МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Русский язык» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) 9 класс Тюмень, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа коррекционного курса для обучающихся 9 класса с задержкой психического развития (вариант 7) в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)", МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Характерными особенностями учащихся коррекционных классов являются следующие: Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость. Поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не включаются в нее. У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух, но у них хорошо развита зрительная память. Слабо развиты мыслительные операции. Для учащихся характерны медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность. Учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою деятельность, необходим внешний контроль со стороны. Направленность данной программы - адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы учащихся. Цели и задачи коррекционного курса «Русский язык» Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников. Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования: воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Общие сведения о языке Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства, общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и уметь рассказать о них. Язык и речь Создавать с использованием речевого клише устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научноучебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением. Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик). Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов. *Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.* Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120-130 слов; словарного диктанта объёмом 30-35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 120-130 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего не более 24 орфограмм, 15 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми написаниями). Текст Анализировать с использованием речевого клише текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста. *Устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.* Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждениедоказательство, оценочные высказывания. *Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке.* Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров. Создавать с использованием речевого клише высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме. Создавать с использованием речевого клише тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений или объёмом не менее 5-6 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); сочинения объёмом от 100 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы. Владеть умениями информационной переработки текста: выделять главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, *и использовать её в учебной деятельности*. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста. Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи после предварительного анализа (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 250 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 280 слов). *Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность, информативность).* Функциональные разновидности языка Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении. *Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функциональносмысловым типам речи, функциональным разновидностям языка.* Использовать с помощью визуальной опоры при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата. Составлять с опорой на образец тезисы, конспект, писать рецензию, реферат. *Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст.* Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Распознавать с использованием опорной схемы метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение. Система языка Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация Сложносочинённое предложение Выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Распознавать при необходимости с опорой на алгоритм сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые). Характеризовать при необходимости по смысловой опоре сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи. Понимать основные нормы построения сложносочинённого предложения. *Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.* Проводить при необходимости с опорой на алгоритм синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений. Применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Сложноподчинённое предложение Распознавать при необходимости с опорой на алгоритм сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения. Различать при необходимости с опорой на таблицу подчинительные союзы и союзные слова. Различать при необходимости по смысловой опоре виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения. Выявлять с использованием опорной схемы сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели). *Выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.* *Понимать явления грамматической синонимии сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи.* *Понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи. * Проводить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённых предложений. Применять при необходимости с опорой на образец нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них. Бессоюзное сложное предложение Характеризовать при необходимости с опорой на образец смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи. Проводить синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений. *Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи*; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи Распознавать с использованием алгоритма последовательности действий типы сложных предложений с разными видами связи. Понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи. *Употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи.* Проводить синтаксический *и пунктуационный* разбор сложных предложений с разными видами связи. Применять правила при необходимости с использованием опорной схемы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Прямая и косвенная речь Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью. Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание. Применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Личностные результаты В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты: 1)гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственного отношения к своему здоровью и установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационнокоммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) в образовательном процессе; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, общеобразовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися с ЗПР социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки различных языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и т.п.); устанавливать причинно-следственные связи при применении правил русского языка; владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей; применять и создавать схемы для решения учебных задач при овладении предметом; пользоваться словарями и другими поисковыми системами. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании коллективного сочинения, изложения); соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по русскому языку; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных); регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать свое и чужое право на ошибку. Предметные результаты Общие сведения о языке Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков. Язык и речь Создавать устные монологические высказывания с опорой на план, опорные слова объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монологописание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением с использованием презентации, плана. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 5 реплик). Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым. Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 130 слов. Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 270 слов: подробно, сжато и выборочно с опорой на план, опорные слова передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 220 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 250 слов). Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом с использованием речевого клише. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100-120 слов; словарного диктанта объёмом 2530 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100-120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета. Текст Анализировать по смысловой опоре текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать по визуальной опоре способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функциональносмысловому типу речи; *анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические) *. Распознавать с направляющей помощью педагога тексты разных функциональносмысловых типов речи; анализировать с опорой на алгоритм тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; *применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике*. Создавать по плану, опорным словам тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; сочинения объёмом от 80 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы). *Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.* Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации. Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; *представлять содержание таблицы, схемы в виде текста*. *Редактировать тексты: собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять исходный и отредактированный тексты.* Функциональные разновидности языка Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), *выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте*. Создавать тексты с опорой на образец официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги с опорой на образец. *Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.* Система языка Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация. Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики. Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Различать функции знаков препинания. Словосочетание Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; *определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний*. *Применять нормы построения словосочетаний.* Предложение Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции знаков препинания. Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать с опорой на алгоритм их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; *использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения*. Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать с опорой на визуализацию способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения простого предложения, *использования инверсии*; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство – меньшинство, количественными сочетаниями. Применять с опорой на алгоритм нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым. Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, *предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения) *. Различать с опорой на визуализацию виды второстепенных членов предложения *(согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств)*. Распознавать с направляющей помощью педагога односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; *различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение)*; характеризовать с направляющей помощью педагога грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять с опорой на алгоритм синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; *характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет*. Характеризовать с использованием визуальной опоры признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); *различать однородные и неоднородные определения*; находить обобщающие слова при однородных членах; *понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов*. *Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так и. * *Применять при необходимости с визуальной поддержкой нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo)*; нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах при необходимости с визуальной поддержкой. Распознавать простые неосложнённые предложения, *в том числе предложения с неоднородными определениями*; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями. *Различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций.* Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями. *Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять синонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.* Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями * (распространёнными и нераспространёнными) *, междометиями. Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного). Проводить с опорой на алгоритм синтаксический разбор словосочетаний, синтаксический *и пунктуационный* разбор предложений; *применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике*. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Русский язык — национальный язык русского народа, форма выражения национальной культуры Повторение. Правописание корней и приставок. Правописание суффиксов слов разных частей речи. Повторение. Пунктуация в простом осложненном предложении Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение Виды речевой деятельности. Подготовка к сжатому изложению Информационная переработка текста Язык художественной литературы. Основные изобразительновыразительные средства русского языка Сочинение-рассуждение на тему Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений. Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Электронные образовательные ресурсы http://www.fipi.ru Количество часов 1 https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения. Особенности употребления сложносочинённых предложений в речи. Понятие о сложноподчинённом предложении Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении Сочинение-рассуждение (определение понятия и комментарий) Классификация сложноподчинённых предложений Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными Сложноподчинённые предложения с придаточными времени. Сложноподчинённые предложения с придаточными места. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия. Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей в сложноподчинённом предложении. Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Пунктуационный анализ сложноподчинённых предложений. Практикум Синтаксический анализ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Пунктуационный анализ 29 сложноподчинённых предложений. Практикум Синтаксический анализ Виды бессоюзных сложных 30 предложений. Синтаксический и пунктуационный 31 анализ бессоюзного сложного предложения. Типы сложных предложений с 32 разными видами связи. Повторение темы «Прямая и 33 косвенная речь». Повторение. Запятая, двоеточие, 34 тире в простом и сложном предложении. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 1 34