Рабочая программа по географии для 10-11 классов

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
(базовый уровень).
Программа по географии составлена на основе требований к результатам
освоения ООП СОО, представленных во ФГОС СОО, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной
рабочей программе воспитания и подлежит непосредственному применению
при реализации образовательной программы среднего общего образования.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
(предметная область «Общественно-научные предметы») (далее соответственно
– программа по географии, география) включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
географии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом
уровне составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования, а также на основе характеристики планируемых результатов
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне
отражает
основные
требования
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных
программ и составлена с учѐтом Концепции развития географического
образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде
учителей географии и утверждѐнной Решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География – это один из возможных научных предметов, способный
успешно скорректировать направление содержания образования в области
земных и общественных наук.
В основе содержания предмета лежит положенное изучение сложного и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
сосредоточения внимания на приближающихся у обучающихся целостном
представлении о движении России в современном мире. Факторами,
определяющими
содержательную
часть,
явилась
интегративность,
междисциплинарность,
практико-ориентированность,
экологизация
и
гуманизация географии, что обеспечивает более четкое представление

географических реалий происходящих в современном мире геополитических,
межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социальноэкономических, геоэкологических явлений и процессов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены
на:
1) воспитание чувств, патриотизма, взаимопонимания с другими
народами, культуры культуры разных стран и регионов мира, ценностных
ориентаций личности посредством проведения консультаций с важнейшими
проблемами современности, c ролью России как составной части Европейского
сообщества;
2) воспитание культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязях
природы, населения и сельского хозяйства на глобальном, отдаленном и
локальном уровнях и учет ценностных отношений к проблемам взаимодействия
человека и общества;
3) обеспечение системы географических знаний как компонента научных
картин мира, завершение формирования основ географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе владения комплексом
географических знаний и умений, направленных на использование их в
объяснении работы;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на
достижение целей развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11
классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10 КЛАСС
Раздел 1. География как наука
Тема 1. Традиции и новые методы в географии. Географические
прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических
науках, их использование в разных видах деятельности. Современные
направления географических исследований. Источники географической
информации, ГИС. Географические прогнозы как результаты географических
исследований.

Тема 2. Географическая культура. Элементы географической культуры:
географическое изображение мира, географическое мышление, язык
географии . Их оригинальность для представителей разных профессий.
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема;
факторы, образующие и изменяющие. Адаптация человека к различным
условиям окружающей среды, ее изменение во времени. Географическая и
окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема
сохранения ландшафтного и разнообразия культуры на Земле.
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников
географической информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные
природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового
океана, загрязнение окружающей среды . «Климатические бегенцы». Стратегия
развития. Цели влияют на развитие и роль географических наук в их
обеспечении. Особо охраняемая природная территория как один из объектов
развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач курсового исследования, связанного с
опасными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или)
загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов
наблюдения (исследований).
Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения
ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупнейших стран, в
том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение внешних ресурсов.
Обеспеченность стран стратегическими задачами: нефтью, газом, ураном,
рудными и другими источниками полезных ископаемых. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
прогнозирует их использование. География лесных ресурсов, фонд лесной
мира. Обезлесение – его причина и распространение. Роль ресурсов Мирового
океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и
прогноз их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационный
ресурс.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.

2. Определение ресурсообеспеченности стран-источников источников
ресурсов.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая
география и геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней
происходящие. Новая многополярная модель мирового мироустройства, очаги
геополитических
соображений.
Политико-географическое
положение.
Специфика России как евразийского и приарктического государства.
Тема 2. Классификация и типология стран мира. Основные типы стран:
критерии их выделения. Формы правления государств мира, унитарное,
федеративное и государственное устройство.
Раздел 4. Население мира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность
населения мира и динамика были изменения. Теория демографического
перехода. Воспроизводство населения, его особенности и особенности в
странах с различным уровнем социально-экономического развития
(демографический взрыв, демографический кризис, старение населения).
Демографическая политика и ее направления в странах различных типов
воспроизводства населения.
Практические работы
1. Определение и сравнение темпов роста численности населения в
отдельных странах, регионах мира (форма фиксации результатов анализа по
выбору обучающихся).
2. Объяснение особенностей демографической политики в странах с
любым типом воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав
населения мира. Структура занятости населения в странах с различным
уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения.
Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения.
Религиозный состав населения. Мировые и географические религии, основные
регионы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические границы цивилизаций Запада и цивилизаций Востока.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов
воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.

