Рабочая программа по родному русскому языку для 11 классов_2023-2024 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей русского языка и
литературы

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык»
для 11 классов
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Морус Н.М., Васильянц Н.Л.
Срок реализации программы:
2023 - 2024 уч. год

Тюмень, 2023

I. Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:






Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г.,
31.12.2015 г., 29.06.2017 г., 24.09.2020, 11.12.2020 г.);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88,
г. Тюмень, 2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом директора МАОУ СОШ
№88 от 30.08.2022 г.),

Место предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №88, на изучение родного (русского) языка в
11 классе в 2023-2024 году выделено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Дополнительная литература для ученика
1. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. Факультативный
Курс «Лексика и фразеология русского языка». Пособие для учащихся. М.,
«Прсвещение», 1978.
2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку
(5-9 класс). СПб, 1997.
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические
материалы, Пособие для учащихся. М., 1998.
4. Горшков А.И.Русская словесность. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.
2003.
5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка. Дидактические
материалы. Пособие для учащихся. М., 1999.
6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические
материалы.- М., 2001.
7. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. Пособие для учащихся. М.,
Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001.
8. Костомаров В.Г. Жизнь языка от вятичей до москвичей. М. «Педагогика-Пресс», 1994.
9. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов Н/Д, 1998.
10. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык.- М. «Аванта+», 1997.
11. Миронова Т.А. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского
языка для детей. – М., 1994
12. История русского языка в рассказах – сб. разных писателей, М., 1998
14. Лингвистические словари различных типов.
Данная рабочая программа составлена для 11 класса.

2. Планируемые результаты
«Родной язык (русский)»
Планируемые личностные результаты
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.

Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные лексические, стилистические, нормы русского
литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);

отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).
Система оценки и виды контроля
Основными формами контроля являются самостоятельные работы, зачеты(устные и
письменные).
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учѐта знаний учащихся по русскому
языку. Развѐрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даѐт правильное
определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,

но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки
зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даѐт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочѐта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом
оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений
и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2"
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьѐзным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во
времени,
т.е.
за
сумму
ответов,
данных
учеником
на
протяжении
урока
(выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются
более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап
обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в
том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор
одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью
аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или
отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного
класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или
навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок,
оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Содержание учебного предмета « Родной русский язык»
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в
поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он
формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное
обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации
личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении
способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно
понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных
ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру
ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан
со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права
тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время,
отведѐнное на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублѐнного
изучения основного курса «Русский язык».
В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа
учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в
частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются приобщение
обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и
мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что
способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на формирование
представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что
способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших
социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во
всѐм комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний, умений, ключевых
компетенций обучающихся
1. Качественное повышение уровня речевой культуры;
2. Формирование коммуникативной компетенции, умения организовать свою речевую
деятельность в соответствии с ситуациями общения;
3. Повышение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей
составляющей духовного богатства народа;
4. Формирование умения оценивать речевое поведение в разных сферах общения.
1.Введение. Что такое словесность. Что такое слово. Слово и словесность. Предмет словесности.
Филология. Отечественные филологи. Практикум: Чтение отрывков исследований русских
филологов.
2.Русский язык и разновидности его употребления. От древности к современности. А.С.
Пушкин о русском языке как материале словесности. Славянские языки. Старославянский язык.
Древнерусский язык. А.С. Пушкин и русский литературный язык. Проверочная работа №1.
3.Разговорный язык и литературный язык. Чем различаются разговорный и литературный язык?
Сфера употребления разговорного языка. Характерные черты разговорного языка. Сферы
употребления и характерные черты литературного языка. Диалектное членение русского языка.
Территориальные диалекты и художественная литература. Полудиалект. Социальный диалект.
Жаргон, арго, сленг. Просторечие.
4.Практикум. Анализ и возможный перевод отрывков текстов на старославянском и
древнерусском языке, сопоставление с современным переводом. Анализ отрывков из произведений
авторов Х!Х и ХХ вв. Работа со словарями. Практические работы по записи «живой» разговорной
речи и анализ записей. Проверочная работа №2.
5.Стилистические возможности языковых средств.
Понятие стилистических возможностей языковых средств.
Слова и устойчивые сочетания слов. Архаизмы, историзмы, неологизмы.Славянизмы.
Заимствованные слова. «Макаронический» стиль. Книжные слова. Термины.Народно-поэтические
слова. Разговорные слова. Просторечные слова. Диалектизмы. Фразеологизмы. Группы
фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально-экспрессивной окраске. Крылатые слова
и выражения, источники их происхождения. Крылатые слова и выражения в произведениях
словесности.
6.Практикум. Выполнение упражнений, анализ текста, работа со справочниками и словарями
различных типов, самостоятельные и групповые исследовательские работы. Контрольная
работа №1.Анализ контрольной работы. Защита итогового проекта.

