Рабочая программа по обществознанию для 11 классов_2023-2024 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей общественнонаучных предметов

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
для 11 классов

Составитель:
учитель истории и обществознания
Булавко Татьяна Владимировна
Срок реализации программы:
2023 – 2024 учебный год

Тюмень, 2023
1

1. Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.,
29.06.2017 г., 24.09.2020, 11.12.2020 г.);
 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
 Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88, г.
Тюмень, 2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом директора МАОУ СОШ №88 от
30.08.2023 г.),
а также в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету
«Обществознание» базовый уровень, 2023г.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №88 на 2023 – 2024 учебный год на
изучение предмета обществознание отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год. Рабочая программа
составлена в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету
«Обществознание» базовый уровень. Темы регионального компонента интегрированы в
содержание предмета в объеме 10 часов. Темы прикладного курса «Финансовая грамотность»
интегрированы в содержание раздела «Экономика».
Для реализации рабочей учебной программы используется учебник
Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень /
(Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:
Просвещение
Дополнительная литература для учителя

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание.11 класс: тетрадь-тренажѐр/ (О.А. Котова, Т.Е.
Лискова. – М.: Просвещение

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Басик Н.Ю. и др. Обществознание. Поурочные
разработки. 11 класс: базовый уровень- М., «Просвещение»

Обществознание. Школьный словарь. 10 – 11 класс; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И.
Аверьянов. – М.: Просвещение
Для обеспечения реализации рабочей программы в очном формате и с использованием
дистанционных технологий в образовательном процессе будут использоваться образовательные
интернет площадки, ресурсы и приложения:
1. Облако знаний
https://oblakoz.ru/
2. Библиотека ЦОК Академии Минпросвещения России
https://lesson.edu.ru/
3. АО Издательство «Просвещение»
https://prosv.ru/
4. Библиотека ЦОК Моя школа
https://lib.myschool.edu.ru/market?filters=
5. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/
2

Рабочая программа предназначена для реализации как в очном, так и в смешанном формате
обучения (с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных
ресурсов).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования
по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей; уважение ценностей иных культур, конфессий;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских организаций;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность
за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
3

Эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной социально направленной деятельности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учету
общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении жизни.
Экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая
понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
 мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей
жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
4

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
среднего общего образования (на базовом уровне) у них совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе
в межличностном взаимодействии и при принятии решений;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать
типичные социальные роли;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по
предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны отражать:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать
ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
 определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и
процессах;
 вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов деятельности), оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе учебнопознавательных.
Базовые исследовательские действия:
 развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем;
 проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов социального познания;

5



осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые
понятия и методы социальных наук;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
 анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт;
 уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в
познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления (в том числе полученной из интернет-источников), ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

6



выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
 предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
 оценивать приобретенный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
Принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
 признавать свое право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

7

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
11 КЛАСС
1) Владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной
стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о семье
как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи;
о структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
государственной политике поддержки малого бизнеса и предпринимательства, конкуренции и
импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли
государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти,
механизмах принятия бюджетных решений; особенностях профессиональной деятельности в
экономической и финансовой сферах.
2) Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм
морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости,
коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины,
осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и
целостности государства на примерах разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера»,
«Экономическая жизнь общества».
3) Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений при изложении
собственных суждений и построении устных и письменных высказываний, включая понятия:
социальные общности, социальные группы и отношения между ними, социальная стратификация,
социальное неравенство, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, семья и
брак, этнические общности, нация, социальные нормы, социальный контроль и самоконтроль,
социальный конфликт, политическая власть, политический институт, политические отношения,
политическая система, государство, национальная безопасность, политическая культура,
политическая элита, политическое лидерство, политический процесс, право, источник права,
система права, норма права, отрасль права, институт права, правонарушение, юридическая
ответственность, экономическая система, экономический рост, экономический цикл,
ограниченность ресурсов, общественные блага, валовой внутренний продукт, факторы
долгосрочного экономического роста; механизмы государственного регулирования экономики,
международное разделение труда;
определять различные смыслы многозначных понятий, в том числе: власть, социальная
справедливость, социальный институт, экономика, собственность;
классифицировать и типологизировать на основе предложенных критериев используемые в
социальных науках понятия и термины, отражающие социальные явления и процессы, в том числе:
социальные общности и группы; виды социальной мобильности; типы семьи; социальные нормы;
социальные конфликты; формы социальных девиаций; виды миграционных процессов в
современном мире; формы государства; политические партии; виды политического лидерства,
избирательных и партийных систем, политических идеологий; виды налоговых систем, издержек
производства, безработицы, финансовых услуг; типы и виды рыночных структур; факторы
производства; источники финансирования предприятий.
4) Владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи при описании социальной структуры, формы
государства, политической культуры личности и ее политического поведения, экономической
8

