МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 Г. ТЮМЕНИ РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. Рабочая программа коррекционного курса «Логопедической коррекция» адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) 2 класс Тюмень 2024 Пояснительная записка Коррекционный курс «Логопедические занятия» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями). Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающихся с ТНР. Основной контингент обучающихся с ТНР в I отделении — это обучающиеся с общим недоразвитием речи, Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части обучающихся отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся 1 (дополнительного) класса и 1 класса к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Обучающимся, поступающим в 1 (дополнительный) класс недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер. У обучающихся II отделения отмечается наличие заикания, препятствующее полноценному общению. Несформированность средств общения проявляется в виде определенного несоответствия между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими в процессе устного общения. Наиболее распространенным у данного контингента обучающихся является нарушение свободного продуцирования отдельных высказываний (ответы на вопросы, реплики и т. п.) пароксизмом заикания. Причем чаще всего приступ заикания происходит при произнесении начала слова, возглавляющего фразу, синтагму. Подобные явления наблюдаются у обучающихся во время коррекционных занятий и на уроках в классе в тех случаях, когда устное общение происходит в отличных от привычных для детей условиях. Имеется в виду, например, присутствие посторонних лиц, изменение формы опроса. То же самое происходит, если учащимся предлагается внезапно вопрос, к ответу на который они не были подготовлены. Отрицательное воздействие оказывает длительное ожидание вызова к доске и недостаточно корректное отношение к заикающимся со стороны окружающих. Повторение отдельных звуков и слогов, прерывистость речи наблюдаются также при выполнении детьми заданий, связанных с подбором (даже на уровне отдельных высказываний) определенных языковых средств. Наряду с проблемами коммуникативного характера у данного контингента обучающихся часто отмечается низкая готовность к освоению грамоты, усугубляемая проблемами регулятивного и личностного характера. Программа коррекционного курса «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями. Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно. Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются: Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). Существенной особенностью работы является то, что к фронтальным занятиям коррекционного курса «Произношение» все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии. Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и матапредметный результат обучения. В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения. В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться обучающимися в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации. Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений. Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой. Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.). В ходе коррекционного курса «Произношение» у обучающихся не только формируются правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируется основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, осуществляется профилактика нарушений письменной речи, но они еще получают практическую речевую подготовку, практически усваивая нормы общения. Обучающиеся приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. ведѐтся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе. Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане Коррекционный курс «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре внеурочной деятельности для 1 (дополнительного) – 1 классов (для I отделения); для 1-2 классов (II отделение). В более старших классах данный курс может рассматриваться как вариативный в структуре внеурочной деятельности для обучающихся, например, имеющих нарушения письменной речи или поступивших во 2 класс или последующие классы. Коррекционный курс «Произношение» тесно связан как с дисциплинами предметных областей, так и с другими коррекционными курсами. Например, на занятиях по «Развитию речи» обучающиеся в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а в рамках курса «Произношения» этот же материал отрабатывается с точки зрения его звуко-слоговой структуры. На произношении на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, коррекционные курсы «Развитие речи» и «Произношение» обеспечивают практическое овладение речеязыковыми средствами для повседневного общения с окружающими, создают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Курс «Произношение» тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на произношении изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления нарушений чтения и письма. По мере того, как обучающиеся изучают те или иные буквы, на занятиях по произношению они могут включаться в работу по закреплению правильного звукопроизношения или по дифференциации соответствующих звуков Тесная связь реализуется между коррекционным курсом «Произношения» и индивидуальными и подгрупповыми логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен обучающимся для изучения в рамках коррекционного курса «Произношение», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение обучающихся с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи. Данный курс важен, в частности, в качестве фундамента для формирования метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, и за счет формирования общеучебных универсальных действий. В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия. Программой предусматривается формирование таких знаковосимволических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова. Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению». Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма. Общее число часов, отведенных на изучение обязательного коррекционного курса «Произношение» в I отделении: в 1 (дополнительном) классе – 66 часов (2 часа в неделю), в1 классе – 33 часа (1 час в неделю); во II отделении в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю); во втором классе – 34 часа (1 час в неделю). При необходимости количество часов на изучение курса «Произношение» может быть увеличено за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность. Также изучение курса «Произношение» может быть пролонгировано еще на один год за счет за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 2 класс (34 часа) I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия. 1. Закрепление правильного, четкого произношения гласных звуков; мягких согласных звуков. 2. Дифференциация твердых и мягких звуков, различение на слух и выделение из слов доступной сложности мягких и твердых звуков. 3. Правильное произнесение звука [ j ] в положении после гласного (красная, краснее), после разделительных Ь и Ъ (белье, объяснить). Четкое произнесение и различение на слух сочетаний типа тя-тья; ле-лье. 4. Повторение звуков [ ш ] - [ ж ]; [ ч ], [ ц ], [ щ ]. 5. Дифференциация звуков [ ш ] - [ ж ] - [ с ] - [ з ]; [ щ ] - [ ч ] - [ т']; [ щ ] - [ ч ] - [ ц ]; [ щ ] - [ ч ] - [ с ] - [ с'] - [ ц ]; [ р ] - [ л ]. 6. Дифференциация звонких и глухих согласных. II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи. 1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов. Произнесение рядов гласных звуков типа АИУАИУАИУ ..., УОЭАУОЭА ... и др. Произнесение слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю; сви-всесвя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря и др. Произнесение слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стяста-стя; та-ат-тя- ать; кра-кря-кла-кля и т.п. Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук [ j ]: пя-пья-пя; пья-пье-пью; пьявья-лью и др. Произнесение слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-за-жа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача и проч. Произношение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошýсасошý ..., татянáтатянá ...; с разным ударением тататá, тáтата, татáта. 2. Формирование навыков произношения слов и предложений. Четкое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из правильно произносимых звуков (трех-пятисложных); из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый). Выделение ударного слога в словах, состоящих из трех-пяти слогов. Смысловое ударение (мýка - мукá). Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм (гóрод - городá, куплю - кýпишь, прошý - прóсишь). Правильное, плавное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка, сбрасывать). Слитное произнесение предлогов с именами существительными и прилагательными (в гнезде, под крышей, в дремучем лесу). Систематическое заучивание в течение года труднопроизносимых терминов. Связанных с преподаванием математики. Чтения, правописания и других учебных предметов (вопросительный знак, восклицательный знак, вычитаемое и т.п.) 3. Формирование навыков связной речи. Построение, четкое и слитное произнесение простых и распространенных предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения. Логическое ударение. Интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная. Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение содержания коррекционного курса «Произношение» во втором классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: характеризовать звуки по заданным параметрам; определять признак, по которому проведена классификация звуков, слогов, слов, предложений; под руководством педагогического работника находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами; ориентироваться в изученных понятиях; соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия: по предложенному плану проводить наблюдение за языковыми единицами (звук, слог, слово); формулировать выводы и предлагать доказательства того, что звукослоговая структура слова соответствует заданной модели. Работа с информацией: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице; с помощью педагогического работника создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и по заданному алгоритму формулировать суждения о языковых единицах; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами; корректно и аргументированно на доступном уровне высказывать своѐ мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами с учетом специфики проявления речевого нарушения; строить устное диалогическое выказывание; устно на основе плана формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста. Регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: с помощью педагогического работника планировать свою деятельность; по заданному алгоритму выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать с помощью педагогического работника причины успеха или неудач при выполнении заданий по произношению; корректировать под руководством педагогического работника свои учебные действия для преодоления ошибок при проведении звукослогового анализа; контролировать правильность произнесения поставленных звуков. Совместная деятельность: строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и подгрупповых заданий: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с небольшой помощью педагогического работника); совместно обсуждать процесс и результат работы; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К концу второго класса обучающийся научится: проводить полный и выборочный звуковой анализ слов, содержащих оппозиционные фонемы, в том числе, в умственном плане; адекватно понимать и использовать терминологию в пределах программных требований (уровень практического владения терминологией); выделять дифференциальные признаки гласных и согласных звуков (в практическом плане); понимать роль ударения в слове, выделять ударный слог; понимать коммуникативное и семантическое значение интонации в структуре высказывания (в практическом плане); интонационно выделять логическое ударение, интонационно правильно оформлять повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения; правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам; четко, слитно, с правильным