Организация учебного процесса
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ
учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о русском языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений.

Основной формой организации учебного процесса является урок.На уроках используются
элементы технологии развивающего обучения, модульной технологии, технологии полного
усвоения.
4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по геометрии для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований,
опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания
собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский
опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Тематическое планирование

№
п/п

1
2
3
4

Наименование раздела, темы

Кол-во
часов

Введение
От древности к современности
Разговорный язык и литературный язык
Стилистические возможности языковых
средств
Итого

3
12
4
15
34

Из них
Проектная и
Контрольные
научноработы
исследовательская
деятельность

0
0
0
1

2
2
1
3

1

8

Развернутое (поурочное) тематическое планирование

Название
изучаемой темы

Количество
часов

Планируемые результаты

1. «Что такое
словесность…»
Что есть слово.
Слово и
словесность.

1

2.Филология.
Отечественные
филологи.

2

Основные виды
деятельности
учащихся

Сформировать
представление
учащихся о слове
как единице
языка.
Сформировать
представление
о словесности
и еѐ формах.

Предметные
Личностные

Метапредметные

Введение (3 часа)
Владение разными
Достаточный объѐм
видами чтения;
словарного запаса и
овладение приѐмами
усвоенных
отбора и
грамматических
систематизации
средств для
материала на
свободного выражения определѐнную тему;
мыслей и чувств в
умение вести
процессе речевого
самостоятельный пообщения; способность иск информации, еѐ
к самооценке на основе анализ и отбор;
наблюдения за
способность к преобсобственной речью
разованию, сохранеосознание
нию и передаче
эстетической ценности информации, полурусского языка; уваченной в результате
жительное отношение чтения или
к родному языку,
аудирования, с
гордость за него.
помощью технических
средств и
информационных
технологий.

Ученик
научится

Ученик получит
возможность
научиться

Речь и речевое
общение
Ученик
научится:
-использовать
различные виды
монолога
(повествование,
описание,
рассуждение;
сочетание разных
видов монолога) в
различных
ситуациях
общения;
-использовать
различные виды
диалога
в
ситуациях
формального
и
неформального,
межличностного и

Ученик получит
возможность
научиться:
-выступать
перед
аудиторией
с
небольшим докладом;
публично
представлять проект,
реферат;
публично
защищать
свою
позицию; участвовать
в
коллективном
обсуждении проблем,
аргументировать
собственную
позицию, доказывать
еѐ, убеждать;
-понимать основные
причины
коммуникативных
неудач и объяснять
их.

межкультурного
общения;
-соблюдать
нормы речевого
поведения
в
типичных
ситуациях
общения;
-оценивать
образцы устной
монологической и
диалогической
речи
с
точки
зрения
соответствия
ситуации
речевого
общения,
достижения
коммуникативных
целей
речевого
взаимодействия,
уместности
использованных
языковых средств;
-предупреждать
коммуникативные
неудачи
в
процессе речевого
общения.
От древности к современности (12 часов)
1. А.С. Пушкин о
русском языке как

2

Работают с
текстами.

Понимание русского

Способность извлекать
информацию из

Общие сведения
о языке

Ученик получит
возможность

материале
словесности.
2.Славянские языки.
3.Старославянский
язык.
4. Древнерусский
язык.
5. Стилистические
нормы.
6.А.С. Пушкин и
русский
литературный язык.

1
2
2
3
1

1
7.Проверочная
работа №1.

языка как одной из
основных национально-культурных
ценностей русского народа,
определяющей роли
родного языка в
развитии интеллектуальных и творческих способностей и
моральных качеств
личности, его значения
в процессе получения
школь-ного
образования.
Осознание
эстетической ценности
русского языка; уважительное отношение
к родному языку,
гордость за него;
потребность сохранить
чистоту русского
языка как явления
национальной
культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;

различных источников,
включая средства
массовой информации,
компакт-диски
учебного назначения,
ресурсы Интернета;
свободно пользоваться
словарями различных
типов, справочной
литературой;
• овладение приемами
отбора и
систематизации
материала на
определѐнную тему;
умение вести
самостоятельный
поиск информации, ее
анализ и отбор.