деятельности и проблем устойчивого развития; макроэкономических показателей и качества
жизни; спроса и предложения;
приводить примеры взаимосвязи социальной, политической и других сфер жизни общества;
права и морали; государства и права;
характеризовать причины и последствия преобразований в социальной, политической и
экономической сферах, возрастания социальной мобильности; сохранения социального
неравенства; социальных конфликтов; отклоняющегося (девиантного) поведения; абсентеизма;
коррупции; экономические функции государства; Центрального банка Российской Федерации;
налоговой системы Российской Федерации; предпринимательства;
характеризовать функции семьи, социальных норм; социального контроля; государства,
субъектов и органов государственной власти в Российской Федерации; политических партий;
средств массовой информации в политической жизни общества; правоохранительных органов;
отражать связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем, в
том числе в таблицах, схемах, диаграммах, графиках.
5) Иметь представления о методах изучения социальной, политической сферы жизни
общества, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального
познания, в том числе социологические опросы, биографический, сравнительно-правовой метод,
политическое прогнозирование.
6) Применять знания, полученные при изучении разделов «Социальная сфера»,
«Политическая сфера», «Экономическая жизнь общества», для анализа социальной информации о
социальном и политическом развитии российского общества, направлениях государственной
политики в Российской Федерации, направлениях и механизмах экономического развития,,
полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы
стратегического характера, публикации в СМИ;
осуществлять поиск политической и социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых сведений для восполнения недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении,
выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения при изучении разделов «Социальная
сфера», «Политическая сфера», «Экономическая жизнь общества».
7) Осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность с опорой на
полученные знания о структуре общества, социальных отношениях, политической сфере,
экономической жизни, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций,
творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные
выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по изученным темам,
составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты.
8) Использовать политические и экономические знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных
социальных ролей, ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции; осознания роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач при изучении
разделов «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Экономическая жизнь общества».
9) Формулировать на основе социальных ценностей и приобретенных знаний о структуре
общества и социальных взаимодействиях, политической сфере и об экономической жизни
общества собственные суждения и аргументы по проблемам социальной мобильности, ее форм и
каналов в современном российском обществе; миграционных процессов; тенденций развития
семьи; участия субъектов политики в политическом процессе; опасности коррупции и
необходимости борьбы с ней; роли государства в экономике; путей достижения экономического
роста; взаимосвязи экономической свободы и социальной ответственности
использовать ключевые понятия, теоретические положения, в том числе о социальной
структуре российского общества; роли семьи в жизни личности и в развитии общества;
9

особенностях политической власти, структуре политической системы; роли Интернета в
современной политической коммуникации;
конкретизировать теоретические положения о конституционных принципах национальной
политики в Российской Федерации; социальных конфликтах, включая этносоциальные, и путях их
разрешения; государственной поддержке социально незащищенных слоев общества и мерах
социальной поддержки семьи в Российской Федерации; федеративном устройстве и политической
системе Российской Федерации на современном этапе; государственном суверенитете;
избирательной системе в Российской Федерации; государственной службе и статусе
государственного служащего; основах конституционного строя Российской Федерации; выборе
способов рационального экономического поведения людей, особенностях труда молодежи в
условиях конкуренции на рынке труда, фактами социальной действительности, модельными
ситуациями, примерами из личного социального опыта; порядке приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора, в том числе несовершеннолетних граждан; защите трудовых
прав работников; порядке и условиях заключения и расторжения брака; правах и обязанностях
налогоплательщика; принципах уголовного права, уголовного процесса, гражданского процесса
фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного
социального опыта.
10) Применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами, в том числе находить, анализировать и использовать
информацию для принятия ответственных решений по достижению финансовых целей и
управлению личными финансами при реализации прав и обязанностей потребителя финансовых
услуг с учетом основных способов снижения рисков и правил личной финансовой безопасности.
11) Оценивать социальную информацию по проблемам социальных отношений,
политической и экономической жизни общества, в том числе поступающую по каналам сетевых
коммуникаций, определять степень достоверности информации; соотносить различные оценки
социального взаимодействия, политических событий, социальных явлений; давать оценку
действиям людей в типичных (модельных) ситуациях с точки зрения социальных норм, в том
числе норм морали и права.
12) Самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии
разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и
собственное поведение с точки зрения социальных норм, включая нормы морали и права,
экономической рациональности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения,
опасность алкоголизма и наркомании.

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы (демовариант см. Приложение 1).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по обществознанию
представлены в Приложении 2.
3. Содержание учебного предмета «Обществознание» 11 класс
Цели и задачи учебного предмета в области формирования системы знаний, умений,
ключевых компетенций обучающихся
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
 развитие личности в период ранней юности; ее духовно-нравственной политической и
правовой культуры; экономического образа мышления; социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению
и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
10

