Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность 5-6, 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО
методическое
объединение классных
руководителей
Протокол МО №1 от
23.08.2023

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Крикало Т.И. 28.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №88
Головчак Е.В.
Приказ № 364 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
для обучающихся 5-6, 9 классов

Тюмень, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме.
Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для
успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые
знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а
для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты,
смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы
делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение
в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования
(ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной
грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных
личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных
результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и
освоение способов их интеграции. Рабочая программа курса «Финансовая
грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на
достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности
подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим
ценностям.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Цель программы: формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения в области финансов, формирование
активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и
способах финансово грамотного поведения.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом внеурочной
деятельности, реализующим интересы обучающихся 5–6, 9 классов в сфере
экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими
учебными предметами, как математика, история, технология, география,
обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических
задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами,
графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются
межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного,
семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и
задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и
обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации
и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах
Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
рассчитана на 102 часа и предназначена для реализации
в 5 классе и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю);
в 6 классе и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю);
в 9 классе и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
5-6 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое
поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития
собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии
финансовых решений в своей семье.

Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов: определять цели развития
собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми
(учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития
собственной финансовой грамотности; выдвигать версии решения проблем
экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить актуальную финансовую
информацию в сети Интернет; обосновывать свою оценку финансового поведения
людей в конкретных ситуациях; приводить примеры неграмотного финансового
поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой
грамотности;
в сфере достижения предметных результатов: объяснять, от чего зависит
финансовое благосостояние человека; понимать зависимость финансового
благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования,
профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения
финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ Базовые понятия: потребности,
деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги,
купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы,
источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие,
проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой
необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования,
услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения,
денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости
благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности
принимаемых в семье финансовых решений.
Обучающийся научится:

в
сфере
достижения
метапредметных
результатов
(освоения
метапредметных УУД): называть основные источники доходов семьи; составлять
задачи, требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного
бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
в сфере достижения предметных: объяснять проблемы бартерного (товарного)
обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение
денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального
банка РФ в управлении денежной системой страны; называть регулярные и
нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их
примерную величину с учётом региона проживания; объяснять, как формируется
семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары
и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего
потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на
обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и
непредвиденные расходы семейного бюджета.
Темы занятий
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК
МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования,
страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки: осознание возможности
возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы,
болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к

снижению личного благосостояния; понимание роли страхования и сбережений для
решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов: анализировать
финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид
страхования и его цель; рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества,
автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой
компании; находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
в сфере достижения предметных результатов: описывать особые жизненные
ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять,
как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных
ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать
виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать
примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат
в семейном бюджете.
Темы занятий
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого
защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22. Что и как можно страховать.
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надёжность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания.
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься».
Резервные часы – 5 ч.
9 КЛАСС
МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ
Базовые понятия и знания:
• эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег,
Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи,
структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль
расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);
• знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной
экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы,

структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале
XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из
различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного
бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров
и услуг;
• осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной
экономики;
• осознание влияния образования на последующую профессиональную
деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
• понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности
обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и
могут привести к финансовым трудностям;
• понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их
существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других
факторов;
• осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
• пользоваться дебетовой картой;
• определять причины роста инфляции;
• рассчитывать личный и семейный доход;
• читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения
или семьи;
• различать личные расходы и расходы семьи;
• планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в
краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• вести учёт доходов и расходов;
• развивать критическое мышление. Компетенции:
• устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и
уровнем доходов семьи;
• использовать различные источники для определения причин инфляции и её
влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
• определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
• соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
• сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала
извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном
жизненном горизонте;

• оценивать свои ежемесячные расходы;
• соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей;
• определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в
краткосрочной и долгосрочной перспективе;
• осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования
сбережений.
МОДУЛЬ 2. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Базовые понятия и знания:
• банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
• знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц,
возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла. Личностные
характеристики и установки:
• понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
• оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных
стадиях жизненного цикла семьи;
• осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
• осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения: • рассчитывать реальный банковский процент;
• рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
• анализировать договоры;
• отличать инвестиции от сбережений;
• сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
• искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и
других финансовых учреждений;
• оценивать необходимость использования различных финансовых
инструментов для повышения благосостояния семьи;
• откладывать деньги на определённые цели;
• выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для
обеспечения будущих крупных расходов семьи.
МОДУЛЬ 3. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ
Базовые понятия и знания:
• особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор, страхование,
виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски, виды рисков;
• знание видов особых жизненных ситуаций, способов государственной
поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форсмажорных

