МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическое объединение учителей естественно-научных предметов Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №88 Цыганова С.В. Головчак Е.В. Протокол МО №1 от 25.08.2023 г. 28.08.2023 г. Приказ № 364 от 30.08.2023 г. Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 11 классов Составитель: учитель физики Трухина И. Д. Срок реализации программы: 2023 - 2024 уч. год Тюмень, 2023 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г., 24.09.2020, 11.12.2020 г.); Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом директора МАОУ СОШ №88 от 30.08.2023 г.), а также в соответствии с авторской программой В.А. Орлова, Ю.А. Саурова, «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2015 г. Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №88 на 2023-2024 учебный год на изучение предмета отведено 1 час в неделю, 34 часа в год. Для реализации рабочей учебной программы используется учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М.В. Чаругин под редакцией Н.А. Парфентьевой. «Физика» для 10-11 классов линии «Классический курс» авторов, М.: Просвещение, 2020 Дополнительная литература для учителя 1. Физика. Задачник 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. – 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2019 – 188с. 2. Сборник задач по физике. 10-11 класс/. Г.Н.Степанова.. – М.: Просвещение, 2018 3. «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 20015 г. 4. Элективный курс ―Методы решения физических задач: Н. И. Зорин. 10-11-е классы‖, М., ВАКО, 20017 год (мастерская учителя) Для обеспечения реализации рабочей программы как в очном формате, так и с использованием дистанционных технологий, в образовательном процессе будут использоваться образовательные интернет площадки, ресурсы и приложения: 1. Облако знаний https://oblakoz.ru/ 2. Библиотека ЦОК Академии Минпросвещения России https://lesson.edu.ru/ 3. АО Издательство «Просвещение» https://prosv.ru/ 4. Библиотека ЦОК Моя школа https://lib.myschool.edu.ru/market?filters= 5. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/ Рабочая программа предназначена для реализации как в очном, так и в смешанном формате обучения (с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов). 2.Планируемые результаты Изучение предмета в 11 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов: Личностными результатами освоения физике являются сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами освоения физике являются: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Общими предметными результатами освоения физике являются: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; умения применять теоретические знания на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Частными предметными результатами освоения физике, на которых основываются общие результаты, являются: понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения; умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы; владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, периода колебаний маятника от его длины, угла отражения от угла падения света; понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения; понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании; овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики; умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.) Система оценки и виды контроля Основными формами контроля являются контрольные работы, самостоятельные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы (демо-вариант см.Приложение 1). Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету представлены в Приложении 2. 3. Содержание учебного предмета «Методы решения физических задач» 11 класс Раздел 1. «Электродинамика» - (21 ч) 1.1 Электрическое и магнитное поля (9часов). Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Региональный компонент. Полярные сияния: происхождение мощность излучения 1.2 Законы постоянного тока (5 часов). Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. 1.3 Электромагнитные колебания (7 часов). Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на характеристики колебаний, построение графиков. Переменный электрический ток: решение задач методом векторных диаграмм. Раздел 2. «Квантовая физика» - 13 часов Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Построение изображений в оптических системах. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект. Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. 4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование по элективному курсу для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО: Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Тематическое планирование №/п Тема раздела Кол-во часов 1 2 3 Электродинамика Квантовая физика Итого 21 13 34 Развернутое тематическое планирование, 11 класс (34 ч, 1 ч — резервное время) Количество часов Название изучаемой темы Планируемые результаты Предметные Основные виды деятельности учащихся Личностные Метапредметные Ученик научится Ученик получит возможность научиться распознавать электромагнитн ые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), описывать изученные свойства тел и электромагнитн ые явления, используя использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; использовать знания об электромагнитн ых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, Раздел №1 Электродинамика (21 ч) Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и среде. 1 Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). 1 Решение задач по алгоритму на сложение полей. 1 Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом 1 Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов. Определять напряженность принципом суперпозиции Вычислять напряженность и напряжение энергетическим методом Уметь определять емкость конденсаторов. Выработать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Вычислять энергию электрического тока. Измерять индукцию магнитного поля. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. 1 Энергия электрического поля. 1 Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: вектор магнитной индукции и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. РК Полярные сияния: происхождение мощность излучения 2 Движение заряженных частиц в магнитных и электромагнитных полях (алгоритм решения задач). 1 Вычислять ускорение движения частиц, период вращения, радиус окружности, по которой в магнитном поле движется частица. физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитн ых излучений на живые организмы; Законы последовательного и параллельного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей (смешанных). Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок. Выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей 1 1 Уметь определять силу тока в цепи, внутреннее и внешнее сопротивление, используя закон Ома для полной цепи. Выполнять расчеты КПД различных электроустановок. 1 Определять температуру нити накаливания. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах. Задачи на описание явления электромагнитной индукции и самоиндукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Решение графических задач. Уравнение гармонического колебания и его решение для электромагнитных колебаний РК Расчеты мощностей работы 1 2 1 Исследовать явление электромагнитной индукции. Применять правило Ленца при решении задач. ретрансляционных вышек Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) и их характеристики разными методами 2 Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. 1 Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току. 2 Квантовая физика (13ч) Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление. 1 Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. 1 Изучить экспериментально свойства волн. Применять на практике законы отражения и преломления при решении задач. Строить изображения предметов, даваемые линзами. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения и оптическую силу линзы. Изучить экспериментально свойства электромагнитных волн. Рассчитывать энергию связи системы тел по дефекту масс. Рассчитывать максимальную кинетическую энергию Позитивная и адекватная самооценка, а также осознание своей успешности по отношению к изучению темы; доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку, умение работать в режиме диалога, адекватно воспринимать чужое мнение овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстникам; уметь объяснять ошибки при выполнении лабораторной работы; уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитн ых явлениях, различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; приводить приводить примеры влияния электромагнитн ых излучений на живые организмы, Соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; приводить примеры влияния радиоактивных излучений на Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: интерференция, дифракция, поляризация, дисперсия. 1 Классификация задач по СТО и примеры их решения. 1 Квантовые свойства света. Решение задач на фотоэффект и характеристики фотона. 1 Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Решение задач на атомную и ядерную физику. 1 электронов при фотоэффекте. Уметь решать задачи по теме «Физика атома и атомного ядра» Рассчитывать энергию связи атомных ядер и дефект масс. Определять период полураспада радиоактивных элементов. примеры проявления в природе и практического использования радиоактивност и, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования; понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций , и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза. Решение задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада РК Анализ мощностей Белоярской АЭС. 2 Повторение 4