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей; об
обществе, его сферах; правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального
образования или для самообразования;
 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Обществознание как учебный предмет включает основы общественных наук (философии,
социологии, социальной психологии, политологии, экономики и правоведения), сосредотачиваясь
на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических
проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной
особенностью курса является то, что общественные науки рассматриваются не в изолированном
виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Таким
образом, обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную картину социального
мира. Курс «Обществознание» занимает особое место среди общественных и гуманитарных
дисциплин, которые преподаются в школе. Его особенность заключается в том, что этот курс не
наука или раздел в системе научного знания, а учебная дисциплина, призванная познакомить
школьников и с основами жизни общества, и ввести в комплекс социальных, общественных и
гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.
Обществознание знакомит учащихся с целостной картиной общественной жизни,
рассматривая все ее компоненты. Поэтому содержание курса включает широкий круг тем – от
философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Обществознание призвано
расширить горизонт восприятия окружающего мира. При этом оно закладывает начала
теоретического мышления, учит способности мыслить. Благодаря формированию теоретического
мышления учащиеся смогут не только получить знания на уроке, но и развить способность
приобретать новые знания самостоятельно.
Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:
 Направленность на теоретическое обобщение учебного материала;
 Интегрированный характер, особая, по сравнению с другими школьными дисциплинами,
направленность на межпредметные связи;
 Дискуссионный характер;
 Практико-ориентированный характер;
 Необходимость привлечения материалов современной жизни.
В 11 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его
актуальных проблемах, о человеке в современном мире. Изучение курса в 11 классе начинается с
раздела «Экономика». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне
раскрываются основные вопросы экономической теории, законы рыночной экономики, микро- и
11

макроэкономика.
Раздел «Социальная сфера» дает представление о социальной структуре и
различных аспектах социальных отношений. Раздел «Политика» раскрывает понятие власти,
политической системы, дает краткую характеристику современного российского государства.
Организация учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В
качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система
консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с
использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса
учащихся направлена на:
 Создание оптимальных условий обучения;
 Исключение психотравмирующих факторов;
 Сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
 Развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
 Развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в
образовательном процессе следующих технологий: информационно-коммуникативной (классно –
урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного
состава), технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности обучающихся,
проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.

12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 КЛАСС
Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных
возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения.
Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы
экономического цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное
предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Рынки труда, капитала, земли,
информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия.
Государственная политика защиты конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской
Федерации. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области
занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества.
Особенности профессиональной деятельности в экономической и финансовой сферах.
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка,
прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые финансовые услуги. Финансовые
технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия.
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета.
Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая
система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской
Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация
экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и
услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование
внешней торговли.
Региональный компонент. Экономические ресурсы Тюменской области. Поддержка
предпринимательства на примере Тюменской области. Политика в области занятости населения
в Тюменской области. Международные экономические связи Тюменской области.
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном российском обществе.
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской
Федерации. Помощь государства многодетным семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути
разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
13

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального
психолога.
Региональный компонент. Молодѐжная политика в Тюменской области. Осуществление
социальной политики в Тюменской области. Национальная политика правительства Тюменской
области.
Политическая сфера
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской
Федерации на современном этапе. Государство как основной институт политической системы.
Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государст­венного (территориального) устройства, политический режим. Типология форм
государства.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная
служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной
безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по
противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных
систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная система в Российской Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации.
Региональный компонент. Политическая элита Тюменской области. Политические партии в
Тюменской области. Средства массовой информации Тюменской области.

14

4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование по геометрии для 11-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт
проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания
собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский
опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.

Тематическое планирование

№
п/п

Наименование раздела, темы

1
2
3
4
5

Введение
Экономическая жизнь общества
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Повторение
Итого

Кол-во
часов

Из них
Проектная и
научноКонтрольные
исследовательская
работы
деятельность

2
22
14
20
10

1

68

6

2
2
4

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
15

Название
изучаемой темы

Кол
иче
ств
о
час
ов

Планируемые результаты
Предметные

Основные виды деятельности
учащихся

Личностные

Метапредметн
ые

Ученик научится

Ученик получит
возможность
научиться

Введение (2 часа)
Повторение.
Обществознание:
цели,
задачи,
особенности курса

2

Вспомнить
основные
итоги
прошлого года обучения.
Познакомиться
с
основным
содержанием курса 11 класса.
Наметить
перспективу
совершенствования
умений
и
навыков в процессе
учебной
деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся.
Экономическая жизнь общества (22 часа)

Роль экономики в
жизни общества
РК:
Экономические
ресурсы
Тюменской
области.

2

Раскрывать роль экономики в
жизни общества.
Объяснять
проблему
ограниченности
экономических
ресурсов.
Различать
свободные
и
экономические блага.
Приводить
примеры
принятия
решения на основе экономического
выбора.

Ориентироватьс
яв
экономических
реалиях
современной
России.
Делать
осознанный
выбор будущей
профессии т
оценивать

Приводить
примеры,
раскрывающи
е роль
экономики в
жизни людей.
Анализироват
ь влияние
экономики на
другие сферы
жизни

Объяснять
различия между
экономикой как
наукой и
экономикой как
сферой
жизнедеятельнос
ти общества.
Перечислять и
сравнивать
вопросы,

Формулировать
необходимые
условия для
объективности
оценки ВВП.
Характеризовать
взаимосвязь
экономики и
политики.
Проводить
сравнительный

16

Экономика: наука
и хозяйство

2

Описывать и иллюстрировать
примерами
решения
основных
вопросов участниками экономики.
Различать
и
сопоставлять
основные
типы
экономических
систем.
Характеризовать
способы
координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах.