событий, видов страхования, видов финансовых рисков (инфляция; девальвация;
банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями;
финансовое мошенничество), а также представление о способах сокращения
финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
• понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи
существенно изменяется; • осознание необходимости иметь финансовую подушку
безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
• понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для
управления рисками;
• понимание причин финансовых рисков;
• осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять
поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из
учреждений).
Умения:
• находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
• читать договор страхования;
• рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
• защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет;
• пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
• соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
• оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения
пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
• оценивать предлагаемые варианты страхования;
• анализировать и оценивать финансовые риски;
• развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
• реально оценивать свои финансовые возможности.
МОДУЛЬ 4. СЕМЬЯ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК
СОТРУДНИЧАТЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план, источники
финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты;
• знание видов операций, осуществляемых банками; понимание необходимости
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; знание видов и
типов источников финансирования для создания бизнеса, способов защиты от
банкротства; представление о структуре бизнесплана, об основных финансовых
правилах ведения бизнеса; знание типов валют; представление о том, как мировой

валютный рынок влияет на валютный рынок России, как определяются курсы валют
в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
• понимание основных принципов устройства банковской системы;
• понимание того, что вступление в отношения с банком должно
осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу
необходимости со знанием способов взаимодействия;
• осознание ответственности и рискованности занятия бизнесом и трудностей, с
которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
• понимание того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить
специальное образование;
• понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких
условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте.
Умения:
• читать договор с банком;
• рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
• находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых
созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход,
прибыль;
• переводить одну валюту в другую;
• находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
• оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих
финансовых проблем и проблем семьи;
• выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса,
а также угрожающие такому бизнесу типы рисков;
• оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от
экономической ситуации в стране.
МОДУЛЬ 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Базовые понятия и знания:
• налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия, пенсионная
система, пенсионные фонды;
• знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые), способов уплаты налогов (лично и предприятием), общих принципов
устройства пенсионной системы РФ; а также знание основных способов пенсионных
накоплений.
Личностные характеристики и установки:
• представление об ответственности налогоплательщика;

• понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и
осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет;
• понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только
полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты
по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных
фондах.
Умения:
• считать сумму заплаченных налогов и/или рассчитывать сумму, которую
необходимо заплатить в качестве налога;
• просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и
имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
• находить актуальную информацию о пенсионной системе и способах
управления накоплениями в сети Интернет.
Компетенции:
• осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
• планировать расходы по уплате налогов;
• рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений
на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания
трудовой карьеры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным,
интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного
общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального
опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои
поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний
и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными
учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными
коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными
действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности),
учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы
с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; владеть приемами описания и
рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; выявлять и
характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять
дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие
разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об
истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы
по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать
и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать
намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия
с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных

учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных
навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие
результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными
эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить
себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность
контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных
регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты Занятия по финансовой грамотности в рамках
внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям: освоение системы знаний,
необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансовоэкономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;

формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе
направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия; формирование умения использовать полученную информацию в
процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при
оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных
финансовых услуг; формирование умения распознавать попытки и предупреждать
вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (в том числе фишинг); формирование умения с опорой на знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки
и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик); приобретение опыта использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых
решений в сфере управления личными финансами, определения моделей
целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Почему важно развивать свою
финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние
семьи
Учимся оценивать финансовое
поведение людей
Учимся оценивать свое
финансовое поведение
Деньги: что это такое
Мини-проект «Деньги»
Из чего складываются доходы
семьи
Учимся считать семейные
доходы
Исследуем доходы семьи
Мини-проект «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные
расходы
Исследуем расходы семьи
Мини-проект «Расходы семьи»
Как сформировать семейный
бюджет
Ролевая игра «Семейный совет
по составлению бюджета»

1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

1
1
1

Форма проведения
занятия
Мастерская
портфолио
Постановка учебной
задачи
Постановка учебной
задачи
Постановка учебной
задачи
Практикум
Защита проектов
Практикум

1

Практикум

1
1
1
1

Мини-исследование
Защита проектов
Практикум
Практикум

1
1
1

Мини-исследование
Защита проектов
Практикум

1

Занятие-игра

1
1
1

Дата проведения
занятия

17.
18.
19
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Мини-проект «Семейный
бюджет»
Обобщение результатов модуля
1
Презентация портфолио
«Доходы и расходы семьи»
Почему возникают риски потери
денег и имущества и как от
этого защититься
Что такое страхование и для
чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в
семье и сколько это стоит
Как определить надежность
страховых компаний
Как работает страховая
компания
Мини-проект «Страхование»
Обобщение результатов модуля
Презентация портфолио «Риски
потери денег и имущества и как
человек может от этого
защититься»
Резервный час
Резервный час
Резервный час
Резервный час
Резервный час

