Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я, ты, он, она - вместе целая страна 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО
методическое
объединение классных
руководителей
Протокол МО №1 от
23.08.2023

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
Крикало Т.И. 28.08.2023

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ №88
Головчак Е.В.
Приказ № 364 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я-Ты-Он-Она – вместе целая страна»
для обучающихся 5 классов

Тюмень, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся
5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с целью приобщения
обучающихся к российским традиционным духовно- нравственным и
социокультурным ценностям; развития инициативности и самостоятельности
пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована на создание
благоприятных условий для адаптации при переходе на следующий уровень
образования. Программа адресована педагогам, классным руководителям,
методистам,
советникам
директора
по
воспитанию,
руководителям
образовательных организаций.
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним
из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной
деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах,
отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и
пр. Внеурочная деятельность может реализовываться через цикл занятий,
посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного
мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся.
Основная цель занятий — развитие важных для жизни подрастающего
человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки
зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве
школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и
микрокоммуникаций, складывающихся в об- разовательной организации,
понимания обучающимися зон личного влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного воз- раста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще
«психологических младшекласников», и одновременно младших подростков.
Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в
начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в
более сложной деятельности по усвоению норм взаимоотношений, что выражается

в активизации интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически
в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенкаот учения к
общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется
характер обучения по сравнению с начальной школой, по-этому особое внимание в
Программе уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям.
Происходит активное формирование ценностной сферы личности, определяются
жизненные перспективы. Дети осознают себя и свои возможности, интересы,
способности, у них
формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое
будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении
доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в
группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей.
Они начинают осознавать и нести ответственность за свои по- ступки, внешняя
регуляция активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность с одной
стороны должна отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с
другой — создавать условия для развертывания отношений с товарищами и
признания его реальной значимости как полноправного члена общества5. Участие
в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и
ребенка,
в
которых
активность
взрослого
способствует
овладению
представлениями о какой-либо ценности, формированию отношения к ней и к
приобретению ребенком собственного опыта ее переживания. В событиях ребенок
преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции,
включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных
ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие
ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся
5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных
выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития
детей в образовательной организации и направлена на их активную социализацию.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Цeль пpoгpaммы — приобщение обучающихся к российским тради- ционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной
позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей.
Пpoгpaммa paccчитaнa нa 34 чaca и мoжeт быть иcпoльзoвaнa пpи opгaнизaции
внeypoчнoй дeятeльнocти в 5 клaccax.

Задачи Программы:
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций;
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений;
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов
при переходе на следующий уровень образования.
Методологическими основаниями Программы являются аксиологический,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой
социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего
поколения к младшему.
Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное
самосознание и нравственная культура;
антропологический подход предполагает становление и воспитание человека
во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик.
Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и
отношений в событийных общностях, в которых происходит зарождение
нравственного сознания, обретается опыт нравственного поведения, что в
совокупности с личностными особенностями составляет основу субъектности
ребенка;
системно-деятельностный подход обуславливает системную реа- лизацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у
обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной
позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события, которое было
введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической
традиционной педагогикой.
Образовательное событие — это особая форма организации совместной
деятельности детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы
включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая ребенку
приобретать собственный
опыт переживания той или иной ценности. В
воспитательном событии осуществляется взаимное обогащение всех субъектов
воспитательного процесса. Оно способствует развитию самостоятельности,
ответственности, инициативности пятиклассников.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и
социализации. Активная социализация осуществляется через овладение
представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе;
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями,
нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его
индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной
деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие
ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение се- мейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представленияо семье как важнейшем
социальном институте. Событие актуализируеттакие ценности, как крепкая семья,
милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на раз-витие
умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного
события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность,
выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над
материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное
событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный
труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской
идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких
ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из
трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию,
формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе
ценностей), лежащей в основе события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются практические задания, выполнение которых способствует
формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и

проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает
выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся
индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный
вывод о значимости всего события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые
позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце
учебного года у каждого пятиклассника будет иметься собственная брошюра,
иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки
от собственного опыта проживания каждого занятия к ознакомлению с опытом
других детей и к формированию общего от- ношения классного коллектива к
прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-ты- он-она —
вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности протекания активной
социализации на практике, когда знания и опыт отдельного субъекта, с одной
стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны,
дополняют и обогащают опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися являются:
классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра, которые направлены на
формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать не только
учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения
образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также
пришкольную территорию. Кроме того, Программа предусматривает организацию
экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории
социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке и
проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других
педагогов школы, родителей и социальных партнёров школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных
результатов с учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных
организациях.
Личностные результаты

В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обя- занностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
много-конессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию
российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возни- кающих в процессе
реализации проектов или исследований, осознание важности морально-этических
принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям,
в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональнымсостоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое

развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных
и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других,
проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожела- тельности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять

свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной зада- чей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план
реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и
брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать
план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других без осуждения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/ п

Классные события

1

«Моя школа
- мои возможности»

Темы занятий
Занятие 1-2.
«Какие мы?»
Занятия 3–4. «Маршруты нашей школы»

Количество
часов
2
2

Занятие 5. «Школьные старты»
(подготовка)

1

Занятие 6. «Школьные старты»

1

Занятия 7-8. «Мы — команда»

2

ИТОГО: 8
2

3

4

5

«Моя семья - моя опора»

«Мой выбор
- моя
ответственность»

«Мои знания - моя сила»

«Моя страна

Занятие 9-10.
«История моей семьи»
Занятие 11.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 12-13.
«Правила счастливой семьи»
(подготовка)
Занятия 14–15.
«Правила счастливой семьи»
ИТОГО: 7

2

Занятие 16.
«Моя гражданская позиция: почему
важно выбирать»
Занятие 17.
«Свобода и ответственность»
Занятие 18.
«Цифровая грамотность и безопасность в
сети»
Занятие 19.
«Безопасное использование цифровых
ресурсов»
Занятие 20-21.
«Финансовая безопасность»
Занятие 22-23.
«Планируем бюджет»
Занятие 24-25.
«5 правил финансовой грамотности»
Занятия 26–27.
«Мы выбираем»
ИТОГО: 12

1

Занятия 28–29.
«Чудеса науки»
Занятие 30.
«Правильные привычки: здоровое
питание»
Занятие 31.
«Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 32–33.
«В здоровом теле — здоровый дух»
ИТОГО: 6

2

Занятие 34.

1

1
2

2

1
1

1

2
2
2
2

1

1

2

«Аллея памяти»

CРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее
реализации разработан учебно-методический комплект, состоящий из отдельных
тетрадей по каждому событию, в которых содержатся методические рекомендации
педагогу, помогающие ему грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт.
Технологическая карта представляет собой документ, регламентирующий
деятельность педагога по планированию и организации образовательного процесса
на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО. Технологическая карта
является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его
проектирования, средством представления индивидуальных методов работы
педагога. В каждой технологической карте представлено описание необходимого
для проведения занятия материально- технического обеспечения, а также
обозначено пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены
необходимые для проведения занятий демонстрационные и раздаточные
материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип
вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно выбрать задания, формы
занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материальнотехнических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного
коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».