МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования Администрации города Тюмени МАОУ СОШ № 88 города Тюмени РАССМОТРЕНО методическое объединение классных руководителей Протокол МО №1 от 23.08.2023 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Крикало Т.И. 28.08.2023 УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №88 Головчак Е.В. Приказ № 364 от 30.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность. Цифровой мир» для обучающихся 10-11 классов Тюмень, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА В рамках программы «Финансовая грамотность» реализуется обучение финансовой грамотности с учетом их потребностей в финансовой социализации, опыта взаимодействия с миром финансов. Значительное внимание в процессе обучение уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, решению финансовых задача на грамотный и обоснованный выбор финансовых услуг, продуктов и способов их оформления и использования, в том числе в цифровом формате. Внеурочный курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир» направлен на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе «Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам, актуальным в современном мире, на основе личного участия обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования и др. Курс «Финансовая грамотность» базируется на применении знаний и умений, приобретённых в процессе изучения информатики и ИКТ. Структура курса включает в себя теоретические положения и практические задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, полученные в ходе изучения конкретной темы курса. Содержание образования обеспечивает подготовку учащихся к решению не только текущих, но и перспективных финансовых задач. В современном мире значимо формирование правового самосознания при использовании финансовых продуктов с учётом возможных угроз, вызванных глобализацией и цифровизацией экономики. Курс по финансовой грамотности в 10—11 классах требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется финансовая компетенция. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Программа «Функциональная грамотность. Цифровой мир» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности старшего школьника. Цель программы: приобретение опыта решения задач на управление личными финансами учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с применением современных информационных и цифровых технологий. Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач: - раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике; - познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых денег; - освоить механизм управления личными финансами; - изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в современной экономике; - познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике; - рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых технологий в процессе финансового планирования; - определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в динамично меняющимся мире; - исследовать финансовые возможности для реализации стартапа. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Раздел 1. Личность в мире будущего Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills. Способы деятельности: оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills. Раздел 2. Деньги в цифровом мире Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг. Способы деятельности: различить разные типы денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами Раздел 3. Моделирование личных финансов Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Способы деятельности: формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы; расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки безопасности» Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производный финансовый инструмент. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире. Способы деятельности: видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их возможности применения оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия их использования понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор наиболее подходящих услуг оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в конкретных жизненных обстоятельствах диагностировать действия организации как финансовой пирамиды Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц. Способы деятельности: оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.; видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг; различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию денег; оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия; Раздел 6. Сотрудничество с государством Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. Способы деятельности: понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги защищать персональную информацию различными способами Раздел 7. Создайте свой стартап Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости. Способы деятельности: понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Результаты изучения учебного предмета «Финансовая грамотность. Цифровой мир» на уровне среднего общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: Личностные результаты обучения: предполагающие формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в сфере управления личными финансами и взаимодействия с финансовыми организациями, что реализуется посредством: осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений; личной оценки действий субъектов финансовых отношений; овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций; готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере; готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений. Метапредметные результаты обучения, включающие: освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях; организация сбора, обработки, анализа информации в различных формах; овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации; установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий; формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме. постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы; прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов; оценка достоинств и недостатков использования цифровых технологий при достижении финансовых целей; контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей; корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов; оценка результатов реализации принятого финансового решения. инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации; планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов; выявление проблем в области управления личными; выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях; участие дискуссиях по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов; представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ. Предметные результаты обучения: освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы финансов в глобальном цифровом мире и способов действия человека в нем, в частности: человеческий капитал, инвестирование, роботизация, искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills, Soft skills. Деньги, природа цифровых денег, инфляция и дефляция, волатильность, банковские карты, мобильный интернетбанк, электронные деньги и кошельки. Телефонное и интернет-мошенничество. Потребности, желания, финансовая цель, активы и пассивы, осознанные расходы, источники дохода физического лица, правила составления финансового плана, финансовая «подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит, простые и сложные проценты, накопительный счёт, система страхования вкладов, инвестирование, финансовые активы, облигации, акции, государственные и корпоративные облигации, Производный финансовый инструмент, опционы, фьючерсы, квалифицированный инвестор, брокер, индивидуальный инвестиционный счёт, стратегия инвестирования, принципы финансовых пирамид. Коммерческий банк, микрофинансовые организации, кредит, кредитные карты, автокредитование, ипотека, кредитная история, кредитный договор, банкротство физических лиц. Идентификация, персональные данные, традиционная и биометрическая защита, единая система идентификации и аутентификации, налоговая система, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, транспортный налог, социальные услуги и льготы, пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии. Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый план. освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые расчёты, в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать различную финансовую информацию для принятия решений. освоение компетенций финансовой грамотности: оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций; планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills. различить разные типы денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций; формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы; составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой «подушки безопасности»; оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.; видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг; понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их возможности применения; различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию денег; оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия; понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор наиболее подходящих услуг; понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР; отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них; пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги; защищать персональную информацию различными способами; понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий); принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами; оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал; расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами; оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в конкретных жизненных обстоятельствах; диагностировать действия организации как финансовой пирамиды; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема Виды учебной деятельности Характеристика основных видов деятельности Введение (1 час) Вводный урок 1.1. Скорость жизни в современном мире и человеческий капитал или планируйте жизнь на перспективу 1.2. Профессии будущего Учебнопознавательная Узнают особенности изучаемого предмета и содержание курса; обсуждают цели и задачи курса обучения Раздел 1. Личность в мире будущего (3 часа) УчебноАнализируют важные жизненные этапы, факторы и познавательная, обстоятельства возможных ситуаций; выделяют учебнокритерии успешности; составляют свой условный исследовательска сценарий жизни; формулируют и высказывают свою я точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Рассматривают понятие и разнообразие профессиональных компетенций, необходимость их развития и подходящее время для этого; анализируют понятие, важность и своевременность инвестиций в человеческий капитал; обсуждают особенности человеческого капитала; составляют личный план развития, затрагивающий каждый элемент человеческого капитала Обсуждают навыки будущего, важность и необходимость их развития для себя; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; систематизируют знания по теме; формулируют своё отношение к обсуждаемым темам в письменной форме УчебноВысказывают своё мнение о возможных проблемах познавательная, использования искусственного интеллекта; учебносопоставляют факты развития науки и общества и практическая, возникновения новых профессий; анализируют учебновостребованные профессии цифрового мира, делают проектная выводы о необходимости развития навыков и компетенций; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Дискутируют о востребованных профессиях «сегодня» и «завтра»; выделяют особенности фундаментального образования и приводят аргументы для выбора направлений фундаментального образования; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Анализируют результаты проведённого опроса, обобщают результаты и сопоставляют полученный и ожидаемый результаты Представляют презентации или устные доклады как результат своей деятельности; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; составляют предварительный план своей жизни Глава 2. Деньги в цифровом мире (6ч) 2.1 Эволюция УчебноОбсуждают этапы эволюции денег, приводят денег и их познавательная, примеры; формируют понимание понятия электронных стоимость учебноденег; сравнивают возможности использования разных практическая видов денег; оценивают полученные знания и умения; находят информацию об изготовлении денег в разные периоды истории Сопоставляют факты из истории становления финансовой системы, находят закономерности, делают прогнозы; узнают о способах подделки разных видов денег, и возможностях распознавания фальшивых банкнот; показывают осведомлённость о различных формах безналичных денег Формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; узнают о процессах изменения стоимости денег, рассматривают примеры; оценивают процесс инфляции с разных позиций, выделяют положительные и отрицательные стороны Обсуждают особенности цифровых денег, формируют личное отношение на основании изученного материала; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся 2.2. УчебноРассматривают кредитные карты, узнают назначение Дистанционные познавательная, отдельных символов; обсуждают возможности способы учебноуправления безналичными деньгами; анализируют управления деньгами 2.3. Риски мошенники цифровом мире практическая и Учебнов познавательная, учебнопрактическая взаимосвязь формирования номеров банковских карт и их безопасного использования; формулируют и высказывают свою точку зрения; анализируют банковские предложения о выпуске банковских карт Систематизируют информацию о дистанционном