МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическое объединение учителей русского языка и литературы Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №88 Цыганова С.В. Головчак Е.В. Протокол МО №1 от 25.08.2023 г. 28.08.2023 г. Приказ № 364 от 30.08.2023 г. Рабочая программа элективного курса «Русский язык и культура речи» для 11 классов Составитель: учитель русского языка и литературы Морус Н.М., Васильянц Н.Л. Срок реализации программы: 2023- 2024 уч. год Тюмень, 2023 I. Пояснительная записка. Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г., 24.09.2020, 11.12.2020 г.); Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом директора МАОУ СОШ №88 от 30.08.2023 г.), Место элективного курса «Русский язык и культура речи» в учебном плане Рабочая программа курса предназначена для расширения знаний учащихся по русскому языку и в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №88, составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа, в год). Дополнительная литература для учителя 1. Голуб И.Б. Основы культуры речи. Пособие для уч-ся. М.2005 2. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи. Учебное пособие для классов гуманитарного профиля.. М. 2006 3. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Практикум в 2-х частях. Ч.2. Саратов. Изд-во «Лицей», 2002. 4. Вартаньян Э.А. В мире слов. Научно-популярное издание. М. «Просвещение», 2008 5. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа сними в школе. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1987. 6. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету. М. «Мнемозина». !977. 7. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. «Просвещение», Ленинградское отделение, Л. 1971. 8. Различные виды лингвистических словарей. Список литературы для учителя. 9. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М., 1985. 10. О.Н.Зайцева. Уроки истории русского языка в средней школе. Предпрофильное обучение. Методическое пособие для учителя. М., - 2005. 11. Львова С.И. Русский язык. Орфография, Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. – 2-е изд., М., 2001. 12. Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сборник упражнений. – М., 1965. 13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. 14. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. 15. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1972. 16. Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М., 1977. 17. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. 18. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. 19. Югов А.К. Думы о русском слове. – М., 1972 20. Сборники пословиц В.И. Даля, Ф.И. Буслаева, М. Я. Рыбниковой и др. 21. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. БЭС, 2-е издание, М.,1998. 22. Реформатский А.А. Введение в языкознание. Учебник для филологических факультетов вузов по специальности 2101. Любое издание. 23. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995. 24. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л., 1987. 25. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. – М., 1977 26. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М., 1972 27. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977. 28. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М., 1977 29. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум. – М., 1997. 30. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. – М., 1988. 31. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. – Л., 1981 32. Русинов Н.Д. Древнерусский язык. – М., 1997. 33. Иванова Т.А. Старославянский язык. – М., 1997 2. Планируемые результаты Личностными результатами освоения курса культура речи являются: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения курса культура речи являются: владение всеми видами речевой деятельности: умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; Предметными результатами освоения курса культура речи являются: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Предметные результаты Языковая норма и ее виды Ученик научится: Различать литературный язык и его нелитературные формы по их отличительным признакам, использовать в своей учебной деятельности различные словари. Ученик получит возможность научиться: Создавать устное монологическое высказывание на заданную тему, подбирать аргументы для обоснования своего мнения на основе литературного материала или собственного жизненного опыта. Культура речи Ученик научится: Выбирать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. Ученик получит возможность научиться: Выступать с небольшим докладом на свободную тему, соблюдая основные требования к речи: правильность, уместность, логичность, чистота, выразительность, ясность. Коммуникативный аспект культуры речи Ученик научится: Правилам постановки ударения, правильно употреблять в речи паронимы, фразеологические обороты, сопровождать свою устную речь корректно выбранными паралингвистическими средствами, различать тропы и фигуры речи, исправлять ошибки, связанные с нарушением норм литературного языка, различать по характерным признакам тексты, принадлежащие к разным типам и стилям речи, исправлять различные виды грамматических ошибок. Ученик получит возможность научиться: Писать сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ, логично и последовательно выстраивая текст, осуществлять проверку собственных работ, корректно оценивать по заданным критериям чужие работы. 3. Содержание учебного предмета «Язык и культура речи» Языковая норма и ее виды Понятие литературного языка. Нелитературные формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны (арго, сленги, условные, тайные языки) и их отличительные признаки .Нравственность человека и речевая культура. Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути ее преодоления. Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка .