МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) РАССМОТРЕНО на заседании ППк Протокол № 1 от 30.08. 2024г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора Н.Н. Ганненко 30.08.2024г. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Биология» (для 8 класс) Тюмень, 2024 УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 88 Е.В. Головчак Приказ № 380 от 03.09.2024 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология». Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира, воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность. Задачи обучения: − формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни животных; − формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за домашними животными, использование полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем; − формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни; 2 − развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции; Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе определяет следующие задачи: − формирование элементарных научных представлений о поведении, образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых животных; − установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных; − формирование умений называть признаки сходства и различия между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в окружающем мире, фотографиях, рисунках; − формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных; − формирование умений применения практических знаний: уход за животными; − формирование навыков правильного поведения в природе; − использование правил здорового образа жизни, поведения в природе в окружающей природе; − формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию биологических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изуче- 3 ния предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов. Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил). При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых. Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с представителями речных и морских рыб. В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими признаками земноводных, средой обитания. Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение. Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение. В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих. Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных млекопитающих. 4 Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество часов 2 Контрольные работы 1 Введение 2 Беспозвоночные животные 11 1 3 Позвоночные животные 53 1 3.1 Рыбы 8 1 3.2 Земноводные 3 1 3.3 Пресмыкающиеся 5 1 3.4 Птицы 10 1 3.5 Млекопитающие 15 1 1 4 Сельскохозяйственные млекопитающие 12 5 Обобщение 2 Итого: 68 8 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия мира животных; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за животными; использование доступных информационных технологий для коммуникации; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть красоту, гармонию окружающей природы; овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать за домашними питомцами; сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода за животными на ферме и дома; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Предметные: Минимальный уровень: − иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы; − знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; − знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы; 6 − выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой; − применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями). Достаточный уровень: − иметь представление об объектах неживой и живой природы; − знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком; − устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); − знать признаки сходства и различия между группами животных; − выполнять классификации на основе выделения общих признаков; − узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); − знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; − выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя − владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуаль7 ного и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ: Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся: показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала; умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся: показывает знания всего изученного программного материала; умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся: показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований; умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении 8 изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии Оценка «5» ставится если: правильно по заданию учителя проведено наблюдение; полно раскрыто содержание материала в объеме программы; четко и правильно даны определения; вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Оценка «4»ставится если: наблюдение проведено самостоятельно; частично раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения; вывод неполный. Оценка «3» ставится если: наблюдение проведено с помощью учителя; усвоено основное содержание материала; определения понятий нечеткие; допущены ошибки и неточности в выводе. наблюдение проведено с помощью учителя; усвоено основное содержание материала; определения понятий нечеткие; допущены ошибки и неточности в выводе. Оценка «2» не ставится. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится если: − обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; 9 − допустил не более одного недочета. Оценка «4» ставится если: обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов. Оценка «3» ставится, если: обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок. Оценка «2» не ставится. 10 № Тема урока Кол-во часов IV. 1 Разнообразие животного мира. 1 2 Значение животных и их охрана 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Введение – 2часа Формирование пред- Называют по рисункам позвоночставлений о разнооб- ных и беспозвоночных животных, разии животного ми- где в природе живут, чем одни ра животные отличаются от других (размеры, окраска, покровы, способы питания и передвижения, места обитания). Называют диких и домашних животных, используя иллюстрации и помощь учителя Формирование представлений о значении животных и их охране Рассказывают о значении животных в жизни человека и их охране. По рисункам называют животных, занесенных в Красную книгу Достаточный уровень Называют отличительные признаки разных групп животных (позвоночные, беспозвоночные; дикие, домашние). Называют места обитания животных и черты приспособленности их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска). Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. На слайдах, рисунках показывают и приводят примеры животных, которые отличаются друг от друга по ряду признаков Приводят примеры значения животных в природе и жизни человека и их охране. Узнают на фотографиях и называют животных, занесенных в Красную книгу; называют, почему некоторые животные стали редкими, что делают для увеличения их численности 11 Беспозвоночные животные- 11 часов 3 Общие признаки беспозвоночных животных. Многообразие беспозвоночных 4 Общие признаки червей. Дождевой червь 1 Формирование представлений о беспозвоночных животных. Знакомство с общими признаками беспозвоночных Называют признаки беспозвоночных животных; узнают на рисунках и называют беспозвоночных животных (черви, медузы, раки, пауки, насекомые), с опорой на предложения, предоставленные учителем Узнают и называют беспозвоночных животных по рисункам, сравнивают. называют общие признаки животных. Записывают в тетрадь общие признаки беспозвоночных животных. Описывают особенности внешнего вида животных, перечисляют отличительные признаки; делают вывод о многообразии беспозвоночных Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни дождевого червя Узнают на рисунках дождевого червя, описывают его внешний вид, способ питания и передвижения. Рассматривают рисунок в рабочей тетради и подписывают названия частей тела червя. Рассказывают о роли дождевых червей в почвообразовании, используя помощь учителя Называют общие признаки червей, узнают на рисунках и в натуре дождевого червя. Описывают по плану особенности внешнего строения, образа жизни, питания, дыхания. Ведут наблюдения за способом передвижения червя, результаты наблюдений записывают в тетрадь. В рабочей тетради подписывают названия частей тела и органов дождевого червя, используя слова для справок. Дополняют текст об образе жизни этого животного. Составляют рассказ о роли червей в природе 12 5 Общие признаки насекомых. Многообразие насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых 6 Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие 1 Формирование представлений об общих признаках насекомых, их отличительных признаках. Изучение внешнего строения и образ жизни насекомых Рассказывают о строении насекомого по рисунку, называют части тела. Узнают на рисунках стрекоз и тараканов, описывают внешний вид, отличительные особенности насекомых. Раскрашивают части тела насекомых на рисунках в рабочих тетрадях. Описывают одного представителя по опорным предложениям Формирование пред- Узнают на рисунках и в коллекциставлений о бабоч- ях бабочек, описывают внешний ках, их отличитель- вид бабочки павлиний глаз. По ных признаках, раз- схеме называют этапы развития множении и разви- бабочки. Рассказываю о значении тии бабочек в природе по плану, предложенному учителем Узнают и называют по рисункам насекомых (стрекозы, тараканы), называют их общие признаки, рассказываю о многообразии насекомых (отличие по внешнему виду, местам обитания, питания). Подписывают в рабочей тетради на рисунках названия частей и органов тела насекомых Узнают на рисунках, в коллекциях и в натуре бабочек (павлиний глаз, траурница, адмирал). Сравнивают, находят черты сходства и отличия, указывают черты принадлежности насекомых к группе бабочек. Дают характеристику бабочек на примере бабочки павлиний глаз. Подписывают в рабочей тетради на рисунке названия стадий развития бабочек 13 7 Яблонная плодожорка. Бабочка- капустница 8 Тутовый шелкопряд 1 Формирование представления об особенностях внешнего вида насекомых, их значении в природе и жизни человека На рисунках подписывают название частей и органов тела насекомых. Сравнивают по плану бабочку-капустницу и яблонную плодожорку. Называют по рисунку стадии развития бабочкикапустницы. Рассматривают насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений в коллекциях насекомых под руководством учителя Знают и называют основные черты строения насекомого: деление тела на отделы и членики, наличие крыльев и трех пар конечностей. Составляют рассказ о внешнем строении бабочек по плану. Сравнивают и различают двух насекомых, находят черты сходства и отличия; узнают насекомых по внешнему виду на рисунках, в коллекциях, видео. Называют отличительные признаки, этапы развития насекомых, на какой стадии развития приносят вред или пользу. В рабочей тетради подписывают стадии развития бабочки- капустницы Формирование пред- Узнают тутового шелкопряда на Узнают и называют тутового шелкоставлений о внешиллюстрациях и фотографиях, от- пряда в коллекции, в натуральном винем виде и образе носят его к изученной группе жи- де, на рисунках; выделяют существенжизни тутового вотных, описывают внешний вид ные признаки внешнего строения, шелкопряда и образ жизни; рассказываю о сравнивают с бабочкой- капустницей, пользе тутового шелкопряда по находят черты сходства и отличия. иллюстрациям и с опорой на Имеют представления о взаимосвязях предложения между изученным объектом и его местом в окружающем мире; о способах питания, приносимой пользе и разведении тутового шелкопряда. В рабочей тетради подписывают названия стадий развития тутового шелкопряда 14 9 Жуки. Отличительные признаки 10 Комнатная муха Закрепление представлений о строении насекомых, их размножении и развитии. Ознакомление с отличительными особенностями внешнего строения жуков, значением для человека 1 1 Формирование представления о комнатной мухе Узнают жуков на иллюстрациях и фотографиях (майский жук, колорадский жук, божья коровка), описывают внешний вид жуков, называют отличительные признаки. Выполняют задания в рабочих тетрадях (заполняют таблицу, подписывают на рисунках части тела жука). Под руководством учителя выполняют практическую работу: зарисовку майского жука в тетради Узнают в природе и на иллюстрациях жуков (майский жук, колорадский жук, божья коровка), дают сравнительную характеристику, находят черты сходства и выделяют существенные признаки отличия. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом объектов. Подписывают на рисунках стадии развития майского жука. Составляют рассказ о значении жуков в природе и жизни человека. Выполняют практическую работу: зарисовка майского жука в тетради; делают вывод о принадлежности майского жука к группе насекомых Узнают на иллюстрациях и фото- Узнают на иллюстрациях и в натуре графиях комнатную муху назы- комнатную муху; описывают хараквают отличительные признаки терные особенности внешнего вида и внешнего вида, характерные осо- поведения. бенности поведения. РассказыПодписывают на рисунках стадии ваю о вреде, приносимой комразвития комнатной мухи. натной мухой, о мерах борьбы, Составляют рассказ о вреде, приноправилах здорового образа жизни симом комнатной мухой, мерах борьбы и правилах гигиены. Указывают на взаимосвязь количества мух и кишечных заболеваний 15 11 Медоносная пчела. 1 Расширение представлений об особенностях внешнего строения насекомых, их развитии, значении для человека 12 Муравьи 1 Закрепление представлений о насекомых Узнают и называют на иллюстра- Узнают и называют на рисунках, в циях и фотографиях медоносную натуре медоносную пчелу. Находят на пчелу; описывают внешнее стро- рисунках и называют отличительные ение. В рабочей тетради подпи- особенности внешнего строения медосывают на рисунки части тела. носной пчелы. Составляют рассказ о Рассказывают о составе пчелиной составе пчелиной семьи, особенностях семьи, пчеловодстве; об исполь- строения и поведения членов семьи, о зовании продуктов пчеловодства. разведении пчел (пчеловодстве), исПод руководством учителя вы- пользовании человеком продуктов полняют практическую работу: пчеловодства. Заполняют схему «Зназарисовка медоносной пчелы в чение насекомых в природе». тетради Рисуют медоносную пчелу в тетради. Смотрят видеофильм о жизни семьи медоносной пчелы с последующим обсуждением Узнают и называют на иллюУзнают и называют муравьев на илстрациях и фотографиях, в кол- люстрациях и фотографиях, в коллеклекциях насекомых муравьев. циях насекомых. Рассказывают об Описывают внешний вид, состав особенностях внешнего вида, составе семьи, особенности жизни. Рас- семьи насекомых. Рассказывают о сказывают о правилах поведения пользе муравьев. Составляют памятку в лесу, охране муравейников. «Правила