Рабочая программа элективного курса Методы решения физических задач для 11 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей естественно-научных
предметов

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

Рабочая программа элективного курса
«Методы решения физических задач»
для 11 классов

Составитель:
учитель физики
Трухина И. Д.
Срок реализации программы:
2023 - 2024 уч. год

Тюмень, 2023

1. Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.,
29.06.2017 г., 24.09.2020, 11.12.2020 г.);
 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
 Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88, г.
Тюмень, 2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом директора МАОУ СОШ №88 от
30.08.2023 г.),
а также в соответствии с авторской программой В.А. Орлова, Ю.А. Саурова, «Методы решения
физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2015 г.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №88 на 2023-2024 учебный год на изучение
предмета отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Для реализации рабочей учебной программы используется учебник
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М.В. Чаругин под редакцией Н.А. Парфентьевой. «Физика» для 10-11 классов линии «Классический курс» авторов, М.: Просвещение, 2020
Дополнительная литература для учителя
1.
Физика. Задачник 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных
учреждений/ А.П.Рымкевич. – 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2019 – 188с.
2.
Сборник задач по физике. 10-11 класс/. Г.Н.Степанова.. – М.: Просвещение,
2018
3.
«Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа,
20015 г.
4.
Элективный курс ―Методы решения физических задач: Н. И. Зорин. 10-11-е
классы‖, М., ВАКО, 20017 год (мастерская учителя)
Для обеспечения реализации рабочей программы как в очном формате, так и с
использованием дистанционных технологий, в образовательном процессе будут использоваться
образовательные интернет площадки, ресурсы и приложения:
1. Облако знаний
https://oblakoz.ru/
2. Библиотека ЦОК Академии Минпросвещения России
https://lesson.edu.ru/
3. АО Издательство «Просвещение»
https://prosv.ru/
4. Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
5. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/
Рабочая программа предназначена для реализации как в очном, так и в смешанном формате
обучения (с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных
ресурсов).
2.Планируемые результаты
Изучение предмета в 11 классе дает возможность обучающимся достичь следующих
результатов:
Личностными результатами освоения физике являются
 сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого

общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к
выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 формирование ценностных отношений друг к другу, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения.
Метапредметными результатами освоения физике являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами освоения физике являются:
 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание
смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
 умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;



коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации.
Частными предметными результатами освоения физике, на которых основываются общие
результаты, являются:
 понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел,
колебания нитяного и пружинного маятников, электромагнитная индукция, отражение и
преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
 умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, фокусное
расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
 владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного
изучения зависимости пройденного пути от времени, периода колебаний маятника от его
длины, угла отражения от угла падения света;
 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения;
 понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми
каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения
безопасности при их использовании;
 овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной
величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования
законов физики;
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт,
экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)
Система оценки и виды контроля
Основными формами контроля являются контрольные работы, самостоятельные работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы (демо-вариант
см.Приложение 1).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету
представлены в Приложении 2.
3. Содержание учебного предмета «Методы решения физических задач» 11 класс
Раздел 1. «Электродинамика» - (21 ч)
1.1 Электрическое и магнитное поля (9часов).
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью
потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач
на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока:
магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Региональный компонент. Полярные сияния: происхождение мощность излучения
1.2 Законы постоянного тока (5 часов).
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи
разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью
закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и
параллельного соединений.
1.3 Электромагнитные колебания (7 часов).
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического
колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на
характеристики колебаний, построение графиков.
Переменный электрический ток: решение задач методом векторных диаграмм.
Раздел 2. «Квантовая физика» - 13 часов
Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Построение
изображений в оптических системах.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: отражение, преломление,
интерференция, дифракция, поляризация.

Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект.
Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и
энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по элективному курсу для 11-го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Тематическое планирование
№/п Тема раздела
Кол-во
часов
1
2
3

Электродинамика
Квантовая физика
Итого

21
13
34

Развернутое тематическое планирование, 11 класс (34 ч, 1 ч — резервное время)

Количество
часов

Название
изучаемой
темы

Планируемые результаты
Предметные
Основные виды деятельности
учащихся

Личностные

Метапредметные

Ученик научится

Ученик
получит
возможность
научиться

распознавать
электромагнитн
ые явления и
объяснять на
основе
имеющихся
знаний
основные
свойства или
условия
протекания этих
явлений:
электризация
тел,
взаимодействие
зарядов,
электрический
ток и его
действия
(тепловое,
химическое,
магнитное),
описывать
изученные
свойства тел и
электромагнитн
ые явления,
используя

использовать
приемы
построения
физических
моделей,
поиска
и
формулировки
доказательств
выдвинутых
гипотез
и
теоретических
выводов
на
основе
эмпирически
установленных
фактов;
использовать
знания
об
электромагнитн
ых явлениях в
повседневной
жизни
для
обеспечения
безопасности
при обращении
с приборами и
техническими
устройствами,

Раздел №1 Электродинамика (21 ч)
Закон сохранения электрического
заряда. Закон Кулона. Решение
задач по алгоритму на сложение
электрических сил с учетом
закона Кулона в вакууме и среде.

1

Решение задач на принцип
суперпозиции
полей
(напряженность, потенциал).

1

Решение задач по алгоритму на
сложение полей.

1

Решение задач на напряженность
и напряжение энергетическим
методом

1

Вычислять силы
взаимодействия точечных
электрических зарядов.
Вычислять потенциал
электрического поля одного и
нескольких точечных
электрических зарядов.
Измерять разность
потенциалов.
Определять напряженность
принципом суперпозиции
Вычислять напряженность и
напряжение энергетическим
методом
Уметь определять емкость
конденсаторов. Выработать
навыки воспринимать,
анализировать,
перерабатывать и предъявлять
информацию в соответствии с
поставленными задачами.
Вычислять энергию
электрического тока.
Измерять индукцию
магнитного поля.
Вычислять силы,
действующие на проводник с
током в магнитном поле.

сформированность
познавательных
интересов,
интеллектуальных и
творческих способностей
учащихся;
самостоятельность в
приобретении новых
знаний и практических
умений; готовность к
выбору жизненного пути
в соответствии с
собственными
интересами и
возможностями;
мотивация
образовательной
деятельности школьников
на основе личностно
ориентированного
подхода;

формирование умений
воспринимать,
перерабатывать и
предъявлять
информацию в
словесной, образной,
символической формах,
анализировать и
перерабатывать
полученную
информацию в
соответствии с
поставленными
задачами, выделять
основное содержание
прочитанного текста,
находить в нем ответы
на поставленные
вопросы и излагать его;

Электроемкость плоского
конденсатора. Решение задач на
описание систем конденсаторов.

1

Энергия электрического поля.

1

Вычислять силы,
действующие на
электрический заряд,
движущийся в магнитном
поле.

Задачи разных видов на описание
магнитного поля тока и его
действия: вектор магнитной
индукции и магнитный поток,
сила Ампера и сила Лоренца.
РК Полярные сияния:
происхождение мощность
излучения
2

Движение заряженных частиц в
магнитных и электромагнитных
полях (алгоритм решения задач).

1

Вычислять ускорение
движения частиц, период
вращения, радиус окружности,
по которой в магнитном поле
движется частица.

физические
величины:
электрический
заряд, сила
тока,
электрическое
напряжение,
электрическое
сопротивление
вещества,
работа
электрического
поля, мощность
тока,
используемых
величин, их
обозначения и
единицы
измерения;
находить
формулы,
связывающие
данную
физическую
величину с
другими
величинами

для сохранения
здоровья
и
соблюдения
норм
экологического
поведения
в
окружающей
среде;
приводить
примеры
влияния
электромагнитн
ых излучений
на
живые
организмы;

Законы последовательного и
параллельного соединений.
Задачи на различные приемы
расчета сопротивления сложных
электрических цепей
(смешанных).
Задачи разных видов на описание
электрических цепей постоянного
электрического тока с помощью
закона Ома для замкнутой цепи.
Задачи разных видов на описание
электрических цепей постоянного
электрического тока с помощью
закона Джоуля — Ленца, расчет
КПД электроустановок.

