МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол от «28» августа 2024г.
№ 1_
СОГЛАСОВАНО
заместитель
директора по УВР
Н.Н. Ганненко
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ
№ 88 города Тюмени
Е.В. Головчак
Приказ
от «03» сентября 2024 г. № 380
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(вариант 7.2)
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Тюмень 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................ 3
Общая характеристика курса «Логопедические занятия» .................... 3
Цель и задачи курса .................................................................................. 3
Особенности построения курса ............................................................... 4
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании курса ............................................. 5
Место курса в учебном плане .................................................................. 6
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ .................................................................. 7
1 КЛАСС .................................................................................................... 7
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ............................................................ 8
2 КЛАСС .................................................................................................... 8
3 КЛАСС .................................................................................................. 10
4 КЛАСС .................................................................................................. 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» .................................................................... 11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .............................................................. 14
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной
частью коррекционно-развивающей деятельности учебного плана для обучающихся
с ЗПР (вариант 7.2). Он обеспечивается логопедическим сопровождением и
направлен на преодоление и/или ослабление речевых нарушений у обучающихся
1–4 классов для обучающихся с ЗПР(вариант 7.2.).
Рабочая программа разработана на основе:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последними изменениями).
• Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Общая характеристика курса «Логопедические занятия»
Содержание курса «Логопедические занятия» определяется исходя из
требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию
имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению
программы. Курс является обязательной частью ФАОП НОО для обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2.) и реализуется на протяжении всего периода обучения в
начальной школе.
Курс реализуется учителем-логопедом во внеурочной деятельности на
индивидуальных и/или подгрупповых/групповых коррекционно-развивающих
занятиях.
Значительный разброс и неоднородность состояний при ЗПР, обусловленные
разной степенью выраженности парциальной недостаточности высших психических
функций и различными вариантами сочетания сохранных и нарушенных функций и
познавательных процессов, определяют необходимость дифференцированного
подхода к обучающимся в процессе реализации курса. Предусматривается гибкость
выбора тематического каркаса с учетом типологических особенностей группы
школьников с ЗПР.
Цель и задачи курса
Цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон
устной речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи, профилактике и коррекции нарушений письменной речи.
Целевой ориентир курса «Логопедические занятия» предполагает развитие у
обучающихся с ЗПР не только речевых умений и навыков, но и навыков социальной
(жизненной) компетенции.
Задачи курса:
- коррекция и развитие звукопроизношения (постановка, автоматизация,
дифференциация звуков речи);
3
- восполнение дефицитов в формировании фонематических процессов;
- пополнение, расширение и уточнение пассивного и активного словаря;
- коррекция нарушений/недостатков грамматического строя речи
(синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и
словообразования);
- формирование и развитие связной речи, диалогической и монологической
форм речи;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма;
- развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных
представлений;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- обогащение речевого опыта, способствующего развитию познавательных
процессов.
Курс «Логопедические занятия» реализуется на протяжении всего уровня
начального общего образования и позволяет последовательно и постепенно
преодолевать/минимизировать имеющиеся у обучающихся с ЗПР речевые
нарушения, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении,
развивать коммуникативные навыки.
Особенности построения курса
Особенностью построения курса «Логопедические занятия» является
индивидуально-ориентированное логопедическое сопровождение с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, их индивидуальных
особенностей и возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк).
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.
Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
2.
Развитие лексико-грамматической стороны речи.
3.
Формирование связной речи. Основы коммуникации.
Содержание коррекционного курса учителя-логопеда определяется в строгом
соответствии с требованиями к результату изучения учебных предметов «Обучение
грамоте», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.
Продолжительность и интенсивность занятий определяются индивидуально с
учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2-х раз в неделю.
Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и не должна
превышать:
•
для группового занятия – 40 минут;
•
для подгруппового занятия – 30–40 минут;
•
для индивидуального занятия – 20–30 минут.
4
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании курса
В логопедической работе с младшими школьниками с ЗПР исключительно
важно формировать положительную мотивацию к речевому взаимодействию,
способность ориентироваться в заданиях, развивать навыки анализа и синтеза (на
речевом материале), учить обдумывать и планировать предстоящую деятельность,
следить за правильностью ее выполнения, рассказывать о проделанном и адекватно
оценивать результат деятельности.
На логопедических занятиях обучающиеся с ЗПР выполняют различные
устные и письменные задания, направленные на звуковой анализ слова, учатся
различать звуки и буквы, соединять звуки и слоги в слова, выстраивать фразы,
составлять связные высказывания, что способствует развитию устной и письменной
речи.
Обучающихся с ЗПР необходимо максимально развернуто знакомить с новым
материалом, используя при этом доступные алгоритмы, определяющие порядок
выполнения действий. Например, могут применяться пошаговая памятка или
знаково-символическая карточка с этапами выполнения заданий.
