МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Администрации города Тюмени МАОУ СОШ № 88 города Тюмени РАССМОТРЕНО методическое объединение классных руководителей Протокол МО №1 от 23.08.2023 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Крикало Т.И. 28.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №88 Головчак Е.В. Приказ № 364 от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я-Ты-Он-Она – вместе целая страна» для обучающихся 5 классов Тюмень, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с целью приобщения обучающихся к российским традиционным духовно- нравственным и социокультурным ценностям; развития инициативности и самостоятельности пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована на создание благоприятных условий для адаптации при переходе на следующий уровень образования. Программа адресована педагогам, классным руководителям, методистам, советникам директора по воспитанию, руководителям образовательных организаций. Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в об- разовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни. В пятом классе происходит переход от младшего школьного воз- раста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще «психологических младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенкаот учения к общению. Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер обучения по сравнению с начальной школой, по-этому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников. Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои по- ступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной значимости как полноправного члена общества5. Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками. Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка. Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной организации и направлена на их активную социализацию. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Цeль пpoгpaммы — приобщение обучающихся к российским тради- ционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Пpoгpaммa paccчитaнa нa 34 чaca и мoжeт быть иcпoльзoвaнa пpи opгaнизaции внeypoчнoй дeятeльнocти в 5 клaccax. Задачи Программы: создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций; формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений; развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе; обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования. Методологическими основаниями Программы являются аксиологический, антропологический и системно-деятельностный подходы: аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура; антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в событийных общностях, в которых происходит зарождение нравственного сознания, обретается опыт нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности ребенка; системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора. В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической традиционной педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации совместной деятельности детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном событии осуществляется взаимное обогащение всех субъектов воспитательного процесса. Оно способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативности пятиклассников. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа. Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение се- мейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представленияо семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализируеттакие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение. Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на раз-витие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы. Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд. Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей. Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности. Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах. Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы. На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе. По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги. Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива к прожитому ими событию. Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты- он-она — вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями. Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности. Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории социальных партнеров. Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях. Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обя- занностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много-конессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возни- кающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональнымсостоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожела- тельности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/ п Классные события 1 «Моя школа - мои возможности» Темы занятий Занятие 1-2. «Какие мы?» Занятия 3–4. «Маршруты нашей школы» Количество часов 2 2 Занятие 5. «Школьные старты» (подготовка) 1 Занятие 6. «Школьные старты» 1 Занятия 7-8. «Мы — команда» 2 ИТОГО: 8 2 3 4 5 «Моя семья - моя опора» «Мой выбор - моя ответственность» «Мои знания - моя сила» «Моя страна Занятие 9-10. «История моей семьи» Занятие 11. «Семья — начало всех начал» Занятие 12-13. «Правила счастливой семьи» (подготовка) Занятия 14–15. «Правила счастливой семьи» ИТОГО: 7 2 Занятие 16. «Моя гражданская позиция: почему важно выбирать» Занятие 17. «Свобода и ответственность» Занятие 18. «Цифровая грамотность и безопасность в сети» Занятие 19. «Безопасное использование цифровых ресурсов» Занятие 20-21. «Финансовая безопасность» Занятие 22-23. «Планируем бюджет» Занятие 24-25. «5 правил финансовой грамотности» Занятия 26–27. «Мы выбираем» ИТОГО: 12 1 Занятия 28–29. «Чудеса науки» Занятие 30. «Правильные привычки: здоровое питание» Занятие 31. «Правильные привычки: правила безопасности» Занятия 32–33. «В здоровом теле — здоровый дух» ИТОГО: 6 2 Занятие 34. 1 1 2 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 «Аллея памяти» CРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации разработан учебно-методический комплект, состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в которых содержатся методические рекомендации педагогу, помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников. Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта представляет собой документ, регламентирующий деятельность педагога по планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО. Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его проектирования, средством представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте представлено описание необходимого для проведения занятия материально- технического обеспечения, а также обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия. В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые для проведения занятий демонстрационные и раздаточные материалы. При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материальнотехнических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного коллектива.