Экономический
рост и развитие

2

Раскрывать
смысл
понятий
«экономический
рост»,
«экономическое
развитие»
и
конкретизировать их примерами.
Характеризовать
сущность
процесса экономического роста.
Извлекать
из
различных
источников, систематизировать и
оценивать
социальную
информацию
о
причинах
и
сущности экономического роста,
использовать ее для написания эссе,
реферата,
подготовки
устного
выступления.
Выявлять причинно-следственные
связи в динамике социальных
изменений.

2

Характеризовать
рыночное
хозяйство как один из способов
организации экономической жизни.
Характеризовать
условия
функционирования
рыночной
экономической системы.

Рыночные
отношения
экономике

в

возможности
реализации
собственных
жизненных
планов в
условиях
современной
экономической
системы.
Выработать
сознательное
отношение к
непрерывному
образованию и
самообразовани
ю как условию
успешной
профессиональн
ой и
общественной
деятельности.
Способствовать
формированию
отношения к
профессиональн
ой деятельности
как
возможности
участия в
решении
личных,
общественных,
государственны

общества.
На основе
новостной
информации
из СМИ
приводить
конкретные
примеры
взаимосвязи
экономики и
политики в
современной
России.
Иллюстрирова
ть примерами
позитивные и
негативные
черты
рыночной
экономики.
Приводить
примеры
решения
проблемы
дефицита
бюджета
разными
государствам
и на
различных
этапах
исторического
развития.

которые решают
макроэкономика
и
микроэкономика
Обосновывать
необходимость
экономического
роста.
Раскрывать
смысл понятия
«экономическая
система».
Характеризовать
основные типы
экономических
систем.
Оценивать роль
государства в
современной
экономике.
Характеризовать
сущность
рыночных
отношений.
Классифицирова
ть рынки.
Характеризовать
основные
особенности
рыночной
экономики.
Раскрывать
взаимосвязь

анализ различных
типов
экономических
систем.
Определять
специфические
особенности
функционирования
рыночной
экономики в РФ.
Указывать
возможности
использования
законов спроса и
предложения в
российской
практике.
Предлагать
конкретные меры
по
совершенствовани
ю
функционирования
рыночных
механизмов в РФ.
Определять
специфику
деятельности
банков как
финансовокредитных
учреждений.
Объяснять суть

17

Описывать действие рыночного
механизма формирования цен на
товары и услуги.
Формулировать
собственное
мнение о роли рыночного механизма
регулирования экономики в жизни
общества.
Фирма
в
экономике
РК:
Поддержка
предпринимательс
тва на примере
Тюменской
области

2

Раскрывать
смысл
понятия
«фирма».
Описывать роль фирм в экономике.
Называть
и
иллюстрировать
примерами деятельность различных
фирм.

Финансовый
рынок

2

Объяснять функции финансового
рынка.
Различать различные финансовые
институты.
Называть
и
иллюстрировать
примерами
деятельность
финансовых институтов.
Находить и извлекать социальную
информацию
об
источниках
финансирования бизнеса.
Исследовать
несложные
практические ситуации, связанные с
защитой
прав
потребителей
финансовых услуг.

2

Характеризовать
экономические
функции государства.
Описывать
различные
формы

Экономика
государство

и

х,
общенациональ
ных проблем.
Формировать
предпринимате
льские
способности.

Определять
общее и
различия
между
государственн
ым бюджетом
и бюджетом
семьи.
Объяснять, на
основе каких
показателей
формируется
бюджет
вашего
населенного
пункта
Предлагать
варианты
улучшения
инвестиционн
ого климата
страны и
вашего
населенного
пункта.
Работать со
статистически
ми
материалами.
Приводить
исторические
примеры

спроса и
предложения в
условиях
рыночной
экономики.
Классифицирова
ть виды спроса.
Обосновывать
цикличность
рыночной
экономики.
Перечислять
основные
функции денег.
Анализировать
причины,
приводящие к
инфляции.
Характеризовать
виды инфляции.
Раскрывать
сущность и
перечислять
функции
налогов.
Классифицирова
ть основные
виды налогов
Раскрывать
основные
принципы
функционирован

работы фондового
рынка.
Выявлять
взаимосвязь между
реформированием
налоговой системы
и трансформацией
общественных
отношений в
России.
Доказывать
необходимость
уплаты налогов с
нравственной,
гражданской и
экономической
точек зрения.
Характеризовать
рынок рабочей
силы в
современной
России.
Объяснять
принцип
установления
прожиточного
минимума в РФ.
Объяснять наличие
или отсутствие
зависимости между
уровнем
заработной платы

18

вмешательства
государства
в
рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные
налоги.
Раскрывать
смысл
понятия
«государственный бюджет».
Приводить
примеры
государственной
политики
регулирования доходов и расходов.
Финансовая
политика
государства

2

Определить, какую роль играют
финансы в экономике.
Называть основные источники
доходов граждан.
Раскрывать причины неравенства
доходов населения.
Объяснять
необходимость
перераспределения доходов.
Иллюстрировать
примерами
государственные меры социальной
поддержки населения.

Занятость
и
безработица.
РК: Политика в
области
занятости
населения
в
Тюменской
области.

2

Характеризовать безработицу как
закономерное явление рыночной
экономики.
Называть и описывать причины
безработицы.
Различать
экономические
и
социальные
последствия
безработицы.
Объяснять роль государства в
обеспечении занятости.
Оценивать
собственные
возможности на рынке труда.

различных
видов налогов.
Характеризов
ать налоговую
систему
современной
России с точки
зрения
экономическо
й
целесообразно
сти и
социальной
справедливост
и.
Предлагать
пути
совершенствов
ания
налоговой
системы РФ.
На основе
новостной
информации
из СМИ и
Интернета, а
также
собственного
опыта
обосновывать
мнение о
влиянии
глобализации

ия рынка
рабочей силы в
демократическо
м государстве.
Описывать
сущность и
структуру
трудовых
правоотношений
.
Объяснять
причины
возникновения
безработицы в
рыночной
экономической
системе.
Классифицирова
ть различные
виды
безработицы.
Определять роль
и место
заработной
платы в
структуре
доходов
граждан.
Раскрывать
сущность и
содержание
понятия
«глобализация».

и получаемым
образованием.
Характеризовать
специфику
российской
экономики с точки
зрения ее
позиционирования
на мировом рынке.
Иллюстрировать
примерами место
страны в системе
международных
отношений.

19

Мировая
экономика
РК:
Международные
экономические
связи Тюменской
области.

1

Описывать реальные связи между
участниками
международных
экономических отношений.
Характеризовать
причины
формирования мирового хозяйства.
Характеризовать
влияние
международной
торговли
на
развитие мирового хозяйства.
Объяснять и конкретизировать
примерами
направления
внешнеторговой политики государства.
Раскрывать
смысл
понятия
«обменный валютный курс».

Экономическая
культура

1

Объяснять что представляет собой
экономическая культура.
Определить роль экономической
культуры в жизни общества.

Практическая
работа по блоку
"Экономическая
жизнь общества"

1

Извлекать
из
различных
источников, систематизировать и
оценивать
социальную
информацию о экономической сфере
жизни общества, использовать ее
для написания эссе.

Повторение
по
блоку
"Экономическая
жизнь общества"

1
Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов
для школьников.

на различные
стороны
жизни
российского
общества.
Приводить
примеры
изменения
положения
стран в
системе
международн
ого
разделения
труда.
Предлагать и
аргументиров
ать
возможные
действия по
повышению
конкурентосп
особности
России на
мировом
рынке.
Прогнозирова
ть возможные
пути
трансформаци
и положения
России в
системе

Обосновывать
основные
принципы
мирового
разделения
труда.
Приводить
примеры
экономической
интеграции в
современном
мире.

20

международн
ых
экономически
х отношений.
Работать со
статистически
ми данными.
Социальная сфера (14 часов)
Социальная
структура
общества

2

Выявлять и различать разные
социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального
неравенства.
Приводить примеры различных
видов социальной мобильности.
Характеризовать
причины
социальных конфликтов, используя
межпредметные связи, материалы
СМИ;
показывать
пути
их
разрешения.
Находить и извлекать социальную
информацию о структуре общества
и направлениях с изменения из
адаптированных источников различного типа.

Социальные
нормы и
отклоняющееся
поведение

2

Объяснять
причины
отклоняющегося поведения.
Оценивать опасные последствия
наркомании и алкоголизма для
человека и общества.
Оценивать социальное значение
здорового образа жизни.

Сформированно
сть
основ
саморазвития и
самовоспитания
в соответствии
с
общечеловеческ
ими ценностями
и
идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность к
самостоятельно
й, творческой и
ответственной
деятельности;
Навыки
сотрудничества
со
сверстниками,
детьми
младшего

Приводить
примеры трех
видов
общественны
х отношений
на основе
личного
опыта и
имеющихся
гуманитарных
знаний.
Перечислять
основные
проблемы
российского
общества,
связанные с
социальной
мобильностью
Приводить
примеры
моральных
норм,

Давать
определение
понятия
«общественные
отношения».
Перечислять
типы
межличностных
отношений.
Характеризовать
суть социальной
стратификации и
связанных с ней
понятий.
Анализировать
характер
социальных
отношений в
современном
российском
обществе.
Перечислять
методы

Объяснять
принцип деления
на фиксированные
и
нефиксированные
социальные
общества.
Обосновывать
собственное
мнение по поводу
причин
социальных
конфликтов.
Различать
основные способы
регулирования
общественных
отношений.
Объяснять, в чем
проявляется
поляризация
современного
российского

21

Нации
и
межнациональные
отношения
РК: Национальная
политика
правительства
Тюменской
области

2

Объяснять
причины
отклоняющегося поведения.
Оценивать опасные последствия
наркомании и алкоголизма для
человека и общества.
Оценивать социальное значение
здорового образа жизни.

Семья и брак

2

Давать определение семьи как
«социального института».
Определять основные функции
семьи.
Определять как устроен быт семьи.
Рассмотреть быт современных
семей.
Оценивать
роль
семьи
в
современном обществе.

Гендер
как
научное понятие

2

Дать
определение
«гендер».
Определить, что такое гендерная
роль и кто еѐ играет.

Молодѐжь
в
современном
обществе.
РК: Молодѐжная
политика
в
Тюменской
области

1

Выявить особенности молодежи
как социальной группы.
Определить
особенности
социального положения молодѐжи.
Выявить, какую роль играет
молодѐжь как социальная группа в
обществе.
Дать характеристику современной
молодѐжи.