2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на
основе анализа различных источников географической информации.
Тема
3.
Размещение
населения. Географические
особенности
размещения населения и факторов, его определяющие. Плотность населения, а
также низкая и низкая плотность населения. Миграция населения: причины,
основные виды и направления. Расселение населения: виды и формы. Понятие
об урбанизации, ее особенностях в странах различных социальноэкономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение результатов анализа городских и сельских
районов разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как
совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий
жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс
человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества
жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение показателей качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической
информации.
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное
географическое отдельное труд. Мировое хозяйство:определение и состав.
Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения
производства и их влияние на развитие экономики на западе Европы.
Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства.
Международное географическое отдельное труд. Отрасли международной
специализации. Условия формирования международной специализации стран и
роль региональных факторов в ней. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны. Роль и место России в расширении
географического разделения труда.
Практическая работа
1. Сравнение структур экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран.
Тема 2. Международная экономическая интеграция. Крупнейшие
отраслевые и международные союзы. Глобализация мировой экономики и ее
влияние на экономику стран разных социально-экономических типов.

Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой
экономики.
Тема 3. География основных отраслей сельского хозяйства
Соединенного Королевства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения
основных видов природных и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам
и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития,
«энергопереход».
География
отраслей
топливной
промышленности.
Крупнейшие страны-производители, экспортѐры и импортѐры нефти,
природного газа и угля. Организация стран-экспортѐров нефти. Современные
тенденции развития областей, изменяющие ее географию, «сланцевая
революция», «водородная» энергетика, «зелѐная энергетика». Мировая
электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и ее
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой»
энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности и
различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего
поставщика топливно-энергетических и природных ресурсов в мировой
экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чѐрной и
цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортѐры стали,
медиками и больными. Современные тенденции развития отрасли. Оценка
металлургии в окружающей среде. Место России в мире Производство и
экспорт чѐрных и цветных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортеры
продукции
автомобилестроения,
авиастроения
и
микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира.
Ведущие
страны-производители
и
экспортеры
минеральных удобрений и продукции химического органического синтеза.
Ведущие страны-производители деловой древесины и продукции целлюлознобумажной промышленности. Состояние химической и лесной промышленности
в окружающей среде.
Практическая работа
1. Представление в виде диаграммы данных о динамике изменения
объемов и структуры производства электроэнергии в мире.

Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности
земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные
тенденции развития отрасли. Органическое содержащее хозяйство.
Растениеводство. География производства основных продовольственных
культур. Ведущие экспортѐры и импортѐры. Роль России как одного из
крупнейших экспортѐров зерновой культуры.
Животноводство. Ведущие экспортѐры и импортѐры продукции
животноводства. Рыболовство и аквакультура: региональные особенности.
сельское хозяйство и его промышленность в условиях окружающей среды.
Практическая работа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе
анализа характеристик материалов и создания карты «Основные экспортѐры и
импортѐры продовольствия».
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль
разных видов транспорта в современном мире. Основные источники
магистральных и транспортных узлов. Мировая система НИОКР.
Международные отношения: основные формы и факторы, влияющие на их
развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и
туризм.
11 КЛАСС
Раздел 6. Регионы и страны
Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира:
Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка,
Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная
Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа
1. Сравнение перспектив социально-экономического развития стран
различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников
географической информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия,
Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая
экономико-географическая характеристика. Общие черты и особенности

природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного
капитала, населения, хозяйства Зарубежной страны Азии, современных
проблем (на примере Китая, Индии, Ирана, Японии).
Современные отношения России с изменением Зарубежной Азии (Китай,
Индия, Турция, страны Центральной Азии).
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основе анализа данных об экспорте основных
видов продукции.
Тема 3. Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская
Америка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности
природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Особенности экономико-географических положений природно-ресурсного
капитала, населения, хозяйства Америки, современных проблем (на примере
США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Определение территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии
на основе анализа географических карт.
Тема 4. Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная
Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая
экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Экономические и социальные
проблемы региона. Особенности экономико-географического положения,
природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства Африки (по принципу
ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии).
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности
географического положения. Австралийский Союз: Основные факторы
размещения населения и развития сельского хозяйства. Экономикогеографическое
положение,
природно-ресурсный
капитал.
Отрасли
международной специализации. Географическая и товарная структура
экспорта. Океания: особенности учета ресурсов, населения и сельского
хозяйства. Место в географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и
геодемографической карте мира. Роль и место России в мировой политике,

