МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическое объединение учителей общественнонаучных предметов Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №88 Цыганова С.В. Головчак Е.В. Протокол МО №1 от 25.08.2023 г. 28.08.2023 г. Приказ № 364 от 30.08.2023 г. Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10 и 11 классов Составитель: учитель истории и обществознания Булавко Татьяна Владимировна Срок реализации программы: 2023 – 2024 учебный год Тюмень, 2023 1 1. Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г., 24.09.2020, 11.12.2020 г.); Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з); Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2018 г. (с изменениями, утвержденными приказом директора МАОУ СОШ №88 от 30.08.2023 г.), а также авторской программы Каменчук И.Л. Программа учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования : 10–11 классы / И.Л. Каменчук, С.А. Геращенко, М.В. Сергеева. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. Место учебного предмета в учебном плане Программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» рассчитана на 34 учебных часа. Для реализации рабочей учебной программы используется учебник Обществознание. 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2020. Дополнительная литература для учителя Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание.11 класс: тетрадь-тренажѐр/ (О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2015. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Басик Н.Ю. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: базовый уровень- М., «Просвещение», 2014 Обществознание. Школьный словарь. 10 – 11 класс; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянов. – М.: Просвещение, 2015. Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание» /Баранов П.А. – М.: АСТ Астрель, 2009 Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества» /Баранов П.А. – М.: АСТ Астрель, 2009 Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения» /Баранов П.А. – М.: АСТ Астрель, 2009 Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право» /Баранов П.А. – М.: АСТ Астрель, 2009 Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика» /Баранов П.А. – М.: АСТ Астрель, 2009 Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика» /Баранов П.А. – М.: АСТ Астрель, 2009 Клименко Н. Обществознание. Пособие для поступающих в ВУЗы / Н. Клименко.- М.: «Дрофа», 2000 Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах /А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина.- М. – Эксмо, 2012 2 Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Иванова Л.Ф. «Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений: профильный уровень». – М.: «Просвещение», 2008 Для обеспечения реализации рабочей программы в очном формате и с использованием дистанционных технологий в образовательном процессе будут использоваться образовательные интернет площадки, ресурсы и приложения: Интернет-ресурсы: 1. http://www.ed.gov.ru/: официальный сайт Министерства образования РФ. 2. http://www.kremlin.ru/: официальный сайт Президента РФ. 3. http://www.garant.ru/: Гарант (законодательство с комментариями). 4. http://www.consultant.ru/: Консультант-плюс (справочные правовые системы). 5. http://www.edu.ru/: Российское образование. Федеральный портал. 6. http://ismo.ioso.ru/: Институт общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО). Сайты исследовательских лабораторий, тематические видеоконференции. 7. http://www.hist.msu.ru/: Исторический факультет МГУ. 8. http://socionet.ru: Соционет. 9. http://fcior.edu.ru/: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. 10. http://school-collection.edu.ru: коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рабочая программа предназначена для реализации как в очном, так и в смешанном формате обучения (с использованием дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов). 2. Планируемые результаты Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов. Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны отражать: 1) развитие личности обучающихся средствами курса, предлагаемого для освоения учебного предмета: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; 2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; 3) развитие способности к непрерывному самообразованию, к овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; 4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; 5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Планируемые личностные результаты Личностные результаты включают: 1) отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; 2) отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и 3 правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; определение своего места в поликультурном мире; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 6) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику общественных отношений. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты отражают: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Регулятивные универсальные учебные действия: умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях; способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку; умение генерировать идеи и определять средства для их реализации; 4 умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные универсальные учебные действия: моделирование социально-политических процессов; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы); способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности; понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера; умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров; развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Планируемые предметные результаты В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» обучающийся научится по темам: «Человек. Человек в системе общественных отношений»: – выделять черты социальной сущности человека; – определять роль духовных ценностей в обществе; – распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами; – различать виды искусства; – соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали; – выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; – выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида; – раскрывать связь между мышлением и деятельностью; – различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности; – выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности; – анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия; – различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами; – выявлять особенности научного познания; – различать абсолютную и относительную истины; – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; – выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе; – выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека. «Общество как сложная динамическая система»: 