поведения в лесу», устанавСмотрят видеофильм, отвечают ливают взаимосвязь между природой и на вопросы человеком. Составляют рассказ по плану: почему и как надо охранять муравейники. Смотрят видеофильм о жизни муравейника с последующим обсуждением 16 13 Экскурсия в природу: наблюдение за насекомыми 14 Общие признаки позвоночных животных. Классификация животных 1 1 Закрепление и расширение представлений о внешнем виде и поведении насекомых Под руководством учителя проводят наблюдения в природе: рассматривают внешний вид майского жука и бабочки- капустницы, ведут наблюдения за их поведением в природе. Рассказывают, что узнали о насекомых Позвоночные животные – 53 часа Рыбы – 8 часов Формирование пред- На рисунках и фотографиях ставлений об общих узнают и называют позвоночных признаках позвоночживотных; перечисляют их обных животных, их щие признаки по заранее выдеклассификации ленным опорным словам; называют группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) Проводят наблюдения в природе за майскими жуками и бабочкой- капустницей. Следят за полетом майских жуков и бабочек- капустниц; рассматривают их внешнее строение, находят и называют части тела, определяют черты принадлежности к группе насекомые; определяют приспособленность к полету; наблюдают за поведением насекомых; сравнивают жука и бабочку, находят черты сходства и отличия. Выполняют зарисовки, записывают результаты своих наблюдений в тетрадь, делают выводы о поведении насекомых в природе Используя текст учебника, выписывают в тетрадь общие признаки позвоночных животных. По рисункам, слайдам, фотографиям узнают и называют позвоночных животных, выделяют их существенные признаки, подписывают на рисунках в тетради. С учетом оснований для классификации называют группы позвоночных животных 17 15 Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания. 1 Формирование представлений о рыбах, их строении, образе жизни; Называют общие признаки рыб. Узнают рыб на рисунках, называют среду их обитания; описывают по плану и опорным предложениям особенности внешнего строения в связи со средой обитания 16 Речные рыбы 1 Знакомство с речными (пресноводными) рыбами. Формирование представлений о поведении и образе жизни речных рыб Называют по рисункам, слайдам речных рыб: окунь, щука, карп. Отмечают, по каким признакам их относят к рыбам. Описывают особенности внешнего вида, отмечают внешние черты отличия; объясняют, каких рыб называют речными, используя помощь учителя Узнают и называют рыб на рисунках и фотографиях, слайдах; сравнивают, выделяют общие и отличительные признаки. На основании сравнения называют общие признаки рыб. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Дополняют текст в рабочей тетради об общих признаках рыб Называют речных рыб (окунь, щука, карп) по рисункам, слайдам, фотографиям. Сравнивают их между собой, называют среду обитания. Дают определение, каких рыб называют речными. Отмечают отличительные особенности внешнего вида, окраски, поведения в связи со средой обитания и способом питания. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Выполняют задание в рабочей тетради. Сравнивают речного окуня и щуку; данные заносят в таблицу 18 17 Морские рыбы 1 Знакомство с морскими рыбами. Формирование представлений о поведении и образе жизни морских рыб 18 Внешнее и внутреннее строение, образ жизни рыб 1 Закрепление представлений о внешнем строении и образе жизни рыб; формирование представлений о питании, дыхании, способе передвижения и размножении рыб Называют по рисункам, фотографиям виды морских рыб (треска, сельдь и другие). Рассказывают о среде и месте их обитания, какой образ жизни ведут и чем питаются, где размножаются, используя помощь учителя Называют морских рыб (треска, сельдь и другие), их среду обитания, образ жизни; признаки внешнего строения. На основании сравнения отмечают, чем сходны между собой и чем отличаются. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Дают определение, каких рыб называют морскими. Выполняют задания в рабочей тетради. Сравнивают треску и сельдь, данные записывают в таблицу. Заполняют схему: вписывают названия речных и морских рыб Описывают особенности внеш- Называют и показывают части тела него строения рыб. Подписыва- рыбы, чем покрыто снаружи, как и с ют в рабочих тетрадях стадии помощью чего передвигаются рыбы. развития рыб, используя слова Рассказывают, как и чем питаются рыдля справок. бы, отмечают особенности питания Рассказывают, как дышат и пи- хищных рыб. Наблюдают за движенитаются рыбы. ем рыб в аквариуме, объясняют, чем Наблюдают за движением рыб в дышат рыбы. Составляют схему разаквариуме, за работой плавников вития рыб из икринок. Узнают рыб на при различных направлениях разных стадиях развития по внешнему движения виду. Выполняют задания в рабочей тетради. Подписывают название внутренних органов, отделов нервной системы, стадии развития рыб на рисунках, используя слова для справок 19 19 Рыбоводство. Рыболовство. Рациональное использование 1 Расширение представлений о значении рыб в жизни человека, способах ее разведения, охраны и рационального использования Работают под руководством учителя с текстом учебника: знакомятся с разведением рыб человеком в прудах и естественных условиях. Рассказывают о правилах поведения в природе, охране и рациональном использовании рыбы. Составляют рассказ по плану о значении рыбы в жизни человека. Выполняют задание в рабочей тетради: в текст «Рыбоводство» вставляют недостающие слова, используя слова для справок Дают определение понятиям и объясняют значение слов: рыбоводство и рыболовство. Рассказывают с опорой на текст учебника, каким способом ведется промысел и разведение рыбы; как ее охраняют и рационально используют. Осознают основные взаимосвязи между природой и человеком (значение рыбного промысла в жизни человека; использование рыбы человеком). Вставляют в текст рабочей тетради недостающие слова о разведении карпов, используя слова для справок 20 20 Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб 21 Экскурсия к водоему 1 Ознакомление с правилами содержания и ухода рыб в домашнем аквариуме. Узнают аквариумных рыбок на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя. Рассказывают об особенностях размножения, питания, видах корма. Ведут наблюдения за аквариумными рыбами под руководством учителя Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки аквариумных рыбок. Рассказываю об особенностях размножения разных видов аквариумных рыбок, называют виды живородящих рыб. Совместно с учителем составляют памятку по уходу за аквариумными рыбками; дают характеристику среды обитания: освещение, температура воды. Называют, какие виды корма можно использовать при кормлении аквариумных рыбок. Записывают результаты наблюдений за аквариумными рыбами в тетрадь Знакомство обучаюВ ходе просмотра видеофильма Называют виды рыб, которые обитают щихся с правилами знакомятся с правилами рыбной в водоеме, особенности их поведения, рыбной ловли. Наблю- ловли. Описывают среду обита- питания. Рассказывают о правилах подение за рыбной лов- ния рыб. Называют виды речных ведения в природе, о взаимосвязи лей рыб. Рассказывают о правилах между природными компонентами, поведения в природе. природой и человеком. Под руководВедут наблюдения за рыбной ством учителя формулируют правила ловлей под руководством учите- ловли рыбы. ля В ходе просмотра видеофильма ведут наблюдения за рыбной ловлей. Оформляют результаты наблюдений в тетради 21 Земноводные - 3 часа 22 Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки 1 Формирование представлений о земноводных как группе животных проживающих на суше и в воде, взаимосвязи среды обитания и внешнего вида земноводных Называют по рисункам виды земноводных, объясняют, где живут, как передвигаются, какое значение имеют в природе. В рабочей тетради подписывают рисунки изображенных на них земноводных, используя помощь учителя Называют представителей разных видов земноводных, отличительные признаки лягушки и жабы, черты приспособления к среде обитания (части тела, окраска, покровы, передвижение). Составляют рассказ по плану: питание, дыхание, размножение (цикл развития); устанавливают взаимосвязь между строение органов и их функциями. Выполняют задания в рабочей тетради: дополняют недостающими словами общие признаки земноводных, используя слова для справок; подписывают на рисунках названия частей тела и органов лягушки; стадии развития лягушки; дополняют с помощью учебника текст о размножении и развитии лягушки 22 23 Многообразие земноводных 1 24 Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана 1 Знакомство с многообразием земноводных, особенностями внешнего вида и образа жизни Узнают и различают земноводных в окружающем мире, по рисункам и фотографиям (жаба, тритон, саламандра); подписывают названия земноводных на рисунках в рабочей тетради. Рассказывают об особенностях строения и отличительных признаках разных представителей земноводных по плану, предложенному учителем. Формирование предВ рабочей тетради подпиставлений о сходстве и сывают рисунки стадий различии земноводных развития лягушки, испольи рыб, пользе земнозуя слова для справок. водных и их охране Сравнивают по рисункам внешнее строение головастика и малька рыбы, называют черты сходства. Совместно с учителем делают вывод о сходстве и различии земноводных и рыб. Рассказывают о пользе земноводных и их охране Имеют представление о жабе, тритоне, саламандре как представителях земноводных. По рисункам, фотографиям описывают особенности их внешнего строение, называют общие и отличительные черты внешнего вида, делают вывод о многообразии земноводных. Подписывают в рабочей тетради рисунки изображенных на нем земноводных Сравнивают внешнее строение, места обитания и этапы развития земноводных и рыб. В рабочей тетради находят и подписывают рисунки черт сходства головастика и малька рыбы (вытянутая форма тела, хвост, жабры), необходимость воды для размножения. Отмечают отличительные признаки земноводных. Выполняют практическую работу: заполняют таблицу, сравнивают головастика лягушки и рыбу; данные записывают в таблицу рабочей тетради. На основании сравнения записывают в тетрадь вывод о сходстве и различии земноводных и рыб. Составляют рассказ о пользе земноводных и их охране 23 25 Общие признаки пресмыкающихся. 1 Пресмыкающиеся – 5 часов Формирование предУзнают и называют по рисункам ставлений об общих группы пресмыкающихся, опипризнаках пресмыкасывают их внешнее строение; ющихся, внешнем рассказывают, где живут животстроении, питании, ды- ные, чем покрыто их тело, какие хании, размножении органы находятся на голове, как передвигаются, размножаются. Смотрят видеофильм о разнообразии пресмыкающихся, отвечают на вопросы По рисункам и фотографиям называют группы пресмыкающихся, признаки сходства и отличия разных групп, особенности внешнего строения. Описывают внешнее строение прыткой ящерицы, гадюки, ужа, черепахи, крокодила по плану, называют признаки сходства и различия разных групп пресмыкающихся. Подписывают в рабочей тетради названия пресмыкающихся, изображенных на рисунке. Выполняют классификацию на основе выделения общих признаков пресмыкающихся. Делают вывод о взаимосвязи внешнего строения и среды обитания. Называют особенности размножения пресмыкающихся. Устанавливают взаимосвязь между природными условиями (наличие тепла) и развитием зародышей пресмыкающихся. Выполняют практическую работу: зарисовка в тетради цикла развития пресмыкающихся. Выполняют задания в рабочей тетради: дополняют текст об общих признаках пресмыкающихся 24 26 Ящерица прыткая 27 Змеи. Отличительные особенности животных 1 Расширение представления о местах обитания, образе жизни, особенностях питания прыткой ящерицы Узнают на рисунках, фотографиях, слайдах прыткую ящерицу. Описывают особенности внешнего вида, где живет, ее образ жизни, особенности питания. Рассказывают об особенностях размножения, где откладывает яйца, какие условия необходимы для развития зародыша. Смотрят видеофильм о местах обитания и образе жизни прыткой ящерицы, отвечают на вопросы, выполняют задания учителя Формирование предУзнают и называют на рисунках ставления об отличизмей, называют отличительные тельных особенностях особенности животных; чем по змей внешнему виду отличается гадюка и уж. Сравнивают и называют места обитания, способ питания, размножения и развития гадюки и ужа. Рассказывают об использовании змеиного яда в медицине, об оказании первой медицинской помощи при укусах змей. Смотрят видеофильм о разнообразии змей, выполняют задания учителя, отвечают на вопросы Узнают и называют на рисунках, слайдах прыткую ящерицу. Описывают внешний вид, находят и называют черты принадлежности к группе пресмыкающихся, устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Составляют рассказ по плану: где живет, образ жизни и особенности питания. Смотрят видеофильм о местах обитания и образе жизни прыткой ящерицы Узнают и называют на рисунках, слайдах змей: гадюку, ужа. Сравнивают их внешний вид, места обитания, питание, размножение и развитие. Называют отличительные признаки змей, чем отличается уж и гадюка. Составляют рассказ об использовании змеиного яда в медицине, оказании первой медицинской помощи при укусе змей. Выполняют практическую работу: «Сравнение ужа и гадюки», данные записывают в таблицу тетради. 25 28 Черепахи, крокодилы. Отличительные особенности животных 29 Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных. Практическая работа 1 Формирование представления об отличительных особенностях черепах и крокодилов Узнают и подписывают на рисунках черепаху и крокодила. Называют особенности внешнего вида, отличительные признаки, среду обитания, питание, размножение и развитие. Смотрят видеофильм: среда обитания и образ жизни черепах и крокодилов с последующим обсуждением Закрепление представ- Сравнивают внешний вид и облений о пресмыкаюраз жизни пресмыкающихся и щихся и земноводных земноводных, называют отличительные особенности животных. В рабочей тетради подписывают рисунки с изображением частей тела животного. Заполняют таблицу сравнения лягушки и ящерицы, отвечают на вопросы таблицы Узнают и называют черепах и крокодилов на рисунках, слайдах. Описывают их внешний вид, отмечают отличительные особенности животных; называют черты принадлежности животных к группе пресмыкающихся. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животных Составляют сравнительную характеристику пресмыкающихся и земноводных. Выполняют практическую работу: сравнивают места обитания, внешний вид (части тела, покровы), органы передвижения, способ дыхания, питания, размножения и развития пресмыкающихся и земноводных. Делают вывод об общих и отличительных признаках строения и образа жизни пресмыкающихся. Данные заносят в таблицу рабочей тетради. 