МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Психологическая коррекция» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5 класс Составители: Ткацкая А.С. Старикова О.В. г. Тюмень, 2024 г. Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–х классов, получающих образование в соответствии с ФАОП ООО. Общая характеристика курса «Психологическая коррекция» Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести, легкие). Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести. Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется: - недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире; - нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов; - недостаточным уровнем развития внимания; - снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти. Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к родителям. Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания. Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов. В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития. В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье. В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по коррекции межличностных отношений. Цель и задачи курса Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА. Задачи коррекционной работы психолога: 1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных склонностей и намерений. 2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. 3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности. 4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. 5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. 6. Участие в профориентационной работе. 7. Психологическая подготовка к ГИА. Принципы реализации Программы: − принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов; − принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей; − принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной деятельности обучающихся; − принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого обучающегося определяются на основании данных диагностики; − принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий коррекционной работы; − принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс. Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога 1. Диагностическая деятельность психолога. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. Участие психолога в профориентационной работе. Психологическая помощь при подготовке к ГИА. Особенности построения курса Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля. В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы: Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся. В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей. Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения. Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении. Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Место курса в учебном плане В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута обучающегося с НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю. Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция» Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Знакомство со способами ориентировки в задании и способами определения цели. Выполнение анализа образца по заданному плану действий и следование образцу в заданиях на зрительно-моторную координацию. Сличение с образцом, корректировка ошибочных элементов. Отработка навыка следования словесной инструкции. Удержание последовательности действий на основании следования, инструкции. Удержание в умственном плане условий выполнения задания, с сохранением их до конца работы (упражнения на развитие концентрации и переключения внимания: графический диктант с условием). Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач (копирование сложной фигуры). Планирование этапов выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения задания. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации. Противоречивые эмоции, анализ внешних проявлений при целостном восприятии контекста социальной ситуации. Понимание и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Базовые навыки релаксации как способ регуляции эмоций. Знакомство с базовыми навыками контроля эмоциональных состояний, со способами управления проявлением негативных эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Основные социальные роли, их разнообразие в жизни человека. Личная ответственность и обязанности по отношению к семье и обществу. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные ситуации), выделение сильных сторон и положительных качеств личности. Знакомство с навыками критичного оценивания результатов своей деятельности. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Значение профессиональной деятельности в жизни человека. Первичные представления о мире профессий. Определение и словесное обозначение собственных желаний и возможностей в сфере профессий. Соотнесение своих желаний и возможностей с направлениями профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Знакомство с базовыми средствами вербального и невербального общения. Отработка использования позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Отработка навыков установления и поддержания продуктивного коммуникативного контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Отработка навыков поддержания учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с правилами совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации; динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА; уменьшение степени выраженности речевых нарушений; улучшение владения родным (русским) языком; оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА; оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Развитие регуляции Знакомство со способами ориентировки в задании и Планировать пути достижения цели, выбирать познавательных процессов способами