5 – характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; – выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития; – приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; – формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. «Экономика»: – раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; – конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; – объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; – оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; – различать формы бизнеса; – извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; – различать экономические и бухгалтерские издержки; – приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; – различать деятельность разных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; – различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; – выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; – определять причины безработицы, различать ее виды; – высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; – объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; – анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; – приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; – высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; – различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); – различать и сравнивать пути достижения экономического роста. «Социальные отношения»: – выделять критерии социальной стратификации; – анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; – выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; – выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; – конкретизировать примерами виды социальных норм; – характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; – различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; 6 – определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; – различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; – выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; – характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; – характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; – характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; – высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; – формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; – осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; – оценивать собственные отношения и взаимодействия с другими людьми с позиций толерантности. «Политика»: – выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; – различать политическую власть и другие виды власти; – устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; – высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; – раскрывать роль и функции политической системы; – характеризовать государство как центральный институт политической системы; – различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; – характеризовать демократическую избирательную систему; – различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; – устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; – определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; – конкретизировать примерами роль политической идеологии; – раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; – формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль СМИ в современной политической жизни; – иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; – различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. «Правовое регулирование общественных отношений»: – сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами; – выделять основные элементы системы права; – выстраивать иерархию нормативных актов; – выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации; – различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; – обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей; 7 – аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав; – раскрывать содержание гражданских правоотношений; – применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; – различать организационно-правовые формы предприятий; – характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; – давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; – находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования; – характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; – иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; – извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ); – объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека. В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» обучающийся получит возможность научиться по темам: «Человек. Человек в системе общественных отношений»: – использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; – оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; – характеризовать основные методы научного познания; – выявлять особенности социального познания; – различать типы мировоззрений; – объяснять специфику взаимовлияния двух миров – социального и природного – в понимании природы человека и его мировоззрения; – выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее. «Общество как сложная динамическая система»: – устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; – выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; – систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). «Экономика»: – выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; – выявлять противоречия рынка; – раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; – раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; – обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; – различать источники финансирования малых и крупных предприятий; – определять практическое назначение основных функций менеджмента; – определять место маркетинга в деятельности организации; – применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; – оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; – раскрывать фазы экономического цикла; – высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; 8 – извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. «Социальные отношения»: – выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; – высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; – анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; – выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; – толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; – находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; – выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; – выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения; – анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. «Политика»: – находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; – выделять основные этапы избирательной