Рабочая программа_7_логокоррекция_6.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 Г. ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель
директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
(вариант 6.1)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

Тюмень 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………….………………….3
Цель, задачи программы коррекционно-логопедической работы…….………………....3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА………….....6
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ………………………...…….8
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ……………………………….………………………………... 8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ...………………….……………………………………….…9
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА…….………………………………………..10
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ С НОДА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ
ПРОГРАММАМ…………………….……..……………..………………………………….....11

Пояснительная записка
Коррекционный курс «Логопедические занятия» адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
разработана на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
последними изменениями).
 Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
(вариант 6.1), МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью
коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО обучающихся с
НОДА.
Основная цель логопедической работы с обучающимися с НОДА – выявление и преодоление
нарушений речевого развития, а также дальнейшее развитие устной и письменной речи,
совершенствование коммуникации обучающихся с НОДА для успешного усвоения академического
компонента образовательной программы.
Необходимость логопедической работы с обучающимися с НОДА обусловлена тем, что:

У
большинства
обучающихся
с
НОДА
отмечаются
дизартрические
(речедвигательные) нарушения различной степени тяжести (стертая или умеренно выраженная
дизартрия); они обуславливают нарушение общей разборчивости речи, что приводит к
коммуникативным трудностям.

У многих обучающихся наблюдается недоразвитие устной речи (общее недоразвитие
речи II или III уровня речевого развития), нарушена связная речь.

Часто у обучающихся отмечаются дислексия и дисграфия, они испытывают
трудности в овладении навыками чтения и письма. У обучающихся с НОДА не наблюдается четкой
взаимосвязи между тяжестью двигательных, психических и речевых нарушений.
В структуре программы коррекционно-логопедической работы в варианте 6.1. (основное
образование) для обучающихся с НОДА выделяются следующие задачи:
1. Развитие коммуникативных навыков.


Формирование новых форм общения, соответствующих среднему школьному возрасту.
Развитие и тренировка различных коммуникативных умений.



Формирование умения решать актуальные образовательные и житейские задачи, используя
различные виды коммуникации как средства достижения цели.



Развитие вербальной (устной) коммуникации. Развитие способности к словесному
самовыражению на актуальном уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.



Развитие умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, завершить разговор; получать и уточнять информацию от собеседника.



Обучение адекватной передаче информации согласно индивидуальным особенностям
(вербально или невербально).

2. Коррекция нарушений речи.





Развитие лексико-грамматических навыков экспрессивной речи и коррекция ее нарушений.
Развитие связной речи.
Улучшение общей разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить
обучающемуся лучшее понимание его речи окружающими.
Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и
дифференциации звуков речи.
Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического
пареза, гиперкинезов, атаксии). Развитие артикуляционной моторики. (В более легких
случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).


Развитие произвольного контроля над положением и движением мышц
артикуляционного аппарата; произвольных мимических, губных и язычных движений. Подавление
синкинезий, уменьшение гиперсаливации (повышенного слюнотечения).

Развитие речевого дыхания, голоса и просодики. Формирование силы,
продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Формирование
синхронности речевого дыхания, голоса и артикуляции.

Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Развитие умения
дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
3. Коррекция нарушений чтения и письма.
 Развитие умения сознательно, правильно читать и осмысленно воспринимать
прочитанное.
 Развитие умения анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом и
синтаксическом уровне.
 Развитие зрительно-пространственных функций и коррекция их нарушений.
 Совершенствование двигательного навыка письма. Развитие динамических моторных
функций.
Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети и подростки с дефицитом
познавательных и социальных способностей, передвигающиеся самостоятельно, при помощи
ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, в том числе
имеющие нейросенсорные нарушения. Указанные нарушения также сочетаются с ограничениями
манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.
Показатели развития, характеризующие необходимость обучения по НОДА:
•
•
•
•
•
•

парциальные когнитивные нарушения;
эмоционально-волевая незрелость;
слабость регуляции произвольной деятельности;
наличие сопутствующих нарушений зрения или (и) слуха;
двигательное развитие – от легких до тяжелых проявлений нарушений;
развитие устной речи может быть вариативным: от легких до выраженных нарушений
звукопроизношения. Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
(вариант 6.2.)