Демографическая

1

Определить

демографическую

возраста,
взрослыми
в
образовательно
й, общественно
полезной,
учебноисследовательс
кой, проектной
и других видах
деятельности;
Готовность
и
способность к
образованию, в
том числе к
самообразовани
ю,
на
протяжении
всей
жизни;
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию
как
условию
успешной
профессиональн
ой
и
общественной
деятельности.

зафиксирован
ные в
мировой
художественн
ой
литературе.
Аргументиров
ать собственное мнение об
изменении
моральных
норм при
переходе от
советского
общества к
современному
российскому
обществу.
Сравнивать
моральные и
правовые
нормы,
характерные
для разных
цивилизаций,
стран и эпох.
Анализироват
ь классовую
структуру
конкретных
стран в
различные

разрешения
конфликтных
ситуаций.
Раскрывать
сущность
понятия
«социальные
нормы».
Давать
характеристику
социальных
норм
Классифицирова
ть социальные
нормы.
Перечислять
основные
факторы
отклоняющегося
поведения
Давать
определение
понятия
«социальная
группа».
Классифицирова
ть социальные
группы.
Характеризовать
молодежь как
социальную
группу.

общества.
Объяснять разницу
между социальным
классом и
социальной
стратой.
Обосновывать
взаимосвязь между
личным и
групповым
сознанием.
Объяснять
сущность
культурноповеденческих
стереотипов.
Объяснять, почему
идея соборности
является
центральной для
русской
религиознофилософской
мысли.
Обосновывать
связь проблем
федерализма и
национальных
отношений.

22

ситуация
современной
России
РК:
Осуществление
социальной
политики
Тюменской
области.

в

ситуацию в современной России.
Выяснить уровни рождаемости и
смертности. сравнить показатели.
Выявить основные направления
демографической политики России.

в

Практическая
работа по блоку
"Социальная
сфера"

1

Извлекать
из
различных
источников, систематизировать и
оценивать
социальную
информацию о экономической сфере
жизни общества, использовать ее
для написания эссе.

Повторение
по
блоку "Социальная
сфера"

1

Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов
для школьников.

исторические
эпохи.
На основе
анализа
новостной
информации
из СМИ
оценивать
изменения,
происходящие
в настоящее
время с
институтом
семьи.
Приводить
примеры
субэтносов и
межэтнически
х общностей,
проживающих
в различных
географическ
их регионах.
Формулирова
ть и анализировать
проблемы, с
которыми
сталкиваются
многонациона
льные страны.

Раскрывать
сущность
понятия «этнос»
Называть типы
этносов.
Аргументироват
ь необходимость
укрепления
межнационально
го
сотрудничества.
Перечислять
конституционны
е принципы
национальной
политики в
Российской
Федерации.

Политическая жизнь общества (20 часа)

23

Политика и власть

2

Знать политические институты,
различать виды власти
Анализировать, делать выводы,
работать с текстом, выделять
главное

Политическая
система

2

Знать
функции
политической
системы
Анализировать, делать выводы,
работать с текстом, выделять
главное

2

Знать
функции
политической
системы. Уметь анализировать,
делать выводы, работать с текстом,
выделять главное

Демократические
выборы

2

Определять,
как
устроена
избирательная система Российской
Федерации.
Выявлять основные принципы
избирательного права.
Определять
основные
стадии
избирательного процесса и дать их
характеристику.
Уметь
анализировать,
делать
выводы, работать с текстом.

Политические
партии
и
партийные
системы
РК: Политические
партии
в

2

Давать определение «политическая
партия».
Выделять
основные
признаки
политической партии и дать их
характеристику.
Выявлять
виды
политических

Гражданское
общество
правовое
государство

и

Осознавать
свою
гражданскую
идентичность,
чувство
ответственност
и перед
Родиной.
Уважать свою
страну,
гордиться
прошлым и
настоящим и
настоящим
многонационал
ьного народа
России.
Определять
свою
гражданскую
позицию как
активного и
ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
конституционн
ые права и
обязанности,
уважающего
закон и

Иллюстриров
ать
историческим
и примерами
различные
виды
политической
власти.
Аргументиров
ано объяснять
требования,
предъявляемы
е
современным
обществом к
политической
власти.
Анализироват
ь особенности
политической
культуры
российской
молодежи
Приводить
примеры
различных
типов
государств в
определенные
исторические
эпохи.
Пользуясь

Раскрывать
сущность
понятия
«политика».
Описывать
структуру
власти.
Классифицирова
ть виды
политической
власти.
Соотносить
государственну
юи
политическую
власть.
Определять роль
и место
политической
культуры в
политической
системе
общества.
Характеризовать
базовые
составляющие
политической
системы
современной
России.
Раскрывать
сущность

Обосновывать
необходимость
существования
социального
государства на
данном этапе
развития
человечества.
Классифицировать
формы
демократии.
Объяснять, почему
политические
режимы никогда не
встречаются в
чистом виде.
Обосновывать
преимущество
демократии перед
другими видами
политических
режимов.
Характеризовать
базовые проблемы
и перспективы
демократической
государственности
в современной
России.
Оценивать уровень
политико-правовой
культуры россиян.

