Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность. Читательская грамотность для 7 классов_2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей русского языка и
литературы

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность. Читательская грамотность»
для 7-х классов

Составитель:
Павленко Вероника Андреевна

Тюмень – 2023

1

Пояснительная записка
Рабочая

программа

«Методических

учебного

рекомендаций

курса

по

составлена

функциональной

на

основе

грамотности

обучающихся 5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой
платформе» ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской
академии образования» (2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что
читательская

грамотность

формируется

средствами

разных

учебных

предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль
«Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с
текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными),
нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации,
приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам
различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля
предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте
информа- ции, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надеж- ность
источника

и

достоверность

информации,

распознавать

скрытые

коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения
Планируемый результат
Уровень узнавания и находит и извлекает информацию из различных
понимания
текстов
2

Уровень понимания и
применения
Уровень анализа и
синтеза
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
предметного
содержания
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания

применяет извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем
анализирует и интегрирует информацию, полученную
из текста
оценивает форму и содержание текста в рамках
предметного содержания
оценивает форму и содержание текста в рамках
метапредметного содержания

Личностные результаты
- осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- осознание ценности самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной
деятельности;

стремление

быть

полезным,

социально

интерес

к

значимой

социальному

сотрудничеству;
- проявление интереса к способам познания;
- стремление к самоизменению;
- сформированность внутренней позиции личности как

особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
-

установка на активное участие в решении практических задач,

осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной3

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
- осознанный выбор и построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
- активное участие в жизни семьи;
- приобретение опыта успешного межличностного общения;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
- проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
- готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- осознание необходимости в формировании новых знаний,

в том

числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные
руководствоваться

результаты
системой

отражают
позитивных

готовность
ценностных

обучающихся
ориентаций

и

расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС

сгруппированы

по трем
4

направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
- Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
- способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
- готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной

деятельности

педагогическими

и

организации

учебного

сотрудничества

с

работниками и сверстниками, к участию в построении

индивидуальной образовательной траектории;
-

способность

организовать

и

реализовать

собственную

познавательную деятельность;
- способность к совместной деятельности;
- овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
5

- владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания
- для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
6

-

оценивать

на

применимость

и

достоверность

информации,

полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
- учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму

представления

информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
-

эффективно

запоминать

и

систематизировать

информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
7

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями

других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
-

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
8

своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение
действий

системой

обеспечивает

универсальных
сформированность

учебных

коммуникативных

социальных

навыков

и

эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
-

ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм

решения

часть), выбирать способ решения учебной задачи с

задачи

(или его

учетом имеющихся

ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения)

результатов
9

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
- различать, называть

и

управлять

собственными

эмоциями и

эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего
образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по
формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
10

- понимание прослушанных или прочитанных
официально-деловых,

публицистических,

учебно-научных,

художественных

текстов

различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной
и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
- овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации,
явной и скрытой информации в тексте;
- представление содержания прослушанного

или

прочитанного

учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или
его фрагмента;
- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею;
- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных
речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
- определение лексического значения слова разными способами
(установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
-

овладение

умениями

смыслового

анализа

художественной

литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять
позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
- овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать,
11

понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать
чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения, реализуется из части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Общее количество часов: 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
За первый год обучения обучающиеся научатся находить и извлекать
информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков,
таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике,
форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение
применять знания для решения поставленных перед учеником практических
задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и
интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать,
делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение

полученной

информации с

помощью

вопросов (беседа,

дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение
материалов

в

сети

Интернет;

решение

ситуационных

и

практико-

ориентированных задач.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают
и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах.
12

Тематическое планирование элективного курса
«Функциональная грамотность. Читательская грамотность»
№ Наименование раздела. Тема урока.
урока

Поиск информации и понимание текста.
1. Определение главной темы и общей цели или
назначения текста
2. Различение темы и подтемы специального текста.
3. Выделение главной и второстепенной
информации текста
4. Поиск информации, явно заданной в тексте
5. Выстраивание последовательности описываемых
событий
6. Сопоставление основных текстовых и
внетекстовых компонентов.
7 Преобразование информации, данной в виде
схемы, в текстовую информацию.
8 Преобразование информации, данной в виде
графика, таблицы, в текстовую информацию.
9. Формулирование прямых выводов и заключений
на основе фактов, имеющихся в тексте
10. Метафоричность речи, умение понимать
образность языка текстов.
11. Проверочная работа по формированию
читательской грамотности №1
Преобразование и интерпретация информации
12 Поиск в тексте доводов и подтверждение
выдвинутых тезисов.
13 Разбор задания «Дом смотрителя»
14 Интерпретация и обобщение информации,
представленной в тексте неявно
15 Разбор задания «Кино для пчел»
16. Установление связей, не высказанных в тексте
напрямую.
17 Формирование на основе текста системы
аргументов для обоснования определенной
позиции
18 Разбор задания «Осознанное потребление»
19. Сопоставление разных точек зрения и разных
источников информации по заданной теме.
20. Применение информации из текста при решении
учебно-познавательных задач.
21 Разбор задания «Последняя рубашка»
22. Проверочная работа по формированию
читательской грамотности №2
Критический анализ и оценка информации
23 Оценивание утверждений, сделанных в тексте,

Кол-во Электронные
часов образовательные ресурсы

11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1

Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий и методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Сборник эталонных заданий.
Выпуски 1 и 2: учеб. пособие
для общеобразовательных
организаций / под ред. Г. С.
Ковалѐвой, А. Ю. Пентина. —
М.; СПб.: Просвещение, 2021
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.ru)
Электронный банк заданий по
формированию
функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/functional
literacy/events
Банк заданий - тренажер
заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/content/
?situations=true&knowledge=1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
12
1

13

24.
25
26
27.
28
29.
30.
31.
32.
33
34.