экономике, человеческом потенциале. Особенности продвижения России в
мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических
и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа
1. Изменение направления международных экономических связей России в
новых геоэкономических и геополитических условиях.
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Группы
включают
проблемы:
геополитические,
экологические,
демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и
причина роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в
уровне
социально-экономического
развития
между
развитыми
и
развивающимися людьми меняется и является причиной ее возникновения.
Геоэкология – фокус последних проблем человечества. Глобальные
экологические проблемы как проблемы, связанные с серьезными
воздействиями человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и
его хозяйственную деятельность. Проблема связана с климатическими
изменениями, проблемой стихийных последствий, глобальной ресурсной и
энергетической проблемой, проблемой дефицита водных ресурсов и ухудшения
их качества, проблемами опустынивания и деградации земель и почв,
проблемой сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового
океана и освоения его ресурсов.
Глобальные
проблемы
народонаселения:
демографическая,
продовольственная, рост городов, здоровье и долголетие человека.
Взаимосвязь между геополитическими, экологическими проблемами и
проблемами народонаселения.
Возможные пути решения проблем. Необходимость переоценки экологии
и изменения некоторых ранее устоявшихся экономических, политических,
идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении всех
проблем.
Практическая работа
1. Выявление признаков взаимосвязи, возникающих на основе анализа
различных источников географической информации и участия России в их
возможностях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающиеся используют базовую
образовательную программу среднего общего образования, которая должна
отражать
готовность
и
способность
обучающихся
руководиться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих устойчивых
ценностей российского общества, продолжения жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основной воспитательной деятельности, в
том числе в частях:
образование:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
 поддержка идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, конгресса
по инициативе, религиозным, расовым, национальным принцем;
 готовность вести совместную деятельность в обществе, участвовать в
самоуправлении в школах и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с конкретными институтами в соответствии с
их функциями и назначениями;
 готовность к гуманитарной и волонтѐрской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм,
поддержка своего народа, чувство ответственности перед Родиной, гордость за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная уверенность, готовность к службе и защите Отечества,
ответственность за свою судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность морального сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

осознание личного вклада в формирование построение будущего на
основе элементов географической и особой культуры;
 ответственное отношение к своим родителям, создание семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
эстетическое воспитание:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику наследия и историкокультурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, связей;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
 убеждѐнность в новаторстве личности, отечественного и европейского
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, учет качества
творческой личности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, традиционная современная концепция
развития географических наук и общественной практики, основанная на
диалоге культуры, способствующая осознанию своего места в поликультурном
мире;
 совершенствование языковой и читательской как средств взаимодействия
между людьми и познания мира для применения различных источников
географической информации в рамках научной культуры и (или) практикоориентированных задач;
 осознание
ценностей научной деятельности, готовность изучать
проектную и исследовательскую деятельность в географических науках
индивидуально и в группе.
физическое воспитание:
 сформированный здоровый и безопасный образ жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему
здоровью;
 потребность в дальнейшем совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной зоной;
 активное неприятие вредных привычек и форм причин вреда здоровью и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценностей мастерства, трудолюбие;


готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в
географических областях науки, умение делать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к полному образованию и самообразованию на
всю жизнь;
экологическое воспитание:
 сформированность
культуры,
понимание
общих
социальноэкономических процессов в состоянии природной и социальной среды,
понимание глобального характера экологических проблем и особенностей их
развития;
 планирование и прогнозирование действий в окружающей среде на
основе знаний целей развития человечества;
 активные неприятные действия, приносящие вред окружающей среде;
 уметь прогнозировать, в том числе на основе применения территорий
знаний, ослаблять экологические последствия объектов предпринимательской
деятельности, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности главной направленности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
Владение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:

самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы,
которые могут быть решены с использованием географических знаний,
рассматривать их всесторонне;

сохранение существующего признака или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов, направлений и
обобщений;

определять цели деятельности, задавать параметры и оценивать их
достижения;

Разработать план решения географической задачи с учѐтом анализа
реальных материальных и нематериальных ресурсов;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях с учетом предложенной географической задачи;


вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов обследованиям;

координировать и выполнять работу при условиях географических
задач в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;

творческое мышление при поиске путей решения жизненных
проблем с учетом географических аспектов;
б) базовые исследовательские действия:

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем, создания и готовности к
самостоятельному поиску методов решения практических географических
задач, применения различных методов познания предпосылок, социальноэкономических и геоэкологических объектов, процессов и направлений;

владеть
схемой
деятельности
по
получению
нового
географического знания, его эквивалентом, преобразованием и применением в
различных научных объектах, в том числе при составлении научных и
социальных проектов;

владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;

формулировать
собственные
задачи
в
образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;

выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу решения ее, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерий решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
оценивать, оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;

дать оценку новой ситуации, оценить приобретенный опыт;

уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;

уметь интегрировать знания из разных регионов субъектов;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения, ставить проблемы и задачи, допуская альтернативные решения;
в) работа с информацией:

выбирать и использовать различные источники географической
информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены
средствами географии, и поиска путей их решения, для анализа,


систематизации и сопоставления информации различных видов и форм
представления;

выбрать оптимальную форму представления и визуализации
информации с учетом ее назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);

оценить достоверность информации;

использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (в том числе и ГИС) при обеспечении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, безопасности техники, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;

обладать навыками обнаружения и защиты информации,
информационной безопасности личности;
Владение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:

владеть различными способами общения и взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;

сопоставлять свои мнения по географическим вопросам с
обсуждениями других участников диалога, находить детали и сходство
позиций, задавать вопросы по существующей обсуждаемой теме;

развѐрнуто и логично излагать свою точку зрения на вопросы по
динамическим аспектам, различным с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:

использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

выберите темы и методы действий участников с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;

совместная деятельность, организация и координация действий по
ее осуществлению: составить план действий, записать действия с учетом целей
моих участников, обсудить результаты, принять совместную работу;

оценить качество своего вклада и команды каждого участника в
общих результатах по разработанным критериям;

предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической инновации;
Владение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:

самостоятельно изучать познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных объектах;

самостоятельно составить план решения проблем с учѐтом
имеющихся ресурсов, природных возможностей и природных условий;

дать оценку новой ситуации;

уточнение рамок настоящего предмета на основе личного цвета;

делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя
ответственность за решение;

оценить приобретенный опыт;

содействие формированию и обеспечению благоприятной эрудиции
в разных областях знаний, постоянное повышение своего образовательного и
культурного уровня;
б) самоконтроль:

давать рекомендации по новой ситуации, оценивать последствия
последствий;

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
происходящих действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;

оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;

использовать приемы рефлексии для оценки, выбора ситуации
верного решения;

мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
в) эмоциональный интеллект, мыслящая сформированность:

самосознание,
включающее
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направление развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умения
принимать ответственность за свое поведение, способности адаптироваться к
эмоциональным изменениям и гибкости, быть открытым новым;

внутренняя мотивация, включающая стремление к достижению
целей и успеха, оптимизм, инициативность, умение действовать, выход из
своих возможностей;

эмпатии, включающая способность понимать эмоциональное
состояние других, обращать внимание на его способность к общению,
способность к сочувствию и сопереживанию;

социальные навыки, включающие возможность корректировать
отношения с другими людьми, контролировать, регулировать интерес и
разрешать конфликты.


