Рабочая программа_психологическая коррекция_ТНР 5.1_3_класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями речи (вариант 5.1)
3 класс
Составитель: педагог-психолог
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательных классов МАОУ
СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжѐлыми нарушениями
речи (вариант 5.1), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного
плана при реализации ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Содержание курса «Психологическая коррекция» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и
направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной
частью ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но
есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психических процессов. Дефекты могут затрагивать различные компоненты
речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах
звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие
дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые
нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию. Отличительной особенностью является своеобразие связной
речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных
событий. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему используются, в основном, простые
малоинформативные предложения. Данные психологические особенности обучающихся с ТНР в значительной мере препятствуют
формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной,
эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности ребенка с ТНР.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер
обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Задачи курса:
•
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
•
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
•
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося позитивного отношения к собственному «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
•
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
•
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
•
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса

ребенка в коллективе;
•
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
•
оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками;
•
становление сферы жизненной компетенции;
•
стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций.
2.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими.
3.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации.
4.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от
особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности обучающихся с ТНР, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержания курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями
младшего школьника с ТНР. Учитывая характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог
придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и
заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие
динамических и релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового
доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в соответствии с общим
содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными
впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием
элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные);
работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка простых приемов и техник
релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение своевременной информации об индивидуальнопсихологических особенностях и динамике развития младших школьников с ТНР, позволяет оценивать результаты освоения обучающимися
коррекционно-развивающего курса. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик,

анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
•
методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;
•
методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;
•
тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой;
•
надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);
•
анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок.
Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
•
анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших
школьников;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок;
•
социометрия.
Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•
«10 слов» А.Р. Лурия;
•
задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;
•
«Последовательные картинки»;
•
предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах;
•
«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;
•
простые аналогии.
Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей.
Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс
«Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным
планом ФАОП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в неделю (34
часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание
занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ТНР (вариант 5.1) и в
соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 6 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.











Планируемые результаты коррекционного курса:
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
 совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные
обозначения пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта;
 способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
 возможность опредмечивания графических знаков;
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
 улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса,
качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
 способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости;
 отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию.









В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

Содержание курса
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие целостности и константности зрительного восприятия: узнавание объекта по его части, дорисовывание объекта до целого,
распознавание конфликтных изображений (задания по типу химер). Развитие слухо-моторной координации: графические диктанты по
клеточкам (изображение целостных объектов, например, заяц). Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы Шульте,
поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное прибавление и вычитание заданного числа к числам в начале и в конце
ряда). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки с использованием букв и цифр, корректурная проба
(выделение трех знаков разными способами). Развитие мышления: функции анализа и синтеза (на основе построения простейших
обобщений с абстрагированием от несущественных признаков); функции сравнения и абстрагирования (упражнения на поиск недостающей
фигуры с нахождением 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой).
Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 16 кубиков. Развитие пространственной ориентировки: перекодирование
плоскостных изображений в объемные. Развитие межанализаторных связей: воспроизведение ритма по зрительному образу (тире/ точка),
упражнения на выполнение графического диктанта при самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой
информации в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом пиктограммы. Формирование ассоциативных связей для
запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по
ассоциативной связи. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных
признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение
ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Формирование осознания важности развития коммуникативных навыков. Развитие рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие
экспрессивных способностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать», развитие
умения слушать.
Содействие получению опыта общения в роли говорящих и слушающих. Понятие «активное слушание», его значимость в общении,
развитие умения активного слушания. Умение формулировать вопросы для пра-вильного понимания собеседником, умение задавать
уточняющие вопросы в процессе общения с собеседником, умение выражать поддержку и понимание говорящему. Умение общаться с
помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Навыки эффективного речевого взаимодействия. Понятия
«спор» и «дискуссия». Умение убеждать, роль использования аргументов в споре.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о внутреннем мире человека. Развитие
представления о себе и своих особенностях. Развитие представлений о временной линии жизни: представления о себе в прошлом,
настоящем и будущем. Роль ощущений в познании окружающего мира. Дифференциация и идентификация различных видов ощущений,
уникальность собственного восприятия окружающего мира. Формирование осознания индивидуальных различий между людьми.
Ознакомление с психологическими особенностями различных типов темперамента. Формирование осознания уникальности и
неповторимости каждого человека. Развитие экспрессивных возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт характера.
Развитие умения описывать черты характера других людей. Формирование осознания особенностей собственного характера на основе

нравственной оценки своих поступков. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера. Развитие и
поддержание позитивного самоотношения при обогащении представлений о себе. Формирование представлений о положительных и
отрицательных чертах своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование осознания собственных
психологических особенностей. Развитие способности к рефлексии.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне. Отработка следования заданной программе, тренировка
зрительно-моторных координаций. Отработка совместных действий по внешне представленной программе, тренировка зрительно-моторной
координации. Отработка интериоризации программы ориентирования в прямом ряду в таблице со случайным расположением чисел.
Постепенная интериоризация программы следования по маршруту, тренировка зрительно-моторных координаций и произвольного
внимания на цифровом материале. Тренировка работы по программе, упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка
произвольного внимания, избирательности, переключения, контроля. Тренировка в составлении программы, работа по программе с учетом
двух признаков (номер по порядку и цвет). Отработка действия по программе в усложненных ситуациях, упражнения на ориентацию в
пространстве. Отработка навыка абстрагирования количества, закрепление соответствия числа и цифры, закрепление представления о
числовом ряде, тренировка произвольного внимания. Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного
действия по программе, заданной образцом. Отработка переключаемости и возможности длительного удержания внимания. Работа со
зрительно-пространственными конфигурациями графических объектов на материале заданий по типу «сложная фигура». Тренировка
способности следования программе на сложном материале, целостности зрительно-пространственного восприятия. Отработка действий по
наглядной, но сложной для восприятия программе на превдоучебном цифро-буквенном материале. Контроль за умением действовать по
наглядной программе.

Тематическое планирование
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения.
Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в
соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или
увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может значительно редуцировать
содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен
модуль, наиболее сохранны у ребенка.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п.
Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ТНР,
степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
№ п/п

Название раздела (темы)

Электронные
образовательные
ресурсы

Количество часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Первичная диагностика
Развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных
функций
Развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование
учебной мотивации
Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция
недостатков регулятивных процессов
Итоговая диагностика
Итого:

2
8
8
7
7
2
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».