кампании; – в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; – отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; – самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; – характеризовать особенности политического процесса в России; – анализировать основные тенденции современного политического процесса. «Правовое регулирование общественных отношений»: – действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; – перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции; – характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ; – ориентироваться в предпринимательских правоотношениях; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; – оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону; – характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. Система оценки и виды контроля Оценка учебных достижений, обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по Программе учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания». Зачтено 5 (отлично) Ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности литературным языком; представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы (темы) на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием терминологии и понятий в контексте ответа; дана аргументация своего мнения с опорой на социально-политические факты 9 4 (хорошо) 3 (удовлетв.) Не зачтено 2 (неудовлетв.) Ответ полный и правильный, материал изложен в пределенной логической последовательности, НО при этом допущены 2–3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя; представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы (темы) с корректным использованием понятийного аппарата в контексте ответа Около половины ключевых понятий темы отбираются, определяются и описываются; включается около половины значительных фактов, поддерживающих детали; около половины объема информации – правильная, остальная – неверная, неточная или отсутствует Незначительное количество ключевых понятий темы отбираются, определяются, описываются; факты, поддерживающие детали, не включаются или включаются крайне недостаточно; в основном информация неверная, неточная или не относится к делу 3. Содержание элективного курса Учебный (элективный) курс «Актуальные вопросы обществознания» разработан для обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей, обучающихся и призван компенсировать не включенные в учебный план дисциплины из обязательного перечня учебных предметов, предусмотренных ФГОС СОО. Основная цель изучения учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания»: формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма; формирование правовой культуры и правосознания; формирование уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям; развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции и в законодательстве Российской Федерации; создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе. Основные задачи: закрепление изученного в основной школе материала курса «Обществознание», развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний; развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях; понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания. На основе полученных знаний учащиеся научатся: анализировать возникающие в жизни ситуации; использовать полученные знания о социальных нормах и ценностях в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризовать основные методы научного познания; 10 формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; представлять этнокультурное и языковое богатство народов России, определять роль духовных ценностей в обществе; понимать направления государственной экономической политики, объяснять поведение основных субъектов экономических отношений, оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, действие законов спроса и предложения, механизмы ценообразования, поведение участников трудовых отношений; понимать финансовую грамотность как одну из важнейших компетенций человека; понимать основные принципы управления личными (семейными) финансами, формирования личных сбережений и пенсионных накоплений, в том числе с использованием услуг финансовых организаций; вопросы финансового планирования и понятия финансовых рисков, основы системы уплаты налогов, осуществления инвестиций, роль, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации; высказывать аргументированные суждения о соотношении целей и средств в политике; уметь раскрывать роль и функции политической системы; различать типы политических режимов; иметь знания о политической системе Российской Федерации, парламентских партиях, избирательной системе, государственном устройстве, институтах государственной власти и местного самоуправления, разделении полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Общая характеристика элективного курса Содержание учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» представлено модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включенные в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать под любые условия организации учебного процесса. Программный материал отражает все современные запросы общества: возможность рассмотрения места человека в системе мироздания, осознания смысла и предназначения его существования, выработки определенного стиля поведения; осознание приоритета отечественных социальных ценностей и политических, экономических и духовно-нравственных ориентаций; актуализация разнообразных общечеловеческих, национальных, религиозных и гражданских ценностей. Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством. Программа предусматривает формирование таких качеств личности, как активность, инициативность, конкурентоспособность, способность к рефлексии и самооценке, готовность обучаться в течение всей жизни, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение ставить и достигать цели, выбирать жизненные стратегии, умение делать выбор и осмысливать его последствия, прогнозировать результаты собственной деятельности, вести консенсусный диалог. Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями современной дидактики и возрастной психологии, включает национально-региональный компонент и направлено на решение задач по формированию у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами, а также по формированию базовых социальных компетенций функциональной общегражданской грамотности. Программа учебного (элективного) курса «Актуальные вопросы обществознания» состоит из шести разделов: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политическая система общества», «Конституция РФ», «Право». Последовательность изучения разделов определяет логика УМК, выбранного учителем из федерального перечня учебников. Принципы и особенности содержания Программы: 11 1. Принцип систематичности и последовательности требует соблюдения преемственности в изучении отдельных блоков и тем курса «Актуальные вопросы обществознания», обеспечения логических связей между усвоением способов действий и знаний, между формами и методами обучения и формами и методами контроля (самоконтроля), что позволит увеличить объем усвоения учебного материала. 