Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность. Математическая грамотность для 8 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ 88 города Тюмени

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей математики

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность. Математическая грамотность»
для 8 классов

Тюмень – 2023

Пояснительная записка
Рабочая

программа

элективного

курса

составлена

на

основе

«Методических рекомендаций по математической грамотности обучающихся 59 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ
«Института стратегии развития образования российской академии образования»
(2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений,

обеспечивающих

полноценное

функционирование

человека

в

современном обществе.
Основной

целью

программы

является

развитие

математической

грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие способности человека способности
человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных

контекстах.

Эта

способность

включает

математические

рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает
людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения
Уровень узнавания и
понимания
Уровень понимания и
применения
Уровень анализа и
синтеза

Планируемый результат
находит и извлекает математическую информацию в различном
контексте
применяет математические знания для решения разного рода
проблем
формулирует математическую проблему на основе анализа
ситуации

Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
предметного
содержания
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в
контексте лично значимой ситуации

интерпретирует и оценивает математические результаты в
контексте национальной или глобальной ситуации

Личностные результаты
-

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и

общечеловеческих

ценностей;

формулирует

собственную

позицию

по

отношению к прочитанному
Программа рассчитана на 1 год обучения (8 класс), реализуется из части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Общее количество часов: 34, 1 час в неделю
Содержание курса
В 8 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются

тексты

различные

по

оформлению,

стилистике,

форме.

Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение применять
знания для решения поставленных перед учеником практических задач, учатся
анализировать
предметного

и

обобщать

содержания

в

(интегрировать)
разном

информацию

контексте,

учатся

различного
оценивать

и

интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать,
делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем
и явлений формируется в отрыве от предметного содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в

сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач;
проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и
реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах.
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов курса
Уровни
ПОР
Типовые задачи
Инструменты и
средства
Уровень узнавания Находит и извлекает Определить вид текста, его
Тексты (учебный,
и понимания
информацию из
источник. Обосновать своѐ
художественный,
различных текстов
мнение.Выделить основную
научномысль в текст,
популярный,
Учим воспринимать
резюмировать его идею.
публицистически
и объяснять
Предложить или объяснить
й;
информацию
заголовок, название текста.
повествовательн
Ответить на вопросы
ый,
словами текста. Составить
описательный,
вопросы потексту.
объяснительный;
Продолжить предложение
медийный).
словами из текста.
По содержанию
Определить
назначение тексты должны
текста, привести примеры быть
жизненных ситуаций, в математические,
которых можно и нужно естественноиспользовать информацию научные,
из текста.
финансовые.
Объѐм: не более
одной страницы.
Уровень понимания Применяет
Сформулировать проблему, Задачи
и применения
информацию,
описанную
в
тексте. (проблемные,
извлечѐнную
из Определить контекст.
ситуационные,
текста, для решения Выделить
информацию, практикоориенти
Учим думать и
разного
рода которая
имеет рованные,
рассуждать
проблем
принципиальное значение открытого типа,
для решения проблемы.
контекстные).
Отразить
описанные
в Проблемнотексте факты и отношения познавательные
между ними в граф-схеме задания.
(кластере, таблице)
Графическая
Из предложенных вариантов наглядность:
выбрать возможные пути и граф-схемы,
способы решения проблемы. кластеры,
Вставить пропущенную в таблицы,
тексте
информацию
из диаграммы,
таблицы,
граф-схемы, интеллект-карты.
диаграммы.
Изобразительная
Привести
примеры наглядность:
жизненных ситуаций, в иллюстрации,
которых
могут
быть рисунки.
применены установленные Памятки с

пути и способы решения
проблемы.
Построить
алгоритм
решения
проблемы
по
данному условию.
Уровень анализа и Анализирует и
Выделить составные части в
синтеза
интегрирует
представленной
информацию для
информации (тексте, задаче,
проблеме),
установить
Учим анализировать принятия решения
между ними взаимосвязи.
и интерпретировать
Сформулировать проблему
проблемы
на основе анализа
представленнойситуации.
Определить контекст
проблемной ситуации.
Определить область
знаний, необходимую для
решения данной проблемы.
Преобразовать информацию
из одной знаковой системы
в другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот).
Составить
аннотацию,
рекламу, презентацию.
Предложить
варианты
решения
проблемы,
обосновать
их
результативность
с
помощью
конкретного
предметного знания.
Привести
примеры
жизненных ситуаций, в
которых опыт решения
данных проблем позволить
быть
успешным,
результативным.
Составить
алгоритм
решения проблем данного
класса.
Сделать
аналитические выводы.
Уровень оценки в
Принимает решение Оценить качество
рамках предметно- на основе оценки и представленной
го содержания
интерпретации
информации для решения
информации
личных, местных,
национальных, глобальных
Учим оценивать и
проблемы.
принимать решения
Предложить пути и способы
решения обозначенных
проблем. Спрогнозировать
Оценить предложенные
пути и способы решения
проблем, выбрать и
обосновать наиболее
эффективные.