При изучении звуков и букв полезно задействовать различные анализаторы:
слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие
телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на сыпучем материале
(песке, манке и т. п.), поиск буквы в «зашумленном» изображении).
На логопедических занятиях обучающиеся выкладывают графические схемы
фишками и полосками; работают с разрезной азбукой, слоговыми таблицами,
абаком и пр.
Активно используются упражнения, способствующие стимулированию
познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом
материале (выделение четвертого лишнего, ребусы, анаграммы и др.), с учетом
достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания
предлагаются преимущественно на иллюстративном материале).
Для автоматизации формируемого навыка, упрочения связей между
языковыми единицаминеобходимо систематически повторять и закреплять
пройденный материал, используя приемы актуализации имеющихся знаний
(визуальную опору, памятку).
Применяемый на занятиях словарный материал следует уточнять, пополнять,
расширять путем соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира при
активном использовании интернет-ресурсов. Следует учить детей самостоятельно
находить необходимую информацию, используя для этого разные источники
(словарь, интернет, энциклопедию).
При обучении звуко-буквенному анализу работа выстраивается пошагово,
начиная с выделения звуков в слове, и лишь потом используется моделирование
звукового состава слова (с последующим декодированием).
Следует учить обучающихся с ЗПР осознавать возникающие трудности и при
их наличии обращаться за помощью. При необходимости следует облегчать
5
техническую сторону выполнения письменных заданий (письмо в тетрадях с
сетчатой разлиновкой, обозначение точками интервалов между буквами (слогами),
обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, использование определенных
обозначений.
Место курса в учебном плане
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы
коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным
планом ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР на изучение курса отводится 2 часа в
неделю.
Данная рабочая программа рассчитана на 66 часов для обучающихся 1-ых
классов и на 68 часов для обучающихся 2–4-ых классов (2 часа занятий в неделю,
33–34 учебные недели в году).
6
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование и различение
звуков по артикуляционным и акустическим характеристикам. Уточнение
артикуляционных укладов гласных и согласных звуков. Коррекция и развитие
звукопроизношения. Определение места звука в слогах и словах. Определение
количества, последовательности звуков в слове. Закрепление и различение образа
печатных и письменных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на
материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных
представлений. Сравнение и различение согласных звуков: сонорных и шумных,
звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, взрывных и щелевых.
Условно-графические обозначения звуков, составление схемы слога и слова.
Слогообразующая роль гласного звука. Определение слоговой структуры слова
путем ориентировки на гласные звуки. Сравнение слов с разным количеством
слогов. Слоги прямые и обратные (СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС). Графические схемы
прямых и обратных слогов. Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов.
Составление слов из прямых и обратных слогов. Чтение прямых и обратных слогов
с
использованием
слоговой
таблицы.
Работа
с
ударением,
его
смыслоразличительная и фонетическая роль. Составление графических схем
слогового состава слова с выделением места ударного и безударного слогов (Х-х; хХ; Х-х-х; х-х-Х). Правописание гласных А, У, И в буквосочетаниях ща, щу, ча, чу,
жи, ши. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика
специфических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Выделение слова из речевого потока. Соотнесение слова и предмета (словапредметы). Соотнесение слова и названия действия (слова-действия). Соотнесение
слова и признака (слова-признаки), подбор слов, обозначающих признаки.
Активизация и обогащение словаря по лексическим темам. Работа с синонимами и
антонимами. Отработка форм множественного и единственного числа
существительных. Образование новых слов различными способами по образцу, по
словесной инструкции, с опорой на картинки (с помощью суффиксов – образование
слов с уменьшительно-ласкательным значением, названий детенышей птиц и
животных, слов-признаков от слов-предметов; с помощью приставок – образование
глаголов совершенного вида). Формирование и развитие навыков письма и чтения,
профилактика специфических ошибок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Различение слова и предложения. Составление предложений с
использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки (с опорой на
7
образец и картинки). Работа с деформированным предложением и текстом.
Моделирование коммуникативных ситуаций с использованием формул речевого
этикета. Составление коротких описательных рассказов на заданную тему с опорой
на образец. Составление коротких повествовательных текстов с опорой на
сюжетные картинки, по опорным словам. Списывание предложений и короткого
текста. Формирование и развитие навыков письма и чтения, профилактика
специфических ошибок.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Коррекция и развитие звукопроизношения. Дифференциация гласных и
согласных звуков, различение звонких и глухих, твердых и мягких согласных
звуков. Узнавание «зашумленных» букв (перечеркнутых, наложенных друг на
друга). Отработка заглавных букв. Опознание правильно и зеркально изображенных
печатных и рукописных букв. Развитие зрительного внимания и восприятия на
материале букв и предметных картинок. Развитие пространственно-временных
представлений. Дифференциация похожих гласных букв: А-О, О-У, И-У.