Выполнять расчеты сил токов
и напряжений на участках
электрических цепей
1

1

Уметь определять силу тока в
цепи, внутреннее и внешнее
сопротивление, используя
закон Ома для полной цепи.
Выполнять расчеты КПД
различных электроустановок.

1

Определять температуру нити
накаливания.
Электрический ток в металлах.
Зависимость сопротивления
проводника от температуры.
Решение задач на ток в металлах.

Задачи на описание явления
электромагнитной индукции и
самоиндукции: закон
электромагнитной индукции,
правило Ленца, индуктивность.
Решение графических задач.
Уравнение гармонического
колебания и его решение для
электромагнитных колебаний
РК Расчеты мощностей работы

1

2

1

Исследовать явление
электромагнитной индукции.
Применять правило Ленца при
решении задач.

ретрансляционных вышек
Решение задач на гармонические
колебания (механические и
электромагнитные) и их
характеристики разными
методами

2

Переменный электрический ток:
метод векторных диаграмм.

1

Решение задач на расчет
электрический цепей по
переменному току.

2

Квантовая физика (13ч)

Задачи на описание различных
свойств электромагнитных волн:
скорость, отражение,
преломление.

1

Задачи по геометрической оптике:
зеркала, призмы, линзы,
оптические схемы.

1

Изучить экспериментально
свойства волн. Применять на
практике законы отражения и
преломления при решении
задач.
Строить изображения
предметов, даваемые линзами.
Рассчитывать расстояние от
линзы до изображения и
оптическую силу линзы.
Изучить экспериментально
свойства электромагнитных
волн.
Рассчитывать энергию связи
системы тел по дефекту масс.
Рассчитывать максимальную
кинетическую энергию

Позитивная и адекватная
самооценка, а также
осознание своей
успешности по
отношению к изучению
темы; доброжелательное
и уважительное
отношение к другому
человеку, умение
работать в режиме
диалога, адекватно
воспринимать чужое
мнение

овладеть способами
позитивного
взаимодействия со
сверстникам; уметь
объяснять ошибки при
выполнении
лабораторной работы;
уметь выполнять
задание в соответствии
с поставленной целью;
понимать причины
успеха/неуспеха
учебной деятельности и
конструктивно
действовать даже в
ситуациях неуспеха

приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
электромагнитн
ых
явлениях,
различать
основные
признаки
планетарной
модели атома,
нуклонной
модели
атомного ядра;
приводить

приводить
примеры
влияния
электромагнитн
ых излучений
на
живые
организмы,
Соотносить
энергию связи
атомных ядер с
дефектом
массы;
приводить
примеры
влияния
радиоактивных
излучений
на

Задачи на описание различных
свойств электромагнитных волн:
интерференция, дифракция,
поляризация, дисперсия.

1

Классификация задач по СТО и
примеры их решения.

1

Квантовые свойства света.
Решение задач на фотоэффект и
характеристики фотона.

1

Состав атома и ядра. Ядерные
реакции. Решение задач на
атомную и ядерную физику.

1

электронов при фотоэффекте.
Уметь решать задачи по теме
«Физика атома и атомного
ядра»
Рассчитывать энергию связи
атомных ядер и дефект масс.
Определять период
полураспада радиоактивных
элементов.

примеры
проявления
в
природе
и
практического
использования
радиоактивност
и, ядерных и
термоядерных
реакций,
спектрального
анализа

живые
организмы;
понимать
принцип
действия
дозиметра
и
различать
условия
его
использования;
понимать
экологические
проблемы,
возникающие
при
использовании
атомных
электростанций
,
и
пути
решения этих
проблем,
перспективы
использования
управляемого
термоядерного
синтеза.

Решение задач на расчет дефекта
масс и энергетический выход
реакций, закон радиоактивного
распада
РК Анализ мощностей
Белоярской АЭС.

2

Повторение

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».