Особые образовательные потребности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое
отражение в структуре содержания и самом содержании образования.
Можно выделить следующие особые по своему характеру потребности, свойственные
обучающимся с НОДА, обучающимся по варианту 6.2.
•
непрерывная реализация коррекционно-развивающих процессов через содержание
образования;
•
потребность в пролонгации срока обучения на один год;
•
потребность включения в учебный процесс упрощенных учебно-познавательных
задач, имеющих практико-ориентированную направленность и решаемых в различных предметных
областях;
•
потребность в специально организованном обучении «переносу» сформированных
знаний и умений в новые жизненные ситуации;
•
потребность в развитии и совершенствовании коммуникативных возможностей с
применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств
дополнительной альтернативной коммуникации;
•
потребность в создании специальной образовательной среды с учетом ее
пространственной и временной организации на основе использования двигательного и
охранительного педагогического режимов;
•
потребность в использовании алгоритмов выполнения различных учебных задач для
конкретизации действий при самостоятельной работе;
•
потребность в реализации программы коррекционной работы психолога, логопеда
(включая коррекцию произносительной стороны речи), помощи тьютора или ассистента при
необходимости;
•
потребность в реализации физического воспитания по программе «Адаптивная
физкультура»;
•
потребность в расширении образовательного пространства организации за счет
внешних средовых ресурсов.
У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне основного общего
образования сохраняется дефицитарность отдельных когнитивных и/или коммуникативных и/или
поведенческих функций. Также у них отмечаются выраженные астенические проявления,
замедленный темп усвоения знаний, двигательные и речедвигательные нарушения, затрудняющие
обучение данной группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Общая характеристика коррекционного курса
В содержание профессиональной деятельности логопеда входит диагностическая,
коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская
работа.
1.
Диагностическое направление логопедической работы включает в себя углубленное
изучение обучающегося с НОДА, выявление индивидуальных особенностей речевого развития.
Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития
обучающегося с НОДА, о сформированности коммуникативных навыков. Оно позволяет
сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической
работы с обучающимися с НОДА. В процессе осуществления логопедической помощи
обучающемуся предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее
скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционнологопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого
развития обучающегося (как в устной, так и в письменной речи). Итоговая диагностика должна
представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты
речевой системы и выявляющее их сформированность. Логопеду в каждом случае очень важно
выявить ведущую структуру и механизм нарушения для разработки дифференцированных
коррекционно-логопедических мероприятий.
2.
Коррекционно-развивающее направление логопедической работы включает в себя
реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития
обучающихся, структуры речевого дефекта. Содержание коррекционно-логопедических занятий
определяется логопедом в зависимости от структуры речевых и двигательных нарушений каждого
обучающегося.
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
–
выбор оптимальных для развития обучающегося с НОДА методик и приемов
логопедической работы в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
–
организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции
нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков обучающихся
с НОДА.
Особенностью логопедической работы является строгое соблюдение ортопедического
режима во время проведения логопедических занятий. Логопед должен постоянно следить за
осанкой обучающегося, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных
патологических двигательных реакций логопед способствует их преодолению путем пассивноактивных движений.
При проведении коррекционно-логопедических занятий необходима широкая опора на все
анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую), способствующие развитию
межанализаторных связей. Это особенно важно в работе над коррекцией нарушений
звукопроизношения, которая обязательно проводится перед зеркалом.
Наибольшую
специфику
имеет
логопедическая
работа
по
формированию
звукопроизношения и коррекции нарушений произносительной стороны речи у обучающихся с
церебральным параличом. При развитии произносительной стороны речи используются
дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий), пассивная и
активная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, голосовые упражнения. При
проведении дыхательной гимнастики предусматривается включение упражнений, построенных на
сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков. Комплексы этих
упражнений подбираются индивидуально в зависимости от двигательных и речевых возможностей

обучающихся. Голосовые упражнения направлены на формирование у них произвольного
изменения силы, тембра голоса, длительности звучания, тренировку голоса в произнесении
различного речевого материала.
3. Организационно-методическое направление работы логопеда заключается в разработке
индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, подборе дидактических и
методических материалов, а также ведении документации.
Логопед готовит необходимые для занятий дидактические и методические пособия и
применяет эти пособия с учетом речевых, двигательных и познавательных возможностей
обучающихся, обращая особое внимание на нарушения зрительно-моторной координации и
пространственные нарушения.
4. Консультативно-просветительское направление работы включает:
 индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и
коммуникации детей, формирования психолого-педагогической компетентности родителей
(или законных представителей), задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам
онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора
простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у
обучающихся;
 консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам
речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим
проблемам, связанным с обучением обучающихся с НОДА в процессе реализации
инклюзивной практики.
Учитель-логопед дает рекомендации по включению коррекционных компонентов в
различные формы образовательного процесса.

Место коррекционного курса в учебном плане
Программа логопедического сопровождения обучающихся 7 классов с НОДА
рассчитана на 68 индивидуальных или подгрупповых занятий (2 занятия в неделю). На
обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября)
и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 2 занятия (всего 4 занятий). Количество
занятий на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей
речевого развития детей и усвоения ими программного материала.
Организация учебного процесса: индивидуальные, подгрупповые занятия. На
занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах.
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения направлены на
совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи;
развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.
Используемые методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный;
· проблемно-поисковый;
активные и интерактивные методы;
метод личностно-ориентированного подхода;
· метод самоконтроля;
Используемые технологии:
проблемно-диалогического обучения;
информационно-коммуникативные;
дифференцированного обучения;
здоровье сберегающие.

Ценностные ориентиры
Содержание курса направлено на формирование положительного отношения к чистому и
ясному произношению и грамотному письму, стремление к общению, усвоению новых знаний,
понимание того, что красивая речь и грамотное письмо являются показателем культуры человека.
Логопедические занятия являются средством развития высших психических функций,
интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся. Успехи в обучении способствуют
социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально
развивающихся сверстников.

Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства
человеческогообщения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, чтоправильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать
язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных
задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог,
устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью
успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции; умениезадавать вопросы.
Планируемые результаты реализации программы логопедической работы:
 Адаптация обучающегося с НОДА к условиям образовательной организации и
усвоение им программы основного образования.
 Уменьшение степени выраженности речевых нарушений (в более легких случаях –
преодоление нарушений речевого развития).
 Улучшение овладения родным (русским) языком.
 Планируемые результаты реализации программы коррекционно-логопедической работы
должны уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей
обучающихся

Содержание коррекционного курса
7 класс
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия»
В программе коррекционного курса предусмотрена реализация следующих модулей:
№
I.
II.

Темы разделов
Диагностика
Звук. Буква. Гласные. Звуковой анализ.

Кол. часов
3 ч.
16 ч.

III.

Словообразование.

11 ч.

IV.

Звуковой анализ. Словообразование.

17 ч.

V.
VI.
VII.
VIII.
Итого:

Дифференциация твѐрдых и мягких согласных.
Словоизменение.
Распространение предложений.
Диагностика.

5 ч.
10 ч.
3 ч.
3 ч.
68 ч.

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для обучающихся
7 класса
№

Темы разделов, занятий

I.

Диагностика.

Кол-во
часов
3 ч.

1

Обследование

1

2

Обследование

1

3

Обследование

1

II.

Звук. Буква. Гласные. Звуковой анализ.

16 ч.

4

Развитие пространственных и временных представлений.

1

5

7

Органы речи. Образование звуков речи. Артикуляция 1
гласных звуков
Выделение гласного звука из слова Ритмичный рисунок 1
слова. Слоги.
Ударение.
1

8

Ударение.

1

9

Артикуляция, образование. Признаки согласных звуков.

1

10

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

1

11

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

1

12

Формирование умения характеризовать звук.

1

13

Письмо с проговариванием.

1

14

Письмо с проговариванием.

1

15

Письмо с проговариванием.

1

16

Звуковой анализ и синтез слов.

1

17

Звуковой анализ с опорой на цифровой ряд.

1

18

Составление из слогов слов.

1

19

Ритмический рисунок слова. Слоги.

1

6

III. Словообразование.

11 ч.

20

Предлоги.

1

21

Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.

1

План

Факт

22

Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.

1

23

Приставка, еѐ роль в изменении значения слов.

1

24

Образование слов с помощью приставок, обозначающих
полноту или результативность действия.
Многозначные приставки.

1

25

1

29

Образование слов с помощью приставок, обозначающих
1
неполноту действия.
Образование слов с помощью приставок. Образование слов
1
с помощью приставок пространственного значения.
Образование слов с помощью приставок временного 1
значения.
Дифференциация приставок и предлогов.
1

30

Дифференциация приставок и предлогов.

1

IV.

Звуковой анализ. Словообразование.

17 ч.

31

Вычленение из слов ударных и безударных гласных.

1

32

Опасные гласные.

1

33

Опасные гласные.

1

34

Родственные слова. Основные признаки однокоренных слов.

1

35

Понятие о семантической роли корня.

1

26
27
28

36

Выделение корня слова, выяснение его значения.

1

37

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

1

38

Однокоренные слова и паронимы.

1

39

Совершенствование умения правильно писать слова с 1
безударными гласными в корне.
Совершенствование умения правильно писать слова с 1
безударными гласными в корне.
Совершенствование умения правильно писать слова с 1
безударными гласными в корне.
Суффикс, его роль в изменении значения слов.
1

40
41
42
43
44
45
46

Образование слов с помощью суффиксов.
Уменьшительно- ласкательные суффиксы.
Образование слов с помощью суффиксов, имеющих
увеличительное значение.
Суффиксальное
образование
качественных
прилагательных.
Суффиксальное
образование
относительных
прилагательных.

1
1
1
1

47
V.

Суффиксальное
образование
притяжательных
прилагательных.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

1
5 ч.

48

Гласные второго ряда.

1

49

Дифференциация твѐрдых и мягких согласных перед
гласными.
Дифференциация твѐрдых и мягких согласных перед
гласными.
Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в
словах.
Разделительный ь.

1

50
51
52

VI. Словоизменение.

1
1
1
10 ч.

53

Существительное.

1

54

Существительное.

1

55

Существительное.

1

56

Глагол.

1

57

Глагол.

1

58

Глагол.

1

59

Прилагательное.

1

60

Прилагательное.

1

61

Прилагательное.

1

62

Письмо с проговариванием.

1

Распространение предложений.

3 ч.

Составление рассказа из заданных слов.

1

VII.
63

Распространение предложения.
Составление
рассказа
по
Последовательность.
VIII Диагностика.
66 Обследование.
67-68 Обследование.
64
65

сюжетной

1
картине. 1
3 ч.
1
2

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».