

1

Преступление.
Виды
преступлений

1

Уголовная
ответственность.
Наказание

1

Обстоятельства,
смягчающие и
отягчающие
наказание

1

Уголовная
ответственность
несовершеннолетн

1

Раскрывать значение понятий
уголовное право, преступление и
наказание.
Называть основные источники
уголовного права.
Сравнивать на конкретных
примерах административную
ответственность с дисциплинарной,
уголовной
Классифицировать виды
уголовных правонарушений.
Иллюстрировать примерами из
жизни и кинофильмов уголовные
правонарушения.
Участвовать в дискуссиях по
вопросам: почему закон не снижает
ответственность за совершение
преступления в состоянии

Воспитывать в
себе
ответственность
за свои
поступки,
учиться
предвидеть их
последствия;
Учиться
оценивать и
корректировать
свое поведение;
Формировать в
себе уважение к
закону,
справедливости,
способствовать
поддержанию

Анализировать
статьи УК РФ,
делать
собственные
выводы;
Систематизиров
ать информацию
о признаках
преступления в
виде схемы;
Исследовать
конкретную
ситуацию
совершения
преступления с
точки зрения
признаков и
состава

Характеризовать
уголовное право,
его принципы;
Называть
основной
источник
уголовного
права, его задачи;
Формулировать
определение
понятия
«преступление»;
Перечислять
признаки
преступления;
Характеризовать
состав
преступления;

Сравнивать
уголовную
ответственность
с другими
видами
юридической
ответственности;
Объяснить, что
такое назначение
наказания по
совокупности
приговоров;
Характеризовать
роль и значение
суда присяжных;
Рассматривать

26

их
Гражданское
процессуальное
право
(гражданский
процесс)

1

Особенности
уголовного
судопроизводства
(уголовный
процесс)

1

Повторение по
теме
«Правоохранитель
ные отрасли
права»

1

алкогольного опьянения; почему
назначение уголовного наказания
предупреждает совершение новых
преступлений.
Объяснять, как осуществляется
уголовный процесс в России; какие
цели преследует вынесение
уголовного наказания; почему
уголовный закон относится к
несовершеннолетнему преступнику
мягче, чем к взрослому

правопорядка в
стране;
Иметь
представление
об уголовном
праве,
преступлениях и
наказаниях за их
совершение;
Использовать
полученные
правовые знания
на практике;
Работать с
правовой
информацией,
представленной
в любом виде,
по уголовному
праву, учиться
анализировать
ее и делать
собственные
выводы;
Формировать и
обосновывать
собственное
мнение по
проблемам
уголовного
права,
отстаивать и
аргументироват

преступления;
Обобщать и
систематизирова
ть информацию
в таблице виды
преступлений и
их
характеристика;
Приводить
конкретные
примеры
различных видов
преступлений;
Использовать
статьи УК РФ и
составить схему
категорий
преступлений в
зависимости от
характера и
степени
опасности;
Обосновывать
собственное
мнение по
вопросам
уголовного
права.
Систематизиров
ать и
классифицирова
ть информацию
о видах

Классифицирова
ть преступления
по характеру и
степени
опасности;
Определять
уголовную
ответственность;
Формулировать
определение
понятия
«уголовное
наказание»;
Классифицирова
ть по видам
уголовные
наказания;
Объяснять какие
цели преследуют
вынесение
уголовного
наказания;
Приводить
обстоятельства,
смягчающие и
отягчающие
наказание;
Формулировать
определение
понятий
«амнистия» и
«помилование»;
Объяснить, кого

деятельность
мировых судей

27

ь свою позицию
в дискуссиях
(например,
«преступность в
современной
России»,
«преступления в
сфере
компьютерных
технологий»).

наказаний в
табличной
форме;
Исследовать
конкретную
ситуацию
совершения
особо тяжкого
преступления, за
которое
назначается
пожизненное
заключение;
Аргументироват
ь собственную
позицию по
вопросу
моратория на
смертную казнь,
нужно ли
вернуть эту меру
наказания в
настоящее
время;
Анализировать
ситуацию
совершения
преступления
несовершенноле
тними и
назначения им
мер наказания.