Дифференциация похожих гласных и согласных букв: И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э, С-Е, УЧ, Л-А, А-Д, Л-Я. Звуковой и слоговой анализ слова. Профилактика
фонематических, оптических и кинетических ошибок.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Воспроизведение слого-ритмической структуры слова с опорой на
графические схемы. Уточнение значений слов при изменении позиции ударного
слога. Многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению.
Отработка навыков согласования имени существительного и имени
прилагательного, составления словосочетаний. Профилактика аграмматизма на
письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление, запись и прочтение коротких предложений. Различение
интонационных
характеристик
разных
предложений
(вопросительных,
восклицательных). Составление распространенных предложений по вопросам
педагога. Развитие диалогической речи (моделирование диалогов на заданную тему
с использованием вежливых слов). Составление рассказа-описания с опорой на
план. Чтение и пересказ коротких текстов / рассказов, содержащих диалоги
персонажей.
2 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
8
Отработка и развитие произношения. Упражнение в различении и опознании
букв, соответствующих гласным и согласным звукам. Дифференциация гласных 1 и
2 ряда. Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков.
Уточнение акустико-артикуляционных характеристик твердых и мягких звуков,
дифференциация согласных. Обозначение на письме мягких и твердых согласных.
Отработка и закрепление умений делить слова на слоги, определять звуковой состав
слогов. Формирование навыка слогового деления слова, определение количества
звуков и слогов на слух. Придумывание слов на заданный слог. Конструирование
слов из предложенных слогов. Составление графических схем. Работа со слоговыми
таблицами для отработки техники чтения.
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение слов: слово-предмет (одушевленные – неодушевленные), словопризнак, слово-действие. Слово и его значение. Работа со словами-паронимами.
Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова. Подбор однокоренных
(родственных) слов. Обогащение словаря синонимами и антонимами. Образование
существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик-, -чик, -очк-, -ечк-, -ц-, -иц-), суффикса -ниц- со значением вместилища, суффиксов (-тель, -чик-, -щик-, -льщик-, -чик-, -ник-) для образования названий профессий, названий
детенышей животных и птиц. Работа со словарными словами. Образование
притяжательных прилагательных в мужском, женском и среднем родах.
Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-, -лив- в мужском,
женском и среднем родах. Образование относительных прилагательных с
суффиксами -ов-/-ев- /-н-/-енн-/-ск-/-ян-/-ан-. Образование глаголов с помощью
приставок (в-, вы-, при-, от-, у-, пере-), суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, -я-, -и-, -е-, -л-).
Употребление и написание глаголов с частицей НЕ. Местоимение. Согласование
слов в числе и роде, составление словосочетаний с использованием алгоритма,
карточек-подсказок.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Составление предложений из предложенных слов, данных в начальной форме.
Составление распространенных предложений по вопросам. Выделение главных
членов предложения по вопросам. Развитие диалогической и монологической речи.
Работа с разными текстами (повествованием, описанием, рассуждением).
Определение главной мысли текста, озаглавливание. Определение количества слов в
предложении; количества предложений в тексте. Конструирование предложений с
однородными членами. Составление описательных и повествовательных рассказов
по опорным словам и плану. Составление рассказа по предложенному началу.
Чтение и определение последовательности частей текста. Работа над пониманием
прочитанного текста. Работа с деформированным текстом: нахождение лишних
частей текста, составление связного текста.
9
3 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых
фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству).
Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Различение приставок и предлогов. Отработка слов с глухими и звонкими
согласными в корне. Слова с непроизносимым согласным звуком в корне (способы
проверки). Работа со словарными словами. Число и род имен существительных.
Отработка предложно-падежных конструкций, склонение имени существительного
и имени прилагательного. Личные местоимения. Согласование глагола с именем
существительным в числе, роде, изменение глаголов по времени.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Работа с условно-графическими схемами предложений. Работа с
деформированным предложением. Работа с текстом. Определение границ и
количества предложений в тексте, количества слов в предложении. Работа на уровне
предложения: составление / завершение предложений, дописывание подходящих
слов (с использованием опорных слов), исключение лишних слов, редактирование и
распространение предложений, нахождение главных членов предложения. Работа на
уровне текста: озаглавливание, составление плана, нахождение лишних
предложений в тексте, сочинение продолжения текста.
4 КЛАСС
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
Отработка четкого произношения. Уточнение характеристик смешиваемых
фонем, различение букв (по оптическому и кинетическому сходству).
Дифференциация звуков на речевом материале с постепенным усложнением (в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Обогащение номинативного словаря. Различение и употребление синонимов,
антонимов, омонимов. Работа со словарными словами. Отработка навыков
словоизменения, практическое употребление
существительных в форме
единственного и множественного числа. Отработка падежных форм
существительных. Дифференциация именительного и винительного, родительного и
винительного падежей. Употребление несклоняемых имен существительных.
Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании слова. Тренировка в
языковом анализе. Уточнение лексического и грамматического значения слова.
Дифференциация однокоренных и родственных слов. Образование и правописание
10
сложных слов с соединительными гласными О-Е. Развитие навыков приставочного
словообразования.
Практическое
употребление
слов
с
приставками
пространственного значения, временного значения и многозначными приставками.
Различение предлогов и приставок. Согласование с прилагательными (в роде,
числе). Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных
конструкциях. Отработка распознавания глаголов, изменения глаголов по числам и
временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам.
Согласование глагола с именем существительным в числе, роде, изменение глаголов
по времени. Согласование числительных с существительными в роде и падеже.
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголовсинонимов, глаголов-антонимов. Употребление и правописание числительных.
Определение числа и рода местоимения. Упражнение в использовании и склонении
личных местоимений с предлогами и без. Преодоление / минимизация аграмматизма
в устной речи и на письме.
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
Соотнесение предложений с графической схемой. Построение сложных
предложений с однородными членами (с опорой на образец и схему).
Конструирование предложений с однородными членами с союзами и, а, но (с
опорой на образец и схему). Установление в сложных предложениях причинноследственных связей. Дифференциация понятий: словосочетание – предложение –
текст. Согласование слов в предложении, выделение границ предложения на письме.
Закрепление умения составлять и записывать предложения, пересказывать и
составлять тексты различного типа с вежливыми словами приветствия, прощания,
просьбы, благодарности, используемыми при извинении или отказе. Выделение в
тексте основной мысли, озаглавливание. Связь между частями текста. Составление
плана текста. Различение особенностей текста-повествования, текста-описания,
текста-рассуждения, смешанного текста. Письменное изложение короткого текста
по плану. Написание мини-сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на
заданную тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Модуль «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»
самостоятельно обращать внимание на звуковую сторону речи;
иметь представления о правильных артикуляционных укладах нарушенных
звуков;
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
дифференцировать звуки и буквы: различать гласные (ударные и безударные)
и согласные (звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие звуки);
распознавать звуки по артикуляции, опознавать буквы и соотносить со
звуками;
11
обозначать мягкость согласных на письме;
составлять графические схемы слов;
выделять ударный и безударный слоги;
уметь правильно произносить все автоматизированные звуки во всех
ситуациях общения или минимизировать ошибки произношения;
определять количество и последовательность звуков в слове;
различать слова, отличающиеся одним или двумя звуками;
правильно произносить и писать слова без специфических ошибок или
минимизируя их (в рамках изученного программного материала начальных классов).
Модуль «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
выделять и различать части слова: основу, корень, приставку, суффикс,
окончание;
образовывать изученные части речи при помощи суффиксов и приставок (по
образцу);
конструировать словосочетания и предложения из предложенных слов;
различать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
уметь сравнивать и анализировать формы слова в словосочетании;
оперировать в процессе общения активной лексикой, использовать изученные
части речи;
соблюдать на письме изученные орфографические правила, правильно
произносить и писать слова без специфических ошибок или минимизируя их (в
рамках изученного программного материала 1–4 классов).
Модуль «Формирование связной речи. Основы коммуникации»
участвовать в простых диалогах;
обращаться за помощью при затруднениях, формулировать просьбу;
выражать словами свои намерения, пожелания, опасения и пр.;
соотносить предложение с графической схемой;
конструировать простые и сложные предложения с однородными членами, с
союзами и, а, но (с опорой на образец и схему);
устанавливать в сложных предложениях причинно-следственные связи;
дифференцировать понятия: словосочетание — предложение — текст;
согласовывать слова в предложении, выделять границы предложения на
письме;
определять главную мысль текста;
озаглавливать текст;
пересказывать и составлять тексты различного типа с вежливыми словами
приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемыми при извинении
или отказе;
устанавливать связь между частями текста;
составлять план текста;
различать особенности текста-повествования, текста-описания, текстарассуждения, смешанного текста;
12
писать изложение короткого текста по плану;
составлять сочинения по картинке, по серии сюжетных картинок, на заданную
тему с предварительной подготовкой (с помощью педагога).
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является частью программы
коррекционной работы и обязателен для изучения.
Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет
максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями
обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться –
уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс.
Помимо этого, учитель-логопед может значительно редуцировать содержательный
объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный
процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка.
Представленное содержание каждого модуля является основой для
тематического планирования. Тематическое планирование и количество часов,
отводимых на освоение каждого модуля коррекционного курса «Логопедические
занятия» определяется учителем-логопедом самостоятельно.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение
учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения модулей и
количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными
психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью
усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
В разделе тематического планирования рабочей программы учителя-логопеда
должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами,
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные
лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов).
14