26 30 Дикие птицы. Общая характеристика птиц. 1 31 Многообразие птиц. 1 Птицы – 10 часов Формирование пред- Называют отличительные осоставлений об особен- бенности птиц (наличие крыльев, ностях строения и об- пуха и перьев на теле). Рассказыразе жизни птиц, как вают об особенностях размножепозвоночных живот- ния: кладка яиц и выведение ных. Сравнение и птенцов. распознавание птиц Рассматривают скелет и чучело на рисунках и в при- птицы, под руководством учитероде ля, показывают части тела птицы Составляют по плану общую характеристику птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Отмечают отличительные особенности размножения птиц: кладка яиц и выведение птенцов. В рабочей тетраде подписывают названия к рисункам с изображением оболочек и содержимого яйца птицы, используя слова для справок. Рассказывают о строении перьев птиц, описывают внешний вид по плану какойлибо птицы. Подписывают названия частей тела птицы на рисунке. Заполняют пропуски в тексте, дополняют общую характеристику птиц. Подписывают на рисунке названия основных частей контурного пера птицы, используя слова для справок. Записывают вывод, чем пух и пуховое перо отличаются от контурного пера; дополняют преложния текста Ознакомление с мно- Узнают и называют птиц по ри- Описывают по плану внешний вид разгообразием птиц, сре- сункам, фотографиям; рассказы- ных птиц, устанавливают взаимосвязи дой их обитания, об- вают о среде обитания, образе между средой обитания и внешним виразом жизни жизни, особенностях питания дом разных видов птиц. Составляют расразных групп птиц по опорным сказ о среде обитания разных видов птиц, предложениям. Узнают на риобразе жизни, питании; называют черты сунках и называют перелетных и приспособленности к среде обитания. зимующих птиц Называют перелетных и зимующих птиц. Работают в группах, составляют таблицу, схемы, анализируют и сравнивают различные группы птиц и делают выводы, записывают в тетрадь 27 32 Птицы леса 1 Формирование представлений о птицах леса, особенностях образа жизни и внешнего строения Называют по рисункам птиц леса (большой пестрый дятел, синица,) описывают внешний вид (по каким внешним признакам можно узнать в природе: строение крыльев, хвоста, ног, клюва). Рассказывают об образе жизни, гнездовании и заботе о потомстве по плану и опорным предложениям Называют и показывают на рисунках, таблицах птиц леса. Рассказывают об особенностях строения и образе жизни в зависимости от среды обитания, отмечают черты сходства и отличия, по каким внешним признакам можно узнать в природе. В рабочей тетради подписывают названия птиц под их изображениями. дополняют текст об особенностях строения и образе жизни изображенных на рисунке птиц леса, используя слова для справок. Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением. 28 33 Хищные птицы Формирование представлений о хищных птицах, особенностях внешнего строения и образа жизни Называют по рисункам хищных птиц (сова, орел), описывают внешний вид (по каким внешним признакам можно узнать в природе птицу-хищника: строение крыльев, хвоста, ног, клюва). Рассказывают об образе жизни, гнездовании и заботе о потомстве по плану и опорным предложениям Называют и показывают на рисунках, таблицах хищных птиц (сова, орел). Выполняют задание в рабочей тетради: определяют по рисунку какие признаки хищника заметны на внешнем строении совы и орла. Обводят в кружок номера предложений, в которых дана характеристика хищной птицы. Дополняют текст о сове, используя слова для справок. Рассказывают об особенностях строения и образе жизни в зависимости от среды обитания, отмечают черты сходства и отличия, по каким внешним признакам можно узнать в природе. Устанавливают взаимосвязь между природными условиями, образом жизни и внешним видом птиц. Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением 29 34 Птицы, кормящиеся в воздухе Формирование представлений о птицах, кормящихся в воздухе, особенностях внешнего строения и образа жизни Называют по рисункам птиц, кормящихся в воздухе (ласточки, стрижи), описывают внешний вид (по каким внешним признакам можно узнать в природе: строение крыльев, хвоста, ног, клюва). Рассказывают об образе жизни, гнездовании и заботе о потомстве по плану и опорным предложениям Называют и показывают на рисунках, таблицах птиц, кормящихся в воздухе (ласточки, стрижи). Подписывают изображения птиц в рабочей тетради. Сравнивают ласточек и стрижа, вносят данные о них в таблицу. Рассказывают об особенностях строения и образе жизни в зависимости от среды обитания, отмечают черты сходства и отличия, по каким внешним признакам можно узнать в природе. Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением 35 Водоплавающие птицы Формирование представлений о водоплавающих птицах, особенностях внешнего строения и образа жизни Называют по рисункам водоплавающих птиц (утка-кряква, лебедь, пеликан), описывают внешний вид (по каким внешним признакам можно узнать в природе: строение крыльев, хвоста, ног, клюва). Рассказывают об образе жизни, гнездовании и заботе о потомстве по плану и опорным предложениям. Прослушивают голоса птиц Называют и показывают на рисунках, таблицах водоплавающих птиц. Рассказывают об особенностях строения и образе жизни в зависимости от среды обитания, отмечают черты сходства и отличия, по каким внешним признакам можно узнать в природе. Сравнивают гоголя и крякву на рисунках, дополняют текст об образе жизни на водоемах. Сравнивают утку и серую цаплю, дополняют текст об особенностях строения ее тела и образа жизни. Выполняют задание на карточке: определяют, кто лишний в каждом ряду птиц и почему. Дополняют текст. Прослушивают голоса птиц 30 36 Птицы, обитающие близ жилища человека 37 Птицы в живом уголке 1 Расширение знаний о Называют птиц, обитающих близ птицах, обитающих жилища человека (голубь, вороблиз жилища человека на, воробей, трясогузка). Рассказывают об образе жизни данной группы птиц, гнездовании и заботе о потомстве, необходимости охране птиц по плану и опорным предложениям Называют птиц, обитающих, близ жилища человека (голубь, ворона, воробей, трясогузка). В рабочей тетради рассматривают рисунки, подписывают названия птиц, дополняют в тексте общую характеристику птиц, используя опорные слова. Сравнивают и различают по строению и образу жизни, устанавливают взаимосвязь между природными условиями, образом жизни и внешним видом птиц. Заполняют таблицу с помощью текста учебника (сравнивают голубя и воробья). Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением Расширение предУзнают певчих и декоративных Узнают и называют певчих и декоративставлений о птицах птиц на иллюстрациях и фотоных птиц (канарейки, попугаи, щеглы) в живого уголка на ос- графиях (попугаи, канарейки, натуральном виде в естественных услонове имеющихся зна- щеглы), называют изученные виях и на рисунках, выделяют сущений: внешний вид, объекты, знакомятся с правилами ственные признаки певчих и декоративправила содержания выполнения несложных действий ных птиц. птиц в «живом угол- по уходу за певчими и декораНазывают правила ухода и содержания ке» тивными птицами под руковод- певчих и декоративных птиц. ством учителя. Выполняют практическую работу: Под руководством учителя вы- «Наблюдение и уход за птицами в «жиполняют практическую работу: вом уголке», делают вывод об особеннонаблюдение и уход за птицами в стях ухода за домашними птицами «живом уголке» 31 38 Домашние птицы. Птицеводство 1 39 Экскурсия 1 Формирование представлений о домашних птицах, их особенностях строения, образе жизни, разведении и выращивании Называют по рисункам домашних птиц, описывают их строение, образ жизни. В рабочей тетради, используя слова для справок, подписывают названия оболочек и содержимого яйца птицы. Сравнивают