2. Принцип непрерывности заключается в реализации процесса личностного и образовательного роста потенциала, обучающегося на уровне среднего общего образования на основе продолжения преподавания обществоведческого курса, его повторения и углубления знаний об обществе, полученных на уровне основного общего образования. 3. Принцип доступности и индивидуализации подразумевает выбор главного и существенного в эмпирическом компоненте содержания курса, использование в ходе обучения достаточного количества идей, теорий и закономерностей развития общества, что в полной степени реализует дифференцированный подход к личности каждого обучающегося и обеспечивает нормированный объем домашнего задания. 4. Принцип вариативности в организации образовательной деятельности является одним из фундаментальных характеристик нового качественного обеспечения образования обучающихся и предполагает многообразие и гибкость используемых в Программе форм, средств и методов обучения, реализуемых в зависимости от особенностей региона, типа образовательного учреждения, состояния его материально-технической базы, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей личности обучающегося. 5. Принцип минимакса в организации образовательной деятельности заключается в том, что содержание Программы предлагает изучение курса «Актуальные вопросы обществознания» каждым обучающимся на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума, закрепленного ФГОС СОО, а каждый обучающийся выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнями. 6. Системно-деятельностный подход своей основной целью имеет формирование у обучающихся целостного представления об обществе как системе тесно взаимосвязанных элементов (сфер и институтов), что направлено на рассмотрение взаимосвязи теоретических положений курса с социальной практикой и достижением предметных, метапредметных и личностных результатов. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» Тема 1. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Человек и общество» Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств и критериев оценки). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тема 2. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Сознание и познание» Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). Тема 3. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Социальное развитие современного общества». Характеристика понятий «социальные отношения», «демографические проблемы», «критерии стратификации», «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве 12 и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Тема 4. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» Силы, которые управляют рынком. Банковская система. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Экономические проблемы безработицы. Причины и виды безработицы. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Влияние инфляции на семейную экономику. Экономические задачи государства. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. Государственные финансы. Налоги как источник доходов государства. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют. Экономическое устройство России на рубеже XX – XXI вв. к какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Тема 5. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Конституция Российской Федерации» Характеристика понятия «конституция». История конституционного строительства. Современная российская Конституция: основные положения, изменения 2020 года. Характеристика основ государственного строя. Полномочия высших органов власти. Разграничение предметов ведения. Тема 6. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Право» Характеристика понятий «правоотношения», «правонарушения», «отрасли и институты права», «правовая семья». Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Изучение тенденций развития правоотношений в современном мире. Анализ правовых ситуаций. Решение задач по правовым вопросам. Тема 7. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Политика» Характеристика понятий «политический процесс», «политическое участие», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. 4. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование по обществознанию для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО: Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел: - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; 13 - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование раздела, темы Кол-во часов Введение Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Человек и общество» Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Сознание и познание» Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Социальное развитие современного общества». Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Конституция Российской Федерации» Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Право» Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Политика» 1 5 Итого 34 Из них Проектная и научноКонтрольные исследовательская работы деятельность 4 3 7 4 6 4 14 Название изучаемой темы Кол иче ств о час ов Планируемые результаты Предметные Основные виды деятельности учащихся Личностные Метапредметные Ученик научится Ученик получит возможность научиться Введение (1 час) Введение Обществознание: цели, задачи, особенности курса 1 Познакомиться с демо-вариантом, кодификатором ЕГЭ по обществознанию Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Человек и общество» (5 часов) Общество как динамическая система. 1 Распознавание проявлений системности Проблема общественного прогресса 1 Понимание свойств и критериев оценки Целостность современного мира, его противоречия признаков динамизма и и Понимание основных тенденций развития современного мира Ориентироваться в экономических реалиях современной России. Делать осознанный выбор будущей профессии оценивать возможности Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать корректировать Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; Устанавливать причинноследственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом; 15 Культура и духовная жизнь 1 Мораль, основные категории. 1 ее Социальные развития функции, тенденции реализации собственных жизненных планов в условиях современной экономической системы. Выработать сознательное отношение к непрерывному образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Способствовать формированию отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональны х проблем. Формировать предпринимательс кие способности. деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; готовность и способность к самостоятельно й информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироватьс я в различных источниках информации, критически оценивать и выявлять, анализировать, систематизироват ь и оценивать информацию, иллюстрирующу ю многообразие и противоречивост ь социального развития; приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы; формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем. выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития; систематизиров ать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица). 