1

Защита проектов

1

Контроль знаний

1

Выставка портфолио

1

Практикум

1

Практикум

1
1
1

Практикум
Занятие-игра
Мини-исследование

1

Практикум

1

Учебная экскурсия

1
1
1

Защита проектов
Контроль знаний
Выставка портфолио

1
1
1
1
1

6 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Почему важно развивать свою
финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние
семьи
Учимся оценивать финансовое
поведение людей
Учимся оценивать свое
финансовое поведение
Деньги: что это такое
Мини-проект «Деньги»
Из чего складываются доходы
семьи
Учимся считать семейные
доходы
Исследуем доходы семьи
.Мини-проект «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные
расходы
Исследуем расходы семьи
Мини-проект «Расходы семьи»
Как сформировать семейный
бюджет
Ролевая игра «Семейный совет
по составлению бюджета»

1

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

1
1
1

Форма проведения
занятия
Мастерская
портфолио
Постановка учебной
задачи
Постановка учебной
задачи
Постановка учебной
задачи
Практикум
Защита проектов
Практикум

1

Практикум

1
1
1
1

Мини-исследование
Защита проектов
Практикум
Практикум

1
1
1

Мини-исследование
Защита проектов
Практикум

1

Занятие-игра

1
1
1

Дата проведения
занятия

17.
18.
19
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Мини-проект «Семейный
бюджет»
Обобщение результатов модуля
1
Презентация портфолио
«Доходы и расходы семьи»
Почему возникают риски потери
денег и имущества и как от
этого защититься
Что такое страхование и для
чего оно необходимо
Что и как можно страховать
Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в
семье и сколько это стоит
Как определить надежность
страховых компаний
Как работает страховая
компания
Мини-проект «Страхование»
Обобщение результатов модуля
2
Презентация портфолио «Риски
потери денег и имущества и как
человек может от этого
защититься»
Резервный час
Резервный час
Резервный час
Резервный час
Резервный час

1

Защита проектов

1

Контроль знаний

1

Выставка портфолио

1

Практикум

1

Практикум

1
1
1

Практикум
Занятие-игра
Мини-исследование

1

Практикум

1

Учебная экскурсия

1
1

Защита проектов
Контроль знаний

1

Выставка портфолио

1
1
1
1
1

9 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов

1.

Деньги: что это такое

1

2.

Что может происходить с
деньгами и как это влияет на
финансы вашей семьи
Какие бывают источники
доходов
От чего зависят личные и
семейные доходы
Как контролировать семейные
расходы и зачем это делать
Учебные мини-проекты
«Контролируем семейные
расходы»
Что такое семейный бюджет и
как его построить
Как оптимизировать семейный
бюджет
Обобщение результатов работы,
представление проектов
Для чего нужны финансовые
организации
Как увеличить семейные доходы
с использованием финансовых
организаций

1

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Дата проведения
занятия

Форма проведения
занятия
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Защита проектов
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Практикум
Лекциябеседа/практикум
Практикум

Для чего необходимо
осуществлять финансовое
планирование
Как осуществлять финансовое
планирование на разных
жизненных этапах
Представление проектов
Обобщение результатов работы,
выполнение тренировочных
заданий
Особые жизненные ситуации:
рождение ребенка, потеря
кормильца
Особые жизненные ситуации:
болезнь, потеря работы,
природные и техногенные
катастрофы
Чем поможет страхование

1

Лекциябеседа/практикум

1

Лекциябеседа/практикум

1
1

Защита проектов
Контроль знаний

1

Лекциябеседа/практикум

1

Лекциябеседа/практикум

1
1

23.

Какие бывают финансовые
риски
Что такое финансовые
пирамиды
Представление проектов
Что такое банк и чем он может
быть полезен
Польза и риски банковских карт

24.

Что такое бизнес

1

25.

Как создать свое дело

1

26.

Что такое валютный рынок и
как он устроен
Можно ли выиграть, размещая
сбережения в валюте
Представление проектов
Обобщение результатов работы
Что такое налоги и зачем их
платить
Какие налоги мы платим

1

Что такое пенсия и как сделать
её достойной
Представление проектов
Итоговое занятие

1

Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Защита проектов
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Защита проектов
Контроль знаний
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Лекциябеседа/практикум
Защита проектов

12.

13.

14.
15.

16.

17.

18.
19
20.
21.
22.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

CРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся
разумному финансовому поведению).
2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь.
5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному
финансовому поведению).

3. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному
финансовому поведению).
4. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая
тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с. — (Учимся
разумному финансовому поведению).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические
рекомендации для учителя. 5– 7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240
с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
2. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность:
Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.:
ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации //
https://www.cbr.ru/
2. Сайт Федеральной налоговой службы // https://www.nalog.gov.ru/
3. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
4. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая
информация— http://www.gks.ru
5. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской
Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности
учащихся» // http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
6. Российская электронная школа: электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности // https://fg.resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор, комплект нормативно-правовых актов (Конституция РФ, Гражданский
кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс), компьютеры,
планшеты, интерактивная доска, тетради, ручки.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Проектор,
комплект нормативно-правовых актов (Конституция РФ, Гражданский кодекс,
Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс), компьютеры, планшеты,
интерактивная доска, тетради, ручки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».