домашних и диких курей, гусей и уток, рассказывают, с какой целью человек их разводит. Рассказывают, как разводят птиц на птицеводческих хозяйствах Узнают по рисункам и называют домашних птиц (курей, гусей, уток и индюшек). Сравнивают на рисунке домашних кур с их дикими предками. Результаты сравнения заносят в таблицу. Называют особенности их внешнего строения, сравнивают виды птиц (домашних гусей и домашних уток), дополняют текст в рабочей тетради. Выделяют отличительные признаки, рассказывают об образе жизни (питание, размножение, развитие). Зарисовывают куриное яйцо в тетрадь, подписывают названия оболочек и содержимого яйца птицы. Называют правила выращивания и ухода за домашними птицами. Дополняют текст в рабочей тетради о содержании, кормлении и разведении птиц в птицеводческих хозяйствах. Рассказывают о значении птицеводства по плану Расширение предПод руководством учителя про- Проводят наблюдение за поведением ставлений об особен- водят наблюдения за поведением птиц в природе, отмечают особенности ностях строения и по- птиц в природе: кормлением, пе- поведения разных видов птиц, описываведения птиц редвижением, заботой о потом- ют внешнее строение, устанавливают стве взаимосвязь между средой обитания, Под руководством учителя вы- внешним видом, особенностями питания. полняют практическую работу: Результаты наблюдений записывают в подкормка зимующих птиц тетрадь 32 40 Общие признаки млекопитающих. Разнообразие млекопитающих животных. Классификация 1 41 Дикие млекопитающие животные. Грызуны. Общие признаки грызунов 1 Млекопитающие – 15 часов Формирование пред- Называют общие признаки млеставлений об общих копитающих, описывают внешпризнаках млекопи- нее строение изображенного на тающих. рисунке животного, особенности Формирование пред- внешнего вида; по рисункам ставлений обучаюназывают разных представителей щихся о разнообразии млекопитающих, определяют их млекопитающих жи- сходство и отличие. вотных. Составляют рассказ об одном из животных, по опорным словам, и словосочетаниям, принимая помощь учителя Формирование представлений об общих признаках грызунов Узнают и называют по рисункам грызунов, описывают внешний вид, среду обитания, образ жизни, питание и размножение грызунов. Перечисляют общие признаки грызунов. Называют характерные особенности грызунов, с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. В рабочей тетради подписывают рисунки грызунов, используя помощь учителя Называют общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей, вскармливание их молоком). Называют признаки сходства и различия между группами животных делают вывод о разнообразии млекопитающих животных. На основе выделенных общих признаков выполняют классификацию. В рабочей тетради подписывают на рисунке названия частей тела млекопитающего. Дополняют текст об особенностях внешнего строения млекопитающих, используя слова для справок Узнают и называют на рисунках, слайдах, фотографиях грызунов. Сравнивают животных, описывают особенности их внешнего вида, среды обитания, образа жизни, питания, размножения. На основе сравнения выделяют и записывают в тетради общие признаки грызунов. Подписывают на рисунке название зубов грызунов; дополняют текст об особенностях зубов грызунов, используя слова для справок 33 42 Мышь, белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного 1 Формирование представлений об общих признаках отдельных групп животных. Ознакомление с особенностями внешнего строения, образа жизни, значением в природе и жизни человека Узнают и называют животных, относящихся к группе грызунов (мышь, белка, суслик, бобр). Описывают особенности внешнего вида каждого животного. Рассказывают о значении грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека, пользе и вреде, приносимом грызунами. Дополняют текст в рабочей тетради о значении грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека, используя слова для справок и помощь учителя 43 Зайцеобразные 1 Формирование представлений об общих признаках зайцеобразных Называют зайцеобразных по рисункам, описывают внешний вид, среду обитания, образ жизни, питание, значение в природе. Называют общие признаки изученных животных. Подписывают названия зайцеобразных животных, используя помощь учителя По рисункам, слайдам называют представителей грызунов (мышь, белка, суслик, бобр), подписывают представителей на рисунках в тетради. Называют отличительные особенности каждого животного, описывают внешний вид и строение в зависимости от среды обитания. Дополняют текст в рабочей тетради о значении грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Называют пользу и вред, приносимый грызунами. Составляют рассказ по плану «Охрана белок и бобров» Называют животных, которые относятся к зайцеобразным, их общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяцрусак, заяц-беляк). Сравнивают животных, называют черты сходства и отличия, устанавливают взаимосвязь внешнего строения со средой обитания. Подписывают в рабочих тетрадях названия зайцеобразных, изображенных на рисунке; дополняют текст об особенностях внешнего строения, используя слова для справок 34 44 Хищные звери. Общие признаки хищных зверей 1 Продолжение формирования представлений о диких млекопитающих животных. Формирование понятия хищные звери Узнают и называют по рисункам хищных зверей. Называю общие их признаки, описывают внешний вид, отличительные особенности. Отмечают особенности некоторых из них. Рассказывают об образе жизни, добыче пищи, называют черты сходства и различия. Подписывают на рисунке названия зубов хищного зверя, используя помощь учителя Узнают и называют на рисунках хищных зверей, подписывают их название в рабочих тетрадях. Описывают особенности внешнего вида, называют отличительные особенности. Называют особенности некоторых из них (образ жизни, добыча пищи, черты сходства и различия). На основе сравнения формулируют и записывают в тетрадь общие признаки хищных зверей. Подписывают на рисунке названия зубов хищного зверя 45 Хищные звери. Псовые 1 Продолжение формирования представлений о хищных животных. Знакомство с псовыми (собачьи): волк, лисица Узнают и различают на фотографиях и рисунках волка и лисицу; описывают особенности внешнего вида изученных животных; сравнивают, называют общие признаки изученных животных Называют и показывают на рисунках, слайдах псовых: волка, лисицу; сравнивают, называют особенности внешнего строения, отмечают сходство и отличие; устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животных. Составляют сравнительную характеристику «Места обитания и образ жизни псовых» 35 46 Хищные звери. Медвежьи 47 Хищные звери. Кошачьи 1 Продолжение формирования представлений о хищных животных. Знакомство с медвежьими: медведи (бурый, белый) Узнают и различают на фотографиях и рисунках медведей (бурого, белого); описывают особенности внешнего вида изученных животных; сравнивают, называют общие признаки изученных животных (места обитания, образ жизни) Продолжение формирования представлений о хищных животных. Знакомство с кошачьими: снежный барс, рысь, лев, тигр Узнают и различают на фотографиях и рисунках снежного барса, рысь, льва, тигра; описывают особенности внешнего вида изученных животных; сравнивают, называют общие признаки изученных животных (места обитания, образ жизни). Дорисовывают части тела хищных зверей по предложенным учителем трафаретам Называют и показывают на рисунках, слайдах медведей (бурого, белого); называют особенности внешнего строения, образа жизни, добычи