МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Администрации города Тюмени МАОУ СОШ № 88 города Тюмени РАССМОТРЕНО методическое объединение классных руководителей Протокол МО №1 от 23.08.2023 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Крикало Т.И. 28.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №88 Головчак Е.В. Приказ № 364 от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов Тюмень, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» в начальной школе для 1-4 классов составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом учебнометодическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально - ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи программы: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. 2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде. 4. Развивать творческие способности и эстетический вкус. 5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. 6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. 7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. 8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, КТД, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Реализация программы «Орлята России» для детей с 1 по 4 классы начинается с первой четверти учебного года. Программа состоит из треков, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов программы. На изучение программы «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах начальной школы. Программа рассчитана в 1 классе на 33 учебных часа, 24 классы на 34 учебных часа. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА ДЛЯ 1 КЛАССА Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт-копилка. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – Круг Добра. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра. Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику/ участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий; посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни). Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: семья, Родина . Символ трека – альбом «Мы - хранители». В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. Трек «Орлёнок – Эколог» - 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – Рюкзачок эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. Трек «Орлёнок – Лидер» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия первоклассников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса, приобретённых ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в классе как коллективе. ДЛЯ 2 КЛАССА Трек «Орлёнок – Лидер» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – Конверт-копилка. Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. В этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе. Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека - чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. ДЛЯ 3-4 КЛАССА Трек «Орлёнок – Лидер» – 5занятий. Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт-копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе. Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий. Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 4 занятия. Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: • осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому отношению к одноклассникам; • формирование положительной мотивации по отношению к учебнопознавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения; • формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; • осознавать ценность книги – как источника знаний; • формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; • формировать интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного мира. Метапредметные результаты: • формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; • развивать способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; • формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); • формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); • формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); • учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); • учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); • приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; Познавательные: • понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео – коммуникативные: • формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; • формировать представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; • формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; • формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения; • формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других обучающихся; • учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; • строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми; • учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; • учиться слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; Регулятивные: • учиться ставить цели и планировать личную деятельность; • учиться открыто демонстрировать свои творческие способности; • учиться называть одноклассников по имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам этики, формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности; • понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с интеллектуальными заданиями; • понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных задач; • содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; • понимать и одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; • учиться контролировать свои действия при выполнении зарядки; • планировать совместно с педагогом действия для достижения поставленной цели. Предметные результаты: • раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; • формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; • формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; • формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; • формировать представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; • узнавать главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; • узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; • выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; • приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; • формировать умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; • расширять словарный запас новыми словами и терминами ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1ГО КЛАССА №. п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Темы Вводный урок «Орлятский урок» «Орлёнок – Эрудит» «Кто такой эрудит?» «Эрудит – это …» «Всезнайка» «Встреча с интересным эрудитом – книгой» «Орлёнок – Доброволец» «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно» «Совместное родительскоесобрание «Наша забота!» «Доброволец – это доброе сердце» «Орлёнок – Мастер» «Мастер –это …» Кол-во часов 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 «Мастерская Деда Мороза…» «Класс мастеров» «Классная ёлка» «Новогоднеенастроение» «Орлёнок – Спортсмен» 15 «Утро мыначнём с зарядки» 16 «Сто затей для всех друзей» 17 «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» 18 19 «Азбука здоровья» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 20 «Орлёнок – хранитель исторической памяти» 21 «История школы – моя история» 22 «Поход вмузей» 23 «Историческое чаепитие» «Орленок-Эколог» 24 «ЭКОЛОГиЯ» 25 «Каким должен быть настоящий эколог?» 26 «В гости к природе» 27 «Мы друзья природе» 28 «Орлята – экологи» «Орлёнок – Лидер» «Лидер – это…» 29 30 «Я хочу быть лидером» 31 «С командой действую!» «Как становятся лидерами?» 32 33 «Мы дружныйкласс» 11 12 13 14 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 ДЛЯ 2ГО КЛАССА №. п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Темы Вводный «Орлятский урок» «Орленок – Лидер» «Лидер –это …» «Я могу быть лидером!» «С командой действовать готов!» «Верёвочный курс» «КЛАССный выходной» «Мы дружный класс!» «Орленок – Эрудит» «Я – эрудит, а это значит...» «Воображари УМ» КТД «Что такое?Кто такой?» «На старте новых открытий» «Орленок – Мастер» «Мастер –это…» «Мастерами славится Россия» «Город Мастеров» Кол-во часов 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 КТД «Классный театр» «Мастер –это звучит гордо!» «Орленок – Доброволец» «От слова к делу» КТД «Создай хорошее настроение» КТД «Коробка храбрости» КТД «Братья наши меньшие» «Добровольц ем будь всегда!» «Орленок – Спортсмен» «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» «Сто затей для всех друзей» Спортивная игра «У рекордов наши имена» «Быстрее!Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» «Орленок – Эколог» «ЭКОЛОГиЯ» «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» «Экология на практике» «Шагая вбудущее -помни о планете» «Орленок – Хранитель исторической памяти» «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» «Историческ ое чаепитие» «Я – хранитель, мы – хранители» 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3-4 класс №. п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Темы Вводный «Орлятский урок» «Орленок – Лидер» «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» «КЛАССный выходной» КТД «Вместе мы сможем всё!» «Мы дружный класс!» «Орленок – Эрудит» «Я эрудит, а это значит…» «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» «На старте новых открытий» «Орленок – Мастер» «Россия мастеровая» «В гости к мастерам» КТД «Мастер своего дела» Кол-во часов 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» «Орленок – Доброволец» «Спешить на помощь безвозмездно!» КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» КТД «Подари улыбку миру!» «Доброволец – это доброесердце» «Орленок – Спортсмен» «Движение – жизнь!» «Мы гордимся нашими спортсменами» «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» Спортивная игра «Книга рекордов» «Орленок – Эколог» «ЭКОЛОГиЯ» «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» Экологический квест «Ключи природы» Игра по станциям «Путешестви е в природу» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Кодекс «Орлёнка –хранителя» КТД «История становится ближе» КТД «Мы хранители памяти» 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 CРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».