Рабочая программа эективного курса Информационные технологии в экономике и бизнесе для 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей информатики

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Информационные технологии в экономике и бизнесе»
для обучающихся 11 классов

г. Тюмень 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике и
бизнесе» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа элективного курса даѐт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся, предусматривает структурирование
содержания по разделам и темам.
Программа элективного курса определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения.
Данный курс носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал
курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие
одной из этих научных областей стимулировало развитие другой. Курс ориентирован
на учащихся информационно-технологического и физико-математического профилей
старших классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои
представления о математике в информатике и информатики в математике.
Целями изучения курса на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества,
понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер
жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления
как необходимого условия профессиональной деятельности в современном
информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать
сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами,
решѐнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием
за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ
высшего профессионального образования;
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
На изучение курса в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Динамическое программирование.
Одномерное динамическое программирование. Псевдодвумерное динамическое
программирование. Расстояние редактирования. Двумерное динамическое
программирование.
Линейные структуры данных.
Стек. Очередь. Дек.
Абстрактные структуры данных: графы, деревья.
Представление графов. Обходы графов в ширину и в глубину. Алгоритмы
поиска кратчайших путей Дейкстры и Флойда. Связность графа. Деревья. Эйлеровы
пути и циклы. Алгоритмы Краскала и Прима. Двудольные графы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО

Изучение элективного курса на уровне среднего общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий,
заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного
общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности,
в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своѐ поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих
базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики
и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учѐтом возможностей информационных и коммуникационных
технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы элективного курса отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические

рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои
действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объѐмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 11 классе у обучающегося будут сформированы следующие
умения:
использовать для решения аналитических и исследовательских задач
современные информационные системы и информационные технологии;
выбирать и применять современные программные средства для решения задач в
области экономики, финансов и бизнеса;
использовать системы поиска профессиональной информации в глобальных
сетях;
выполнять поиск и обработку экономической информации средствами офисных
приложений.
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды
моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
критически оценивать способы решения задач с точки зрения правильности и
эффективности;
эффективно обрабатывать большие объемы информации;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Информатизация экономической
деятельности. Современное состояние и
тенденции развития информационных
технологий в России и в мире.

3

0

0

2

Использование табличных процессоров
для решения прикладных задач в сфере
экономики и финансов

23

0

21

3

Визуализация финансовоэкономической информации

2

0

4

Обзор технологий анализа данных и
информации

4

0

34

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2
4
28

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Экономическая информация как
часть информационного ресурса
общества.

2

Информатизация экономической
деятельности. Современное
состояние и тенденции развития
информационных технологий в
России и в мире.

https://m.edsoo.ru/

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

3

Использование справочноправовых систем

4

Технологические этапы создания
табличного документа
средствами MS Excel. Создание
рабочей книги. Типы данных.

1

1

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/

Функциональная
грамотность

Распознавать и
выявлять
возможности
использовать
математику
Распознавать и
выявлять
возможности
использовать
математику
Распознавать и
выявлять
возможности
использовать
математику
Преобразовать
одну форму
представления

Ввод данных в рабочую книгу.

5

Работа с формулами.
Копирование формул.
Абсолютные и относительные
ссылки в формулах. Финансовоэкономические расчеты в
электронных таблицах.

6

Использование встроенных
функций для обработки
экономической информации.
Обзор основных функций MS
Excel. Ввод функций с помощью
Мастера функций. Работа с
математическими и
статистическими функциями.

данных в другую
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Использование логических
функций.
7

8

9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

Понятие списка данных.
Правила создания списка
данных. Ввод данных в список с
помощью формы.
Способы фильтрации списка
данных. Фильтрация списка
данных с использованием

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/

Распознавать и
выявлять
возможности
использовать
математику
Распознавать и
выявлять
возможности
использовать
математику

Распознавать и
выявлять
возможности
использовать
математику
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления

автофильтра. Фильтрация списка
данных с использованием
расширенного фильтра.

10

Технология структурирования
экономической информации в
списке данных. Способы
сортировки списка данных.
Автоматическое подведение
итогов в списке данных.

11

Понятие консолидированной
таблицы. Суммирование данных
методом консолидации.

12

Создание консолидированной
таблицы методом консолидации
по расположению.

13

Создание консолидированной
таблицы методом консолидации
по категориям.

данных в другую

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Работа с элементами структуры
консолидированной таблицы.
14

15

Понятие сводной таблицы.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать

16

Макет сводной таблицы.
Технология создания сводной
таблицы.

https://m.edsoo.ru/

одну форму
представления
данных в другую

Способы изменения структуры
сводной таблицы. Создание
сводной таблицы, разбитой на
страницы.

Библиотека ЦОК

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую

17

Технология работы со сводной
таблицей на примере решения
экономических задач.

18

Технология работы со сводной
таблицей на примере решения
экономических задач.

19

20

21

Способы прогнозирования в
электронной таблице MS Excel.
Прогнозирование с помощью
команды Подбор параметра
Постановка экономической
задачи и технология решения с
помощью команды Подбор
параметра.

Использование команды Поиск

https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Формирование
привычки
размышлять и
мыслить
критически.
Формирование

решения для решения
оптимизационных задач
управления.

https://m.edsoo.ru/

привычки
размышлять и
мыслить
критически.

Анализ данных с помощью
Диспетчера сценариев.

Библиотека ЦОК

Формирование
привычки
размышлять и
мыслить
критически.

22

https://m.edsoo.ru/

1

1

Применение таблиц данных для
решения задач прогнозирования.
23

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Виды таблиц данных. Таблицы
данных с одной переменной.
24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Таблицы данных с двумя
переменными
25

26

Способы создания таблиц
данных. Создание таблиц

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

Формирование
привычки
размышлять и
мыслить
критически.
Формирование
привычки
размышлять и
мыслить
критически.
Формирование
привычки
размышлять и
мыслить
критически.
Формирование
привычки

данных с помощью метода
Автозаполнения.

https://m.edsoo.ru/

размышлять и
мыслить
критически.

Библиотека ЦОК

27

Диаграмма как инструмент
анализа и сравнения данных при
решении экономических задач.
Основные виды диаграмм.
Способы построения диаграмм.

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую

28

Создание диаграммы с помощью
Мастера диаграмм.
Редактирование диаграмм.
Форматирование и печать
диаграмм.

29

Таблица - основной объект для
хранения информации в базе
данных. Способы создания
таблиц базы данных. Работа с
таблицей в режиме
Конструктора таблиц. Типы
полей базы данных. Понятие
ключевого поля.

30

Технология создания связей
между таблицами базы данных.
Главная и подчиненная таблица.
Установление связи между
таблицами. Работа с командой
Схема данных.

1

1

31

Запрос - средство доступа к

1

1

https://m.edsoo.ru/

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Библиотека ЦОК

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую

Преобразовать

32

33

34

информации базы данных. Виды
запросов. Создание простого
запроса на выборку информации
из базы данных.

https://m.edsoo.ru/

одну форму
представления
данных в другую

Создание запросов с групповой
операцией. Создание запросов
на обновление, на добавление,
на удаление, на создание
таблицы. Создание
перекрестного запроса.

Библиотека ЦОК

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую

Отчеты - средство вывода
информации из базы данных.
Способы создания отчетов.
Создание отчета
Структура и разделы отчета.
Редактирование отчета.
Элементы управления отчета.
Создание отчета с
промежуточными итогами.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1

34

1

0

28

Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую
Преобразовать
одну форму
представления
данных в другую

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Курсы образовательного центра «Сириус»
https://edu.sirius.online/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».