определения цели. Выполнение анализа наиболее оптимальные способы решения (6 часов) образца по заданному плану действий и следование познавательных задач с помощью взрослого. образцу в заданиях на зрительно-моторную Выполнять работу, ориентируясь на определенные координацию. Сличение с образцом, корректировка таймером временные рамки. Ориентироваться в ошибочных элементов. Отработка навыка задании и условиях, необходимых для его Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний (5 часов) Развитие личностного самоопределения следования словесной инструкции. Удержание выполнения с помощью взрослого; определять последовательности действий на основании последовательность действий в краткосрочном следования, инструкции. Удержание в умственном периоде для достижения поставленной задачи с плане условий выполнения задания, с сохранением помощью взрослого. Соотносить свои действия с их до конца работы (упражнения на развитие планом, корректировать свои действия на основании концентрации и переключения внимания: расхождений результата с эталоном с развернутой графический диктант с условием). помощью взрослого. Оценивать правильность Определение последовательности своих действий выполнения задания на основе сличения с конечным при решении познавательных задач (копирование результатом. Формулировать словесный отчет о сложной фигуры). Планирование этапов выполнении задания. выполнения задания. Отработка поэлементного выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном с помощью взрослого. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка правильности выполнения задания на основе сличения с конечным результатом. Представление словесного отчета по результатам выполнения задания. Эмоции и эмоциональные состояния, их Выделять различные эмоциональные состояния и соотношение с соответствующими внешними соотносить их с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, проявлениями (мимика, жесты, пантомимика, поза, интонации. Противоречивые эмоции, анализ интонация). Определять широкий спектр внешних проявлений при целостном восприятии эмоциональных состояний по внешним проявлениям контекста социальной ситуации. Понимание и (включая противоречивые эмоции). Владеть словесное обозначение своего эмоционального базовыми навыками релаксации, как способом состояния. Базовые навыки релаксации как способ регуляции эмоций. Регулировать свое поведение в регуляции эмоций. Знакомство с базовыми эмоционально напряженной коммуникативной навыками контроля эмоциональных состояний, со ситуации, соблюдать нормы и правила общественного способами управления проявлением негативных поведения. эмоций при неудаче в учебной ситуации. Способность прилагать волевое усилие при выполнении заданий. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, простые способы регуляции своего поведения. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Знакомство с базовыми навыками самопрезентации. Владеть навыками самопрезентации (рассказывать о Основные социальные роли, их разнообразие в своих интересах, увлечениях, личностных качествах). (6 часов) жизни человека. Личная ответственность и Формулировать общее представление об основных обязанности по отношению к семье и обществу. социальных ролях, их разнообразии в жизни Отработка навыков самооценивания в человека, осознавать собственные социальные роли. моделируемых ситуациях (учебные ситуации), Владеть навыками самооценивания, выделять свои выделение сильных сторон и положительных положительные качества, владеть навыками учебного качеств личности. Знакомство с навыками самооценивания, критично оценивать результат критичного оценивания результатов своей деятельности, проводить анализ, что удалось деятельности. выполнить, что нет. Развитие Значение профессиональной деятельности в жизни Формулировать значение профессиональной профессионального человека. Первичные представления о мире деятельности в жизни человека, первичные самоопределения профессий. Определение и словесное обозначение представления о мире профессий. Соотносить (5 часов) собственных желаний и возможностей в сфере собственные желания и возможности с различными профессий. Соотнесение своих желаний и направлениями профессиональной деятельности. возможностей с направлениями профессиональной деятельности. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Развитие коммуникативных Знакомство с базовыми средствами вербального и Владеть базовыми средствами вербального и навыков невербального общения. Отработка использования невербального общения. Использовать в (8 часов) позитивной лексики, комплиментов, правил этики коммуникации со сверстниками позитивную лексику, общения. Психологические помехи в общении: комплименты, правила этики общения. Выделять психологические качества личности, особенности качества личности и способы поведения, которые поведения. Особенности личности и модели способствуют или препятствуют продуктивной поведения, способствующие продуктивному коммуникации. Анализировать информацию, общению. Отработка навыков установления и передаваемую собеседником, уточнять ее с помощью поддержания продуктивного коммуникативного вопросов, поддерживать тему разговора. контакта в моделируемых ситуациях. Способы передачи информации между собеседниками. Знакомство с навыками активного слушания. Отработка приемов поддержания беседы. Развитие навыков Отработка навыков поддержания учебного Поддерживать учебное сотрудничество и совместную сотрудничества сотрудничества и совместной деятельности со деятельность со сверстниками с помощью взрослого. (4 часа) сверстниками с помощью взрослого. Знакомство с Использовать в процессе сотрудничества правила правилами совместной работы в группе. совместной работы. Работать в группе над Коллективное обсуждение работы в моделируемых выполнением задания, принимать участие в ситуациях. коллективном обсуждении работы. Итого: 34 часа