Нормированность — отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные). Исторические изменения норм. Вариативность норм..Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Культура речи Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический..Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения .Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств. Коммуникативный аспект культуры речи Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли. Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употребленных в речи.Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический). Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи. Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения. Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка. Словарный запас человека и источники его пополнения. Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая ее организация. Звукопись как изобразительное средство. Роль словесного ударения в стихотворной речи. Интонация в системе звуковых средств языка, интонационное богатство родной речи..Выразительные возможности русского словообразования.Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство (повтор однокоренных слов; слов с корнями-омонимами или созвучными корнями; слов, образованных по одной словообразовательной модели).Лексическое богатство русского языка.Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи. Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных и обособленных членов предложения, обращений и вводных слов и т.п. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие. Паралингвистические средства выразительности речи (жесты, мимика, пантомимика). Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности, стилистической уместности и выразительности речи. Осознанный выбор из существующих синонимических вариантов наиболее точных, уместных и выразительных языковых средств с учетом особенностей речевой ситуации. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка Нормативный аспект культуры речи Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия. Интонационные нормы.Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Пунктуационные нормы.Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Этический аспект культуры речи Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. 4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование по элективному курсу «Русский язык и культура речи» для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО: Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Тематическое планирование Из них № п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов 1 2 3 4 Введение Нормы литературного языка Культура ораторской речи Особенности стиля 2 13 5 14 Итого 34 Контрольные работы Уроки развития речи Сочинение – 2ч. 2 Проектная и научноисследовате льская деятельност ь 2 3 5 Развернутое (поурочное) тематическое планирование 11 класс (34 ч) Название изучаемой темы Количество часов Планируемые результаты 1.Речевая деятельность 1 человека. Языковая картина мира 2.Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. Основные пути обогащения словарного состава русского языка. 1 Основные виды деятельност и учащихся Работают с текстами (сравнивают высказывани я о языке), что объединяет высказывани я, делают вывод; творческий проект «современна я языковая ситуация». Предметные Личностные Метапредметные Введение (2часа) 1) понимание русского языка 1) владение всеми видами речевой как одной из основных деятельности: национально-культурных • адекватное понимание ценностей русского народа; информации устного и определяющей роли родного письменного сообщения; языка в развитии • владение разными видами интеллектуальных, творческих чтения; способностей и моральных • адекватное восприятие на слух качеств личности; его значения текстов разных стилей и жанров; в процессе получения • способность извлекать школьного образования; 2) информацию из различных осознание эстетической источников, включая средства ценности русского языка; массовой информации, компактуважительное отношение к диски учебного назначения, родному зыку, гордость за него; ресурсы Интернета; свободно 3) потребность сохранить пользоваться словарями чистоту русского языка; различных типов, справочной 4) освоение национальной литературой; Ученик научится Ученик получит возможность научиться Языковая норма и ее виды Ученик научится: Различать литературный язык и его нелитературн ые формы по их отличительны м признакам, использовать в своей учебной деятельности различные Языковая норма и ее виды Ученик получит возможность научиться: Создавать устное монологическ ое высказывание на заданную тему, подбирать аргументы для обоснования культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. • овладение приемами отбора и словари. систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои е мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами монолога и диалога; своего мнения на основе литературног о материала или собственного жизненного опыта. • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Нормы литературного языка (13 часа) 1. Грамматические нормы 1 2. Владение морфологическими нормами 3.Урок-практикум. Задания ЕГЭ. Грамматические, речевые и морфологические нормы 4. Лексические нормы речи. Этические ошибки. 5. Стилистические нормы. 1 6.Урок-практикум. Задания ЕГЭ. Лексические нормы. Стилистические нормы.