МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Психологическая коррекция» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 9 класс Составители: Ткацкая А.С. Старикова О.В. г. Тюмень, 2024 г. Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). Федеральная рабочая программа ФАОП ООО для обучающихся с НОДА Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1, вариант 6.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9–х классов, получающих образование в соответствии с ФАОП ООО. Общая характеристика курса «Психологическая коррекция» Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести, легкие). Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести. Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется: - недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире; - нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов; - недостаточным уровнем развития внимания; - снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти. Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к родителям. Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания. Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов. В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития. В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье. В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по коррекции межличностных отношений. Цель и задачи курса Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА. Задачи коррекционной работы психолога: 1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных склонностей и намерений. 2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. 3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности. 4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. 5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. 6. Участие в профориентационной работе. 7. Психологическая подготовка к ГИА. Принципы реализации Программы: − принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов; − принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей; − принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной деятельности обучающихся; − принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого обучающегося определяются на основании данных диагностики; − принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий коррекционной работы; − принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Перечень направлений коррекционной работы психолога Диагностическая деятельность психолога. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. Участие психолога в профориентационной работе. Психологическая помощь при подготовке к ГИА. Особенности построения курса Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля. В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы: Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся. В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей. Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения. Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении. Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивнозависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Место курса в учебном плане В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю. Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция» Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач. Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач. Оценка альтернативных ресурсов для выполнения поставленной задачи. Отработка навыков самостоятельного контроля и корректировки своих действий при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и после завершения). Объективная оценка результатов своей работы с учетом экспертного мнения взрослого. Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности участия в групповой работе (своего и других участников группы). Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Отработка техник контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. Отработка умения прилагать волевые усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью взрослого жизненной перспективы, жизненных планов. Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей. Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. Начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве, махинациях. Отработка навыков противостояния вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по отношению к собственной жизненной перспективе. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Выбор и выстраивание с помощью взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Закрепление навыков конструктивного общения. Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою мысль. Понимание системы взглядов и интересов другого. Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях. Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации; динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА; уменьшение степени выраженности речевых нарушений; улучшение владения родным (русским) языком; оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА; оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Развитие регуляции Самостоятельное определение цели и задачи Самостоятельно определять цели и задачи своих познавательных процессов деятельности в среднесрочной перспективе при действий в среднесрочной перспективе.Планировать (4 часа) выполнении познавательных задач. действия при индивидуальной и групповой работе с Самостоятельное планирование своих действий при учетом ресурсов, необходимых для выполнения индивидуальной и групповой работе с учетом поставленных задач, в том числе с точки зрения ресурсов, необходимых для выполнения альтернативы. Контролировать и корректировать поставленных задач. Оценка альтернативных выполнение своих действий в ходе совместной ресурсов для выполнения поставленной задачи. групповой работы как по завершению, так и по ходу Отработка навыков самостоятельного контроля и ее реализации. Объективно оценивать результат своей корректировки своих действий при совместной работы. Оценивать работу группы сверстников и групповой работе (как в процессе ее реализации, так индивидуальный вклад в ее работу каждого и после завершения). Объективная оценка участника. результатов своей работы с учетом экспертного мнения взрослого. Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности участия в групповой работе (своего и других участников группы). Развитие саморегуляции Закрепление навыков регуляции проявлений своих Использовать специальные приемы регуляции поведения, эмоциональных эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. проявления своих эмоций в ситуации дискуссии, и функциональных Состояние стресса, его проявления и влияние на учебного спора в моделируемых ситуациях под состояний продуктивность общения и деятельности. Стратегии контролем взрослого. Давать характеристику (7 часов) поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со поведению, соответствующему общему способами профилактики стрессовых состояний на эмоциональному фону различных коммуникативных примере ситуации подготовки к государственной ситуаций. Давать краткую характеристику состоянию итоговой аттестации. Отработка техник контроля стресса, его проявлениям и влиянию на своего эмоционального состояния в ситуации продуктивность общения и деятельности. Давать экзамена, способствующих минимизации волнения характеристику стратегиям поведения в стрессовых и тревоги. Отработка умения прилагать волевые ситуациях, стратегиям профилактики стрессовых усилия при возникновении утомления в состояний на примере ситуации подготовки к моделируемой ситуации экзамена. государственной итоговой аттестации. Использовать техники контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение в моделируемых ситуациях. Использовать специальные приемы поддержания работоспособности при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Развитие личностного Индивидуальные возможности, склонности, Давать оценку своим возможностям, характеризовать самоопределения интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с собственные склонности, интересы и увлечения. (4 часа) помощью взрослого жизненной перспективы, Моделировать с помощью взрослого жизненную жизненных планов. Планирование перспективу, жизненные планы, включающие путей и средств достижения жизненных планов на последовательность целей и задач в их взаимосвязи. основе рефлексии смысла реализации поставленных Планировать пути и средства достижения жизненных целей. Соотнесение своих поступков с планов. Сопоставлять свои поступки с общепринятыми нравственными ценностями, общепринятыми нравственными ценностями. Давать осознанное и ответственное отношение к характеристику понятиям личного бюджета, личных собственным поступкам. Начальные финансовых расходов. Давать характеристику представления о личном бюджете, личных моделям поведения, позволяющим противостоять финансовых расходах, финансовом мошенничестве, вовлечению в финансовую зависимость в махинациях. Отработка навыков противостояния моделируемых ситуациях. вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях. Развитие Перспективы профессионального образования и Моделировать перспективы своего профессионального будущей профессиональной деятельности, их профессионального образования и будущей самоопределения конкретность и реалистичность по отношению к профессиональной деятельности с учетом общих (7 часов) собственной жизненной перспективе. особенностей современного рынка труда. Давать Индивидуальная стратегия выбора будущей характеристику социальным и финансовым профессии. Выбор и выстраивание с помощью составляющим различных профессий. С помощью взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию взрослого моделировать дальнейшую образования на базе ориентировки в мире индивидуальную траекторию образования на базе профессий и профессиональных предпочтений, с ориентировки в мире профессий и профессиональных учетом устойчивых познавательных интересов. предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Использовать способы и приемы поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Развитие коммуникативных Закрепление навыков конструктивного общения. Использовать навыки конструктивного общения. навыков Отработка умения выдвигать контраргументы в Выдвигать контраргументы в дискуссии со (6 часов) дискуссии, перефразировать свою мысль. сверстниками, перефразировать свою мысль. Понимание системы взглядов и интересов другого. Оценивать свою точку зрения, признавать Отработка умения при необходимости корректно ошибочность мнения (если оно таково) и Развитие сотрудничества (6 часов) убедить других в правоте своей позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и корректировать его. навыков Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях. Отработка умения договариваться в процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его). Итого: 34 часа корректировать его в моделируемых ситуациях. Давать адекватную оценку альтернативной точке зрения. Аргументированно отстаивать свое мнение в моделируемых ситуациях. Использовать навыки эффективного сотрудничества в различных моделируемых учебных и социальных ситуациях. Договариваться в процессе сотрудничества, включая конфликтные ситуации в моделируемых условиях под контролем взрослого. Давать характеристику способам оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его). Использовать стратегии поведения, позволяющие находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы в моделируемых ситуациях.