МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Психологическая коррекция» адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи (вариант 5.1) 2 класс Составитель: педагог-психолог Старикова О.В. г. Тюмень, 2024 г. Пояснительная записка Программа коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи (вариант 5.1), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1). Содержание курса «Психологическая коррекция» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной частью ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психических процессов. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Данные психологические особенности обучающихся с ТНР в значительной мере препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ТНР. Цель и задачи курса Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи курса: • формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; • коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков самоконтроля; • гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося позитивного отношения к собственному «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности; • освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения; • развитие способности к эмпатии, сопереживанию; • формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе; • предупреждение школьной и социальной дезадаптации; • оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками; • становление сферы жизненной компетенции; • стимулирование интереса к себе и социальному окружению. Особенности построения курса Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули: 1. Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций. 2. Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими. 3. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации. 4. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов. Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся. Примерные виды деятельности обучающихся с ТНР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания курса Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями младшего школьника с ТНР. Учитывая характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные); работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка простых приемов и техник релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение своевременной информации об индивидуальнопсихологических особенностях и динамике развития младших школьников с ТНР, позволяет оценивать результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающего курса. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся. Мониторинг уровня развития регулятивной сферы: • методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; • методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.; • тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой; • надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина); • анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности; • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности; • метод экспертных оценок. Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы: • анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших школьников; • психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности; • метод экспертных оценок; • социометрия. Мониторинг уровня развития познавательной сферы: • «10 слов» А.Р. Лурия; • задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте; • «Последовательные картинки»; • предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах; • «Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант; • простые аналогии. Место курса в учебном плане В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Коррекционно-развивающие занятия проходят в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ТНР (вариант 5.1) и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 6 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю. Планируемые результаты коррекционного курса: В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения: формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий; формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился); формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым); формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя); формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители; способность правильно воспроизводить несложный графический образец; способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности; способность давать словесный отчет о проделанной работе; формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность. В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций: совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности; улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции; способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства, возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами, возможность концентрации и произвольного удержания внимания; способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого; способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта; способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей; возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его; возможность опредмечивания графических знаков; способность к вербализации своих действий; способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью; способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане. В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков: уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций; улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности; способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости; отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию. В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими: способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников; уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций; снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии; формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения; овладение формулами речевого этикета; снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам; повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка. Содержание курса Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие дифференцированности зрительного восприятия: выделение фигур из сложного чертежа, распознавание наложенных фигур. Повышение объема внимания, развитие переключение внимания на материале упражнений: графический диктант (двухцветный вариант) с аудиальной инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план. Развитие графомоторных функций и пространственной ориентировке: задания по типу зеркального рисования, рисование двумя руками одновременно, копирование сложных изображений по клеточкам. Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление единицы к числам в начале и в конце ряда. Например, два – одиннадцать, три – двенадцать). Развитие визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7–10 предметов с учетом расположения). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными способами), распределение названий основных цветов, написанных шрифтом другого цвета (Например, «зеленый» написан желтым цветом). Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 9 кубиков, «Танграм» и подобные задания. Развитие мышления (функция сравнения): сопоставление признаков понятий. Образное сравнение понимание метафор. Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по двум заданным основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным основаниям); функция обобщения (выделение лишнего объекта из ряда (4-ый и 5-ый лишний)). Умение подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение причинно-следственных зависимостей в серии сюжетных картинок. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (задания по типу простые аналогии). Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие умения анализировать отношения с одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. Формирование умения действовать согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере общения. Понятия «конфликт» и «контакт». Качества, необходимые для эффективного взаимодействия. Формирование представлений об индивидуальных различиях коммуникативных способностей у разных людей. Развитие навыков невербального взаимодействия. Формирование осознания различия в отношении к «своим» и «чужим». Формирование толерантного отношения к окружающим людям. Способствование получению опыта сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия группового решения. Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации Понятие «качества людей». Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания собственных положительных качеств. Расширение словаря положительных личностных качеств в характеристике человека. Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в решении сложных социальных коммуникативных ситуаций в жизни человека. Личностные качества «сердечность», «доброжелательность». Представление о связях между различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные качества и качества другого. Формирование представлений о роли доброжелательности в разрешении конфликтных ситуаций. Формирование представления о развитии своих положительных качеств. Развитие представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях общения. Образ доброжелательного человека. Формирование представления о роли доброжелательности при взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения идентифицировать свои личностные качества и оценивать степень их выраженности. Развитие умения свободно говорить о своих качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны. Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов Развитие навыков составления программы: составление программы действий на учебном материале. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы. Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Отработка следования программе на цифровом материале, закрепление натурального ряда чисел, а также четного и нечетного рядов, упражнение зрительно-моторной координации. Тренировка следования заданной программе, тренировка зрительного внимания. Расширение программы работы с цифровым рядом. Пошаговое выполнение новой программы. Перенос навыков действия в соответствии с программой. Отработка программы с обратным рядом чисел и его контроля. Тематическое планирование Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ТНР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк. № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела (темы) Первичная диагностика Развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций Развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование учебной мотивации Электронные образовательные ресурсы Количество часов 2 8 8 7 5. 6. Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция недостатков регулятивных процессов Итоговая диагностика Итого: 7 2 34 часа