исходя из своих представлений о мире.
Разбор задания «Справочное бюро»
Нахождение в тексте доводов в защиту своей
точки зрения.
Разбор задания «Комикс»
Обнаружение недостоверности получаемой
информации
Нахождение путей восполнения пробелов в
информации
Решение на основе текста учебно-практических
задач.
Диагностика читательской грамотности.
Анализ ошибок, допущенных в работе.
Самоконтроль и самооценка понимания
прочитанного. Практическая работа.
Практикум по созданию собственных текстов на
основе прочитанных текстов
Итоговый урок. Повторение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса
Уровни
Уровень
узнавания и
понимания
Учим
воспринимать и
объяснять
информацию

ПОР
Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов

Типовые задачи
Определить вид текста, его источник.
Обосновать своѐ мнение.Выделить
основную мысль в текст, резюмировать
его идею.
Предложить или объяснить заголовок,
название текста. Ответить на вопросы
словами текста. Составить вопросы по
тексту.
Продолжить предложение словами из
текста.
Определить
назначение
текста,
привести
примеры
жизненных
ситуаций, в которых можно и нужно
использовать информацию из текста.

Уровень
понимания и
применения

Применяет
информацию,
извлечѐнную
из
текста,
для
решения
разного рода
проблем

Сформулировать проблему, описанную
в тексте. Определить контекст.
Выделить информацию, которая имеет
принципиальное значение для решения
проблемы.
Отразить описанные в тексте факты и
отношения между ними в граф-схеме
(кластере, таблице)
Из предложенных вариантов выбрать
возможные пути и способы решения
проблемы.
Вставить пропущенную в тексте
информацию из таблицы, граф-схемы,
диаграммы.
Привести
примеры
жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути и
способы решения проблемы.
Построить алгоритм решения проблемы

Учим думать и
рассуждать

Инструменты и средства
Тексты (учебный,
художественный, научнопопулярный,
публицистический;
повествовательный,
описательный,
объяснительный;
медийный).
По содержанию тексты
должныбыть
математические,
естественно-научные,
финансовые. Объѐм: не
более
одной страницы.
Задачи (проблемные,
ситуационные, практикоориентированные,
открытоготипа,
контекстные).
Проблемно-познавательные
задания.
Графическая наглядность:
граф-схемы, кластеры,
таблицы,диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:иллюстрации,
рисунки.
Памятки с алгоритмами
решения задач, проблем,
заданий
14

Уровень анализа Анализирует и
исинтеза
интегрирует
информацию
Учим
для принятия
анализировать и решения
интерпретирова
тьпроблемы

Уровень оценки
в рамках
предметного
содержания

Принимает
решение на
основеоценки
и
интерпретации
Учим оценивать информации
ипринимать
решения

Уровень оценки
в рамках
метапредметног
осодержания
Учим
действовать

Оценивает
информацию и
принимает
решение в
условиях
неопределѐнно
сти и
многозадачнос
ти

по данному условию.
Выделить составные части в
представленной информации
(тексте, задаче, проблеме), установить
между нимивзаимосвязи.
Сформулировать проблему на основе
анализа представленнойситуации.
Определить контекст проблемной
ситуации.
Определить область знаний,
необходимую для решенияданной
проблемы.
Преобразовать информацию из одной
знаковой системы вдругую (текст в
схему, таблицу, карту и наоборот).
Составить аннотацию, рекламу,
презентацию.
Предложить варианты решения
проблемы, обосновать их
результативность с помощью
конкретного предметногознания.
Привести
примеры
жизненных
ситуаций, в которых опыт решения
данных проблем позволить быть
успешным, результативным.
Составить алгоритм решения проблем
данного класса. Сделать аналитические
выводы.
Оценить качество представленной
информации для решенияличных,
местных, национальных, глобальных
проблемы.
Предложить пути и способы решения
обозначенных проблем.
Спрогнозировать (предположить)
возможные последствияпредложенных
действий.
Оценить предложенные пути и способы
решения проблем,выбрать и обосновать
наиболее эффективные.
Создать дорожную (модельную,
технологическую) карту
решения проблемы.
Сформулировать проблему (проблемы)
на основе анализаситуации.
Выделить граничные условия
неопределѐнностимногозадачности
указанной проблемы.
Отобрать (назвать) необходимые
ресурсы (знания) длярешения
проблемы.
Выбрать эффективные пути и способы
решения проблемы.
Обосновать свой выбор. Доказать
результативность ицелесообразность
выбранных способов деятельности.

Тексты, задачи, ситуации
Задачи (проблемные,
ситуационные, практикоориентированные,
открытоготипа,
контекстные).
Проблемно-познавательные
задания.
Графическая наглядность:
граф-схемы, кластеры,
таблицы,диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:иллюстрации,
рисунки.
Памятки с алгоритмами
решения

Тексты, задачи, ситуации
Карты: модельные,
технологические,
ментальные,дорожные

Типичные задачи (задания)
метапредметного и
практического характера.
Нетипичные задачи
(задания)метапредметного и
практического характера.
Комплексные контекстные
задачи (PISA)

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».