16 интерпретирова ть информацию, получаемую из различных источников. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Сознание и познание» (4 часа) Человек как индивид, индивидуальность, личность. 1 Определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов Деятельность человека. 1 Определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов Социализация личности 1 Определение признаков оценка суждений, проблемных задач Научное познание 1 Распознавание методов научного знания, анализ научной информации понятия, решение Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других Умение самостоятельн о определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролироват ь корректироват ь деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; готовность и Выявлять особенности научного познания; различать абсолютную и относительную истины; иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека; выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительност и в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе Применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития; характеризоват ь основные методы научного познания; выявлять особенности социального познания; 17 видах деятельности; Готовность и способность к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. способность к самостоятельн ой информацион нопознавательно й деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироват ься в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретиро вать информацию, получаемую из различных источников различать типы мировоззрений; выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументироват ь ее. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Социальное развитие современного общества». (3 часа) Характеристика понятий 1 Определение значения понятий и их контекстное использование, анализ Осознавать свою гражданскую Умение самостоятельн Выделять критерии Выделять причины 18 «социальные отношения», «демографические проблемы», «критерии стратификации», «социальный конфликт». примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов. Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. 1 Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. 1 Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях с изменения из адаптированных источников различного типа. идентичность, чувство ответственности перед Родиной. Уважать свою страну, гордиться прошлым и настоящим и настоящим многонациональног о народа России. Определять свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества. о определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролироват ь корректироват ь деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; готовность и способность к самостоятельн ой информационн опознавательно й деятельности, владение социальной стратификации; анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; конкретизироват ь примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; осуществлять социального неравенства в истории и современном обществе; высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающ их успешность самореализаци и молодежи в современных условиях; анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов 19 навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентировать ся в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретиров ать информацию, получаемую из различных источников комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (7 часов) Силы, которые управляют рынком. Банковская система. 1 1 Объяснять функции финансового рынка. Различать различные финансовые институты. Называть и иллюстрировать примерами деятельность финансовых институтов. Находить и извлекать социальную Ориентироваться в экономических реалиях современной России. Делать осознанный выбор будущей профессии и оценивать возможности реализации Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать корректировать Объяснять механизм свободного ценообразовани я, приводить примеры действия законов спроса и предложения; оценивать влияние Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; выявлять противоречия рынка; раскрывать роль и место 20 информацию об источниках финансирования бизнеса. Экономические проблемы безработицы. Экономические основы деятельности фирмы. Макроэкономичес кие процессы в экономике страны. 1 Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда. 1 Раскрывать смысл понятия «фирма». Описывать роль фирм в экономике. Называть и иллюстрировать примерами деятельность различных фирм. 1 Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. собственных жизненных планов в условиях современной экономической системы. Выработать сознательное отношение к непрерывному образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Способствовать формированию отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; готовность и способность к самостоятельно й информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироватьс я в различных источниках информации, конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; различать деятельность разных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в фондового рынка в рыночных структурах; раскрывать возможности финансировани я малых и крупных фирм; обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; различать источники финансировани я малых и крупных предприятий; высказывать аргументирован ные суждения о противоречиво м влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных 21 Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют 1 Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс». Экономическое устройство России на рубеже XX – XXI веков. 1 Характеризовать экономическую ситуацию в современной России. критически оценивать и интерпретирова ть информацию, получаемую из различных источников банковской системе РФ; различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп. экономик; давать оценку противоречивы м последствиям экономической глобализации. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Конституция Российской Федерации» (4 часа) Характеристика понятия «конституция». История конституционного строительства. 