Рабочая программа_1_психологическая коррекция_вариант 4.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
1 класс
Составитель: педагог-психолог
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательных классов МАОУ
СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант
4.1), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного
плана при реализации ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1).
Содержание курса «Психологическая коррекция» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и
направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной
частью ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной
школе.
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор,
и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Степень
выраженности отставания в психическом развитии зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от
своевременного начала коррекционно-реабилитационной работы. Особенностями психического развития слабовидящих детей является
слабость абстрактно-логического мышления, снижение произвольного внимания, ограниченность знаний и представлений об окружающем
с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно
точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной
ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Таким образом, психологические
особенности слабовидящих обучающихся в значительной мере могут препятствовать формированию учебной деятельности и достижению
требуемых результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной,
эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности слабовидящего ребенка.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер
обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Задачи курса:
•
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
•
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
•
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося позитивного отношения к собственному «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
•
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
•
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

•
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе;
•
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
•
оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками;
•
становление сферы жизненной компетенции;
•
стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.
Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения.
2.
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций.
3.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими.
4.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации.
5.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от
особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности слабовидящих обучающихся, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержания курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями
слабовидящего младшего школьника. Учитывая характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог
придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и
заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие
динамических и релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового
доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в соответствии с общим
содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными
впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием
элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные);
работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка простых приемов и техник
релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение своевременной информации об индивидуально-

психологических особенностях и динамике развития слабовидящих младших школьников, позволяет оценивать результаты освоения
обучающимися
коррекционно-развивающего
курса.
Диагностика
проводится
с
использованием
стандартизированных
психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде:
•
проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (методика О.А.
Ореховой);
•
определение школьной адаптации (анкета по Л.Л. Венгер и С.А. Бугрименко);
•
анкетирование педагогов, родителей;
•
проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан);
•
определение эмоционального отношения к школе, методика «Школа зверей» (Панченко С.);
•
определение мотивации к школьному обучению (М.Р. Гинзбург);
•
методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р. Жиля);
•
проективная методика «Я в школе» (методика Р.В. Овчаровой)
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности.
Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
•
методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;
•
методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;
•
тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой;
•
надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);
•
анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок.
Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
•
анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших
школьников;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок;
•
социометрия.
Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•
«10 слов» А.Р. Лурия;
•
задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;
•
«Последовательные картинки»;
•
предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах;
•
«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;
•
простые аналогии.

Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей.
Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс
«Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным
планом ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) в первом классе на изучение курса «Психологическая коррекция»
отводится 1 час в неделю (33 часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание
занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута слабовидящего обучающегося (вариант
4.1) и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 6 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.

















Планируемые результаты коррекционного курса:
В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
 совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные
обозначения пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта;
 способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
 возможность опредмечивания графических знаков;
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане.




В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса,
качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости;
отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию.









В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.




