Рабочая программа_8_педагогическая коррекция_русский язык

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель
директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «Русский язык» адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7)
8 класс

Тюмень, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционного курса для обучающихся 8 класса с задержкой психического развития
(вариант 7) в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на
основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
последними изменениями).
 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)", МАОУ СОШ № 88 города
Тюмени
Характерными особенностями учащихся с задержкой психического развития являются следующие:
Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость.
Поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не
включаются в нее. У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети
затрудняются запоминать материал на слух, но у них хорошо развита зрительная память. Слабо
развиты мыслительные операции. Для учащихся характерны медленный темп работы,
повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности,
либо двигательная расторможенность. Учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою
деятельность, необходим внешний контроль со стороны. Направленность данной программы адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать
возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы учащихся.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по основным темам курса русского языка 8 класса. При
изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие

Задачи:
-расширить кругозор обучающихся; повысить их адаптивные возможности, благодаря
улучшению социальной ориентировки;
-обогащать жизненный опыт детей путем организации непосредственных наблюдений в природе
и обществе, в процессе предметно- практической и продуктивной деятельности;
-систематизировать знания и представления, способствующие повышению интеллектуальной
активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
-уточнять, расширять и активизировать лексический запас, развивать устную монологическую
речь;
-улучшать зрительное восприятие, зрительную и словесную память, активизировать
познавательную деятельность;
-активизировать умственную деятельность (навыки планомерного и соотносительного анализа,
практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из
ближайшего окружения ученика);
-систематизировать знания и навыки в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена,
технология, экономика, труд).

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общие сведения о языке
Русский язык в кругу других славянских языков.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступление с научным
сообщением.
Диалог.
Текст
Текст и его основные признаки.
Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).
*Информационная переработка текста: извлечение информации из различных источников;
использование лингвистических словарей; тезисы, конспект.*
Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему). *Сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.*
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Пунктуация. Функции знаков препинания.
Словосочетание
Основные признаки словосочетания.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
*Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.*
*Синтаксический разбор словосочетаний.*
*Грамматическая синонимия словосочетаний.*
*Нормы построения словосочетаний.*
Предложение
Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и интонационная законченность, грамматическая
оформленность.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по
эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные). Их интонационные и смысловые особенности.
Употребление языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях.
Средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое ударение, знаки
препинания).
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные).
Виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные).
Виды предложений по наличию второстепенных членов (распространённые, нераспространённые).
Предложения полные и неполные.
*Употребление неполных предложений в диалогической речи, соблюдение в устной речи интонации неполного
предложения.*
*Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет.*
*Нормы построения простого предложения, использования инверсии.*
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
*Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.*
Тире между подлежащим и сказуемым.
*Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращёнными
словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями.*
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Определение как второстепенный член предложения. *Определения согласованные и несогласованные.*
*Приложение как особый вид определения.*
Дополнение как второстепенный член предложения.
*Дополнения прямые и косвенные.*
Обстоятельство как второстепенный член предложения. *Виды обстоятельств (места, времени, причины, цели,
образа действия, меры и степени, условия, уступки).*
Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений.
*Виды односоставных предложений: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённоличные, безличные предложения.*
Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Употребление односоставных предложений в речи.
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная и бессоюзная связь однородных членов
предложения.

*Однородные и неоднородные определения.*
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
*Нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и,
как… так и.*
*Нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с
помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo).*
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях с союзом и.
Предложения с обособленными членами
Обособление. *Виды обособленных членов предложения (обособленные определения, обособленные
приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения).*
Уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные конструкции.
*Нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления
согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств,
уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.*
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями
Обращение. Основные функции обращения. *Распространённое и нераспространённое обращение.*
Вводные конструкции.
*Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со значением различной степени уверенности,
различных чувств, источника сообщения, порядка мыслей и их связи, способа оформления мыслей). *
Вставные конструкции.
Синонимия вводных конструкций.
*Нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями,
обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями.*
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями
и междометиями.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося
с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты:
1)гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России,
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта,
ответственного отношения к своему здоровью и установки на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной
сети «Интернет» (далее – Интернет) в образовательном процессе;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры
из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
общеобразовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками

исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися с ЗПР социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными
понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с
учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки различных языковых явлений
(грамматических категорий, морфологического состава и т.п.);
устанавливать причинно-следственные связи при применении правил русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании коллективного
сочинения, изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать
основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
 самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку, ставить и
формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;
 использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
 владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по русскому языку;

 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
 понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый результат деятельности,
находить позитивное в произошедшей ситуации (за диктант тройка, зато не было ошибок в
написании безударных гласных);
 регулировать способ выражения эмоций;
 осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
 признавать свое и чужое право на ошибку.
Предметные результаты
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план, опорные слова объёмом не
менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание,
монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением с
использованием презентации, плана.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе
жизненных наблюдений (объём не менее 5 реплик).
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным –
научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный или прослушанный текст
объёмом не менее 130 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 270
слов: подробно, сжато и выборочно с опорой на план, опорные слова передавать в устной и
письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного
изложения объём исходного текста должен составлять не менее 220 слов; для сжатого и
выборочного изложения – не менее 250 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью,
темой и коммуникативным замыслом с использованием речевого клише.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том
числе во время списывания текста объёмом 100-120 слов; словарного диктанта объёмом 25-30 слов;
диктанта на основе связного текста объёмом 100-120 слов, составленного с учётом ранее изученных
правил содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми
написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи;
объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на
письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать по смысловой опоре текст с точки зрения его соответствия основным признакам:
наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности; указывать по визуальной опоре способы и средства связи предложений в тексте;
анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
*анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные,
лексические, морфологические) *.
Распознавать с направляющей помощью педагога тексты разных функционально-смысловых
типов речи; анализировать с опорой на алгоритм тексты разных функциональных разновидностей
языка и жанров; *применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в
речевой практике*.
Создавать по плану, опорным словам тексты различных функционально-смысловых типов речи
с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том

числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; сочинения объёмом от 80 слов с
учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
*Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать
информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать её в учебной деятельности.*
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде
таблицы, схемы; *представлять содержание таблицы, схемы в виде текста*.
*Редактировать тексты: собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.*
Функциональные разновидности языка
Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка,
автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат,
доклад на научную тему), *выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в
тексте, средства связи предложений в тексте*.
Создавать тексты с опорой на образец официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги с
опорой на образец.
*Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью,
темой и коммуникативным замыслом.*
Система языка
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация.
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные,
глагольные, наречные; *определять типы подчинительной связи слов в словосочетании:
согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний*.
*Применять нормы построения словосочетаний.*
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной
и письменной речи; различать функции знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать с
опорой на алгоритм их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения
побуждения в побудительных предложениях; *использовать в текстах публицистического стиля
риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения*. Распознавать предложения по
количеству грамматических основ; различать с опорой на визуализацию способы выражения
подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения простого
предложения, *использования инверсии*; применять нормы согласования сказуемого с
подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами
большинство – меньшинство, количественными сочетаниями. Применять с опорой на алгоритм
нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, *предложения
полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической
речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения) *.
Различать с опорой на визуализацию виды второстепенных членов предложения
*(согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые
и косвенные дополнения, виды обстоятельств)*.
Распознавать с направляющей помощью педагога односоставные предложения, их
грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; *различать виды
односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение,
неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение)*;

характеризовать с направляющей помощью педагога грамматические различия односоставных
предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять с опорой на алгоритм
синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности
употребления односоставных предложений в речи; *характеризовать грамматические,
интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет*.
Характеризовать с использованием визуальной опоры признаки однородных членов
предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); *различать однородные и
неоднородные определения*; находить обобщающие слова при однородных членах; *понимать
особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов*.
*Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными
союзами не только… но и, как… так и. *
*Применять при необходимости с визуальной поддержкой
нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными
попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo)*; нормы
постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах при
необходимости с визуальной поддержкой.
Распознавать простые неосложнённые предложения, *в том числе предложения с
неоднородными определениями*; простые предложения, осложнённые однородными членами,
включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые
обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, междометиями.
*Различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления
согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений,
обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.* Применять
нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы
обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений),
дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных
конструкций; нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями.
*Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные
конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными
предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их
функции; выявлять синонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и
предложений.*
Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, обращениями
* (распространёнными и нераспространёнными) *, междометиями.
Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой сложные предложения, конструкции
с чужой речью (в рамках изученного).
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический разбор словосочетаний, синтаксический *и
пунктуационный* разбор предложений; *применять знания по синтаксису и пунктуации при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике*.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

1.
2.

3.

Название раздела (темы)
Русский язык в кругу других славянских
народов.
Повторение. Правописание Н и НН в
суффиксах прилагательных, причастий и
наречий.
Повторение. Слитное, раздельное и дефисное

Количество
часов

Электронные
образовательные
ресурсы
1
1

1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.

24.
25.

26.
27.

28.
29.
30.
31.

написание наречий, производных предлогов,
союзов и частиц. Практикум.
Монолог и диалог.
Средства и способы связи предложений в
тексте. Практикум.
Сочинение-рассуждение. Практикум.
Основные жанры научного стиля.
Информационная переработка текста.
Жанры официально-делового стиля.
Синтаксис и пунктуация. Функции знаков
препинания.
Словосочетание. Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова:
глагольные, именные, наречные.
Простые и сложные предложения. Знаки
препинания в простом и сложном
предложениях с союзом И.
Предложения полные и неполные.
Главные члены двусоставного предложения.
Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое..
Составное именное сказуемое. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Определение как второстепенный член
предложения
Дополнение как второстепенный член
предложения.
Обстоятельство как второстепенный член
предложения
Односоставные предложения, их
грамматические признаки.
Грамматические различия односоставных
предложений и двусоставных неполных
предложений.
Синтаксическая синонимия односоставных и
двусоставных предложений.
Употребление односоставных предложений в
речи.
Однородные члены предложения, их признаки,
средства связи. Союзная и бессоюзная связь
однородных членов предложения.
Предложения с обобщающими словами при
однородных членах.
Нормы постановки знаков препинания в
предложениях с обобщающими словами при
однородных членах.
Обособление.
Уточняющие члены предложения,
пояснительные и присоединительные
конструкции.
Обращение. Основные функции обращения
Вводные конструкции.
Вставные конструкции.
Синонимия вводных конструкций.

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

1
1
1
1

32. Нормы постановки знаков препинания в
предложениях с вводными и вставными
конструкциями, обращениями и
междометиями.
33. Повторение. Виды односоставных
предложений.
34. Повторение. Обособленные члены
предложения.
Итого:

1

1
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».