Рабочая программа_8_психологическая коррекция_6.1_НОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
8 класс
Составители: Ткацкая А.С.
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я
в условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Федеральная рабочая программа ФАОП ООО для обучающихся с НОДА
 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.1,
вариант 6.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО
для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых
занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8–х классов, получающих
образование в соответствии с ФАОП ООО.
Общая характеристика курса «Психологическая коррекция»
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового
возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и
приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут
иметь разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней
тяжести, легкие).
Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного
этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие
и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с
ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части
обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные)
нарушения различной степени тяжести.
Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется:
- недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
- нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов;
- недостаточным уровнем развития внимания;
- снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти.
Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными
нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к
родителям.
Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих
обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным
требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом
возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания.

Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога
В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями,
парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются
индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.
В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией,
затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного
развития.
В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога
по оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье.
В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога
по коррекции межличностных отношений.
Цель и задачи курса
Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА.
Задачи коррекционной работы психолога:
1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных
склонностей и намерений.
2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
6. Участие в профориентационной работе.
7. Психологическая подготовка к ГИА.
Принципы реализации Программы:
−
принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех
клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов;
−
принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее
сложности и индивидуальных особенностей;
−
принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной
деятельности обучающихся;
−
принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого
обучающегося определяются на основании данных диагностики;
−
принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и
технологий коррекционной работы;
−
принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей
(законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога
Диагностическая деятельность психолога.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности.
Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
Участие психолога в профориентационной работе.
Психологическая помощь при подготовке к ГИА.

Особенности построения курса
Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и
предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему
взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на
развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции
познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование
произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими
состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной
программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание
уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и
различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях,
развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и
«Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей,
позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального
самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и
нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за
свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального
субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации
и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие
навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации
в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия,

адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию
в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение
развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в
процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях
происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивнозависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с
социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты
коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по
совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция»
отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально
оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута,
обучающегося с НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.
Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция»
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность действий в краткосрочной перспективе при
выполнении познавательных задач. Организация своей деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом условий,
необходимых для выполнения задания (проектные задачи). Самостоятельное планирование этапов своей деятельности. Отработка навыков
самостоятельного контроля всех этапов своей деятельности при выполнении задания в рамках индивидуальной и групповой работы.
Отработка навыков оценки результатов своей деятельности, результатов работы группы, результативности своего участия в групповой
работе.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в различных моделируемых жизненных ситуациях.
Отработка приемов релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний.
Регуляция проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной
ситуации. Знакомство с навыками регуляции негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий,
конфликта. Способность сохранения ровного эмоционального фона при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества.
Ориентация на мнение значимых взрослых при регуляции своего поведения. Отработка умения прикладывать волевые усилия для
сконцентрированной кратковременной работы, ориентируясь на продуктивный результат.

Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Соотнесение уровня притязаний со своими возможностями, способностями, индивидуальными особенностями. Способность
противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Отработка способов поведения в
провокационных ситуациях под контролем взрослого. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм, и правил.
Временная перспектива жизни, выстраивание событий прошлого, настоящего и будущего в единую линию с учетом связей, последствий и
перспектив.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Профессии, актуальные для современного рынка труда. Первичные представления о перспективах своего профессионального
образования и будущей профессиональной деятельности. Профессиональная направленности личности и ее структура. Профессиональные
склонности и профессиональный потенциал. Профессиональная пригодность, ограничения при выборе профессии. Моделирование образа
желаемого профессионального будущего, пути и средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков ведения конструктивного диалога. Отработка навыков ведения групповой дискуссии, способности выделять
общую точку зрения в дискуссии, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность своего
мнения (если оно действительно ошибочно). Позиции восприятия и осмысление коммуникативной ситуации. Отработка умения
договариваться с партнерами по общению, имеющими иную точку зрения. Уважительное отношение к партнерам по общению, внимание к
личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными
стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Компромисс как решение
конфликтных ситуаций. Отработка навыков поведения в моделируемых конфликтных ситуациях под руководством взрослого. Отработка
навыков самоконтроля эмоциональных проявлений для поддержания конструктивного общения в группе. Отработка умения
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации;
динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА;
уменьшение степени выраженности речевых нарушений;
улучшение владения родным (русским) языком;
оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА;
оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие
регуляции Самостоятельное определение цели и задачи Выделять цель и самостоятельно определять задачи в
познавательных процессов деятельности, последовательность действий в соответствии с ней, последовательность действий в
(4 часа)
краткосрочной перспективе при выполнении краткосрочной перспективе. Организовывать свою
познавательных
задач.
Организация
своей деятельность при индивидуальной и групповой
деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом условий, необходимых для
работе с учетом условий, необходимых для выполнения поставленных задач. Самостоятельно
выполнения
задания
(проектные
задачи). осуществлять
контроль
своей
деятельности.
Самостоятельное планирование этапов своей Оценивать результат своей деятельности. Оценивать
деятельности. Отработка навыков самостоятельного работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
контроля всех этапов своей деятельности при
выполнении задания в рамках индивидуальной и
групповой работы. Отработка навыков оценки
результатов своей деятельности, результатов работы
группы, результативности своего участия в
групповой работе.
Развитие
саморегуляции Отработка специальных приемов регуляции своего Использовать приемы релаксации в разных
поведения, эмоциональных эмоционального
состояния
в
различных жизненных ситуациях (в моделируемых ситуациях)
и
функциональных моделируемых жизненных ситуациях. Отработка для
снижения
интенсивности
негативных
состояний
приемов релаксации в разных жизненных ситуациях эмоциональных состояний. Направлять усилия для
(7 часов)
для
снижения
интенсивности
негативных сконцентрированной
кратковременной
работы,
эмоциональных состояний. Регуляция проявлений ориентируясь
на
продуктивный
результат.
собственных
эмоций
(положительных
и Регулировать проявление собственных эмоций
отрицательных) в соответствии с социальным (положительных и отрицательных) в соответствии с
контекстом коммуникативной ситуации. Знакомство социальным контекстом коммуникативной ситуации
с навыками регуляции негативных эмоций в (в
моделируемых
ситуациях).
Регулировать
отношении собеседника в ситуации возникновения проявление негативных эмоций в отношении
разногласий, конфликта. Способность сохранения собеседника в ситуации возникновения разногласий,
ровного эмоционального фона при отстаивании конфликта в моделируемых ситуациях под контролем
своего мнения в ситуации учебного сотрудничества. взрослого.
Анализировать
и
прогнозировать
Ориентация на мнение значимых взрослых при последствия своего поведения.
регуляции своего поведения. Отработка умения
прикладывать
волевые
усилия
для
сконцентрированной кратковременной работы,