пищи; устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животных. Составляют сравнительную характеристику мест обитания и образа жизни медвежьих Называют и показывают на рисунках слайдах кошачьих: снежного барса, рысь, льва, тигра; называют особенности внешнего строения, образа жизни, добычи пищи; устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животных. Составляют сравнительную характеристику хищных зверей, на основании сравнения заполняют таблицу с помощью учебника в рабочей тетради 36 48 Пушные звери: соболь, куница, норка, песец Продолжение формирования знаний о хищных зверях. Ознакомление с пушными зверями: соболь, куница, норка, песец Называют диких пушных зверей (соболь, куницу, норку, песца) по таблицам, рисункам, слайдам. Подписывают названия изображения пушных зверей в рабочей тетради. Описывают внешний вид пушных зверей, называют общие признаки животных. Рассказывают, где встречаются в природе, чем питаются, какие звери имеют особо ценный мех; как содержат норок. Заполняют таблицу в рабочей тетради об образе жизни пушных зверей, используя помощь учителя Узнают по внешнему виду на рисунках, слайдах диких пушных зверей (соболя, куницу, норку, песца). Описывают внешний вид, образ жизни, поведение в природе. Сравнивают животных, называют признаки сходства и различия, заполняют таблицу с помощью учебника. Составляют рассказ по плану о разведении пушных зверей на зверофермах 37 49 Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) Формирование представлений об особенностях внешнего строения и образа жизни парнокопытных и непарнокопытных Узнают и различают на фотографиях и рисунках копытных животных (кабан, лось). Описывают особенности внешнего вида, образ жизни, питание, места обитания. Называют общие признаки изученных групп животных. Рассказывают о правилах поведения в природе, охране животных. Используя помощь учителя, зарисовывают в тетрадь копыта парнокопытных и непарнокопытных Узнают на рисунках, слайдах и называют копытных диких животных (кабан, лось). Сравнивают на рисунке лося и кабана, называют черты сходства животных. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. На основании сравнения называют признаки сходства и различия между группами животных (парнокопытных и непарнокопытных). Рассказывают об образе жизни, питании, местах обитания, необходимости охраны животных. Выполняют задание в рабочей тетради: используя слова для справок, дополняют предложения о копытных животных 38 50 Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж 1 Формирование представлений о морских млекопитающих, особенностях их строения в связи с водным образом жизни Узнают на рисунках животных млекопитающих, обитающих в морях и океанах (тюлень, морж), называют общие признаки животных, особенности внешнего вида, среды обитания, питания, размножения и развития; что им помогает жить в воде. Рассказывают, чем отличаются животные, их распространение и значение Называют морских животных, которые относятся к группе ластоногих (тюлень, морж). В рабочей тетради подписывают названия изображения животных и их общее название; дополняют предложения о сходстве животных между собой. Описывают их внешний вид, места обитания, питание. Называют отличительные особенности: способ передвижения, образ жизни в связи с обитанием в воде; особенности вскармливания детенышей, как представителей млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животных; называют черты приспособленности к водной среде обитания; называют признаки сходства и различия. Рассказывают о распространении и значении морских животных 39 51 Китообразные: кит, дельфин 52 Охрана морских млекопитающих 1 Формирование представлений об особенностях внешнего вида и образе жизни китообразных Узнают на рисунках китообразных (кит, дельфин), называют общие признаки животных, особенности внешнего вида, места обитания, питания. Рассказывают о способе передвижения в воде, особенностях вскармливания детенышей. Дополняют текст об особенностях строения китообразных, используя слова для справок в рабочей тетради и помощь учителя. Рассказывают о значении китообразных по плану и опорным предложениям Называют морских животных, которые относятся к группе китообразные (кит, дельфин). Описывают их внешний вид, места обитания, питание. Называют отличительные особенности: способ передвижения, особенности водного образа жизни; вскармливания детенышей, как представителей млекопитающих. Заполняют таблицу с помощью учебника: записывают признаки млекопитающих и приспособления к жизни в воде китообразных. Дополняют текст об особенностях строения китообразных, используя слова для справок в рабочей тетради. Составляют рассказ о значении китообразных по плану Формирование представлений об охране морских млекопитающих Узнают и различают на рисунках охраняемых морских животных (нерпа, пятнистый тюлень). Описывают особенности их внешнего вида, места обитания. Рассказывают о значении животных в природе и жизни человека. Знакомятся с Красной книгой, рассказывают о ее значении, о причинах необходимости охраны морских млекопитающих Называют морских животных, занесенных в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень). Описываю их внешний вид, среду и места обитания, значение для человека и в природе. Называют правила поведения в природе, называют причины необходимости охраны морских животных. Устанавливают взаимосвязь между природными компонентами, природой и человеком 40 53 Приматы. Общая характеристика 54 Экскурсия в краеведческий музей Формирование представлений об общих признаках приматов, ознакомление с отельными особенностями различных групп 1 Называют обезьян, изображенных на рисунках, рассказывают об особенностях их внешнего вида, чем они отличаются от других млекопитающих. Отвечают на вопросы, с помощью текста учебника; используя слова для справок, дополняют предложения о человекообразных обезьянах. Смотрят видеофильм «Жизнь приматов», отвечают на вопросы. Узнают приматов по внешнему виду на рисунках, слайдах. На основании сравнения разных групп приматов выделяют общие признаки; называют чем они отличаются от других млекопитающих. Отвечают на вопросы с помощью текста учебника в рабочей тетради. Дополняют с помощью текста учебника предложения о человекообразных обезьянах. Составляют характеристику по плану, записывают в тетрадь отличительные признаки приматов (расположение глаз, величина черепа, пальцы рук и ног, млечные железы). Рассказывают о питании, уходе за потомством, местах обитания. Делают вывод, что приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие Расширение предПод руководством учителя рас- Знакомятся с отдельными видами млекоставлений о млекопи- сматривают разных представите- питающих животных, составляют рассказ тающих животных лей животных своей местности, о внешнем виде, чем похожи и называют своей местности, их узнают по внешнему виду мле- отличительные признаки. Рассказывают о разнообразии копитающих, описываю их отли- местах обитания животных, их численночительные особенности; расска- сти, значении для природы и человека, зывают о значении животных для необходимости охраны. человека, как необходимо их Результаты наблюдений записывают в охранять. Составляют рассказ тетрадь ободном из представителей животных по предложенным учителем вопросам 41 55 Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов 56 Корова. Отличи1 тельные особенности внешнего строения Сельскохозяйственные животные - 12 часов Формирование пред- Узнают и различают на рисунках ставлений