г) принятие себя и других:

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;

мотивы принятия и аргументы других при анализе результатов
деятельности;

вать свое право и право других признавать ошибки;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения курса географии на
базовом уровне должны отражать:
10 КЛАСС
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических
объектов и классификации организаций природы и общества:
выбирать и использовать источник географической информации для
определения местоположения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описание положения и взаиморасположение изученных географических
объектов в пространстве, новую многополярную модель политического
мироустройства, ареалы распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по территории населения и
площади территории, страны, проявления различного географического
положения, страны с различными формами правления и государственного
устройства, страны-лидеры по производству основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, основные международные магистрали и
узлы, страны-лидеры по запасам минеральных, лесных, земельных, водных
ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о правилах развития природы, размещения населения и
хозяйства: различать географические процессы и явления: урбанизацию,
субурбанизацию,
ложную
урбанизацию,
эмиграцию,
иммиграцию,
демографический взрыв и демографический кризис и распознавать их
проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических принципах для
определения и сравнения особенностей изученных географических объектов,
процессов и направлений, в том числе: страны, сравнительные показатели,
характерные демографическую ситуацию, урбанизацию, концентрацию и
качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием
источников географической информации, сравнительную структуру экономики
аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и стран по
обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными с
использованием источников географической информации, для группировки
государств, в том числе по особенностям географических положений, формы

правления
и
государственного
устройства,
принципа
социальноэкономического развития стран, типами воспроизводства населения,
занимаемыми ими позициями относительно России, для классификации
ландшафтов с использованием источников географической информации;
поддерживать взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими процессами и явлениями; между изменениями условий и
размещением населения, в том числе между гальными изменениями климата и
изменениями уровней Мирового океана, хозяйственной зоны и возможными
изменениями в размещении населения, между развитием науки и технологий и
возможностями человека прогнозировать опасные природные явления и
поддерживать их;
установить взаимосвязь между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни, возрастной
структуры населения, развития отраслей сельского хозяйства и особенностей их
окружающей среды;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) использование географической терминологии и системы базовых
географических понятий: применение социально-экономических понятий:
политическая карта, государство, политико-географическое положение,
монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство,
применение
воспроизводства
населения,
демографический
взрыв,
демографический кризис, демографический переход, старение. население,
состав населения, структура населения, экономическая активная экономика,
индекс человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, яркое население, миграции
населения, «климатические беженцы», расселение населения, демографическая
политика, субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы, развитые и
развивающиеся , новые индустриальные, нефтедобывающие страны,
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, всемирная экономическая
интеграция, всемирная хозяйственная специализация, международное
географическое разделение труда, отраслевая и территориальная структура
мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая
революция», «водородная энергетика», «зеленая» энергетика», органическое
хозяйство,
глобализация
мировой
экономики
и
деглобализация,
«энергопереход», порождает сложившиеся отношения, устойчивое развитие для
решения научных и (или) практико-ориентированных задач;
5)
сформированность
умений
наблюдения
за
обнаружением
географических объектов, процессов и явлений, их изменениями в результате
воздействия явлений и антропогенных факторов: определение целей и задач

проведения наблюдений/исследований; выбор формы фиксации результатов
наблюдения/исследований;
6) сформированность умений нахождения и использовать различные
источники географической информации для получения новых знаний о
появлении и социально-экономических процессах и явлениях, проявления
закономерностей и способствовать их развитию, прогнозированию:
конференции и использовать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставляет и анализирует географические карты различной тематики и
другие
источники
географической
информации
для
соблюдения
закономерностей социально-экономических, экологических процессов и
тенденций;
определять и сравнивать по географическим картам переменные явления и
другие источники географических данных, качественные и количественные
показатели, характеризующие изученные географические объекты, явления и
явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе
возрастной структуры населения отдельных стран с использованием
источников географической информации;
определение и нахождение в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения научных и (или)
практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы
познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение навыками географического анализа и важной информацией из
различных источников:
находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и направлений, отдельных территорий мира
и России, их обеспеченности, роста и механизации, экономического
потенциала, экологических проблем;
положение в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты и т. д.) географическая информация о населении мира и России,
отраслевой и территориальной зоне глобальной экономики, географических
особенностях развития нижних отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;

