Рабочая программа_5_психологическая коррекция_6.1_НОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
5 класс
Составители: Ткацкая А.С.
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я
в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Федеральная рабочая программа ФАОП ООО для обучающихся с НОДА
 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1,
вариант 6.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО
для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых
занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–х классов, получающих
образование в соответствии с ФАОП ООО.
Общая характеристика курса «Психологическая коррекция»
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового
возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и
приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут
иметь разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней
тяжести, легкие).
Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного
этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие
и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с
ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части
обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные)
нарушения различной степени тяжести.
Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется:
- недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
- нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов;
- недостаточным уровнем развития внимания;
- снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти.
Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными
нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к
родителям.
Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих
обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным
требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом
возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания.

Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога
В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями,
парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются
индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.
В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией,
затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного
развития.
В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога
по оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье.
В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога
по коррекции межличностных отношений.
Цель и задачи курса
Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА.
Задачи коррекционной работы психолога:
1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных
склонностей и намерений.
2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
6. Участие в профориентационной работе.
7. Психологическая подготовка к ГИА.
Принципы реализации Программы:
−
принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех
клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов;
−
принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее
сложности и индивидуальных особенностей;
−
принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной
деятельности обучающихся;
−
принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого
обучающегося определяются на основании данных диагностики;
−
принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и
технологий коррекционной работы;
−
принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей
(законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога
Диагностическая деятельность психолога.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности.
Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
Участие психолога в профориентационной работе.
Психологическая помощь при подготовке к ГИА.

Особенности построения курса
Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и
предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему
взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на
развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции
познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование
произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими
состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной
программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание
уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и
различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях,
развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и
«Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей,
позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального
самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и
нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за
свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального
субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации
и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие
навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации
в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия,

адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию
в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение
развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в
процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях
происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивнозависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с
социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты
коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по
совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция»
отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально
оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута
обучающегося с НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.
Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция»
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Знакомство со способами ориентировки в задании и способами определения цели. Выполнение анализа образца по заданному плану
действий и следование образцу в заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка ошибочных
элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание последовательности действий на основании следования,
инструкции. Удержание в умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы (упражнения на развитие
концентрации и переключения внимания: графический диктант с условием).
Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (копирование сложной фигуры). Планирование
этапов выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений
результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на
основе сличения с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов,
позы, интонации. Противоречивые эмоции, анализ внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной ситуации.
Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки релаксации как способ регуляции эмоций.
Знакомство с базовыми навыками контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных эмоций при

неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого
поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Основные социальные роли, их разнообразие в жизни человека. Личная
ответственность и обязанности по отношению к семье и обществу. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях
(учебные ситуации), выделение сильных сторон и положительных качеств личности. Знакомство с навыками критичного оценивания
результатов своей деятельности.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Значение профессиональной деятельности в жизни человека. Первичные представления о мире профессий. Определение и словесное
обозначение собственных желаний и возможностей в сфере профессий. Соотнесение своих желаний и возможностей с направлениями
профессиональной деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения. Отработка использования позитивной лексики,
комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения.
Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Отработка навыков установления и поддержания
продуктивного коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации между собеседниками. Знакомство
с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого.
Знакомство с правилами совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации;
динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА;
уменьшение степени выраженности речевых нарушений;
улучшение владения родным (русским) языком;
оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА;
оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие
регуляции Знакомство со способами ориентировки в задании и Планировать пути достижения цели,
познавательных процессов способами определения цели. Выполнение анализа наиболее
оптимальные
способы

выбирать
решения

(6 часов)