алгоритмами
решения задач,
проблем, заданий
Тексты, задачи,
ситуации Задачи
(проблемные,
ситуационные,
практикоориенти
рованные,
открытого типа,
контекстные).
Проблемнопознавательные
задания.
Графическая
наглядность:
граф-схемы,
кластеры,
таблицы,
диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:
иллюстрации,
рисунки.
Памятки с
алгоритмами
решения

Тексты, задачи,
ситуации Карты:
модельные,
технологические,
ментальные,
дорожные

(предположить) возмо

Создать дорожную
(модельную,
технологическую) карту
решения проблемы.

Уровень оценки в
рамках
метапредметного
содержания
Учим действовать

Оценивает
информацию и
принимает
решение в
условиях
неопределѐнности
и многозадачности

Сформулировать проблему
(проблемы) на основе анализа
ситуации.
Выделить граничные
условия неопределѐнности
многозадачности указанной
проблемы.
Отобрать (назвать)
необходимые ресурсы
(знания) для решения
проблемы.
Выбрать эффективные пути и
способы решения проблемы.
Обосновать свой выбор.
Доказать результативность и
целесообразность выбранных
способов деятельности.

Типичные
задачи
(задания)
метапредметного и
практического
характера.
Нетипичные задачи
(задания)
метапредметного и
практического
характера.
Комплексные
контекстные задачи
(PISA)

Тематическое планирование элективного курса
«Математическая грамотность»
Тема занятия

1.

2.

3.

4.

5.

Представление данных в виде
таблиц. Простые и сложные
вопросы.
Работа с информацией,
представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или
круговой, схем.
Арифметические и алгебраические
выражения: свойства операций и
принятых соглашений.
Вычисление расстояний на
местности в стандартных
ситуациях и применение формул в
повседневной жизни
Геометрические задачи на
построения и на изучение свойств
фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач
практического содержания

Всего
часов
1
1

1

1

1

Электронные образовательные
ресурсы
Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий и методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Электронный банк заданий по
формированию функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru/functionallitera
cy/events
Банк заданий - тренажер заданий
в формате PISA https://media.prosv.ru/content/?situa
tions=true&knowledge=1

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.

Решение геометрических задач
исследовательского характера.
Размеры объектов окружающего
мира (от элементарных частиц до
Вселенной) длительность
процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Числа и единицы измерения:
время, деньги, масса, температура,
расстояние
Вычисление величины,
применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для
решения проблем
Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом:части,
проценты, пропорция, движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность
(чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц

14.

Графы и их применение в решении
задач

15.

Геометрические задачи на
построение и на изучение свойств
фигур: геометрические фигуры на
клетчатой бумаге,
конструирование
Элементы логики, теории
вероятности,
комбинаторики:таблицы,
диаграммы, вычисление
вероятности

16.

17.

18.

19.

20.

Решение задач на вероятность
событий в реальной жизни.
Задачи практикоориентированного содержания: на
движение, на совместную работу
Геометрические задачи на
построения и на изучение свойств
фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач
практического содержания.
Решение задач на вероятность
событий в реальной жизни.

1
1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

1
1

1

1

21.

22.

23.

24.

25.

26.
27.

28.

29.

Элементы теории множеств как
объединяющее основание многих
направлений математики.
Статистические явления,
представленные в различной
форме: текст, таблица, столбчатые
и линейные диаграммы,
гистограммы
Работа с информацией,
представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или
круговой, схем
Вычисление расстояний на
местности в стандартных
ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Математическое описание
зависимости между переменными в
различных процессах
Интерпретация трѐхмерных
изображений
Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления
того или иного события
Решение типичных
математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования
Моделирование изменений
окружающего мира с помощью
линейной функции.

30.

Представление данных в виде
таблиц. Простые и сложные
вопросы

31.

Представление данных в виде
диаграмм. Простые и сложные
вопросы
Задачи с лишними данными
Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
различными представлениями
чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов
Урок комплексной оценки
математической грамотности
Итого

32.
33.

34.

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».