Рабочая программа_4_психологическая коррекция_вариант 4.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
4 класс
Составитель: педагог-психолог
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательных классов МАОУ
СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (вариант
4.1), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного
плана при реализации ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1).
Содержание курса «Психологическая коррекция» определяется исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и
направлено на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс является обязательной
частью ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной
школе.
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор,
и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка. Степень
выраженности отставания в психическом развитии зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от
своевременного начала коррекционно-реабилитационной работы. Особенностями психического развития слабовидящих детей является
слабость абстрактно-логического мышления, снижение произвольного внимания, ограниченность знаний и представлений об окружающем
с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно
точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной
ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Таким образом, психологические
особенности слабовидящих обучающихся в значительной мере могут препятствовать формированию учебной деятельности и достижению
требуемых результатов образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной,
эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности слабовидящего ребенка.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сфер
обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Задачи курса:
•
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
•
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
•
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося позитивного отношения к собственному «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
•
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
•
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

•
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса
ребенка в коллективе;
•
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
•
оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками;
•
становление сферы жизненной компетенции;
•
стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций.
2.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими.
3.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации.
4.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от
особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности слабовидящих обучающихся, обусловленные особыми образовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержания курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями
слабовидящего младшего школьника. Учитывая характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог
придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и
заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и бланковых материалов, а также предусматривает наличие
динамических и релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового
доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений в соответствии с общим
содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен эмоциональными
впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной работы, как работа в группе с использованием
элементов тренинговых занятий; ведение структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные, словесные);
работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление социальных историй; отработка простых приемов и техник
релаксации; работа в тетрадях, на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение своевременной информации об индивидуальнопсихологических особенностях и динамике развития слабовидящих младших школьников, позволяет оценивать результаты освоения

обучающимися
коррекционно-развивающего
курса.
Диагностика
проводится
с
использованием
стандартизированных
психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
•
методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;
•
методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;
•
тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой;
•
надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);
•
анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок.
Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
•
анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития коммуникативных навыков младших
школьников;
•
психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
•
метод экспертных оценок;
•
социометрия.
Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
•
«10 слов» А.Р. Лурия;
•
задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;
•
«Последовательные картинки»;
•
предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в текстах;
•
«Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;
•
простые аналогии.
Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей.
Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс
«Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. В соответствии с учебным
планом ФАОП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в
неделю (34 часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание
занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута слабовидящего обучающегося (вариант
4.1) и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 6 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.











Планируемые результаты коррекционного курса:
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался – не постарался, справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не отвлекаясь на
посторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:
 совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;
 улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять последовательные действия на основе словесной инструкции;
 способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать словесные
обозначения пространства,
 возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами,
 возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
 способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
 способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта;
 способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
 возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
 возможность опредмечивания графических знаков;
 способность к вербализации своих действий;
 способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
 способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
 уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
 улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного интереса,
качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности;
 способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать повод для гордости;
 отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную) эмоциональную реакцию.









В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.

Содержание курса
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации. Формирование
мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Умение перекодировать текстовую
информацию в формат таблицы. Логический анализ текстовой информации. Умение работать с информацией в формате таблицы, умение
чтения табличных данных, умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму. Умение заполнять таблицы.
Формирование логического действия анализа и синтеза: выделение существенных признаков, оперирование признаками, синтезирование
объекта по заданным признакам. Формирование логического действия классификации: группировка объектов, называние групп объектов,
определения признака для группировки. Формирование логического действия сравнения: сравнение понятий по существенным признакам.
Формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от второстепенных признаков. Формирование логического
действия обобщения: умение делать выводы на основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста, пословиц и поговорок.
Формирование логического действия обобщения: упражнения на поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения
цепочки логических рассуждений.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и
сотрудничества в команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать информацию и точно ее передавать. Развитие
представлений о конфликте в общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Ознакомление с алгоритмом безопасного и эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение учитывать мнения
разных людей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для
комфортного общения, внимательного отношения к другому человеку. Развитие навыков взаимодействия в команде. Актуализация правил
комфортного общения. Развитие навыков сотрудничества.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы, формированию учебной мотивации
Формирование позитивного самоотношения. Формирование осознания обучающимися происходящих в них перемен (окончание
начальной школы и переход в пятый класс). Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии с другими. Понятие «способности»,
исследование своих способностей и возможностей. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков анализа
своих стремлений и возможностей, их сопоставления. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения планировать цели и пути
самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие представлений о своих интересах, ценностях, способностях.
Формирование способности идентифицировать индивидуальные особенности другого: развитие навыков анализа качеств другого человека
по невербальным и вербальным признакам, поступкам. Развитие навыков самоанализа и умения рассказывать о себе. Формирование умения
идентификации собственных внутренних и внешних изменений. Формирование позитивного образа будущего, актуализация образа
желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Тренировка длительности удержания внимания. Задания на работу с обратным рядом чисел, отработка переключения с программы на
программу. Интериоризация программы работы обратного ряда чисел, самостоятельное построение программы. Интериоризация программ

работы с прямым и обратным рядами чисел. Закрепление работы с обратным рядом по усвоенной программе. Тренировка произвольного
внимания, его распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций. Перенос принципа параллельного поиска на цифробуквенном материале. Тренировка удержания программы, дифференциации близких программ. Закрепление работы по программе с
параллельными рядами чисел. Тренировка переключения зрительного внимания. Отработка в речевом плане программы действий с
параллельными рядами. Проверка возможности построения программы с параллельными рядами чисел по аналогии с предыдущими.
Закрепление действия по программе «параллельные ряды», выбор и проговаривание программы. Перенос программы, действие по
усвоенной программе «параллельные ряды». Тренировка навыка анализа новой программы, тренировка контроля своих действий в
наглядной программе.

Тематическое планирование
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения.
Программа курса строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в
соответствии с особенностями обучающихся. Количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или
увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Помимо этого, педагог-психолог может значительно редуцировать
содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен
модуль, наиболее сохранны у ребенка.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п.
Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных слабовидящих
обучающихся, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Название раздела (темы)
Первичная диагностика
Развитие познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных
функций
Развитие коммуникативных компетенций и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими
Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы, формирование
учебной мотивации
Развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция
недостатков регулятивных процессов
Итоговая диагностика
Итого:

Электронные
образовательные
ресурсы

Количество часов
2
8
8
7
7
2
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».