Тропы и фигуры речи. 2 2 1 1 Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативно й направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному зыку, гордость за него; 3) потребность сохранить чистоту русского языка; 4) освоение национальной культуры; стремление к 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и Языковая норма и ее виды Ученик научится: Различать литературный язык и его нелитературн ые формы по их отличительны м признакам, использовать в своей учебной деятельности различные словари. Языковая норма и ее виды Ученик получит возможность научиться: Создавать устное монологическ ое высказывание на заданную тему, подбирать аргументы для обоснования своего русского литературного языка. речевому самосовершенствованию; 5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои е мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого Коммуникат ивный аспект культуры речи Ученик научится: Правилам постановки ударения, правильно употреблять в речи паронимы, фразеологиче ские обороты, сопровождать свою устную речь корректно выбранными паралингвист ическими средствами, различать тропы и фигуры речи, исправлять ошибки, связанные с нарушением лексических мнения на основе литературног о материала или собственного жизненного опыта. Коммуникат ивный аспект культуры речи Ученик получит возможность научиться: Правильно конструирова ть предложения с обособленны ми определениям и, выраженным и причастными оборотами, и обособленны ми обстоятельств общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с норм, правильно употреблять в пределах одного предложения глагольные формы разного вида и времени, различать по характерным признакам тексты, принадлежащ ие к разным типам и стилям речи, исправлять различные виды грамматическ их ошибок. ами, выраженным и деепричастны ми оборотами, исправлять ошибки, связанные с неправильны м их употребление м, правильно употреблять существитель ные с производным ии непроизводн ыми предлогами, исправлять ошибки, связанные с их неправильны м употребление м, писать сочинениярассуждения логично и последовател окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 7. Требования к письменной речи:орфография;пунктуац ия. 8.Урок-практикум. Задания ЕГЭ. Лексические нормы. 1 9. Требования к письменной речи: этикетные требования к оформлению письменного текста. 1 1 ьно выстраивая текст, осуществлять проверку собственных работ, корректно оценивать по заданным критериям чужие работы. 10.Урок-практикум. Комплексный анализ текста 2 1. Культура ораторской речи. 2. Речевой имидж оратора 1 3. Урок -практикум. Подготовка публичного выступления. 4.Урок -практикум. Рецензия и саморецензия на выступления. 1 1 1 Работа с текстами. Работа с текстами. Работа с текстами. Работа с текстами. Культура ораторской речи (5 часов) 1) понимание русского языка 1) владение всеми видами речевой как одной из основных деятельности: национально-культурных • адекватное понимание ценностей русского народа; информации устного и определяющей роли родного письменного сообщения; языка в развитии • владение разными видами интеллектуальных, творческих чтения; способностей и моральных • адекватное восприятие на слух качеств личности; его значения текстов разных стилей и жанров; в процессе получения • способность извлекать школьного образования; 2) информацию из различных осознание эстетической источников, включая средства ценности русского языка; массовой информации, компактуважительное отношение к диски учебного назначения, родному зыку, гордость за него; ресурсы Интернета; свободно 3) потребность сохранить пользоваться словарями чистоту русского языка; различных типов, справочной Культура речи Ученик научится: Выбирать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. Культура речи Ученик получит возможность научиться: Выступать с докладом на свободную тему, соблюдая основные требования к речи: правильность, уместность, логичность, 4) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои е мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами чистота, выразительно сть, ясность. монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 5. Культура и искусство дискуссии. 1.Функционально структурные типы и их использование в практике. 2.Виды функционально структурных типов речи Особенности функционально структурных типов речи. 3. Урок -практикум. Речеведческий анализ текстов (повествование). 4. Урок -практикум. Речеведческий анализ текстов (описание). 5. Урок -практикум. Речеведческий анализ текстов (рассуждение). 1 1 1 3 3 3 Работа с текстами. Особенности стиля (14часа) 1) понимание русского языка 1) владение всеми видами речевой как одной из основных деятельности: национально-культурных • адекватное понимание ценностей русского народа; информации устного и определяющей роли родного письменного сообщения; языка в развитии • владение разными видами интеллектуальных, творческих чтения; способностей и моральных • адекватное восприятие на слух качеств личности; его значения текстов разных стилей и жанров; в процессе получения • способность извлекать школьного образования; 2) информацию из различных осознание эстетической источников, включая средства ценности русского языка; массовой информации, компактуважительное отношение к диски учебного назначения, родному зыку, гордость за него; ресурсы Интернета; свободно 3) потребность сохранить пользоваться словарями чистоту русского языка; различных типов, справочной Культура речи Ученик научится: Выбирать языковые средства в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. Культура речи Ученик получит возможность научиться: Выступать с докладом на свободную тему, соблюдая основные требования к речи: правильность, уместность, логичность, 6. Р.Р. Сочинение – эссе по тексту публицистического стиля. 7.Р.Р. Сочинение – эссе по тексту художественного стиля. 8.Анализ сочинений. Задание 27 ЕГЭ. 1 1 1 4) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 5) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 6) освоение форм речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях. литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои е мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами чистота, выразительно сть, ясность. монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.