МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Психологическая коррекция» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5 класс Составители: Ткацкая А.С. Старикова О.В. г. Тюмень, 2024 г. Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). Федеральная рабочая программа ФАОП ООО для обучающихся с НОДА Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1, вариант 6.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–х классов, получающих образование в соответствии с ФАОП ООО. Общая характеристика курса «Психологическая коррекция» Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести, легкие). Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести. Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется: - недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире; - нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов; - недостаточным уровнем развития внимания; - снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти. Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к родителям. Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания. Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов. В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития. В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье. В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по коррекции межличностных отношений. Цель и задачи курса Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА. Задачи коррекционной работы психолога: 1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных склонностей и намерений. 2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. 3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности. 4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. 5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. 6. Участие в профориентационной работе. 7. Психологическая подготовка к ГИА. Принципы реализации Программы: − принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов; − принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей; − принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной деятельности обучающихся; − принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого обучающегося определяются на основании данных диагностики; − принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий коррекционной работы; − принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога Диагностическая деятельность психолога. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. Участие психолога в профориентационной работе. Психологическая помощь при подготовке к ГИА. Особенности построения курса Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля. В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы: Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся. В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей. Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения. Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении. Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивнозависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Место курса в учебном плане В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю. Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция» Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Знакомство со способами ориентировки в задании и способами определения цели. Выполнение анализа образца по заданному плану действий и следование образцу в заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание последовательности действий на основании следования, инструкции. Удержание в умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы (упражнения на развитие концентрации и переключения внимания: графический диктант с условием). Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (копирование сложной фигуры). Планирование этапов выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения задания. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации. Противоречивые эмоции, анализ внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной ситуации. Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Основные социальные роли, их разнообразие в жизни человека. Личная ответственность и обязанности по отношению к семье и обществу. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные ситуации), выделение сильных сторон и положительных качеств личности. Знакомство с навыками критичного оценивания результатов своей деятельности. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Значение профессиональной деятельности в жизни человека. Первичные представления о мире профессий. Определение и словесное обозначение собственных желаний и возможностей в сфере профессий. Соотнесение своих желаний и возможностей с направлениями профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения. Отработка использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Отработка навыков установления и поддержания продуктивного коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с правилами совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации; динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА; уменьшение степени выраженности речевых нарушений; улучшение владения родным (русским) языком; оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА; оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Развитие регуляции Знакомство со способами ориентировки в задании и Планировать пути достижения цели, познавательных процессов способами определения цели. Выполнение анализа наиболее оптимальные способы выбирать решения (6 часов) образца по заданному плану действий и следование образцу в заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание последовательности действий на основании следования, инструкции. Удержание в умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы (упражнения на развитие концентрации и переключения внимания: графический диктант с условием). Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (копирование сложной фигуры). Планирование этапов выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения задания. Развитие саморегуляции Эмоции и эмоциональные состояния, их поведения, эмоциональных соотношение с соответствующими внешними и функциональных проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, состояний интонации. Противоречивые эмоции, анализ (5 часов) внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной ситуации. Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, познавательных задач с помощью взрослого. Выполнять работу, ориентируясь на определенные таймером временные рамки. Ориентироваться в задании и условиях, необходимых для его выполнения с помощью взрослого; определять последовательность действий в краткосрочном периоде для достижения поставленной задачи с помощью взрослого. Соотносить свои действия с планом, корректировать свои действия на основании расхождений результата с эталоном с развернутой помощью взрослого. Оценивать правильность выполнения задания на основе сличения с конечным результатом. Формулировать словесный отчет о выполнении задания. Выделять различные эмоциональные состояния и соотносить их с соответствующими внешними проявлениями (мимика, жесты, пантомимика, поза, интонация). Определять широкий спектр эмоциональных состояний по внешним проявлениям (включая противоречивые эмоции). Владеть базовыми навыками релаксации, как способом регуляции эмоций. Регулировать свое поведение в эмоционально напряженной коммуникативной ситуации, соблюдать нормы и правила общественного поведения. простые способы регуляции своего поведения. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Развитие личностного Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Владеть навыками самопрезентации (рассказывать о самоопределения Основные социальные роли, их разнообразие в своих интересах, увлечениях, личностных качествах). (6 часов) жизни человека. Личная ответственность и Формулировать общее представление об основных обязанности по отношению к семье и обществу. социальных ролях, их разнообразии в жизни Отработка навыков самооценивания в человека, осознавать собственные социальные роли. моделируемых ситуациях (учебные ситуации), Владеть навыками самооценивания, выделять свои выделение сильных сторон и положительных положительные качества, владеть навыками учебного качеств личности. Знакомство с навыками самооценивания, критично оценивать результат критичного оценивания результатов своей деятельности, проводить анализ, что удалось деятельности. выполнить, что нет. Развитие Значение профессиональной деятельности в жизни Формулировать значение профессиональной профессионального человека. Первичные представления о мире деятельности в жизни человека, первичные самоопределения профессий. Определение и словесное обозначение представления о мире профессий. Соотносить (5 часов) собственных желаний и возможностей в сфере собственные желания и возможности с различными профессий. Соотнесение своих желаний и направлениями профессиональной деятельности. возможностей с направлениями профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Развитие коммуникативных Знакомство с базовыми средствами вербального и Владеть базовыми средствами вербального и навыков невербального общения. Отработка использования невербального общения. Использовать в (8 часов) позитивной лексики, комплиментов, правил этики коммуникации со сверстниками позитивную лексику, общения. Психологические помехи в общении: комплименты, правила этики общения. Выделять психологические качества личности, особенности качества личности и способы поведения, которые поведения. Особенности личности и модели способствуют или препятствуют продуктивной поведения, способствующие продуктивному коммуникации. Анализировать информацию, общению. Отработка навыков установления и передаваемую собеседником, уточнять ее с помощью поддержания продуктивного коммуникативного вопросов, поддерживать тему разговора. контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы. Развитие навыков Отработка навыков поддержания учебного Поддерживать учебное сотрудничество и совместную сотрудничества сотрудничества и совместной деятельности со деятельность со сверстниками с помощью взрослого. (4 часа) сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с Использовать в процессе сотрудничества правила правилами совместной работы в группе. совместной работы. Работать в группе над Коллективное обсуждение работы в моделируемых выполнением задания, принимать участие в ситуациях. коллективном обсуждении работы. Итого: 34 часа