управлении безналичными деньгами; работают с сайтами банков; работают с мобильными приложениями для банковского обслуживания; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Дискутируют о процессе сбора и обработки информации в условиях цифрового мира; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Работают совместно с одноклассниками, используя мобильные приложения банков; делают выводы о пользовании такими приложениями; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Узнают способы мошенничества и обсуждают способы защиты; дискутируют о правилах сбора и обработки информации пользователей, приводят аргументы и рассматривают примеры; проводят опрос окружающих людей о действиях при получении подозрительных смс-сообщений, анализируют информацию и делают выводы Обсуждают телефонное мошенничество, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; представляют результат домашнего задания; анализируют, делают выводы и обсуждают с одноклассниками результаты, формулируют рекомендации для учащихся младших классов или других возрастных групп Обсуждают скимминг, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; собирают информацию и формулируют советы для размещения на листовке-предупреждении; анализируют, делают выводы и обсуждают с одноклассниками результаты, формулируют рекомендации для учащихся младших классов или других возрастных групп Обсуждают фишинг и снифферинг, приводят примеры, разбирают возможные ситуации; систематизируют информацию, ищут дополнительные сведения в случае необходимости, разрабатывают сценарий практического занятия для учащихся младших классов; обсуждают с одноклассниками результаты Раздел 3. Моделирование личных финансов (4 ч) 3.1. Определите УчебноВыявляют проблемы сопоставления потребностей и финансовые цели познавательная, финансовых возможностей; обсуждают процесс учебнодостижения финансовых целей, предлагают варианты практическая возможных действий; анализируют функционал мобильных приложений; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Высказывают своё мнение о корректировке процесса достижения финансовых целей, подбирают примеры, рассматривают возможные ситуации; работают в мобильных приложениях; обсуждают результаты и делают выводы Анализируют результаты исследований о тратах людей в разных странах мира; анализируют фактическую и статистическую информацию, сопоставляют факты и выделяют закономерности; проводят сравнительный анализ статей расходов, формулируют выводы Сравнивают представленные темы, выбирают наиболее интересную для написания эссе; формулируют и излагают свои мысли и умозаключения в письменном виде согласно структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют примерами) 3.2. Управление УчебноОбсуждают изменения активов в цифровом мире, доходами и познавательная, приводят примеры; высказывают свою точку зрения расходами учебнокасаемо изучаемых тем; коллективно выполняют практическая задания, аргументируя свои позиции; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Проводят оптимизацию активов и пассивов на примере из практической работы, предлагают свой вариант, узнают о вариантах по оптимизации предложенных одноклассниками, и обсуждают их перспективы; обсуждают возможности страхования рисков, формулируют советы; составляют личный финансовый план; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Обобщают знания о страховании рисков, анализируют предложения разных страховых компаний, выделяют критерии оценивания и сравнивания; представляют результат работы, обосновывают выбор; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Обобщают информацию, делают выводы; оценивают свои знания и умения; формулируют и излагают свои мысли и умозаключения в письменном виде согласно структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют примерами) Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования (6 ч) 4.1. УчебноОпределяют цели и возможности сбережений, Формирование познавательная определяют зависимость сбережений от доходов; узнают сбережений способы сбережений, сравнивают их и оценивают (сберегайте эффективность; формируют индивидуальное отношение надёжно) к этим способам; описывают возможности интернетсервисов и мобильных банков для сбережений Объясняют различия между депозитом и накопительным счётом, выделяют преимущества страхования; обсуждают различия между депозитом и накопительным счётом; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Анализируют различные предложения банков, выделяют критерии сравнивания и выбирают наиболее подходящий вариант; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Обобщают знания о сбережениях, обсуждают финансовые цели человека, оценивают выбор действий в разных ситуациях; анализируют свои знания и умения, формируют план ближайшего развития; высказывают своё мнение о сбережениях 4.2. Грамотное учебноЧитают текст параграфа и смотрят видео, выделяют и инвестирование практическая объясняют ключевые понятия; обсуждают процесс (инвестируйте с инвестирования, используемые финансовые умом) инструменты и виды инвесторов на фондовом рынке; анализируют и описывают индивидуальный инвестиционный счёт; оценивают инвестиционный портфель и предлагают его возможные изменения Узнают о возможностях начинающих инвесторов, рассматривают особенности процессов инвестирования и способов оптимизации; изучают возможности открытия брокерского счёта на сайтах разных банков; готовят доклады для выступлений Анализируют предложенные практические задания, сопоставляют данные и принимают решения; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; подводят индивидуальный промежуточный итог, оценивают свои знания и умения 4.3. Риски УчебноУзнают о финансовых пирамидах, обсуждают финансовых познавательная, принципы их функционирования; анализируют причины пирамид учебнораспространения финансовых пирамид и их краха; (остерегайтесь практическая формулируют и высказывают свою точку зрения, финансовых приводят аргументы; анализируют мнения других пирамид) учащихся; формулируют индивидуальную тему для конференции Представляют результат своей работы, задают и отвечают на вопросы; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Обобщают и систематизируют знания по всем темам главы 4; составляют тест по информации из этой главы; оценивают полученные знания и умения Систематизируют информацию о мошенничестве (при необходимости дополняют её из других источников); создают сценарий урока для одной из представленных возрастных категорий с учётом их особенностей; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования (6 ч) 5.1. Разумное УчебноАктуализируют знания о потребностях человека, кредитование познавательная, сопоставляют потребности и количество денежных учебносредств, необходимых для их удовлетворения; читают практическая текст параграфа, объясняют ключевые понятия и рассматривают принципы организации процесса кредитования; формируют образ идеального заёмщика для банка; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Сравнивают и анализируют банковские предложения по кредитам и кредитным картам в разных банках, самостоятельно выделяют критерии сравнения; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Анализируют ипотечное кредитование, выделяют положительные и отрицательные стороны; формируют собственное отношение к проблеме; объясняют ключевые понятия; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Обсуждают подготовленные учащимися доклады; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; оценивают проделанную работу и свои знания и умения 5.2. Условия УчебноРассматривают и анализирую образец кредитного кредита и займа познавательная, договора, обсуждают условия, возможные нарушения и учебноих последствия; систематизируют знания о договорах; практическая формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Пользуются кредитным онлайн-калькулятором на сайтах разных банков, анализируют возможности; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; принимают решения исходя из условий практических заданий, объясняют свою позицию Комментируют полученную из видео информацию; принимают решение исходя из условий задания, объясняют выбор своего решения; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Сравнивают принципы заимствования в банках и МФО, выделяют ключевые различия; узнают об особенностях коллекторской деятельности; рассматривают процесс банкротства физических лиц и условия возникновения такого явления; оценивают свои знания и умения Проектная учебноВыполняют проектную работу: придумывают идею работа проектная для ролика; ставят задачи; составляют план действий для реализации задач; распределяют обязанности; составляют сценарий; выполняют съёмки и монтаж видео; представляют и обсуждают результат; проводят рефлексию проделанной работы Раздел 6. Сотрудничество с государством (4 ч) 6.1. Грамотное УчебноИсследуют порталы и сайты, связанные с взаимодействие с познавательная, предоставлением государственных услуг; анализируют государством учебнофункционал и оценивают перспективы развития таких практическая сайтов; актуализируют знания о налогах, обсуждают их виды, выясняют задачи и принципы работы налоговой системы России; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Узнают о видах идентификации личности в России и 6.2. Пенсионное обеспечение (сам позаботься о пенсии) 7.1. Создание идей для стартапа других странах, обсуждают проблемы и перспективы; дискутируют на тему безопасности персональных данных; анализируют ЕСИА, описывают функциональные возможности портала; выполняют практическое задание; проводят опрос о персональных данных и средствах их защиты Обсуждают особенности цифрового мира, личности в нём и взаимодействия личности с государством; обсуждают результаты проведённого опроса; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Дополняют и актуализируют знания, объясняют ключевые понятия темы, формулируют выводы; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; принимают решения исходя из условий практических заданий, объясняют свою позицию; оценивают свои знания и умения УчебноАктуализируют знания и собирают дополнительную познавательная, информацию о пенсионной системе; обсуждают виды и учебнопараметры пенсии, анализируют факторы, практическая определяющие размер пенсии; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; представляют результат своей работы; исследуют сайт Пенсионного фонда РФ, описывают его функционал; анализируют новую пенсионную формулу Анализируют возможности получения двух пенсий одновременно; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Систематизируют знания, оценивают умения; формулируют своё отношение к изучаемой теме; формулируют и излагают свои мысли и умозаключения в письменном виде согласно структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют примерами) Раздел 7. Создание стартапа (3 ч) учебноРассматривают сущность стартапов и историю практическая, возникновения такого направления деятельности; учебновыдвигают идеи для стартапов, обсуждают их и проектная аргументируют; разрабатывают идею для групповой работы над стартапом 7.2. Планирование реализации стартапа учебнопрактическая, учебнопроектная 7.3. Принятие Учебнопредпринимательс познавательная, ких решений учебнопрактическая Обсуждают необходимость планирования деятельности; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся; составляют план развития стартапа Рассматривают и анализируют представленные группами идеи стартапов, выделяют сильные и слабые стороны; обсуждают возможные проблемы, с которыми могут столкнуться представленные стартапы; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Обсуждают возможные способы продвижения стартапов; исследуют интернет-пространство в поисках сайтов для продвижения стартапов, анализируют их функциональные возможности; формулируют и высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; анализируют мнения других учащихся Повторение, обобщение курса (1 ч) Проверяем свой УчебноОбобщают и систематизируют проделанную работу, уровень практическая формулируют основные выводы; формулируют и финансовой высказывают свою точку зрения, приводят аргументы; грамотности (2 ч) анализируют мнения других учащихся Рефлексия: чему я научился на занятиях по финансовой грамотности (2 ч) Учебнопознавательная, учебноисследовательска я Резерв времени (1 ч) CРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы». 2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы». 3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив». 4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски перед приобретением различных финансовых услуг. 5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от компании VISA и Российской экономической школы. 6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности. 7. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https://esia.gosuslugi.ru. 8. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/. 9. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Дополнительная литература 1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 2. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри, 2016. 3. Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности, разработанный в рамках Проекта Минфина России для 10—11 классов (2018). 5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В. П. Горяев. — М. : Просвещение, 2020. Учебно-методические материалы для учителя 1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Библиотека». 2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Преподавание». 3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Представлены видеолекции для учителей по финансовой грамотности, а также банк методических разработок учителей. 4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов «Финансы в кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».