24

Тюменской
области.

партий.
Давать
определение
понятию
«партийная система».
Определять
типы
партийных
систем и характеризовать их.

Политическая
элита
и
политическое
лидерство
РК: Политическая
элита Тюменской
области.

2

Определять основные трактовки
понятия «политическое лидерство».
Выявлять особенности
политического лидерства.
Выяснить,
какие
функции
выполняет политический лидер.

Политическое
сознание

2

Определить, что такое
политическое сознание.
Выявить
виды
политического
сознания.
Давать характеристику основных
видов политического сознания.

Политическое
поведение

2

Давать
определение
понятия
«политическое поведение».
Выявлять формы политического
поведения
и
давать
их
характеристику.
Определять факторы, которые
влияют на политическое поведение.

Политический
процесс и
культура
политического
участия

2

Давать определение политическая
культура.
Выявлять основные компоненты
политической культуры.
Давать характеристику этих

правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства.
Формировать
приверженност
ь
традиционным
национальным
и
общечеловеческ
им
гуманистически
ми
демократически
м ценностям

политической
картой мира,
приводить
примеры
государств с
различными
формами
правления.
На примере
литературных
произведений
и
художественн
ых фильмов
анализировать
характер
влияния
государства на
жизнь
отдельного
человека
Приводить
примеры
различных
политических
режимов из
истории и
современност
и.
Опираясь на
примеры из
истории и

понятия
«государство».
Перечислять
функции и
описывать
структуру
государства.
Сравнивать
различные
концепции,
касающиеся
происхождения
и сущности
государства.
Классифицирова
ть различные
типы государств.
Характеризовать
основные черты
правового
государства.
Объяснять суть
понятия
«политический
режим».
Сопоставлять
понятия
«политический
режим» и
«политическая
система
общества».

Сравнивать
ситуацию в России
с ситуацией в
других странах,
осуществляющих
аналогичные
демократические
преобразования.
Обосновывать
собственное
мнение о характере
современной
российской
государственности.
Определять
взаимосвязь между
уровнем развития
гражданского
общества и
политическим
режимом.
Анализировать
деятельность
различных
структур
гражданского
общества в
современной
России.
Обосновывать
собственное
мнение об уровне

25

РК: СМИ
Тюменской
области

компонентов.
Выделять типы политической
культуры и характеризовать их.
Определять основные функции
политической культуры.
Давать определение понятия
политическое участие.
Определять формы политического
участия
и
давать
их
характеристику.

Практическая
работа по блоку
"Политическая
жизнь общества"

1

Повторение
по
блоку
"Политическая
жизнь общества"

1

Извлекать
из
различных
источников, систематизировать и
оценивать
социальную
информацию о экономической сфере
жизни общества, использовать ее
для написания эссе.

Систематизировать наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать причины
актуальности тех или иных вопросов
для школьников.

литературы,
показывать
положение
обычных
граждан,
живущих при
разных
политических
режимах
Анализироват
ь на основе
новостной
информации
из СМИ
основные
политические
проблемы
нашей страны.
Предлагать
конкретные
меры по
укреплению
демократии в
России.
Из курсов
истории и
литературы
приводить
примеры
влияния
политической
элиты на
успех или

Характеризовать
основные
политические
режимы.
Раскрывать
различные
подходы к
пониманию
демократии.
Определять
основные этапы
становления и
развития
демократическог
о государства в
России.
Раскрывать
сущность
понятия
«политическая
элита».
Раскрывать
сущность и
содержание
понятия
«гражданское
общество».
Описывать
структуру и
перечислять
функции
гражданского
общества.

развития
гражданского
общества в РФ.
Формулировать
собственное
отношение к
политическим
партиям.
Обосновывать
свою готовность к
политическому
участию и выбор
конкретных его
форм.

26

неудачу
демократическ
их
преобразовани
й.
Формулирова
ть, опираясь
на знание
курса
истории,
условия,
необходимые
для
формировани
я
гражданского
общества.
Приводить
примеры
проявления
гражданственн
ости из
истории,
литератур и
современности
Приводить
примеры
приверженнос
ти партий
определенной
идеологии.
Раскрывать
роль

Объяснять
происхождение
понятий
«гражданин» и
«гражданство».
Сравнивать
основные
принципы
предоставления
гражданства,
существующие в
современном
мире.
Раскрывать
базовые
характеристики
и функции
политических
партий,
определять их
место в
политической
системе.
Классифицирова
ть политические
партии по
различным
критериям.
Объяснять
приверженность
различных типов
партий
определенным

27

политических
партий в
истории
отдельных
государств.
Показывать на
примере
героев
литературных
произведений
различные
формы
политического
участия.

ценностям.
Давать
характеристику
существующих в
Российской
Федерации
политических
партий.
Анализировать
сущность и
формы
политического
участия.

