Рабочая программа_9_психологическая коррекция_вариант_6.2_НОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
9 класс
Составители: Ткацкая А.С.
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я в
условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.2),
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО
для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых
занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 9–х классов, получающих
образование в соответствии с ФАОП ООО.
Общая характеристика курса «Психологическая коррекция»
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового возраста,
его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и
приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь
разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести,
легкие).
Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного
этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с
ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части
обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения
различной степени тяжести.
Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется:
- недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
- нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов;
- недостаточным уровнем развития внимания;
- снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти.
Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными
нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к
родителям.
Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих
обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным
требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом
возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания.
Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога

В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями,
парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются
индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.
В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией,
затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного
развития.
В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по
оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье.
В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по
коррекции межличностных отношений.
Цель и задачи курса
Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА.
Задачи коррекционной работы психолога:
1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных
склонностей и намерений.
2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
6. Участие в профориентационной работе.
7. Психологическая подготовка к ГИА.
Принципы реализации Программы:
−
принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех
клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов;
−
принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее сложности
и индивидуальных особенностей;
−
принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной
деятельности обучающихся;
−
принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого
обучающегося определяются на основании данных диагностики;
−
принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и
технологий коррекционной работы;
−
принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей
(законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Перечень направлений коррекционной работы психолога
Диагностическая деятельность психолога.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности.
Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
Участие психолога в профориентационной работе.
Психологическая помощь при подготовке к ГИА.

Особенности построения курса
Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и
предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему
взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на
развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции
познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование
произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а
также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе,
самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется
развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать
чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается
умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие
профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное
реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и
нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои
поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта,
умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать
уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие
навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в
социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия,
адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в
разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие

чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе
общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит
формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому
поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным
окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной
ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной
деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1
час в неделю (34 часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном
кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с
НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.
Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция»
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности в среднесрочной перспективе при выполнении познавательных задач.
Самостоятельное планирование своих действий при индивидуальной и групповой работе с учетом ресурсов, необходимых для выполнения
поставленных задач. Оценка альтернативных ресурсов для выполнения поставленной задачи. Отработка навыков самостоятельного контроля и
корректировки своих действий при совместной групповой работе (как в процессе ее реализации, так и после завершения). Объективная оценка
результатов своей работы с учетом экспертного мнения взрослого. Отработка навыков оценки результатов работы группы, результативности
участия в групповой работе (своего и других участников группы).
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Закрепление навыков регуляции проявлений своих эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. Состояние стресса, его проявления и
влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики
стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Отработка техник контроля своего
эмоционального состояния в ситуации экзамена, способствующих минимизации волнения и тревоги. Отработка умения прилагать волевые
усилия при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Индивидуальные возможности, склонности, интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с помощью взрослого жизненной
перспективы, жизненных планов. Планирование путей и средств достижения жизненных планов на основе рефлексии смысла реализации

поставленных целей. Соотнесение своих поступков с общепринятыми нравственными ценностями, осознанное и ответственное отношение к
собственным поступкам. Начальные представления о личном бюджете, личных финансовых расходах, финансовом мошенничестве,
махинациях. Отработка навыков противостояния вовлечению в финансовую зависимость в моделируемых ситуациях.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Перспективы профессионального образования и будущей профессиональной деятельности, их конкретность и реалистичность по
отношению к собственной жизненной перспективе. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Выбор и выстраивание с помощью
взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Закрепление навыков конструктивного общения. Отработка умения выдвигать контраргументы в дискуссии, перефразировать свою
мысль. Понимание системы взглядов и интересов другого. Отработка умения при необходимости корректно убедить других в правоте своей
позиции, умения критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно действительно ошибочно) и
корректировать его.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Закрепление навыков эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях. Отработка умения договариваться в
процессе сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях. Знакомство со способами оказания помощи и эмоциональной поддержки партнерам
в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Закрепление навыков организации совместной деятельности в продуктивном
сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и
достигать его).







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации;
динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА;
уменьшение степени выраженности речевых нарушений;
улучшение владения родным (русским) языком;
оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА;
оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие
регуляции Самостоятельное определение цели и задачи Самостоятельно определять цели и задачи своих
познавательных процессов деятельности в среднесрочной перспективе при действий в среднесрочной перспективе.Планировать
(4 часа)
выполнении
познавательных
задач. действия при индивидуальной и групповой работе с
Самостоятельное планирование своих действий при учетом ресурсов, необходимых для выполнения
индивидуальной и групповой работе с учетом поставленных задач, в том числе с точки зрения
ресурсов,
необходимых
для
выполнения альтернативы. Контролировать и корректировать
поставленных задач. Оценка альтернативных выполнение своих действий в ходе совместной
ресурсов для выполнения поставленной задачи. групповой работы как по завершению, так и по ходу
Отработка навыков самостоятельного контроля и ее реализации. Объективно оценивать результат своей
корректировки своих действий при совместной работы. Оценивать работу группы сверстников и
групповой работе (как в процессе ее реализации, так индивидуальный вклад в ее работу каждого
и после завершения). Объективная оценка участника.
результатов своей работы с учетом экспертного
мнения взрослого. Отработка навыков оценки
результатов работы группы, результативности
участия в групповой работе (своего и других
участников группы).
Развитие
саморегуляции Закрепление навыков регуляции проявлений своих Использовать специальные приемы регуляции
поведения, эмоциональных эмоций в ситуации дискуссии, учебного спора. проявления своих эмоций в ситуации дискуссии,
и
функциональных Состояние стресса, его проявления и влияние на учебного спора в моделируемых ситуациях под
состояний
продуктивность общения и деятельности. Стратегии контролем
взрослого.
Давать
характеристику
(7 часов)
поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со поведению,
соответствующему
общему
способами профилактики стрессовых состояний на эмоциональному фону различных коммуникативных
примере ситуации подготовки к государственной ситуаций. Давать краткую характеристику состоянию
итоговой аттестации. Отработка техник контроля стресса,
его
проявлениям
и
влиянию
на
своего эмоционального состояния в ситуации продуктивность общения и деятельности. Давать
экзамена, способствующих минимизации волнения характеристику стратегиям поведения в стрессовых
и тревоги. Отработка умения прилагать волевые ситуациях, стратегиям профилактики стрессовых
усилия
при
возникновении
утомления
в состояний на примере ситуации подготовки к
моделируемой ситуации экзамена.
государственной итоговой аттестации. Использовать
техники контроля своего эмоционального состояния в
ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение
в
моделируемых
ситуациях.
Использовать
специальные
приемы
поддержания
работоспособности при возникновении утомления в