уголовный закон
считает
несовершеннолет
ними, что
означает
вовлечение
несовершеннолет
них в
преступную
деятельность;
Классифицирова
ть виды
наказаний для
несовершеннолет
них,
характеризовать
принудительные
меры
воспитательного
воздействия.
Формулировать
определение
понятия
«гражданское
процессуальное
право»;
Назвать
основной
источник
гражданского
процессуального
права;
Перечислять и

28

характеризовать
этапы судебного
разбирательства;
Объяснять, что
такое
гражданский иск;
Характеризовать
уголовнопроцессуальное
право, уголовное
судопроизводств
о;
Классифицирова
ть стадии
уголовного
судопроизводств
а;
Характеризовать
участников
уголовного
процесса, их
функции;
Описывать
демократические
принципы
судопроизводств
а в России;
Формулировать
определение
понятия
«приговор»;

29

Правовая культура (2 часа)
Правовая культура
и правосознание.
Правовая
деятельность

1

Совершенствовани
е правовой
культуры

1

Раскрывать значение
понятий
правовая культура, правосознание,
правовая деятельность
Называть элементы
правовой
культуры, виды правосознания.
Объяснять различия
организационно-правовых
форм
предпринимательской деятельности.
Классифицировать виды сделок.
Иллюстрировать примерами из
жизни, кинофильмов проявление
(или отсутствие) правовой культуры
личности
Рассматривать способы
приобретения и прекращения права
собственности.
Участвовать в дискуссиях по
вопросу, как изжить, и можно ли
изжить недостатки современной
правовой культуры общества;
почему необходимо и важно
повышать правовую культуру для
развития гражданского общества в
нашей стране?

Понимать
значение и роль
правовой
культуры в
обществе,
важность ее
повышения и
совершенствова
ния;
Воспитывать в
себе правовую
культуру;
Воспитывать в
себе правовое
сознание;
Учиться
оценивать
собственное
поведение и
поступки других
людей, а также
деятельность
должностных
лиц, различных
организаций с
точки зрения
соблюдения
правовых норм;
Использовать
приобретенные
правовые знания

Систематизиров
ать информацию
в виде схемы
«элементы
правовой
культуры»;
Показывать на
конкретных
примерах
проявление
правовой
культуры
общества;
Составит схему
«виды
правосознания»;
анализировать
конкретную
ситуацию из
жизни
проявления
правового
нигилизма или
цинизма;
Формулировать
и обосновывать
собственное
мнение;
Рассказывать на
конкретных
примерах о

Показывать, как
право связано с
культурой;
Классифицирова
ть правовую
культуру на
виды;
Характеризовать
правовую
культуру
общества, что
она включает;
Характеризовать
правовую
культуру
личности;
Формулировать
определение
понятия
«правосознание»;
Классифицирова
ть и
характеризовать
виды
правосознания;
Давать
характеристику
правовой
деятельности.

Классифицирова
ть юридические
специальности,
описывать их
функции;
Объяснять, что
такое правовой
нигилизм,
правовой
цинизм, в чем
выражается
правовая
безграмотность.

30

на практике;
Формулировать
и обосновывать
собственное
мнение в
дискуссиях по
праву;
Понимать, что
знание основ
права помогает
вам
ориентироваться
в любой
жизненной
ситуации;
Осознанно
повышать свою
правовую
культуру;
Работать с
правовой
информацией,
представленной
в разных видах,
учиться
исследовать и
анализировать
ее, использовать
на практике в
жизни, давать
оценку
происходящим
событиям и

деятельности
адвокатов;
Иллюстрировать
конкретными
примерами из
жизни,
кинофильмов
работу
прокуроров
следователей,
судей;
Систематизиров
ать информацию
о функциях
нотариуса в
схематичной
форме;
Активно
участвовать в
дискуссии на
тему о путях
совершенствова
ния правовой
культуры в
обществе,
отстаивая свое
мнение и
предлагая свои
варианты.

31

процессам на
предмет
соответствия
российскому и
международном
у праву.
Повторение (2 часа)
Итоговое
повторение

1

Итоговое
повторение

1

32

Приложение 1
Демо-вариант итоговой контрольной работы
(промежуточная аттестация по праву, 11 класс)
1. Установите соответствие между представителями теорий происхождения государства и
названиями этих теорий.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А) Г. Спенсер
Б) Ф. Энгельс
В) Б. Спиноза
Г) З. Фрейд
Д) Аристотель

ТЕОРИИ
1) материалистическая
2) психологическая
3) теологическая
4) органическая
5) патриархальная
6) теория договора

