Рабочая программа_психологическая коррекция_ТНР 5.1_2_класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи (вариант 5.1)
2 класс
Составитель: педагог-психолог
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательных классов МАОУ
СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями
речи (вариант 5.1), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного
плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Содержание курса «Психологическая коррекция» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и
направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной
частью ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но
есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психических процессов. Дефекты могут затрагивать различные компоненты
речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах
звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие
дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые
нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию. Отличительной особенностью является своеобразие связной
речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных
событий. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему используются, в основном, простые
малоинформативные предложения. Данные психологические особенности обучающихся с ТНР в значительной мере препятствуют
формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной,
эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ТНР.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер
обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Задачи курса:
•
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
•
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
•
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося позитивного отношения к собственному «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
•
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
•
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
•
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса

ребенка в коллективе;
•
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
•
оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками;
•
становление сферы жизненной компетенции;
•
стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций.
2.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими.
3.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации.
4.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от
особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности обучающихся с ТНР, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержания курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями
младшего школьника с ТНР. Учитывая характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог
придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и
заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие
динамических и релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового
доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в соответствии с общим
содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными
впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием
элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные);
работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка простых приемов и техник
релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение своевременной информации об индивидуальнопсихологических особенностях и динамике развития младших школьников с ТНР, позволяет оценивать результаты освоения обучающимися
коррекционно-развивающего курса. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик,

анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
•
методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;
•
методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;
•
тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой;
•
надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);
•
анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок.
Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
•
анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших
школьников;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок;
•
социометрия.
Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•
«10 слов» А.Р. Лурия;
•
задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;
•
«Последовательные картинки»;
•
предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах;
•
«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;
•
простые аналогии.
Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей.
Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс
«Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным
планом ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в неделю (34
часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание
занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ТНР (вариант 5.1) и в
соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 6 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.











Планируемые результаты коррекционного курса:
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
 совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные
обозначения пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта;
 способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
 возможность опредмечивания графических знаков;
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
 улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса,
качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
 способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости;
 отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию.









В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

Содержание курса
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие дифференцированности зрительного восприятия: выделение фигур из сложного чертежа, распознавание наложенных фигур.
Повышение объема внимания, развитие переключение внимания на материале упражнений: графический диктант (двухцветный вариант) с
аудиальной инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план. Развитие графомоторных функций и пространственной
ориентировке: задания по типу зеркального рисования, рисование двумя руками одновременно, копирование сложных изображений по
клеточкам. Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом
(последовательное прибавление единицы к числам в начале и в конце ряда. Например, два – одиннадцать, три – двенадцать). Развитие
визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7–10 предметов с учетом расположения). Развитие переключения и распределения внимания:
задания по типу шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными способами), распределение названий основных цветов,
написанных шрифтом другого цвета (Например, «зеленый» написан желтым цветом). Развитие конструктивной деятельности: задание
«Сложи узор» из 9 кубиков, «Танграм» и подобные задания. Развитие мышления (функция сравнения): сопоставление признаков понятий.
Образное сравнение понимание метафор. Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по двум заданным
основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным основаниям); функция обобщения (выделение лишнего объекта
из ряда (4-ый и 5-ый лишний)). Умение подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение причинно-следственных
зависимостей в серии сюжетных картинок. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (задания по типу простые
аналогии).
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Развитие осознания значимости общения в жизни человека.
Развитие умения анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. Формирование умения
действовать согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и «контакт». Качества,
необходимые для эффективного взаимодействия. Формирование представлений об индивидуальных различиях коммуникативных
способностей у разных людей. Развитие навыков невербального взаимодействия. Формирование осознания различия в отношении к
«своим» и «чужим». Формирование толерантного отношения к окружающим людям. Способствование получению опыта сотрудничества и
конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия
группового решения.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Понятие «качества людей». Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к
своему «Я». Развитие осознания собственных положительных качеств. Расширение словаря положительных личностных качеств в
характеристике человека. Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в решении сложных социальных коммуникативных
ситуаций в жизни человека. Личностные качества «сердечность», «доброжелательность». Представление о связях между различными
качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои
личностные качества и качества другого. Формирование представлений о роли доброжелательности в разрешении конфликтных ситуаций.
Формирование представления о развитии своих положительных качеств. Развитие представление о проявлениях личностных качеств в
ситуациях общения. Образ доброжелательного человека. Формирование представления о роли доброжелательности при взаимодействии с

другими. Развитие умения выделять признаки доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения идентифицировать свои
личностные качества и оценивать степень их выраженности. Развитие умения свободно говорить о своих качествах и оценивать их,
выделять свои положительные стороны.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Развитие навыков составления программы: составление программы действий на учебном материале. Развитие умения простраивать
деятельность в умственном плане. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие
навыков выполнения действий по инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы. Развитие крупной и
мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований.
Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Отработка следования программе на цифровом материале, закрепление
натурального ряда чисел, а также четного и нечетного рядов, упражнение зрительно-моторной координации. Тренировка следования
заданной программе, тренировка зрительного внимания. Расширение программы работы с цифровым рядом. Пошаговое выполнение новой
программы. Перенос навыков действия в соответствии с программой. Отработка программы с обратным рядом чисел и его контроля.

Тематическое планирование
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения.
Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в
соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или
увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может значительно редуцировать
содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен
модуль, наиболее сохранны у ребенка.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п.
Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ТНР,
степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Название раздела (темы)
Первичная диагностика
Развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных
функций
Развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование
учебной мотивации

Электронные
образовательные
ресурсы

Количество часов
2
8
8
7

5.
6.

Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция
недостатков регулятивных процессов
Итоговая диагностика
Итого:

7
2
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».