МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Администрации города Тюмени МАОУ СОШ № 88 города Тюмени РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическое объединение учителей информатики Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №88 Цыганова С.В. Головчак Е.В. 28.08.2023 г. Приказ № 364 от 30.08.2023 г. Протокол МО №1 от 25.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Информационные технологии в экономике и бизнесе» для обучающихся 11 классов г. Тюмень 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Информационные технологии в экономике и бизнесе» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа элективного курса даѐт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся, предусматривает структурирование содержания по разделам и темам. Программа элективного курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения. Данный курс носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой. Курс ориентирован на учащихся информационно-технологического и физико-математического профилей старших классов общеобразовательной школы, желающих расширить свои представления о математике в информатике и информатики в математике. Целями изучения курса на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования; создание условий для саморазвития и самовоспитания личности. На изучение курса в 11 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 11 КЛАСС Динамическое программирование. Одномерное динамическое программирование. Псевдодвумерное динамическое программирование. Расстояние редактирования. Двумерное динамическое программирование. Линейные структуры данных. Стек. Очередь. Дек. Абстрактные структуры данных: графы, деревья. Представление графов. Обходы графов в ширину и в глубину. Алгоритмы поиска кратчайших путей Дейкстры и Флойда. Связность графа. Деревья. Эйлеровы пути и циклы. Алгоритмы Краскала и Прима. Двудольные графы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО Изучение элективного курса на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета. В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; 4) ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5) формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; 6) трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей информационных и коммуникационных технологий; 8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы элективного курса отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 11 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные информационные системы и информационные технологии; выбирать и применять современные программные средства для решения задач в области экономики, финансов и бизнеса; использовать системы поиска профессиональной информации в глобальных сетях; выполнять поиск и обработку экономической информации средствами офисных приложений. раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; критически оценивать способы решения задач с точки зрения правильности и эффективности; эффективно обрабатывать большие объемы информации; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Информатизация экономической деятельности. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий в России и в мире. 3 0 0 2 Использование табличных процессоров для решения прикладных задач в сфере экономики и финансов 23 0 21 3 Визуализация финансовоэкономической информации 2 0 4 Обзор технологий анализа данных и информации 4 0 34 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 4 28 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 1 Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. 2 Информатизация экономической деятельности. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий в России и в мире. https://m.edsoo.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 3 Использование справочноправовых систем 4 Технологические этапы создания табличного документа средствами MS Excel. Создание рабочей книги. Типы данных. 1 1 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/ Функциональная грамотность Распознавать и выявлять возможности использовать математику Распознавать и выявлять возможности использовать математику Распознавать и выявлять возможности использовать математику Преобразовать одну форму представления Ввод данных в рабочую книгу. 5 Работа с формулами. Копирование формул. Абсолютные и относительные ссылки в формулах. Финансовоэкономические расчеты в электронных таблицах. 6 Использование встроенных функций для обработки экономической информации. Обзор основных функций MS Excel. Ввод функций с помощью Мастера функций. Работа с математическими и статистическими функциями. данных в другую Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Использование логических функций. 7 8 9 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 Понятие списка данных. Правила создания списка данных. Ввод данных в список с помощью формы. Способы фильтрации списка данных. Фильтрация списка данных с использованием 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК 1 1 https://m.edsoo.ru/ Распознавать и выявлять возможности использовать математику Распознавать и выявлять возможности использовать математику Распознавать и выявлять возможности использовать математику Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления автофильтра. Фильтрация списка данных с использованием расширенного фильтра. 10 Технология структурирования экономической информации в списке данных. Способы сортировки списка данных. Автоматическое подведение итогов в списке данных. 11 Понятие консолидированной таблицы. Суммирование данных методом консолидации. 12 Создание консолидированной таблицы методом консолидации по расположению. 13 Создание консолидированной таблицы методом консолидации по категориям. данных в другую Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Работа с элементами структуры консолидированной таблицы. 14 15 Понятие сводной таблицы. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 1 1 Библиотека ЦОК Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать 16 Макет сводной таблицы. Технология создания сводной таблицы. https://m.edsoo.ru/ одну форму представления данных в другую Способы изменения структуры сводной таблицы. Создание сводной таблицы, разбитой на страницы. Библиотека ЦОК Преобразовать одну форму представления данных в другую 17 Технология работы со сводной таблицей на примере решения экономических задач. 18 Технология работы со сводной таблицей на примере решения экономических задач. 19 20 21 Способы прогнозирования в электронной таблице MS Excel. Прогнозирование с помощью команды Подбор параметра Постановка экономической задачи и технология решения с помощью команды Подбор параметра. Использование команды Поиск https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 1 1 Библиотека ЦОК Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Формирование привычки размышлять и мыслить критически. Формирование решения для решения оптимизационных задач управления. https://m.edsoo.ru/ привычки размышлять и мыслить критически. Анализ данных с помощью Диспетчера сценариев. Библиотека ЦОК Формирование привычки размышлять и мыслить критически. 22 https://m.edsoo.ru/ 1 1 Применение таблиц данных для решения задач прогнозирования. 23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Виды таблиц данных. Таблицы данных с одной переменной. 24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Таблицы данных с двумя переменными 25 26 Способы создания таблиц данных. Создание таблиц Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 1 1 Библиотека ЦОК Формирование привычки размышлять и мыслить критически. Формирование привычки размышлять и мыслить критически. Формирование привычки размышлять и мыслить критически. Формирование привычки данных с помощью метода Автозаполнения. https://m.edsoo.ru/ размышлять и мыслить критически. Библиотека ЦОК 27 Диаграмма как инструмент анализа и сравнения данных при решении экономических задач. Основные виды диаграмм. Способы построения диаграмм. Преобразовать одну форму представления данных в другую 28 Создание диаграммы с помощью Мастера диаграмм. Редактирование диаграмм. Форматирование и печать диаграмм. 29 Таблица - основной объект для хранения информации в базе данных. Способы создания таблиц базы данных. Работа с таблицей в режиме Конструктора таблиц. Типы полей базы данных. Понятие ключевого поля. 30 Технология создания связей между таблицами базы данных. Главная и подчиненная таблица. Установление связи между таблицами. Работа с командой Схема данных. 1 1 31 Запрос - средство доступа к 1 1 https://m.edsoo.ru/ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ Библиотека ЦОК Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать 32 33 34 информации базы данных. Виды запросов. Создание простого запроса на выборку информации из базы данных. https://m.edsoo.ru/ одну форму представления данных в другую Создание запросов с групповой операцией. Создание запросов на обновление, на добавление, на удаление, на создание таблицы. Создание перекрестного запроса. Библиотека ЦОК Преобразовать одну форму представления данных в другую Отчеты - средство вывода информации из базы данных. Способы создания отчетов. Создание отчета Структура и разделы отчета. Редактирование отчета. Элементы управления отчета. Создание отчета с промежуточными итогами. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ 1 34 1 0 28 Преобразовать одну форму представления данных в другую Преобразовать одну форму представления данных в другую УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Курсы образовательного центра «Сириус» https://edu.sirius.online/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/