2. Запишите название теории происхождения государства:
1) Основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, вложив его в ножны.
Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с
другими странами. Процесс возникновения государства подобен процессу сотворения Богом мира.
2) Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка государства». Государство создаѐтся
завоевателями и является средством поддержания господства над побеждѐнными.
3) После многолетних войн, в ходе которых выяснилось, кто кому должен подчиняться,
люди собрались вместе и договорились, что одни будут править, а другие – их слушаться, платить
налоги, нести военную службу и т.д.
3. Найдите в приведѐнном ниже списке черты, характерные для советской правовой системы
второй половины XX века.
1) осуждение культа личности Сталина
2) провозглашение религиозной веротерпимости
3) возникновение диссидентского движения
4) основание Комитета по правам человека в СССР
5) формирование правового государства.
4. Найдите в приведѐнном ниже списке черты, характерные для современной правовой системы
России.
1) Становление современного российского права началось в начале XXI века.
2) Становление рыночных отношений в России связано с процессом приватизации.
3) Достоинством Конституции РФ является то, что
4) В Гражданский кодекс РФ впервые были внесены положения об интеллектуальной
собственности.
5) Конституция 1993 года заложила основы новой общественно-политической системы
5. Ниже приведѐн перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие
«демократия». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
1) альтернативные выборы
2) гарантии свобод
3) парламентаризм
4) равноправие граждан
5) террор
6) цензура.
6. Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания,
под которыми они указаны.
1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.
2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.
33

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное
применение силы.
4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.
5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.
7. Какие положения отражают основы конституционного строя РФ? Запишите цифры в порядке
возрастания, под которыми эти положения указаны.
1) Государство является демократическим федеративным правовым с республиканской формой
правления.
2) Хозяйственная жизнь определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом.
3) Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни.
4) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные
выборы.
5) Земля, ее недра, воды, леса, шахты, рудники являются государственной собственностью.
6) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
8. Установите соответствие между органом власти и его полномочиями: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
A) создание Счетной палаты РФ
Б) назначение судей Конституционного Суда РФ
B) обеспечение и проведение в РФ единой государственной политики в области
культуры, науки, образования
Г) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ
Д) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан

ОРГАН ВЛАСТИ
1) Правительство РФ
2) Федеральное
Собрание РФ

9. Установите соответствие между полномочиями, касающимися федеративного устройства РФ, и
осуществляющими их субъектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
A) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,
водными и другими природными ресурсами
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации
B) установление правовых основ единого рынка
Г) установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления
Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов,
военной техники

СУБЪЕКТЫ ВЛАСТИ
1) Российская Федерация
2) Российская Федерация и
субъекты Российской
Федерации (совместное
ведение)

10. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обращение в органы государственной власти
2) доступ к государственной службе
3) защита Отечества
4) участие в управлении делами государства
5) получение квалифицированной юридической помощи.
11. Найдите в приведѐнном списке конституционные обязанности гражданина РФ и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) забота о своих несовершеннолетних детях
2) проведение собраний, митингов, демонстраций
3) сохранение исторического и культурного наследия
4) обращение в органы государственной власти
5) доступ к государственной службе
12. Вам поручено подготовить развѐрнутый ответ по теме «Правовые основы избирательного
права в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трѐх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
34

Приложение 2
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по праву
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя,
соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания
на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала,
соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при
самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменѐнные
вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,
незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные
представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
35

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестовых работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Выполнил более 90% работы
Отметка "4" ставится, если ученик:
Выполнил более 75% работы
Отметка "3" ставится, если ученик:
Выполнил более 50% работы
Отметка "2" ставится, если ученик:
Выполнил менее 50% работы.
Оценка проектов.
Проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая
поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Ниже приводится содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Содержательное описание каждого критерия
Критерий
Самостоятельное
приобретение
знаний и
решение
проблем

Знание

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
способности самостоятельно ставить
опорой на помощь руководителя
проблему и находить пути еѐ решения;
ставить проблему и находить пути еѐ продемонстрировано свободное
решения; продемонстрирована
владение логическими операциями,
способность приобретать новые
навыками критического мышления,
знания и/или осваивать новые
умение самостоятельно мыслить;
способы действий, достигать более
продемонстрирована способность на
глубокого понимания изученного
этой основе приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано понимание
Продемонстрировано свободное
36

предмета

Регулятивные
действия

Коммуникация

содержания выполненной работы. В
работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
определения темы и планирования
работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под
контролем и при поддержке
руководителя. При этом проявляются
отдельные элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют
Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».