Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебновоспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе. Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Учебным планом определѐн перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объѐм учебного времени, максимальный объѐм учебной нагрузки обучающихся на уровне начального общего образования. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счѐт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Федеральный учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью; профилактика и коррекция речеязыковых расстройств; формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: «Русский язык и литературное чтение» «Математика и информатика» «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")» «Основы религиозных культур и светской этики» «Искусство» «Технология» «Физическая культура» Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык". Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка используются часы части, формируемой участниками образовательных отношений. Для синхронизации обучения обучающихся с ОВЗ в интегрированном классе, часы части, формируемой участниками образовательных отношений, использованы на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части: «Обучение грамоте» - 1 дополнительный класс, 2 часа в неделю (68 часов в год)1 класс (период обучение грамоте) –– 2 часа в неделю (букварный период - 40 часов) «Русский язык» - 1 класс (послебукварный период), 2-4 класс - 1 час в неделю «Литературное чтение» - 1 класс – 1 час в неделю «Математика» - 2-3 класс – 1 час в неделю В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским. Изучение учебных модулей предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется на основании выбора родителей (законных представителей) обучающихся. В соответствии с заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся в МАОУ СОШ № 88 реализуются следующие учебные модули: - «Основы религиозных культур народов России» -«Основы светской этики» В МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени языком обучения является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» так как запрос на изучение данных предметов от родителей (законных представителей) обучающихся отсутствует. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). В соответствии с распоряжением Правительства от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» с целью распространения и систематизации знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры, для обеспечения системного подхода к повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры обучающихся, повышению уровня финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности, я в содержание учебных предметов интегрировано содержание прикладного курса «Финансовая грамотность». Объем прикладного интегрированного курса «Финансовая грамотность» составляет 16 часов для каждого образовательного уровня и распределяется по учебным предметам следующим образом: Предметы Окружающий мир ОРКСЭ Математика Итого за год Итого по уровню обучения Классы 2 3 2 5 3 3 2 5 16 4 2 2 2 6 На основании Указа Президента РФ от 16.08.2021 N 478 (ред. от 26.06.2023) "О Национальном плане противодействия коррупции на Распоряжения Минобрнауки России от 2021 2024 - 14.12.2021 N 475-р годы", "Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 2024 годы", Приказа Минпросвещения России от 16.02.2022 N 81 "Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 - 2024 годы", Распоряжения Правительства Тюменской области от 22 октября 2021 г. N 929-рп «об утверждении плана противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти на 2022 - 2025 годы», в соответствии с ФГОС, ФОП, Письмом Минобрнауки России от 03.08.2015 N 08-1189 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов"), с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.01.2019 №98-р, «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год», в школе организована работа по антикоррупционному просвещению обучающихся на предметном и метапредметном уровнях, во внеурочной деятельности. НОО Предметный уровень Через содержание предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Основы религиозных культур и светской этики» Метапредметный уровень формирование нравственных убеждений, усвоение смысла моральных оценок и норм поведения, приобретение нравственного опыта личности путем осознания опыта других людей Внеурочная деятельность Проведение мероприятий, обеспечивающих формирование осознанности нравственного выбора. С целью формирования правильных пищевых привычек младших школьников, формирования потребности нести личную ответственность за состояние своего здоровья, проведения оздоровительной работы в курсе «Окружающий мир» (2класс) реализуется интегрированный курс «Здоровое питание от А до Я» Тематика курса имеет интегрированный характер, при реализации содержания которого расширяются знания, полученные детьми при изучении предмета Окружающий мир. Объем интегрированного содержание – 10 часов в год. Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые коррекционно-развивающую область. на внеурочную деятельность и Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учѐтом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности и включает следующие коррекционные курсы: "Логопедическая ритмика", "Развитие речи", "Произношение". В структуру коррекционно- развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 2025 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-образовательную область не менее 5 часов в неделю в течение всего требований). срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарно-эпидемиологическими требованиям. Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. АООП НОО для обучающихся с ТНР предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе ФАОП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение ППк на основе углубленного психолого-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной речи. Учебный план АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) - первое отделение. Предметные области Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебные предметы Количество часов в неделю по классам I доп. I II III IV Классы Буквар Посленый букварн период ый период Обязательная часть Русский язык 4 4 4 4 Обучение грамоте 7 7 Литературное 4 4 4 4 чтение Математика 4 4 4 4 4 4 Всего 16 14 16 24 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 12 Основы религиозных культур и светской этики. Изобразительное искусство Музыка - - - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 6 2 2 2 2 2 2 12 18 3 18 3 19 2 19 4 19 4 20 3 113 19 2 2 Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая культура). Итого Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) Обучение грамоте Русский язык Литературное чтение Математика Иностранный язык Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность Из них обязательные 1 1 1 4 4 21 1 2 23 23 1 2 23 23 2 23 23 6 127 111 10 6 10 5 10 5 10 5 50 28 1 1 20 21 10 7 20 21 коррекционные курсы: Развитие речи Логопедическая ритмика Произношение Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия Другие направления внеурочной деятельности Всего (максимально по учащемуся) 2 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 10 5 3 10 3 4 5 5 5 22 31 31 33 33 33 161 В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объѐма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией. Суммарный объѐм домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объѐма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется по текущим оценкам в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточная аттестация проходит в соответствии с календарным учебным графиком в период с 10 апреля по 20 мая. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 88. В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. В соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся на промежуточную аттестацию выносятся в 2 - 4 классах все предметы учебного плана. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР I отделения, изучение учебного предмета "Иностранный язык" обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Невозможность освоения учебного предмета иностранный язык не ведет к возникновению академической задолженности. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Русский язык Литературн ое чтение 1 доп. класс Педагогическое наблюдение 1 класс 2 класс Педагогическое Диктант с наблюдение грамматически ми заданиями Педагогическое Комплексная наблюдение работа по тексту (чтение, понимание, анализ текста) 3 класс Диктант с грамматически ми заданиями Комплексная работа по тексту (чтение, понимание, анализ текста) 4 класс Диктант с грамматически ми заданиями Комплексная работа по тексту (чтение, понимание, анализ текста) Педагогическое наблюдение Педагогическое Итоговая наблюдение контрольная работа Педагогическое наблюдение Педагогическое Тестирование наблюдение (работа с текстом, теоретические сведения, Итоговая контрольная работа Тестирование (теоретические сведения и практические навыки) Тестирование (работа с текстом, теоретические сведения, Итоговая контрольная работа Тестирование (теоретические сведения и практические навыки) Тестирование (работа с текстом, теоретические сведения, Педагогическое наблюдение Иностранн ый язык Математик а Информати ка Окружающ ий мир общекультурны й уровень) общекультурны й уровень) общекультурны й уровень) Педагогическое наблюдение Педагогическое Учет текущих наблюдение образовательны х результатов Педагогическое Учет текущих наблюдение образовательны х результатов Педагогическое Учет текущих наблюдение образовательны х результатов Педагогическое Сдача наблюдение нормативов по возрасту. Тестирование (теоретические знания, техника безопасности) для учащихся с ОВЗ Учет текущих образовательны х результатов Учет текущих образовательны х результатов Учет текущих образовательны х результатов Сдача нормативов по возрасту. Тестирование (теоретические знания, техника безопасности) для учащихся с ОВЗ Учет текущих образовательны х результатов Учет текущих образовательны х результатов Учет текущих образовательны х результатов Сдача нормативов по возрасту. Тестирование (теоретические знания, техника безопасности) для учащихся с ОВЗ Основы религиозны х культур и светской этики Музыка Изобразите льное искусство Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое Труд наблюдение (технология) Педагогическое наблюдение Физическая культура