Заключение (10 часов)
Взгляд в будущее

1

Итоговая
контрольная
работа

1

Повторение

8

28

Приложение 1
Итоговый тест по обществознанию. 11 класс.
Демо- вариант.
1. Волнообразные изменения уровней деловой активности, представленные в
четырѐхфазной круговой последовательности взаимосвязанных явлений –
2. Стоимость конечной продукции, произведѐнных на территории данной страны за
определѐнный период, независимо от того, находятся факторы производства в
собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам –
3. Социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных
характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и
определѐнных социально-психологических качеств –
4. Совокупность негосударственных отношений в обществе; сфера самопроявления
свободных граждан, ограждѐнная законом от прямого вмешательства со стороны
государственной власти –
5. Определяемая политическими интересами система взглядов какой-либо социальной
группы на политическое устройство общества, на характер и направленность
политических процессов; система идей, обосновывающая закрепление или изменение
общественных отношений –
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Гласность, политический плюрализм, парламентаризм, демократия, принцип большинства.
7. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ
ВИДЫ НАЛОГОВ
А. подоходный
1) прямые налоги
Б. с продаж

2) косвенные налоги

В. на добавленную стоимость
Г. на наследство
Д. на имущество
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр
перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А
Б
В
Г
Д
8. Найдите в приведѐнном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.
2) Одноклассники похвалили Р. за подготовку музыкального вечера.
3) В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей.
4) Л. получил степень кандидата медицинских наук.
5) Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментами.
6) Известный врач был награждѐн орденом «За заслуги перед Отечеством».
9. В конституции государства Z провозглашено, что государство Z – демократическая федеративная президентская республика. Какие из приведѐнных признаков характеризуют

29

форму государственного (территориального) устройства государства Z? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) всенародные выборы главы государства
2) двухпалатная структура парламента для обеспечения представительства субъектов
3) политический плюрализм
4) действие конституций субъектов при верховенстве конституции государства
5) подчинение исполнительной власти главе государства
6) наличие административных единиц, обладающих определѐнной политической самостоятельностью
10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Демократия — форма политической организации государства, основанная на признании
народа источником ________(А), его права участвовать в решении государственных дел в
сочетании с широким кругом прав и свобод. Важный признак демократии — гарантия соблюдения прав и свобод человека и ________(Б). Еще одной важной чертой демократии
является возможность выражения разных политических взглядов — ________(В). Различают демократию прямую и ________(Г). Институтом прямой (непосредственной) демократии является ________(Д). В этом случае ________(Е) сам, без посредников, выносит
то или иное решение».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может
быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим,
мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше,
чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) политический плюрализм
2) представительная
3) иностранец
4) власть
5) народ
6) исполнительная
7) референдум
8) гражданин
9) суверенитет
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A

Б

В

Г

Д

Е

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие,
есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало,
люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который пре30

тендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?
В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнѐм с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов,
освящѐнных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого
типа. Далее, авторитет необыденного личного дара (харизма), полная личная преданность
и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений,
героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или —
в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу
«легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на
подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его
осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.
Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил или властителя, надежды
на потустороннее или посюстороннее вознаграждение — и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернѐмся. Но если пытаться выяснить, на чѐм основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнѐшься с указанными тремя
еѐ «чистыми» типами.
(М. Вебер)
11. Как автор определяет государство? Что, по его мнению, в действительности обуславливает подчинение авторитету?
12. Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной
авторской характеристике каждого основания.
13. Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите любые четыре
внешних средства любого типа господства.
На выполнение контрольной работы по обществознанию отводится 1 час (40
минут). Контрольная работа состоит из 2 частей, включающих 15 заданий.
Часть 1 включает 10 заданий различного типа: множественный выбор ответа,
установление соотношений, формулировка терминов, нахождение обобщающего понятия.
Часть 2 включает 3 задания для работы с текстом.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания начисляются
баллы.
Вопрос 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 12 13 Всего
Баллы 1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
3
3
22

Шкала пересчета первичного балла за выполнение контрольной работы в
отметку по пятибалльной шкале
С частью С
Балл
отметка

0–9

10 – 13

14 – 18

19 – 22

2

3

4

5

31

Приложение 2
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объѐма программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменѐнные вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной
речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или
допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
32

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестовых работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Выполнил более 90% работы
Отметка "4" ставится, если ученик:
Выполнил более 75% работы
Отметка "3" ставится, если ученик:
Выполнил более 50% работы
Отметка "2" ставится, если ученик:
Выполнил менее 50% работы.
Оценка проектов.
Проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Ниже приводится содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Содержательное описание каждого критерия
Критерий
Самостоятельное
приобретение
знаний и
решение
проблем

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
способности самостоятельно ставить
опорой на помощь руководителя
проблему и находить пути еѐ решения;
ставить проблему и находить пути продемонстрировано свободное
еѐ решения; продемонстрирована
владение логическими операциями,
способность приобретать новые
навыками критического мышления,
знания и/или осваивать новые
умение самостоятельно мыслить;
способы действий, достигать
продемонстрирована способность на
более глубокого понимания
этой основе приобретать новые знания
33

изученного
Знание
предмета

Регулятивные
действия

Коммуникация

Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы.
В работе и в ответах на вопросы
по содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
определения темы и планирования
работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под
контролем и при поддержке
руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы
самооценки и самоконтроля
обучающегося
Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано свободное
владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют
Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль и коррекция осуществлялись
самостоятельно

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».