моделируемой ситуации экзамена.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие
личностного Индивидуальные
возможности,
склонности, Давать оценку своим возможностям, характеризовать
самоопределения
интересы и увлечения, их оценка. Выстраивание с собственные склонности, интересы и увлечения.
(4 часа)
помощью взрослого жизненной перспективы, Моделировать с помощью взрослого жизненную
жизненных планов. Планирование
перспективу, жизненные планы, включающие
путей и средств достижения жизненных планов на последовательность целей и задач в их взаимосвязи.
основе рефлексии смысла реализации поставленных Планировать пути и средства достижения жизненных
целей.
Соотнесение
своих
поступков
с планов.
Сопоставлять
свои
поступки
с
общепринятыми
нравственными
ценностями, общепринятыми нравственными ценностями. Давать
осознанное и ответственное отношение к характеристику понятиям личного бюджета, личных
собственным поступкам. Начальные
финансовых расходов. Давать характеристику
представления о личном бюджете, личных моделям поведения, позволяющим противостоять
финансовых расходах, финансовом мошенничестве, вовлечению
в
финансовую
зависимость
в
махинациях. Отработка навыков противостояния моделируемых ситуациях.
вовлечению в финансовую зависимость в
моделируемых ситуациях.
Развитие
Перспективы профессионального образования и Моделировать
перспективы
своего
профессионального
будущей профессиональной деятельности, их профессионального
образования
и
будущей
самоопределения
конкретность и реалистичность по отношению к профессиональной деятельности с учетом общих
(7 часов)
собственной
жизненной
перспективе. особенностей современного рынка труда. Давать
Индивидуальная стратегия выбора будущей характеристику
социальным
и
финансовым
профессии. Выбор и выстраивание с помощью составляющим различных профессий. С помощью
взрослого дальнейшей индивидуальную траекторию взрослого
моделировать
дальнейшую
образования на базе ориентировки в мире индивидуальную траекторию образования на базе
профессий и профессиональных предпочтений, с ориентировки в мире профессий и профессиональных
учетом устойчивых познавательных интересов.
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов. Использовать способы и приемы поиска
информации,
связанной
с
профессиональным
образованием и профессиональной деятельностью.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Развитие коммуникативных Закрепление навыков конструктивного общения. Использовать навыки конструктивного общения.
навыков
Отработка умения выдвигать контраргументы в Выдвигать контраргументы в дискуссии со
(6 часов)
дискуссии,
перефразировать
свою
мысль. сверстниками,
перефразировать
свою
мысль.
Понимание системы взглядов и интересов другого. Оценивать
свою
точку
зрения,
признавать
Отработка умения при необходимости корректно ошибочность мнения (если оно таково) и
убедить других в правоте своей позиции, умения корректировать его в моделируемых ситуациях.
критически относиться к своему мнению, Давать адекватную оценку альтернативной точке

Развитие
сотрудничества
(6 часов)

признавать ошибочность своего мнения (если оно
действительно ошибочно) и корректировать его.
навыков Закрепление навыков эффективного сотрудничества
в различных учебных и социальных ситуациях.
Отработка умения договариваться в процессе
сотрудничества, в т. ч. в конфликтных ситуациях.
Знакомство со способами оказания помощи и
эмоциональной поддержки партнерам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности.
Закрепление навыков организации совместной
деятельности в продуктивном сотрудничестве
(ставить цели, определять задачи, намечать
совместный
план
действий,
прогнозировать
результат общей деятельности и достигать его).

Итого: 34 часа

зрения. Аргументированно отстаивать свое мнение в
моделируемых ситуациях.
Использовать навыки эффективного сотрудничества в
различных моделируемых учебных и социальных
ситуациях.
Договариваться
в
процессе
сотрудничества, включая конфликтные ситуации в
моделируемых условиях под контролем взрослого.
Давать характеристику способам оказания помощи и
эмоциональной поддержки партнерам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности.
Самостоятельно
организовывать
совместную
деятельность в продуктивном сотрудничестве
(ставить цели, определять задачи, намечать
совместный план действий, прогнозировать результат
общей деятельности и достигать его). Использовать
стратегии поведения, позволяющие находить общее
решение и разрешать конфликтные ситуации на
основе согласования позиций и учета интересов
участников группы в моделируемых ситуациях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».