МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционного курса «Развитие речи» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) 1-4 классы Тюмень 2024 Пояснительная записка Программа коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). 2.Федеральная адаптированная образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 3.Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР (вариант 5.1) в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в речевом развитии. Основными задачами специального курса «Развитие речи» являются -- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: --формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы; --обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова); --коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова; --формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Содержание программы коррекционного курса «Развитие речи» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР: --произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка; --языкового анализа и синтеза; --сложной слоговой структуры слова; --фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем). Общая характеристика коррекционного курса В I классе, на уроках развития речи формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии. Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем. В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы: -развитие ручной и артикуляторной моторики; -развитие дыхания и голосообразования; -формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков; -дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков; -формирование всех уровней языкового анализа и синтеза; -коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; -формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения). Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы: Первый этап—обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте. Второй этап—подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа. Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков. В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи. Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках развития речи ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку. Конкретное содержание занятий по развитию речи определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I класс), по развитию речи и русскому языку. В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса В результате освоения курса коррекционно-развивающей области на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Личностные результаты: осознание языка, как основного средства человеческого общения; осознание необходимости изучения родного языка; начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения; развитие познавательного интереса к родному языку; формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели); овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно- следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими); умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи; умение задавать вопросы; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных. Предметные результаты: формирование способа звукового анализа слова; обучение работы с модель как средством организации действия со словом; систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о некоторых орфограммах. Описание места коррекционного курса «Развитие речи» в учебном плане. Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно- образного, словесно-логического мышления); формирование, развитие и обогащение лексического строя речи; практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи; практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений; усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам. Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью. Занятия по развитию речи проводятся фронтально. К категории индивидуальных относятся логопедические занятия по формированию звуковой и смысловой сторон речи. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность фронтальных занятий - 35-40 минут, индивидуальных – 15-20 минут. Содержание коррекционного курса Наш класс, наша школа Здание школы, ее оформление. Номер (название) школы. Особенности микрорайона, улицы, учреждения, жилые дома, магазины и т.д. Двор школы, его оборудование. Труд на пришкольном участке. Знакомство с классной комнатой, с названием и назначением предметов в классе, с правилами поведения во время урока, на перемене. Название личных учебных вещей, учебных принадлежностей. Профессии работников школы: учитель, воспитатель, директор, библиотекарь, врач и др. Имя, отчество учителя, воспитателя, имена товарищей по классу. Основные виды учебной деятельности школьников. Уважительное отношение к труду работников школы. Основные формы обращения (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность). Распределение обязанностей в классе, в работе, ролей в игре, выполнение поручений взрослых. Знакомство со школой. Расположение классов, столовой, спортивного зала, библиотеки, медицинского кабинета и др. название и назначение их. Оборудование помещений. Режим дня. Назначение одежды, обуви. Правила гигиены. Название частей тела, предметов