тщательно анализировать и интерпретировать информацию, полученную
из различных источников;
использовать различные источники географической информации для
решения научных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применяет географические знания для
объяснения изучаемых социально-экономических и геоэкологических
процессов и направлений, в том числе:
объяснить особенности демографической политики в странах с любым
типом воспроизводства населения, направления международной миграции,
особенности уровня урбанизации, уровня и жизни населения, влияние
природно-ресурсного капитала на структуры отраслевой структуры хозяйства
отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении
мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения
научных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применяет географические знания для
оценки тенденций и процессов:
определить географические факторы, определяющие сущность и динамику
экономических социально-экономических и геоэкологических процессов;
оценить изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления, в том числе оценить природно-ресурсный капитал одной
из стран с использованием источников географической информации, влияние
урбанизации на окружающую среду, развитие отраслей основных мировых
хозяйств и изменение его отраслевой и территориальной структуры, изменение
климата. и уровни Мирового океана для различных территорий, изменение
содержания парниковых газов в атмосфере и меры, приемлемые для их
жителей;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о развитии и социально-экономических аспектах
экологических проблем: описание географических аспектов проблем
взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления
изменения климата, повышения уровня Мирового океана, в объемах
нескольких парных газов в в разных регионах мира, изменения геосистемы в
результате возникновения и антропогенных воздействий в регионах и странах
мира на планетарном уровне;
11 КЛАСС
2) изучение и применение знаний о размещенных основных
географических объектах и распределении организаций природы и общества:

выборка и использование географической информации для определения
положений и взаиморасположения регионов и стран в пространстве;
описание положения и взаиморасположения регионов и стран в
пространстве, особенностей природно-ресурсного капитала, населения и
экономики регионов и изученных стран;
3) сформированность системы комплексных социально-ориентированных
географических знаний о правилах развития природы, размещения населения и
сельского хозяйства: распознавать географические особенности проявления
процессов воспроизводства, роста численности населения и урбанизации в
различных регионах мира и развитых странах;
использовать знания об основных географических принципах для
определения географических факторов международной экономической
специализации изученных стран; Сравните регионы мира и изученные страны с
точки зрения социально-экономического развития, специализации различных
стран и по их мнению в МГРТ; для классификации стран нижних регионов
мира, в том числе по особенностям географического положения, форме
правления и государственного устройства, принципам социальноэкономического развития, типам воспроизводства населения с использованием
источников географической информации;
поддерживать взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими процессами и явлениями в изучаемых странах; увеличили
условия и размещение населения, увеличили состояние и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой сельского хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменение возрастной структуры населения нижних стран
зарубежной Европы с использованием источников географической
информации;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) использовать географическую терминологию и систему базовых
географических понятий: применять изученные социально-экономические
понятия: политическая карта, государство; политико-географическое
положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное
государство;
воспроизводство
населения,
демографический
взрыв,
демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономическая активная экономика, Индекс развития человечества
(ИЧР), народ, этнос, освещение населения, население страны, расселение
населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация;
мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,

нефтедобывающие страны; ресурсообеспеченность, мировое хозяйство,
мировая
экономическая
интеграция;
международная
специализация,
международное
географическое
разделение
труда;
отраслевая
и
территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелѐная
энергетика», органическое хозяйство; глобализация мировой экономики и
деглобализация, «энергопереход», влекут за собой отношения, устойчивое
развитие для решения научных и (или) практико-ориентированных задач;
5)
сформированность
умений
наблюдения
за
обнаружением
географических объектов, процессов и явлений, их изменениями в результате
воздействия явлений и антропогенных факторов: определение целей и задач
проведения наблюдений/исследований; выбор формы фиксации результатов
наблюдения/исследований; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдений/исследований;
6) сформированность умений нахождения и использования различных
источников географической информации для получения новых знаний о
появлении и социально-экономических процессах и явлениях, проявление
закономерностей и влияние их развития, прогнозирования:
выбирать и использовать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставляет и анализирует географические карты различной тематики и
другие
источники
географической
информации
для
соблюдения
закономерностей социально-экономических, экономических и экологических
процессов и последствий на территории регионов мира и других стран;
определять и сопоставлять по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации, качественным и
количественным показателям, характеризующим регионы и страны, а также
географическим процессам и явлениям, происходящим в них; географические
факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с
использованием источников географической информации;
определение и нахождение в комплексе источников недостоверной и
противоречивой географической информации о регионах мира и странах для
решения научных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно
находить, отбирать и применять различные методы познания для решения
практико-ориентированных задач;
7) владение навыками географического анализа и важной информацией из
различных источников:

находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для
изучения регионов и стран (в том числе и России), их обеспеченности,
увеличения и механического воздействия; для изучения экономического
потенциала стран, устранения проблем и их проявления на территории (в том
числе и России);
положение в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты и т. д.) географическая информация о населении, размещенных в
регионах мира и изученных странах; их отраслевая и территориальной
территории ослабли их хозяйства, географические особенности развития
нижних отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
тщательно анализировать и интерпретировать информацию, полученную
из различных источников;
использовать различные источники географической информации для
решения научных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применяет географические знания для
объяснения изучаемых социально-экономических и геоэкологических явлений
и процессов в странах мира:
объяснить географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, в том числе объяснить особенности
состава, уровня и размещения населения, на уровне и качестве жизни
населения;
объяснение влияния природно-ресурсного капитала на структуры
отраслевой структуры экономики нижних стран; особенности отраслевой и
территориальной структуры экономики изученных стран, особенности
международной специализации стран и роль региональных факторов в ней;
особенности проявления глобальных проблем в различных странах с
использованием источников географической информации;
9) сформированность умений применять географические знания для
оценки серьезных тенденций и процессов: оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику социально-экономических и
геоэкологических процессов; изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления; Политико-географическое исследование
изученных регионов, стран и России; влияние международных миграций на
демографическую и социально-экономическую ситуацию в изученных странах;
роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и
природных ресурсов в мировой экономике; конкурентные преимущества

экономики России; различные точки зрения по актуальным экологическим и
социально-экономическим проблемам мира и России; изменения направлений
международных экономических связей России в новых экономических
условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о развитии и социально-экономических аспектах
экологических проблем: описание географических аспектов проблем
взаимодействия природы и общества; умение приводить к взаимосвязи
серьезные проблемы; возможные пути решения проблем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/
п

Наименовани
е разделов и
тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
Традиционные
и новые
методы в
1.1
1
географии.
Географически
е прогнозы
1.2

Географическа
я культура

Итого по разделу

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869

1

2

Раздел 2. Раздел. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Облако знаний
Географическа
https://school.oblakoz.ru/materials/49
2.1
1
я среда
5869

2.2

2.3

2.4

Естественный
и
антропогенны
й ландшафты
Проблемы
взаимодействи
я человека и
природы
Природные
ресурсы и их
виды

1

0.5

2

0.5

2

1

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869
Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869
Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49

5869
Итого по разделу

6

Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
3.1

Политическая
география и
геополитика

3.2

Классификаци
и и типология
стран мира

Итого по разделу

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869

1

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869

2

3

Раздел 4. Раздел. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
4.1

Численность и
воспроизводст
во населения

4.2

Состав и
структура
населения

4.3

Размещение
населения

4.4

Качество
жизни
населения

Итого по разделу

2

2

2

1

1

1

0.5

0.5

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869
Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869
Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869
Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869

7

Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Состав и
структура
мирового
хозяйства.
5.1
Международн
2
ое
географическо
е разделение
труда
Международна
я
экономическая
5.2
интеграция и
1
глобализация
мировой
экономики
География
главных
5.3
6
отраслей
мирового

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869
0.5

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/49
5869

1

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/4
95869

хозяйства.
Промышленно
сть мира.
Сельское
хозяйство.

2

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/4
95869

Сфера
нематериально
го
производства.
Мировой
транспорт

3

Облако знаний
https://school.oblakoz.ru/materials/4
95869

Итого по разделу

14

Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

1

34

1

6.5

11 КЛАСС
№
п/
п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Всего

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. РЕГИОНЫ И СТРАНЫ
1.1

Регионы мира.
Зарубежная Европа

6

1.2

Зарубежная Азия

6

1.3

Америка

6

1.4

Африка

4

1.5

Австралия и Океания

2

1.6

Россия на
геополитической,
геоэкономической и
геодемографической
карте мира

1

1

https://resh.edu.ru/subject/
4/

0.5

https://resh.edu.ru/subject/
4/

0.5

https://resh.edu.ru/subject/
4/

0.5

https://resh.edu.ru/subject/
4/
https://resh.edu.ru/subject/
4/
https://resh.edu.ru/subject/
4/

3

1

Итого по разделу

27

Раздел 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2.1

Глобальные
проблемы
человечества

4

Итого по разделу

4

Резервное время

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

0.5

1

4

https://resh.edu.ru/subjec
t/4/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».