МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Математика» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 8 класс Тюмень, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа коррекционного курса «Математика» для обучающихся 8 класса с задержкой психического развития (вариант 7) в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). 2. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)", МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Характерными особенностями учащихся коррекционных классов являются следующие: Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость. Поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не включаются в нее. У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух, но у них хорошо развита зрительная память. Слабо развиты мыслительные операции. Для учащихся характерны медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность. Учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою деятельность, необходим внешний контроль со стороны. Направленность данной программы адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы учащихся. Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по основным темам курса математика 8 класса При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи: -расширить кругозор обучающихся; повысить их адаптивные возможности, благодаря улучшению социальной ориентировки; -обогащать жизненный опыт детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно практической и продуктивной деятельности; -систематизировать знания и представления, способствующие повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; -сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету; -выявить и развить математические и творческие способности; - развивать навыки вычислений с натуральными числами; - учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями; - продолжить знакомство с геометрическими понятиями. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Числа Рациональные числа. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью. Иррациональные числа Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа . Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел. Тождественные преобразования Числовые и буквенные выражения. Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Целые выражения. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Дробно-рациональные выражения Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробнорациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень. Квадратные корни Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня. Уравнения и неравенства Квадратное уравнение и его корни. Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Дробно-рациональные уравнения. Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений. Функции Понятие функции. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее графику. Квадратичная функция Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знаков постоянства, промежутков монотонности. Графики функций. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи. Многоугольники Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Подобие Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия. Измерения и вычисления Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади. Измерения и вычисления. Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Личностные результаты: ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развитие мыслительной деятельности; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала. Метапредметные результаты: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления; овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Универсальные учебные действия Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и следование инструкции учителя; планирование своих действий в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; выполнение действия в устной форме; считывание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; внесение необходимых коррективов в действия на основе принятых правил; выполнение учебные действия в устной и письменной речи; принятие установленных правил в планировании и контроле способа решения; осуществление пошагового контроля под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности. Познавательные УУД: осуществление поиска нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; использование рисуночных и символических вариантов математической записи; кодирование информации в знаково-символической форме; построение несложных моделей математических понятий, задачных ситуаций на основе кодирования; построение небольших математических сообщений в устной форме; сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понятие выводов, сделанных на основе сравнения; выделение в явлениях существенных и несущественных, необходимых и достаточных признаков; применение полученных знаний к классификации изучаемых объектов; построение простых индуктивных и дедуктивных рассуждений. моделирование задачи на основе анализа жизненных сюжетов; установление аналогии; формулирование выводов на основе аналогии, сравнения, обобщения; построение рассуждений о математических явлениях; использование эвристических приемов для нахождения решения математических задач. Коммуникативные УУД: решение учебных задач совместно с учителем в процессе творческой, научно– исследовательской деятельности; принимать активное участие в работе, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы; следить за действиями других участников в процессе групповой познавательной деятельности; построение понятных для партнера высказываний и аргументация своей позиции; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач; проявление инициативы в учебно-познавательной деятельности. Предметные результаты: использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные; совершенствование первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений. Учащиеся продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Учитывая особенности детей, на занятиях исключаются громоздкие вычислительные операции, подбираются числа, которые являются составными и с помощью которых легко проводятся различные вычисления. Задачи предлагаются с наиболее доступным содержанием и простейшей формулировкой, уравнения решаются только с нахождением одного компонента, с несложным раскрытием скобок и приведением подобных слагаемых. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название раздела п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Повторение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» Повторение по теме «Формулы сокращенного умножения» Повторение по теме «Сокращение дробей» Четырёхугольник и его элементы Параллелограмм. Свойства параллелограмма Рациональные дроби. Основное свойство рациональной дроби. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Количество Электронные часов образовательные ресурсы 1 1 1 1 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Тождественные преобразования рациональных выражений Тождественные преобразования рациональных выражений Средняя линия треугольника Трапеция Свойства степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. Вписанные и описанные четырехугольники. Функция y=x2 и её график. Квадратный корень. Арифметический квадратный корень. Множество е его элементы. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках Первый признак подобия треугольников Свойства арифметического квадратного корня. Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = k/х Второй и третий признаки подобия треугольников Теорема Пифагора Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34