Ученик
научится:
-характеризовать
основные
социальные
функции русского
языка в России.
место русского
языка среди
славянских
языков, роль
старославянского
(церковнославянс
кого) языка в
развитии русского
языка;
-определять
различия между
литературным
языком
и
диалектами,
просторечием,
профессиональны
ми
разновидностями
языка, жаргоном и
характеризовать
эти различия;
-оценивать
использование
основных
изобразительных
средств языка.

научиться:
- характеризоват
ь вклад выдающихся
лингвистов в развитие
русистики.

Разговорный язык и литературный язык (4 часа)
1. Чем различаются 1
разговорный язык и
литературный язык ?
Сферы
употребления
разговорного языка
и характерные черты
литературного

Работают с
текстами,
выполняют
задания по
карточкам

Понимание русского
языка как одной из
основных национально-культурных
ценностей русского народа,

Применение
приобретѐнных
знаний, умений и
навыков в повседневной жизни;
способность

Речевая
деятельность
Ученик
научится:
-различным видам
аудирования (с
полным
пониманием

Ученик получит
возможность
научиться:
-анализировать
и
комментировать речь
в устной форме.

языка.
2. Диалектное
членение русского
языка. Полудиалект
и социальный
диалект.
3. Жаргон, Арго.
Сленг.Просторечие.
Проверочная
работа №2.

1

1
1

определяющей роли
родного языка в
развитии интеллектуальных и творческих способностей и
моральных качеств
личности, его значения
в процессе получения
школь-ного
образования.

использовать родной
язык как средство
получения знаний по
другим учебным
предметам, применять
полученные знания,
умения и навыки
анализа языковых
явлений на
межпредметном
уровне овладение
национальнокультурными нормами
речевого поведения в
различных ситуациях.

аудиотекста, с
пониманием
основного
содержания, с
выборочным
извлечением
информации);
передавать
содержание
аудиотекста в
соответствии с
заданной
коммуникативной
задачей в устной
форме;
-понимать
и
формулировать в
устной
форме
тему,
коммуникативну
ю
задачу,
основную мысль,
логику изложения
учебно-научного,
публицистическог
о,
официальноделового,
художественного
аудиотекстов,
распознавать
в
них основную и
дополнительную
информацию,
комментировать
еѐ
в
устной
форме.

1.Архаизмы,
историзмы,
неологизмы.

2

2.Славянизмы.
Заимствованные
слова.
«Макаронический»
стиль
3. Книжные слова.
Народнопоэтические слова.
Разговорные слова.
Просторечные
слова, Диалектизмы.
4. Фразеологизмы.
Крылатые слова и
выражения в
произведениях
словесности.

2

2

2

Стилистические возможности языковых средств (15 часов)
Работают с
Язык и культура
текстами,
Ученик
выполняют
научится:
задания по
- выявлять
карточкам.
единицы языка с
Работают с
национальнотекстами( находят
культурным
крылатые
компонентом
выражения);
значения в
выполняют
Осознание
произведениях
задание по
эстетической ценности
устного
карточкам(
русского языка; уваУмение продуктивно
народного
находят
жительное отношение общаться и
творчества, в
фразеологизмы,
к родному языку,
взаимодействовать в
художественной
крылатые
гордость за него;
процессе совместной
литературе и
выражения,
потребность сохранить деятельности,
исторических
заменяют
чистоту русского
учитывать позиции
текстах;
выражения
языка как явления
других участников
-приводить
другими словами. национальной
деятельности
примеры, которые
культуры; стремление
доказывают, что
к речевому самосоверизучение русского
шенствованию;
родного
языка
позволяет лучше
узнать историю и
культуру страны;
-уместно
использовать
правила русского
речевого этикета в
учебной
деятельности
и

Ученик получит
возможность
научиться:
характеризовать на
отдельных примерах
взаимосвязь языка,
культуры и истории
народа — носителя
русского родного
языка.

повседневной
жизни.

5. Практикум по
работе с разными
стилистическими
средствами языка.
Контрольная работа
№1.
6. Анализ
контрольной
работы.
7.Защита итоговых
проектов.

2

1
1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».