1 Современная российская Конституция: основные положения, 1 Раскрывать значение понятий Конституция, государственная власть, гражданство, основы конституционного строя, законодательный процесс, суверенитет. Называть элементы структуры государственной власти в России; полномочия органов государственной власти в РФ; принципы гражданства в РФ. Понимать значение Конституции РФ отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать корректировать деятельность; Различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироватьс я в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями Перечислять участников законотворческ ого процесса и раскрывать их функции; характеризоват ь механизм судебной защиты прав человека и гражданина в 22 изменения 2020 г. в политической, экономической и общественной жизни и развитии нашей страны; основные этапы законодательного процесса, его особенности. Классифицировать функции органов государственной власти. Характеристика основ государственного строя. Полномочия высших органов власти. 1 Разграничение предметов ведения федерального центра и субъектов 1 Иллюстрировать примерами основные положения Конституции РФ (светское, политический плюрализм и т.д.); нормы (в том числе и международного права), регулирующие правовой статус человека и гражданина. Рассматривать гарантированность прав и свобод граждан, основываясь на Конституции РФ, документы международного права. Участвовать в дискуссиях по вопросам о необходимости участия граждан в избирательном процессе; совершенстве системы правосудия в РФ. Объяснять, как осуществляется правосудие в России. Характеризовать сферу полномочий судов; деятельность и полномочия Прокуратуры РФ и Следственного комитета и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности. использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; готовность и способность к сам-ой информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироватьс я в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретирова гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод; обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционн ых обязанностей; характеризовать основы гос. строя РФ; определять полномочия высших органов гос. власти; различать предметы ведения федерального центра и РФ; характеризоват ь основные направления деятельности государственны х органов 23 ть информацию, получаемую из различных источников субъектов федерации. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Право» (6 часов) Характеристика понятий правоотношения, правонарушения, отрасли и институты права, правовая семья. Правоотношения. Система права. Правовые акты. 1 Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правомерное поведение». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответственности и ее основные виды 1 Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; определение своего места в поликультурном мире. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; готовность и способность к Раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; различать организационноправовые формы предприятий; характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров; давать Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений; ориентировать ся в предпринимат ельских правоотношен иях; выявлять общественну ю опасность коррупции для гражданина, общества и государства; 24 1 Характеризовать функции и полномочия ООН и ее структурных подразделений в области прав человека. Перечислять международные соглашения по вопросам защиты прав человека. Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод. Называть виды международных преступлений. Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений. Изучение тенденций развития правоотношений в современном мире. 1 Умение анализировать и сопоставлять различные тенденции развития правоотношений в современном мире. Анализ правовых ситуаций. 1 Умение анализировать различные жизненные ситуации с позиции правовых норм Решение задач по правовым вопросам. 1 Умение решать правовые задачи. Международное гуманитарное право. самостоятельно й информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироватьс я в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретирова ть информацию, получаемую из различных источников обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни; характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора; иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозироват ь последствия принимаемых решений; оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону. 25 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Политика» (4 часа) Функционировани е гражданского общества. Демократические принципы в современном государстве. Политические партии и их роль в современном обществе. Культура политического участия. 1 Знать функции политической системы. Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом, выделять главное 1 Определять, как устроена избирательная система Российской Федерации. Выявлять основные принципы избирательного права. Определять основные стадии избирательного процесса и дать их характеристику. Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом. 1 Давать определение «политическая партия». Выделять основные признаки политической партии и дать их характеристику. Выявлять виды политических партий. 1 Выделять типы политической культуры и характеризовать их. Определять основные функции политической культуры. Давать определение понятия политическое участие. Определять формы политического участия и давать их характеристику. Осознавать свою гражданскую идентичность, чувство ответственности перед Родиной. Уважать свою страну, гордиться прошлым и настоящим и настоящим многонациональног о народа России. Определять свою гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; готовность и способность к самостоятельно й информационно познавательной деятельности, Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; высказывать аргументирован ные суждения о соотношении средств и целей в политике; характеризовать государство как центральный институт политической системы; различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; обобщать и Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; выделять основные этапы избирательной кампании; в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; отбирать и систематизиров ать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправлени я; 26 владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироватьс я в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретирова ть информацию, получаемую из различных источников систематизиров ать информацию о сущности демократии; формулировать суждение о значении многопартийно сти и идеологическог о плюрализма в современном обществе; различать и приводить примеры непосредственн ого и опосредованног о политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. самостоятельно давать аргументирован ную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; характеризоват ь особенности политического процесса в России; анализировать основные тенденции современного политического процесса. 27 28