Содержание курса
Модуль по формированию адаптации первоклассников к началу школьного обучения
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе. Формирование внутренней позиции школьника. Формирование
понимания школьных правил. Работа с правилами: дифференциация школьных правил «чего нельзя делать» и правил «что нужно делать».
Развитие навыков самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и учебной мотивации. Развитие мотивации общения в отношении
одноклассников. Развитие понимания отличий между собой и другим. Формирование умения принимать особенности другого. Развитие
уверенности в себе и своих учебных возможностях. Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие навыков самоконтроля. Развитие
умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до завершения. Развитие умения работать в парах. Формирование навыков
совместной деятельности. Формирование адекватного отношения к учебной неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке как к
ресурсу (учимся на ошибках, ошибки-помощники).
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Знакомство с образцом и правилом, копирование образца. Умение следовать инструкции в простых игровых заданиях. Ориентировка
в схеме тела (выше/ниже, сверху/снизу, над/под, лево/право). Ориентировка на листе бумаги (верх/низ, право/лево). Ориентировка в
пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов (ближе/дальше, справа/слева относительно какого-либо
ориентира). Подвижные игры на перемещение в клеточном поле по инструкции (один шаг вперед, три шага влево и т. д.). Ориентировка на
пространстве листа бумаги: задание на перемещение в клеточном поле по инструкции. Ориентировка в пространстве помещения школы:
построение маршрута передвижения. Конструирование по наглядно предъявляемому образцу. Развитие слухового внимания на материале
игровых упражнений с использованием словесных команд. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на
поиск ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу. Развитие пространственной ориентировки, навыков
сосредоточения и устойчивости внимания на материале графических диктантов, прохождение лабиринтов по заданному маршруту. Развитие
способности анализировать простые закономерности: продолжи ряд, закончи узор. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти:
упражнения на запоминание 5 – 6 объектов без учета расположения. Развитие слуховой памяти, повторение последовательности неречевых
заданных звуков (барабан, колокольчик и т. п.). Развитие зрительно-моторной и слухо-двигательной памяти. Развитие мышления: функции
сравнения, анализа и синтеза на наглядном материале (найди отличия, сделай одинаковым); функция классификации (разделение объектов
на группы по цвету, форме, размеру).
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Знакомство с понятием дружба; отработка умения присоединяться к группе одноклассников с использованием игр, стимулирующих
взаимодействие со сверстниками. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный,
дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Способы знакомства; научить детей правильно представлять себя в процессе знакомства;
отработка следующих навыков: «Умение знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение закончить разговор», «Умение присоединиться
к группе», «Умение реагировать на неудачу», «Умение принять отказ». Какое поведение помогает дружбе, какое разрушает дружбу.
Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих навыков: «Умение справляться с давлением группы», «Умение отвечать
на провокации», «Умение справляться со своими эмоциями». Способы попросить прощения; отработка следующих навыков: «Умение
извиняться», «Умение понимать чувства другого». Умение помогать другому и принимать помощь самому; способы просить других о
помощи и благодарить за помощь; отработка следующих навыков: «Умение предложить помощь другу», «Умение просить о помощи».

Совместная работа и ее польза, распределение обязанностей при выполнении общей работы. Расширение поведенческого репертуара,
обогащение опыта общения со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами сотрудничества, развитие способности
договорится с партнером по общению о совместных действиях.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности их проявления, средства и невербального выражения эмоций,
способы адекватного выражения эмоций. Развитие умения идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения
вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния другого. Ознакомление с неречевыми средствами
выражения эмоций. Ознакомление с понятием «жесты». Развитие умения анализировать значение эмоционально-экспрессивных неречевых
средств. Развитие и отработка навыков оказания эмоциональной поддержки. Развитие умения идентификации и дифференциации эмоций
незнакомых людей. Развитие умения выявлять основные признаки эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях.
Развитие умения анализировать причины возникновения разных эмоций. Развитие умения анализировать характерные проявления разных
эмоций. Развитие способности к саморегуляции эмоциональных проявлений. Формирование способности к изменению стратегии
собственного поведения с ориентацией на эмоциональное состояние ближнего. Расширение репертуара способов социально приемлемого
выражения эмоциональных реакций. Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные отношения с окружающими.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Формирование произвольности двигательной регуляции. Оптимизация тонуса мышц. Освоение и закрепление позы покоя и
расслабления мышц рук. Формирование двигательной памяти. Развитие навыков удержания программы. Развитие двигательного контроля.
Снижение импульсивности. Развитие межполушарного взаимодействия. Формирование произвольной регуляции собственной деятельности.
Развитие умения произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие умения различать и сравнивать
мышечные ощущения. Развитие общей координации. Развитие навыков контроля равновесия собственного тела. Развитие
целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие
навыков самоконтроля действий и поведения. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнять. Развитие умения
ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу. Развитие навыков
составления программы: составление плана действий при помощи графических символов.

Тематическое планирование
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения.
Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в
соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или
увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может значительно редуцировать
содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен
модуль, наиболее сохранны у ребенка.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п.

Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных слабовидящих
обучающихся, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название раздела (темы)
Первичная диагностика
Формирование адаптации первоклассников к началу школьного обучения
Развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных
функций
Развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование
учебной мотивации
Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция
недостатков регулятивных процессов
Итоговая диагностика
Итого:

Электронные
образовательные
ресурсы

Количество часов
2
6
7
6
5
5
2
33 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».