МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Психологическая коррекция» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7 класс Составители: Ткацкая А.С. Старикова О.В. г. Тюмень, 2024 г. Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). Федеральная рабочая программа ФАОП ООО для обучающихся с НОДА Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1, вариант 6.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 7–х классов, получающих образование в соответствии с ФАОП ООО. Общая характеристика курса «Психологическая коррекция» Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести, легкие). Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения различной степени тяжести. Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется: - недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире; - нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов; - недостаточным уровнем развития внимания; - снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти. Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к родителям. Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания. Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов. В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития. В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье. В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по коррекции межличностных отношений. Цель и задачи курса Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА. Задачи коррекционной работы психолога: 1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных склонностей и намерений. 2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. 3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности. 4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. 5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. 6. Участие в профориентационной работе. 7. Психологическая подготовка к ГИА. Принципы реализации Программы: − принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов; − принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей; − принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной деятельности обучающихся; − принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого обучающегося определяются на основании данных диагностики; − принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий коррекционной работы; − принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога Диагностическая деятельность психолога. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов. Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА. Психологическое консультирование участников образовательного процесса. Участие психолога в профориентационной работе. Психологическая помощь при подготовке к ГИА. Особенности построения курса Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля. В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы: Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся. В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей. Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения. Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении. Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивнозависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Место курса в учебном плане В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году). Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю. Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция» Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов» Самостоятельная оценка условий, необходимых для выполнения задачи. Определение последовательности действий для достижения совокупности поставленных задач (параллельные ряды). Самостоятельное планирование своих действий при выполнении задания с учетом заданного правила. Соотнесение своих результатов с заданным планом выполнения заданий. Самостоятельная корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе. Отработка приемов, помогающих сохранить концентрацию при выполнении задания. Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний» Отработка навыков соотнесения телесных ощущений и эмоций. Знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения посредством работы с телесными ощущениями. Отработка различных техник и приемов регуляции эмоций. Использование приемов релаксации в разных моделируемых жизненных ситуациях. Признаки состояний утомления и пресыщения. Способность совершать целенаправленное волевое усилие в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы. Отработка умения сдерживать непосредственное эмоциональное реагирование при возникновении помех в деятельности в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Отработка способов снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы), выделение наиболее предпочтительных и эффективных. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Раздел «Развитие личностного самоопределения» Определение и вербальная характеристика своих личностных особенностей. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний с и реальными возможностями. Определение своего уровня притязаний и соотнесение его с собственными способностями и возможностями. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Социальные роли в современном обществе, различные модели поведения в соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения. Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы. Раздел «Развитие профессионального самоопределения» Краткая характеристика основных направлений профессиональной деятельности, определение соответствующих им профессий. Профессиональная направленность личности, определение собственной профессиональной направленности. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности. Соотнесение своих способностей и возможностей с профессиональной пригодностью в основных направлениях профессиональной деятельности, построение плана саморазвития на этой основе. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Раздел «Развитие коммуникативных навыков» Отработка навыков активного слушания, полного и точного словесного представления своих мыслей с учетом задач, и условий коммуникации. Определение коммуникативного намерения (своего и партнера), оценивание его реализации в общении. Условия, способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе общения. Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише. Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции. Определение и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в пользу его позиции. Раздел «Развитие навыков сотрудничества» Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Организация совместного действия по собственной инициативе в моделируемых ситуациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации; динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА; уменьшение степени выраженности речевых нарушений; улучшение владения родным (русским) языком; оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА; оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Развитие регуляции Самостоятельная оценка условий, необходимых для Самостоятельно оценивать необходимые для познавательных процессов выполнения задачи. Определение выполнения поставленной задачи условия (4 часа) последовательности действий для достижения (временные, пространственные, функциональные и т. совокупности поставленных задач (параллельные д.). Определять последовательность действий для ряды). Самостоятельное планирование своих достижения совокупности поставленных задач; действий при выполнении задания с учетом самостоятельно планировать последовательность заданного правила. Соотнесение своих результатов своих действий в соответствии с поставленной с заданным планом выполнения заданий. задачей. Соотносить свои действия с планом, Самостоятельная корректировка своих действий на корректировать самостоятельно свои действия на основании расхождений результата с эталоном. основании плана, проводить проверку по результату. Отработка навыков выполнения поставленной Оценивать правильность выполнения поставленной задачи при индивидуальной работе. Отработка задачи при индивидуальной работе. Сдерживать приемов, помогающих сохранить концентрацию при непосредственные импульсивные реакции, выполнении задания. действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Развитие саморегуляции Отработка навыков соотнесения телесных Отслеживать телесные ощущения, соотносить их с поведения, эмоциональных ощущений и эмоций. Знакомство с приемами снятия эмоциями и использовать их для снятия и функциональных психоэмоционального напряжения посредством психоэмоционального напряжения. Использовать состояний работы с телесными ощущениями. Отработка различные техники и приемы регуляции эмоций, (7 часов) различных техник и приемов регуляции эмоций. использовать приемы релаксации в разных Использование приемов релаксации в разных моделируемых ситуациях. Совершать моделируемых жизненных ситуациях. Признаки целенаправленное волевое усилие в ситуации состояний утомления и пресыщения. Способность пресыщения, при выполнении однообразной учебной совершать целенаправленное волевое усилие в работы. Сдерживать непосредственное ситуации пресыщения, при выполнении эмоциональное реагирование при возникновении однообразной учебной работы. Отработка умения помех в деятельности. Использовать специальные сдерживать непосредственное эмоциональное приемы для того, чтобы справляться с волнением в реагирование при возникновении помех в эмоционально напряженных ситуациях деятельности в моделируемых ситуациях под (самостоятельные и контрольные работы) на примере контролем взрослого. Отработка способов снижения моделируемых ситуаций. волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы), выделение наиболее предпочтительных и эффективных. Модуль «Формирование личностного самоопределения» Развитие личностного Определение и вербальная характеристика своих Формулировать развернутые самооценочные самоопределения личностных особенностей. Знакомство с понятием суждения. Выделять свои личностные особенности. (7 часов) «уровень притязаний», связь уровня притязаний с и Формулировать общие представления об реальными возможностями. Определение своего ответственном поведении. Самостоятельно оценивать уровня притязаний и соотнесение его с последствия своих действий, выбирать как поступить собственными способностями и возможностями. (в том числе в неоднозначных ситуациях). Представление об ответственном поведении, выборе Формулировать собственное развернутое способа действий в жизненных ситуациях и представление о социальных ролях в обществе, последствиях своего поведения. Прогнозирование различных моделях поведения в соответствии с этими возможных последствий поведения в моделируемых ролями, правилах и нормах поведения. Выстраивать ситуациях, оценка различных вариантов поведения. жизненные планы во временной перспективе в рамках Социальные роли в современном обществе, моделируемого взаимодействия со взрослым. различные модели поведения в соответствии с этими ролями, правила и нормы поведения. Знакомство с понятием жизненного плана и его временной перспективы. Развитие Краткая характеристика основных направлений Ориентироваться в современном мире профессий, профессионального профессиональной деятельности, определение перечислять и давать краткую характеристику самоопределения соответствующих им профессий. Профессиональная основным направлениям профессиональной (4 часа) направленность личности, определение собственной деятельности. Давать краткую характеристику профессиональной направленности. Выделение понятию профессиональной направленности собственных интересов и склонностей, соотнесение личности, понятию карьеры. Выделять собственные их с будущей профессиональной деятельностью. интересы и склонности, соотносить их с будущей Карьера как профессиональный путь в жизни профессиональной деятельностью. Формулировать человека. Профессиональная пригодность в общее представление о понятии профессиональной основных направлениях профессиональной пригодности в основных направлениях деятельности. Соотнесение своих способностей и профессиональной деятельности. Соотносить возможностей с профессиональной пригодностью в собственные способности с профессиональной основных направлениях профессиональной пригодностью в основных направлениях деятельности, построение плана саморазвития на профессиональной деятельности. этой основе. Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» Развитие коммуникативных Отработка навыков активного слушания, полного и Выражать свои мысли в соответствии с задачами и навыков точного словесного представления своих мыслей с условиями коммуникации; владеть приемами (6 часов) учетом задач, и условий коммуникации. активного слушания. Ориентироваться в ситуации Определение коммуникативного намерения (своего общения, определять коммуникативное намерение Развитие сотрудничества (6 часов) и партнера), оценивание его реализации в общении. Условия, способствующие реализации коммуникативных намерений собеседников в ходе общения. Отработка навыков ведения дискуссии, использования различных речевых клише. Использование различных речевых средств для аргументации своей позиции. Определение и словесное обозначение позиции собеседника в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Анализ точки зрения собеседника, выделение аргументов в пользу его позиции. навыков Отработка навыков выстраивания продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Организация совместного действия по собственной инициативе в моделируемых ситуациях. Итого: 34 часа свое и партнера, оценивать степень его реализации в общении. Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое в социально приемлемой форме. Вставать в позицию собеседника, выделяя его точку зрения и аргументы в пользу его позиции в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции социально приемлемым способом. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Планировать совместные действия для достижения общей цели. Планировать и реализовывать общие способы работы с партнерами по совместной деятельности. Прогнозировать результат коллективной работы. Согласовывать свои действия с действиями партнера для достижения общего результата в моделируемых ситуациях. Инициировать организацию совместного действия.