ориентируясь на продуктивный результат.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие
личностного Соотнесение уровня притязаний со своими Анализировать свои уровень притязаний, соотносить
самоопределения
возможностями, способностями, индивидуальными его со своими возможностями, способностями,
(4 часа)
особенностями.
Способность
противостоять индивидуальными особенностями. Формулировать
негативным воздействиям среды, окружающих социально одобряемую позицию в отношении
людей на собственное поведение. Отработка негативных воздействий среды, окружающих людей
способов поведения в провокационных ситуациях на собственное поведение при анализе моделируемых
под контролем взрослого. Оценка себя и своих ситуаций. Оценивать себя и свои поступки с учетом
поступков с учетом общепринятых социальных общепринятых социальных норм и правил.
норм, и правил. Временная перспектива жизни, Моделировать временную перспективу жизни, где
выстраивание событий прошлого, настоящего и события прошлого, настоящего и будущего занимают
будущего в единую линию с учетом связей, соответствующее
место
и
наделяются
последствий и перспектив.
соответствующим статусом с помощью взрослого.
Развитие
Профессии, актуальные для современного рынка Ориентироваться в современном мире профессий,
профессионального
труда. Первичные представления о перспективах перечислять и давать краткую характеристику
самоопределения
своего профессионального образования и будущей различным
профессиям,
актуальным
для
(7 часов)
профессиональной
деятельности. современного рынка труда. Давать характеристику
Профессиональная направленности личности и ее понятию
профессиональной
направленности
структура. Профессиональные склонности и личности и ее структуре. Моделировать общие
профессиональный потенциал. Профессиональная перспективы своего профессионального образования
пригодность, ограничения при выборе профессии. и будущей профессиональной деятельности с
Моделирование
образа,
желаемого помощью
взрослого.
Давать
характеристику
профессионального будущего, пути и средства его собственных профессиональных склонностей и
достижения.
профессиональному
потенциалу.
Перечислять
ограничения при выборе профессии с учетом
ограничения профессиональной пригодности при
выборе будущей профессии. Моделировать образ
желаемого профессионального будущего, пути и
средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Развитие коммуникативных Отработка навыков ведения конструктивного Вести конструктивный диалог в моделируемых
навыков
диалога. Отработка навыков ведения групповой ситуациях. Корректно и аргументированно отстаивать
(6 часов)
дискуссии, способности выделять общую точку свою точку зрения, выделять и признавать
зрения в дискуссии, корректно и аргументированно ошибочность своего мнения (если оно таково),
отстаивать свою точку зрения, выделять и выделять общую точку зрения в дискуссии (в
признавать ошибочность своего мнения (если оно моделируемых ситуациях при контроле взрослого).
действительно ошибочно). Позиции восприятия и Договариваться с партнерами по общению,

Развитие
сотрудничества
(6 часов)

осмысление коммуникативной ситуации. Отработка
умения договариваться с партнерами по общению,
имеющими иную точку зрения. Уважительное
отношение к партнерам по общению, внимание к
личности другого в процессе общения.
навыков Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и
правила поведения в конфликтной ситуации.
Знакомство с различными стратегиями поведения
при возникновении конфликтной ситуации в
процессе учебного сотрудничества. Компромисс как
решение конфликтных ситуаций. Отработка
навыков поведения в моделируемых конфликтных
ситуациях под руководством взрослого. Отработка
навыков самоконтроля эмоциональных проявлений
для поддержания конструктивного общения в
группе. Отработка умения аргументировать свою
точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
социально приемлемым способом.
Итого: 34 часа

имеющими иную точку зрения при решении
практических задач в моделируемых ситуациях.

Давать характеристику понятию «конфликт» в
ситуации сотрудничества. Давать характеристику
различным стратегиям и правилам поведения в
конфликтной ситуации. Выбирать адекватную
стратегию
поведения
при
возникновении
конфликтной ситуации в процессе сотрудничества со
сверстниками в моделируемой ситуации под
контролем взрослого. Поддерживать конструктивное
общение в группе. Аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою позицию
социально приемлемым способом в моделируемых
ситуациях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».