ухода за телом. Режим питания. Правила поведения в столовой и при приеме пищи. Название чайной и столовой посуды, продуктов питания. Режим отдыха. Название игрушек, их назначение, название отдельных частей игрушки, описание ее, название сюжетно – ролевых игр. Значение сна в жизни человека. Название мебели, спальных принадлежностей, белья и одежды. Бережное отношение к школьному и личному имуществу. Экскурсии по школе. Вспомним лето. Летние месяцы. Погода летом. Картины летней природы. Представления о лесе, роще, поляне, луге, поле. Растительный мир летом. Зеленые насаждения у жилья человека. Лес в жизни человека. Названия лиственных и хвойных деревьев, наиболее распространенных растений лесов, полей, лугов. Береги природу. Животный мир летом. Уточнение представлений о диких и домашних животных и их детенышах. Польза и вред птиц и насекомых. Рассказы детей о летнем отдыхе. Интересные события, путешествия, летние развлечения, труд детей летом. Труд людей в поле, в саду, в огороде. Уборка летнего урожая. Жатва, сенокос, вспашка полей, начало уборки урожая. Сбор грибов и ягод. Грибы съедобные и несъедобные. Пословицы, поговорки и народные приметы о лете. Осень. Наблюдения за изменениями в природе осенью (похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад, осадки). Характерные признаки осени, осенние месяцы. Ранняя осень. Золотая осень. Характерные признаки поздней осени. Листопад, первые заморозки. Описание картин осенней природы: ранняя, золотая поздняя осень по личным наблюдениям, картинам, на основе прочитанного материала. Сопоставление своих наблюдений с авторским. Описание растений осенью (осенние краски). Деревья, кустарники, цветы на пришкольном участке, в парке или в сквере. Различение и название 3 – 4 видов деревьев и 2 видов кустарников. Название их частей. Бережное отношение к растениям, уход за ними. Посадка деревьев и кустарников. Плодовый сад и огород осенью. Название фруктов и овощей. Описание 2-3 овощей, фруктов (форма, размеры, вкус, запах, способ употребления). Грибы съедобные и несъедобные. Сбор грибов и ягод. Домашние животные и их детеныши. Названия 2-3 животных, польза для человека. Названия и различение действий, совершаемых домашними животными. Уход за домашними животными. Описание внешнего вида животного и птицы. Обобщение знаний о домашних животных (повадки, образ жизни, польза для человека). Свободные рассказы детей о жизни зверей, птиц, насекомых. Профессии, связанные с уходом за животным(доярка, пастух, конюх, птичница и др.) Временные понятия (вчера, сегодня, завтра). Начало, конец, середина (месяца, недели, дня). Названия дней недели, осенних месяцев, их последовательность. Труд детей на пришкольном участке: уборка сухих листьев и веток, помощь взрослым в посадке растений, в уборке урожая. Рассказы о труде людей осенью, о работах в поле, огороде, саду, парке. Названия сельскохозяйственных профессий. Названия действий, которые совершают при уборке урожая. Помощь детей. Подготовка людей к зиме. Подготовка животных и птиц к зиме. Перелетные птицы. Отлет птиц. Уход за комнатными растениями. Экскурсии на пришкольный участок, в зоопарк. Экскурсии для наблюдения за изменениями в природе ранней, поздней осени. Рассказы по наблюдениям детей и по аналогии с прочитанным. Пословицы, загадки, стихи об осени. Наш дом, моя семья. Домашний адрес (заполнение конверта). Знания школьника о себе: имя, отчество, фамилия, возраст, день рождения. Состав семьи. Имена, отчества родителей, их профессии. Понимание родственных отношений в семье: мать, отец, бабушка, дедушка, дочь, сын и др. Труд и отдых в семье. Обязанности членов семьи. Помощь взрослым по дому, уход за младшими братьями и сестрами. Внимательные и заботливые отношения в семье, уважение к старшим, к труду взрослых. Режим дня. Правила поведения дома. Соблюдение правил гигиены. Самообслуживание в доме. Использование техники в быту. Мое рабочее место. Название игрушек. Описание любимой игрушки .Названия предметов мебели, одежды, обуви, уход за ними. Название чайнойи столовой посуды. Бережное отношение к домашнему и личному имуществу. Уход за домашними животными, за комнатными растениями. Название 2-3 комнатных растений. Сохранение общественного имущества (зданий, игровых и спортивных площадок во дворе), охрана зеленых насаждений. Правила вежливости. Внимательное отношение к окружающим (к взрослым, ровесникам, малышам). Правила поведения в гостях. Зима. Зимние месяцы. Характерные признаки: низкая температура воздуха, осадки, состояние водоемах. Описание картин зимней природы в лесу, в поле, на реке, в парке по собственным наблюдениям, по картине, на основе прочитанного материала. Картины зимней природы в музыке и живописи. Сравнение с наблюдениями детей. Хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой. Обобщение знаний и впечатлений о труде людей зимой, о жизни зверей, птиц, насекомых, домашних животных зимой. Зимующие птицы. Подкормка птиц. Изготовление кормушек. Охрана природы. Участие детей в охране природы зимой. Труд людей зимой. Зимняя одежда и обувь. Участие детей в общественно полезном труде.