ударением произносить слова, состоящие из правильно произносимых звуков (трех-пятисложных); из открытых и закрытых слогов (типа: почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый). различать слова по количеству слогов; проводить полный звуковой и слоговой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе, со стечением 2х согласных, выделять ударный слог. соотносить звуковой и графический образ слова; выделять слова заданного звуко-слогового состава из ряда других слов, из состава предложения и короткого текста; осуществлять контроль за качеством звукопроизношения как собственного, так и других обучающихся класса. удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава; повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале; чѐтко и слитно произносить односложные, двусложные и трѐхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога; различать односложные, двусложные и трѐхсложные слова по количеству слогов и по месту ударного слога; ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс - 68 часа (2 раз в неделю) №п/п Тема, раздел курса 1 2 3 4 1 Гласные звуки 2 часа Твердые согласные звуки (повторение и закрепление пройденных ранее звуков) 4 часа Мягкие согласные звуки (повторение и закрепление пройденных ранее звуков) 4 часа Звуки в положении после согласного, гласного и разделительных ЬиЪ 4 часа 1 Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Уточнение и закрепление правильного произношения изученных звуков в различных позициях. Звуковой анализ слова Дифференциация звуков в произношении и при восприятии. Развитие ритмико-мелодической стороны речи Закрепление четкого произношения слов ранее изученных слоговых структур. Четкое и слитное произнесение слов, состоящих из правильно произносимых звуков со стечением твердых и мягких согласных, типа: вскрыть, взгляд. Четкое и слитное произнесение слогов со стечениями согласных и разделительным Ь, типа сплье, ствьѐ и проч. Различение ударных и неударных слогов в слоговых рядах со стечением Различение слоговых сочетаний со стечением мягких и твердых согласных Различение слоговых сочетаний и слов со стечением согласных и разделительным Ъ Построение, четкое и слитное произношение простых и распространенных предложений из слов указанной сложности с соблюдением пауз и интонации. Логическое ударение. Заучивание коротких стихов и скороговорок. Умение проводить звуко-слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов в умственном плане (в течение года). Формирование требовательности к качеству собственного произношения. в течение года) На 6каждом занятии присутствует следующие виды деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная и голосовая разминки, слушанье, работа с картинками, дидактические игры, составление предложений и работа с диалогическими и монологическими высказываниями, звуковой анализ и синтез, звуко-слоговой анализ и синтез Поскольку эти виды учебной деятельности являются обязательными, с целью экономии, они не указаны в таблицы и присутствуют по умолчанию. 5 6 7 8 9 10 Дифференциация твердых и мягких согласных 6 часа Дифференциация звонких и глухих согласных 8 часа Дифференциация согласных «С», «С`», «З», «З`», «Ц» 6 часов Дифференциация согласных «Ш», «Ж, «Ч», «Щ» 6 часов Дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков 8 часов Дифференциация звуков «Р», «Р`», «Л», «Л`» Четкое произнесение слогов и слов со стечением 4х согласных, типа: встре – вздро. Различение слоговых сочетаний и слов со звонкими и глухими согласными, типа: вздры- встры, сбросит – спросит. Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и безударных слогов (упражнения в быстром темпе), с чередованием гласных и согласных звуков с изменением последовательности Смысловое ударение. Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм. Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов изученных структур в умственном плане. Четкое и слитное произношение 3-4х сложных слов со стечением согласных, типа: встревожить, почтальон, пластмассовый. Слитное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка, сбрасывать). Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений. Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления. Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.). Моделирование и конструирование схемы слова. Подбор слов из заданных в соответствии со схемой. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в мысленном плане. 4 часа 11 12 13 Дифференциация звуков «Ч», «Щ», «Т´» 4 часа Дифференциация звуков «Щ», «Ч», «Ц», «С», «С´», «Т´» 4 часа Повторение и обобщение изученного материала 8 часов Четкое произношение 5-6 сложных слов со стечением согласных, типа: велосипедисты, железнодорожный. Слитное произнесение предлогов с последующими словами (в гнезде, под крышей, в дремучем лесу). Различение на слух слов со стечением согласных, типа взлететь Умение осуществлять взаимо- и самооценку на материале учебного предмета «Произношение» (до конца учебного года). Умение аргументировать правильность своего ответа Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления. Игры, направленные на классификацию языковых единиц (наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.). Моделирование и конструирование схемы слова. Подбор слов из заданных в соответствии со схемой. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в мысленном плане. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Оценка качества усвоения материала коррекционного курса «Произношения» обучающимися должна производиться на протяжении всего времени обучения. Оцениваются следующие параметры: умение правильно и четко произносить поставленные или исправленные звуки речи в словах различной слоговой сложности в рамках требования программы; сформированность фонематического восприятия; овладение звуко-слоговой структурой слова; состояние просодической стороны речи – интонация, ритм, выразительность, общая внятность речи; реализация усвоенных речевых навыков в спонтанном учебном и бытовом общении. При оценке результативности оценки не ставятся, учитывается динамика продвижения обучающегося с учетом характера речевого дефекта и степени его выраженности.