образца по заданному плану действий и следование
образцу в заданиях на зрительно-моторную
координацию. Сличение с образцом, корректировка
ошибочных
элементов.
Отработка
навыка
следования словесной инструкции. Удержание
последовательности
действий
на
основании
следования, инструкции. Удержание в умственном
плане условий выполнения задания, с сохранением
их до конца работы (упражнения на развитие
концентрации
и
переключения
внимания:
графический диктант с условием).
Определение последовательности своих действий
при решении познавательных задач (копирование
сложной
фигуры).
Планирование
этапов
выполнения задания. Отработка поэлементного
выполнения программы. Корректировка своих
действий на основании расхождений результата с
эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков
промежуточного контроля. Оценка правильности
выполнения задания на основе сличения с конечным
результатом. Представление словесного отчета по
результатам выполнения задания.
Развитие
саморегуляции Эмоции
и
эмоциональные
состояния,
их
поведения, эмоциональных соотношение с соответствующими внешними
и
функциональных проявлениями. Различение мимики, жестов, позы,
состояний
интонации. Противоречивые эмоции, анализ
(5 часов)
внешних проявлений при целостном восприятии
контекста социальной ситуации. Понимание и
словесное обозначение своего эмоционального
состояния. Базовые навыки релаксации как способ
регуляции эмоций. Знакомство с базовыми
навыками контроля эмоциональных состояний, со
способами управления проявлением негативных
эмоций при неудаче в учебной ситуации.
Способность прилагать волевое усилие при
выполнении заданий. Моделирование социально
приемлемого
поведения
в
эмоционально
напряженных
коммуникативных
ситуациях,

познавательных задач с помощью взрослого.
Выполнять работу, ориентируясь на определенные
таймером временные рамки. Ориентироваться в
задании и условиях, необходимых для его
выполнения с помощью взрослого; определять
последовательность действий в краткосрочном
периоде для достижения поставленной задачи с
помощью взрослого. Соотносить свои действия с
планом, корректировать свои действия на основании
расхождений результата с эталоном с развернутой
помощью взрослого. Оценивать правильность
выполнения задания на основе сличения с конечным
результатом. Формулировать словесный отчет о
выполнении задания.

Выделять различные эмоциональные состояния и
соотносить их с соответствующими внешними
проявлениями (мимика, жесты, пантомимика, поза,
интонация).
Определять
широкий
спектр
эмоциональных состояний по внешним проявлениям
(включая
противоречивые
эмоции).
Владеть
базовыми навыками релаксации, как способом
регуляции эмоций. Регулировать свое поведение в
эмоционально
напряженной
коммуникативной
ситуации, соблюдать нормы и правила общественного
поведения.

простые способы регуляции своего поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие
личностного Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Владеть навыками самопрезентации (рассказывать о
самоопределения
Основные социальные роли, их разнообразие в своих интересах, увлечениях, личностных качествах).
(6 часов)
жизни человека. Личная ответственность и Формулировать общее представление об основных
обязанности по отношению к семье и обществу. социальных ролях, их разнообразии в жизни
Отработка
навыков
самооценивания
в человека, осознавать собственные социальные роли.
моделируемых ситуациях (учебные ситуации), Владеть навыками самооценивания, выделять свои
выделение сильных сторон и положительных положительные качества, владеть навыками учебного
качеств личности. Знакомство с навыками самооценивания, критично оценивать результат
критичного
оценивания
результатов
своей деятельности, проводить анализ, что удалось
деятельности.
выполнить, что нет.
Развитие
Значение профессиональной деятельности в жизни Формулировать
значение
профессиональной
профессионального
человека. Первичные представления о мире деятельности в жизни человека, первичные
самоопределения
профессий. Определение и словесное обозначение представления о мире профессий. Соотносить
(5 часов)
собственных желаний и возможностей в сфере собственные желания и возможности с различными
профессий. Соотнесение своих желаний и направлениями профессиональной деятельности.
возможностей с направлениями профессиональной
деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Развитие коммуникативных Знакомство с базовыми средствами вербального и Владеть базовыми средствами вербального и
навыков
невербального общения. Отработка использования невербального
общения.
Использовать
в
(8 часов)
позитивной лексики, комплиментов, правил этики коммуникации со сверстниками позитивную лексику,
общения. Психологические помехи в общении: комплименты, правила этики общения. Выделять
психологические качества личности, особенности качества личности и способы поведения, которые
поведения. Особенности личности и модели способствуют или препятствуют продуктивной
поведения,
способствующие
продуктивному коммуникации.
Анализировать
информацию,
общению. Отработка навыков установления и передаваемую собеседником, уточнять ее с помощью
поддержания продуктивного коммуникативного вопросов, поддерживать тему разговора.
контакта в моделируемых ситуациях. Способы
передачи информации между собеседниками.
Знакомство с навыками активного слушания.
Отработка приемов поддержания беседы.
Развитие
навыков Отработка
навыков
поддержания
учебного Поддерживать учебное сотрудничество и совместную
сотрудничества
сотрудничества и совместной деятельности со деятельность со сверстниками с помощью взрослого.
(4 часа)
сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с Использовать в процессе сотрудничества правила
правилами
совместной
работы
в
группе. совместной работы. Работать в группе над
Коллективное обсуждение работы в моделируемых выполнением задания, принимать участие в

ситуациях.

коллективном обсуждении работы.
Итого: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».