Устные и письменные рассказы о зимних каникулах, о детских зимних развлечениях и играх, о встрече Нового года. Короткие рассказы о спортсменах, занимающихся зимними видами спорта (лыжник, биатлонист, конькобежец, хоккеист и др.) Употребление пословиц, поговорок, народных примет о зиме. Экскурсия в природу для наблюдения за картинами зимней природы, за зимующими птицами. Описание птицы (отличительные особенности, названия отдельных частей тела). Наш город. Название города. История города. Основные достопримечательности города. Главная улица, площадь нашего города, проспект. Улицы. Название улицы, где находится школа. Основные предприятия и учреждения города (заводы, фабрики, больницы). Строительство в городе. Культурные и спортивные учреждения города: музеи, библиотеки, театры и др. Торговые предприятия города. Названия промтоварных и продовольственных магазинов. Продукты питания (молочные, мясные, хлебобулочные, кондитерские и др.) профессии и труд людей, работающих в магазине. Профессии людей занятых на заводах, фабриках, на строительстве, в сфере обслуживания, в сельском хозяйстве, в медицинских, культурных образовательных учреждениях. Машины, облегчающие труд людей. Транспорт города. Виды транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный). Профессии людей на транспорте. Правила поведения учащихся на улице, в транспорте. Весна. Весенние месяцы. Наблюдение за характерными признаками весны: потепление, таяние снега, появление зеленой травы, первых цветов, прилет птиц. Свободные рассказы детей о пробуждающейся природе в разные периоды весны по собственным наблюдениям, по картинкам известных художников, на основе прочитанных книг. Описание весенних изменений в жизни растений: набухание почек, распускание листьев, цветение, в жизни насекомых, птиц и зверей. Озеленение городов. Охрана зеленых насаждений. Животный мир весной. Возвращение перелетных птиц, появление детенышей. Устное описание 2-3 перелетных птиц, насекомых, раннецветущих растений. Польза птиц, их охрана. Бережное отношение человека к животным. Описание половодья. Свободные рассказы детей о труде людей весной в поле, в саду, в огороде. Название орудий труда. Посада деревьев и кустарников. Названия фруктов, овощей, цветов и плодовых деревьев. Профессии в сельском хозяйстве, назначение сельскохозяйственных машин. Свободные устные и письменные рассказы о весне, о весенних каникулах. Растения пришкольного участка (названия, уход за зелеными насаждениями). Пословицы, поговорки, народные приметы о весне. Экскурсии для наблюдения за изменениями природы весной. Родная страна. Наша Родина - Россия. Столица России – Москва. Флаг. Гимн. Герб России. Крупные города России. Города – герои. Крупные моря и реки. Праздники и знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренниках. Устное народное творчество. Народные пословицы, поговорки, загадки. Народная мудрость. Русские народные сказки (волшебные, бытовые, о животных). Картины летней природы в произведениях устного народного творчества. Рассказы о хороших и плохих поступках героев сказок, о повадках животных по материалам прочитанных и послушанных сказок. Описание русских богатырей на основе прочитанного материала. Уроки народной мудрости в произведениях устного народного творчества. Обобщение и систематизация знаний детей о народном творчестве. О наших друзьях- животных. Домашние животные и их детеныши. Места содержания домашних животных, образ жизни. Польза домашних животных. Бережное отношение человека к животным. Дикие животные и их детеныши. Места обитания диких животных, повадки, образ жизни. Животные – хищники. Значение диких животных для человека. О дружбе и товариществе. Устные рассказы о хороших и плохих поступках детей (по личным впечатлениям, по просмотренным фильмам), об интересных делах, о смелых поступках, о товариществе. Устные рассказы о друзьях. О дружбе и товариществе. Устные рассказы о хороших и плохих поступках детей (по личным впечатлениям, по просмотренным кинофильмам), о взаимоотношениях в детском коллективе, об интересных делах, о смелых поступках, о товариществе. Описание учебных занятий в классе, мастерской, спортивном зале, участие во внеклассных мероприятиях. Умение дать оценку работы товарищей по отношению к труду, к порученному делу. Устные рассказы о друзьях, школьной дружбе, о знакомых. Описание внешнего вида и поступков товарищей по классу. Пословицы о дружбе, о человеке и его качествах, о труде и мастерстве. В борьбе за великую Родину. Рассказы о страницах истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.: защита Отечества на фронтах войны, борьба с врагом в тылу. Свободные рассказы детей о Великой Отечественной войне. Героизм на фронте и в тылу. Дети на войне. Рассказы детей о героях войны, о вкладе мирных жителей в Победу. Города- герои. Подвиг блокадного Ленинграда. Изображение войны в художественных произведениях, живописи, музыке. Рассказы повествовательного характера по картинам, по прослушанным и прочитанным текстам. Благодарная память потомков. Экскурсии в музеи, встреча с ветеранами. Из прошлого нашей Родины. Страницы истории нашей Родины .Устные рассказы по просмотренным фильмам, по прочитанным книгам, по картинам известных художников XIХ века о жизни народа в XIХ веке, важных исторических событиях, о подвигах народа при защите Отечества, о выдающихся исторических личностях (С.