МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Администрации города Тюмени МАОУ СОШ 88 города Тюмени РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическое объединение учителей математики Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №88 Цыганова С.В. Головчак Е.В. 28.08.2023 г. Приказ № 364 от 30.08.2023 г. Протокол МО №1 от 25.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность. Математическая грамотность» для 8 классов Тюмень – 2023 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических рекомендаций по математической грамотности обучающихся 59 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской академии образования» (2021) Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе. Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие способности человека способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); Планируемые результаты Метапредметные и предметные Уровень освоения Уровень узнавания и понимания Уровень понимания и применения Уровень анализа и синтеза Планируемый результат находит и извлекает математическую информацию в различном контексте применяет математические знания для решения разного рода проблем формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации Личностные результаты - оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Программа рассчитана на 1 год обучения (8 класс), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Общее количество часов: 34, 1 час в неделю Содержание курса В 8 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение применять знания для решения поставленных перед учеником практических задач, учатся анализировать предметного и обобщать содержания в (интегрировать) разном информацию контексте, учатся различного оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах. Проектирование достижения планируемых образовательных результатов курса Уровни ПОР Типовые задачи Инструменты и средства Уровень узнавания Находит и извлекает Определить вид текста, его Тексты (учебный, и понимания информацию из источник. Обосновать своѐ художественный, различных текстов мнение.Выделить основную научномысль в текст, популярный, Учим воспринимать резюмировать его идею. публицистически и объяснять Предложить или объяснить й; информацию заголовок, название текста. повествовательн Ответить на вопросы ый, словами текста. Составить описательный, вопросы потексту. объяснительный; Продолжить предложение медийный). словами из текста. По содержанию Определить назначение тексты должны текста, привести примеры быть жизненных ситуаций, в математические, которых можно и нужно естественноиспользовать информацию научные, из текста. финансовые. Объѐм: не более одной страницы. Уровень понимания Применяет Сформулировать проблему, Задачи и применения информацию, описанную в тексте. (проблемные, извлечѐнную из Определить контекст. ситуационные, текста, для решения Выделить информацию, практикоориенти Учим думать и разного рода которая имеет рованные, рассуждать проблем принципиальное значение открытого типа, для решения проблемы. контекстные). Отразить описанные в Проблемнотексте факты и отношения познавательные между ними в граф-схеме задания. (кластере, таблице) Графическая Из предложенных вариантов наглядность: выбрать возможные пути и граф-схемы, способы решения проблемы. кластеры, Вставить пропущенную в таблицы, тексте информацию из диаграммы, таблицы, граф-схемы, интеллект-карты. диаграммы. Изобразительная Привести примеры наглядность: жизненных ситуаций, в иллюстрации, которых могут быть рисунки. применены установленные Памятки с пути и способы решения проблемы. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. Уровень анализа и Анализирует и Выделить составные части в синтеза интегрирует представленной информацию для информации (тексте, задаче, проблеме), установить Учим анализировать принятия решения между ними взаимосвязи. и интерпретировать Сформулировать проблему проблемы на основе анализа представленнойситуации. Определить контекст проблемной ситуации. Определить область знаний, необходимую для решения данной проблемы. Преобразовать информацию из одной знаковой системы в другую (текст в схему, таблицу, карту и наоборот). Составить аннотацию, рекламу, презентацию. Предложить варианты решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметного знания. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать аналитические выводы. Уровень оценки в Принимает решение Оценить качество рамках предметно- на основе оценки и представленной го содержания интерпретации информации для решения информации личных, местных, национальных, глобальных Учим оценивать и проблемы. принимать решения Предложить пути и способы решения обозначенных проблем. Спрогнозировать Оценить предложенные пути и способы решения проблем, выбрать и обосновать наиболее эффективные. алгоритмами решения задач, проблем, заданий Тексты, задачи, ситуации Задачи (проблемные, ситуационные, практикоориенти рованные, открытого типа, контекстные). Проблемнопознавательные задания. Графическая наглядность: граф-схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, интеллект-карты. Изобразительная наглядность: иллюстрации, рисунки. Памятки с алгоритмами решения Тексты, задачи, ситуации Карты: модельные, технологические, ментальные, дорожные (предположить) возмо Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения проблемы. Уровень оценки в рамках метапредметного содержания Учим действовать Оценивает информацию и принимает решение в условиях неопределѐнности и многозадачности Сформулировать проблему (проблемы) на основе анализа ситуации. Выделить граничные условия неопределѐнности многозадачности указанной проблемы. Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для решения проблемы. Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы. Обосновать свой выбор. Доказать результативность и целесообразность выбранных способов деятельности. Типичные задачи (задания) метапредметного и практического характера. Нетипичные задачи (задания) метапредметного и практического характера. Комплексные контекстные задачи (PISA) Тематическое планирование элективного курса «Математическая грамотность» Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания Всего часов 1 1 1 1 1 Электронные образовательные ресурсы Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк заданий и методические рекомендации http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/functionallitera cy/events Банк заданий - тренажер заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/content/?situa tions=true&knowledge=1 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Решение геометрических задач исследовательского характера. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом:части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц 14. Графы и их применение в решении задач 15. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики:таблицы, диаграммы, вычисление вероятности 16. 17. 18. 19. 20. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Задачи практикоориентированного содержания: на движение, на совместную работу Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах Интерпретация трѐхмерных изображений Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. 30. Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы 31. Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы Задачи с лишними данными Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов Урок комплексной оценки математической грамотности Итого 32. 33. 34. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34