Разине, А.Суворове, И.Сусанине и др.), о жизни детей до начала ХХ века, о жизни детей в наши дни. Планируемые результаты - делить слова на слоги; - знать гласные II ряда и выделять их из слогов и слов; - подбирать родственные слова, соотносить слова со схемой; - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; - применять правила переноса слов по слогам; - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - использовать различные виды устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления); - правильно использовать языковые средства в процессе общения, учебной деятельности. - делить слова на слоги; По окончании - знать гласные II ряда и выделять их из слогов и слов; 2 класса - подбирать родственные слова, соотносить слова со схемой; обучающи - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; - применять правила переноса слов по слогам; еся - распространять и грамматически оформлять предложения; должны - образовывать новые слова при помощи приставок; уметь: - согласовывать слова в предложении в роде, числе; - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; По окончании 1 класса обучающи еся должны уметь: По окончани и 3 класса обучающ иеся должны уметь: По окончани и 4 класса: - использовать знаково-символические средства представления информации о книгах; - активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; - пользоваться продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений; - правильно использовать языковые средства в процессе общения, учебной деятельности. - использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; - слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - планировать собственное связанное высказывание; - анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно – следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения; - самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации; - составлять и дополнять предложения. Сравнивать, называть и описывать предметы: цвет, форма, величина, состояние, назначение. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме, используя словосочетания. - cоставлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам, по плану. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста; - отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать стихотворения. Подбирать слова по образцу; - распределять слова по семантическим группам. - Употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения. - слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; - конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества. - использовать разные формы связной речи (диалогическая и монологическая), виды (устная и письменная) и типы или стили (повествование, описание, рассуждение); - составлять и дополнять предложения. Сравнивать, называть и описывать предметы: - цвет, форма, величина, состояние, назначение. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме, используя словосочетания. - составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам, по плану. - Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста.; - отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать стихотворения. - Подбирать слова по образцу; - распределять слова по семантическим группам. - Употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения. Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Система оценки достижения обучающимися с ТНР (вариант 5.1) планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы начального общего образования. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы призвана обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения коррекционной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования. К личностным результатам относятся оценка устной речи учащихся, сформированность фонематических представлений, уровня развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.К предметным результатам относится оценка письменной речи обучающихся. Системная оценка метапредметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио обучающегося. В процессе оценки достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей программы используются стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, участие в конкурсах, выступления на открытых мероприятиях, самоанализ и самооценка, наблюдения и др. Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие речи» 1класс Содержание № тема 1 Обследование 2 Наш класс, наша школа 3 Выявление индивидуальных речевых нарушений. Родственные слова. Слова, обозначающие предметы. Деление слов на слоги. Познакомить с гласными II ряда и выделять их из слогов и слов Слова, обозначающие действия предметов Количество часов 1 1 1 4 5 6 Осень 7 8 9 10 Наш город-Тюмень 11 12 13 14 Зима Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Дифференциация слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия предметов Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Слова, обозначающие признак предмета. Подбор слов-признаков к словам –предметам. Простое двусоставное нераспространенное предложение Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе Простое двусоставное нераспространенное предложение Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Интонация предложений. Соотнесение предложений с графической схемой Однокоренные слова Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки Простое распространенное предложение. Распространение и грамматическое оформление предложений Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах Образование новых слов при помощи приставок Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах Повторение. Предложение. Построение сложных предложений различного типа Образование новых слов при помощи приставок Образование новых слов при помощи приставок Выделение предлогов из предложения. Предлоги: в, из, на, с. Установление в сложных предложениях причинноследственных связей. Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов Распространение простого предложения с помощью 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 определения. Предлоги: у, к, от Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением Предлоги в, за Выбор суффикса. Предлоги в, за Морфологический состав слова. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Распространение простого предложения с помощью определения. 15 16 17 18 Моя семья. Наш дом 19 20 21 22 Весна 23 24 25 26 27 Родина Предлоги: у, к, от, в, за Правила переноса слов по слогам Морфологический состав слова. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Предлоги. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Логическое ударение Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Главные и второстепенные предложения, (нахождение, обозначение, постановка вопроса) Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 Логическое ударение Правила переноса слов по слогам 1 29 Логическое ударение Правила переноса слов по слогам 1 Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам 1 Повторение 1 30 Лето 31 32 33 Итого 2класс № тема 1 2 3 4 5 Обследование Наш класс, школа 1 1 33 Содержание Выявление индивидуальных речевых нарушений. наша Родственные слова. Слова, обозначающие предметы. Деление слов на слоги. Познакомить с гласными II ряда и выделять их из слогов и слов Слова, обозначающие действия предметов Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Дифференциация слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия предметов Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Слова, обозначающие признак предмета. Подбор слов-признаков к словам –предметам. Простое двусоставное нераспространенное предложение Коли чество часов 1 1 1 1 1 6 Осень 7 8 9 10 Наш город– Тюмень 11 12 13 14 Зима 15 16 17 18 Моя семья. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Простое двусоставное нераспространенное предложение Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов Интонация предложений. Соотнесение предложений с графической схемой Однокоренные слова Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки Простое распространенное предложение. Распространение и грамматическое оформление предложений Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах Образование новых слов при помощи приставок Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах Повторение. Предложение. Построение сложных предложений различного типа Образование новых слов при помощи приставок Образование новых слов при помощи приставок Выделение предлогов из предложения. Предлоги: в, из, на, с. Установление в сложных предложениях причинноследственных связей. Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов Распространение простого предложения с помощью определения. Предлоги: у, к, от Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением Предлоги в, за Выбор суффикса. Предлоги в, за Морфологический состав слова. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Распространение простого предложения с помощью определения. Предлоги: у, к, от, в, за Наш дом Правила переноса слов по слогам Морфологический состав слова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 Весна 23 24 25 26 Родина 27 28 29 30 31 32 33 Лето Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Предлоги. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Логическое ударение Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Главные и второстепенные предложения, (нахождение, обозначение, постановка вопроса) Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога. Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога СвязьСвязь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Логическое ударение Правила переноса слов по слогам Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Повторение 34 1 Итого 34 3класс № тема Содержание Количество часов 1 Обследование Выявление индивидуальных речевых нарушений 1 2 Вспомним лето Составлять и дополнять предложения. Сравнивать, называть и описывать предметы: цвет,форма, величина, состояние, назначение. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме, используя словосочетания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам, по плану. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать стихотворения. Подбирать слова по образцу. Изменять слова, используя предлоги (в, на, под). Отгадывать загадки, учить поговорки. Распределять предметы по группам. Составлять словосочетания. Находить общую часть слов. Подбирать слова противоположные по смыслу. Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок. Сравнивать тексты. Рассказы по наблюдениям детей и по аналогии с прочитанным об осенних изменениях в природе. Картины осенней природы: золотая осень. Обобщение знаний о домашних животных (повадки, образ жизни, польза для человека). Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы. Составлять и дополнять предложения Называть антонимы и синонимы. Группировать слова с общим корнем, приставкой или суффиксом. 1 3 4 5 6 7 Осень 1 1 1 1 1 8 9 10 11 О дружбе и товариществе 12 13 14 15 16 Зима – волшебница 17 18 19 20 21 22 Наша Родина Употреблять в речи отрицательные предложения, со сравнением. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, Устные рассказы детей об интересных делах (по просмотренным диафильмам). Устные рассказы о смелых поступках, о товариществе (по просмотренным фильмам). Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы Составлять и дополнять предложения. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. 1 Составлять и дополнять предложения. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Описание зимней природы по собственным наблюдениям. Описание зимней природы на основе прочитанного материала. Устные рассказы о детских развлечениях и играх зимой. Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы. Описание зимней природы по картине. Картины зимней природы в музыке и живописи. Короткие рассказы о спортсменах, занимающихся зимними видами спорта. Обобщение знаний о жизни животных зимой. Дифференцировать в речи глаголы с приставками, слова с конкретным и переносным значением. Составлять рассказ по плану. Развитие умения излагать текст коллективно и самостоятельно по составленному плану. Высказывать свое мнение о героях произведений. Употреблять просты Составлять и записывать рассказ о случаях из жизни по наблюдениям. Устно и письменно описывать природу, с элементами рассуждений. Использовать сложноподчиненные предложения при построении рассуждений, доказательств. Страницы истории нашей Родины. «Лента времени». Устные рассказы по прочитанным книгам о подвигах народа при защите Отечества. Устные рассказы по книгам и фильмам о важных исторических событиях 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 В борьбе за Великую Родину 28 29 30 31 32 33 Весна и личностях. Дифференцировать в речи глаголы с приставками, слова с конкретным и переносным значением Рассказы повествовательного характера с элементами описания по прочитанным книгам о жизни детей до начала XXв. и в наши дни Обобщение знаний по теме: «Наша Родина». Распределять слова по семантическим группам. Употреблять в речи утвердительные и отрицательные Распределять слова по семантическим группам. Употреблять в речи утвердительные и отрицательные предложения. Пересказывать текст с помощью слов – подсказок. Рассказывать по плану Великая Отечественная война (1941 – 1945). Нападение фашистской Германии на нашу Родину. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Защита Отечества на фронтах войны. Борьба с врагом в тылу. Свободные рассказы детей о героях ВОВ, о партизанском движении в годы войны. Свободные рассказы детей о вкладе мирных жителей в Победу. Вступать в учебный диалог. Распространять предложения с помощью словосочетаний Рассказы повествовательного характера по картинам, по серии сюжетных картинок о Великой Отечественной войне. Использовать логическое ударение с учетом смысла предложений. Определять тему текста. Рассказы повествовательного характера по прослушанным и прочитанным текстам о Великой Отечественной войне. Озаглавливать текст. Подробно или сжато пересказывать прочитанный текст по плану. Свободные рассказы детей по аналогии с прочитанным о погоде весной. Устное описание насекомых. Описание весенних работ в поле, в саду, в огороде. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Свободные устные и письменные рассказы детей о весенних каникулах. Свободные устные и письменные рассказы детей о весне. Вступать в учебный диалог. Распространять предложения с помощью словосочетаний. Свободные рассказы детей по аналогии с прочитанным о природе весной. Свободные устные и письменные рассказы о весне. Использовать логическое ударение с учетом смысла 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 предложений. Определять тему текста. Пословицы, поговорки, народные приметы о весне. Обобщение знаний по теме: «Весна». Использовать логическое ударение с учетом смысла предложений. Определять тему текста. Итого 34 1 34 4 класс тема Содержание Количество часов 1 Обследование Выявление индивидуальных речевых нарушений 1 2 Вспомним лето Составлять и дополнять предложения. Сравнивать, называть и описывать предметы: цвет, форма, величина, состояние, назначение. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме, используя словосочетания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам, по плану. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать стихотворения. Подбирать слова по образцу. Изменять слова, используя предлоги (в, на, под). Отгадывать загадки, учить поговорки. Распределять предметы по группам. Составлять словосочетания. Находить общую часть слов. Подбирать слова противоположные по смыслу. Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок. Сравнивать тексты. Рассказы по наблюдениям детей и по аналогии с прочитанным об осенних изменениях в природе. Картины осенней природы: золотая осень. Обобщение знаний о домашних животных (повадки, образ жизни, польза для человека). Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы. Составлять и дополнять предложения Называть антонимы и синонимы. Группировать слова с общим корнем, приставкой или суффиксом. Употреблять в речи отрицательные предложения, со сравнением. Составлять предложение по картинке, по опорной схеме. 1 3 4 5 6 7 8 Осень 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по опорным словам. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, Рассказы на основе прочитанных произведений о Охранять природу – добром отношении ко всему живому, о помощи природе, о приумножении значит охранять Родину еѐ богатств. Употреблять в речи: безличные предложения, простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения. Охрана природы (водоемов, воздуха). Участие школьников в охране природы. Использовать сравнительные обороты при описании и рассуждении. Высказывать свое мнение о героях произведений Охрана природы (полезных ископаемых, почв). Участие школьников в охране природы. Умение видеть, наблюдать и понимать окружающую нас красоту. Использовать сравнительные обороты при описании и рассуждении. Высказывать свое мнение о героях произведений Обобщение знаний по теме «Охранять природу значит охранять Родину» Составлять и дополнять предложения. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Из прошлого нашей Рассказы детей о жизни народа в XIX веке на основе прочитанного материала. Родины Рассказы на основе прочитанного материала о С. Разине. Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы. Дифференцировать в речи глаголы с приставками, слова с конкретным и переносным значением. Рассказы на основе прочитанного материала о А. Суворове. Рассказы на основе прочитанного материала о И. Сусанине. Пересказывать текст с помощью слов – подсказок. Рассказывать по плану 17 Зима волшебница 18 19 – Описание зимней природы по собственным наблюдениям. Описание зимней природы на основе прочитанного материала. Устные рассказы о детских развлечениях и играх зимой. Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы. Описание зимней природы по картинке. Картины зимней природы в музыке и живописи. Короткие рассказы о спортсменах, занимающихся зимними видами спорта. Обобщение знаний о жизни животных зимой. Дифференцировать в речи глаголы с приставками, слова с конкретным и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 переносным значением. Составлять рассказ по плану. 20 21 22 О дружбе товариществе 23 24 25 26 27 28 Весна 29 и Излагать текст коллективно и самостоятельно по составленному плану. Высказывать свое мнение о героях произведений. Употреблять простые устойчивые сочетания(фразеологизмы). Составлять и записывать рассказ о случаях из жизни по наблюдениям. Устно и письменно описывать природу, с элементами рассуждений. Использовать сложноподчиненные предложения при построении рассуждений, доказательств. 1 Устные рассказы детей об интересных делах (по просмотренным диафильмам). Устные рассказы о смелых поступках, о товариществе (по просмотренным фильмам). Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. Рассказы о плохих и хороших поступках детей (на основе прочитанного).Общение со сверстниками и педагогами. Вступать в учебный диалог. Оценивать результаты своей работы Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. 1 Составлять и дополнять предложения. Воспринимать и запоминать материал по теме урока, содержания текста. Рассказы о взаимоотношениях в детском коллективе. Что такое мораль и закон. Что такое юмор? Можно ли смеяться над собой, над недостатками других людей. Обобщение знаний по теме «О дружбе и товариществе». Свободные рассказы детей по аналогии с прочитанным о погоде весной. Устное описание насекомых. Описание весенних работ в поле, в саду, в огороде. Отвечать на вопросы учителя. Задавать вопросы. 1 Свободные устные и письменные рассказы детей о весенних каникулах. Свободные устные и письменные рассказы детей о весне. Вступать в учебный диалог. Распространять предложения с помощью словосочетаний. 1 1 1 1 1 1 1 30 31 В час великих испытаний 32 33 Устное творчество 34 народное Свободные рассказы детей по аналогии с прочитанным о природе весной. Свободные устные и письменные рассказы о весне. Использовать логическое ударение с учетом смысла предложений. Определять тему текста. Свободные рассказы детей о Великой Отечественной войне. Героизм на фронте и в тылу. Тюмень и тюменцы в годы Великой Отечественной войны. Вступать в учебный диалог. Дифференцировать в речи глаголы с приставками, слова с конкретным и переносным значением. Дети на войне. Обобщение знаний по теме: «В час великих испытаний». Рассказы о хороших и плохих поступках героев сказок, о повадках животных (по материалам прочитанных и прослушанных сказок). Описание русских богатырей на основе прочитанных былин. Уроки народной мудрости в произведениях устного народного творчества. Обобщение знаний по теме. Проверочная работа Итого 1 1 1 1 1 34