о сельско- кроликов. Описывают внешний хозяйственных живид и характерные особенности вотных. Ознакомле- по плану и опорным предложение с кроликом, его ниям. Составляют рассказ о пивнешним видом и ха- тании, содержании и разведении рактерными особен- кроликов по предложенным учиностями телем предложениям. Отвечают на вопросы: с какой целью разводят кроликов Продолжение формирования представлений о сельскохозяйственных животных. Ознакомление с особенностями внешнего строения и содержания коров Рассматривают корову на рисунках, описывают ее внешний вид, сравнивают с другими млекопитающими животными, находят черты сходства. Называют породы коров с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем Узнают кроликов по внешнему виду на рисунках и слайдах, описывают внешний вид и характерные особенности. Составляют рассказ об особенностях питания, как травоядных животных. Рассматривают рисунок в учебнике и рассказывают, как содержат домашних кроликов, о разведении кроликов на кролиководческих фермах. Составляют рассказ по плану о значении кроликов для человека Узнают корову на рисунках, называют отличительные признаки внешнего строения, ее образ жизни, сравнивают и называют породы коров. Устанавливают взаимосвязь между питанием коров и их молочной продуктивностью. Рассказывают о правилах заготовки кормов. Заполняют таблицу с помощью текста учебника в рабочей тетради «Породы коров. Отличительные признаки». 42 57 Содержание коров на фермах. Вскармливание телят Продолжение формирования представлений о содержании коров и телят Рассказывают о содержании коров и телят на современных фермах по плану и опорным предложениям. Называют некоторые местные породы с опорой на иллюстративный материал, предложенный учителем. Записывают новые термины в тетрадь, используя выделенный шрифт учебника. Дают краткую характеристику стойлового и бесстойлового содержания коров с опорой на текст учебника и с помощью учителя. Рассказывают, какое значение имеет корова в жизни человека, как содержат коров на животноводческих фермах, как выращивают и содержат телят на современных фермах. Записывают новые термины в тетрадь. Дают краткую характеристику стойлового и бесстойлового содержания коров. Дополняют текст в рабочей тетради о содержании коров на фермах 43 58 Овца. Характерные особенности внешнего вида Продолжение формирования представлений о сельскохозяйственных животных. Ознакомление с особенностями внешнего вида и содержанием овец По рисункам называют овец. Записывают в тетрадь название некоторых пород овец. Описывают внешний вид с опорой на предложенные учителем предложения; называют общие признаки. Составляют по плану краткий рассказ об особенностях питания (способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус). По картинкам, слайдам составляют рассказ о содержании овец в зимний и летний периоды, значении овец в жизни человека. Узнают и называют овец по рисункам, слайдам; описывают особенности внешнего вида. Составляют рассказ о распространении овец, их особенностях питания (способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус). Называют породы овец, используя иллюстративный материал, предложенный учителем. Рассказывают о содержании овец в зимнее и летнее время, о значении разведения овец для экономики страны и в жизни человека. Сравнивают изображенных на рисунке овцу и корову, заполняют таблицу в рабочей тетради «Сходство и различия». Заполняют таблицу с помощью текста учебника «Породы овец» 44 59 Свинья 60 Лошадь 1 1 Формирование представлений об особенностях внешнего строения и содержанием свиней. Рассматривают рисунок и описывают внешний вид домашней свиньи, отмечают особенности кожного покрова (жировая прослойка); составляют рассказ, используя рисунки и помощь учителя, об уходе и кормлении (откорме), содержании свиней на свиноводческих фермах (внутреннем устройстве свинарника, об условиях выращивания поросят). Записывают в тетрадь новые термины Узнают свинью на иллюстрациях по внешнему виду. Сравнивают изображенных на рисунке домашних свинью и дикого кабана. Заполняют таблицу в рабочей тетради о сходстве и различии домашней свиньи и дикого кабана. Составляют по плану краткое описание внешнего вида. Отмечают особенности внешнего строения, кожного покрова (жировая прослойка), ухода и кормления (откорма) Называют породы домашних свиней. Дополняют текст о причинах разведения свиней человеком Формирование представлений о лошадях, особенностях их внешнего вида, значении в народном хозяйстве Описывают внешний вид лошади с опорой на предложения, предложенные учителем. Составляют рассказ об уходе и кормлении лошадей с опорой на учебник. Рассказывают о значении лошади для человека по предложенным учителем иллюстрациям и предложениям. Называют породы лошадей, с опорой на иллюстративный материал. Заполняют таблицу с помощью учебника в рабочей тетради об использовании разных пород лошадей в жизни человека Описывают лошадей по внешнему виду по рисункам или слайдам, по плану, отмечают особенности внешнего строения лошади. Называют по иллюстрациям породы лошадей. В рабочей тетради заполняют таблицу с помощью учебника о признаках разных пород лошадей и использовании в жизни человека. Называют и записывают в таблицу признаки сходства и различия пород. Рассказывают об использовании различных пород лошадей в жизни человека. Составляют рассказ по плану: «Уход и кормление лошадей» 45 61 Северный олень 62 Верблюд 1 Формирование представлений о северном олене, его внешнем виде и значении для человека Рассматривают рисунки, описывают внешний вид северного оленя, используя иллюстрации и предложения учителя. Составляют краткий рассказ о северном олене, опираясь на план и предложения, предложенные учителем: особенности питания, приспособленность к условиям жизни, значении для человека. Расширение знаний о верблюдах, закрепление знаний о выращивании и уходе за сельскохозяйственными животными Рассматривают рисунки, описывают внешний вид верблюда, используя иллюстрации и предложения учителя. В рабочей тетради подписывают на рисунке части тела верблюда. Составляют краткий рассказ, опираясь на план и предложения, предложенные учителем, об особенностях питания, приспособленности к условиям жизни, значении для человека. Называют места проживания, для чего их разводит человек Описывают внешний вид и места обитания северного оленя. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животного. Называют особенности строения, питания в связи с условиями жизни, приспособления к жизни в условиях севера. Рассказывают, с какой целью разводят северных оленей. Составляют рассказ об оленеводстве по плану. Описывают по рисункам внешний вид верблюда, подписывают на рисунке в рабочей тетради названия верблюдов. Дополняют текст, используя слова для справок, об отличии верблюдов от других животных. По иллюстрациям описывают места проживания, называют черты приспособленности к условию жизни (особенности строения, питания). Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животного. Составляют рассказ по плану о значении верблюдов для человека 46 63 Обобщение: сельскохозяйственные животные 64 Собаки 1 Закрепление и расширение представлений о сельскохозяйственных животных, условиях их содержания и разведения, значении для человека Записывают в тетрадь ответы на вопросы карточки с опорой на текст учебника, иллюстративный материал, предложенный учителем по изученным группам сельскохозяйственных животных (3-4 по выбору учителя). Составляют краткую характеристику изученных сельскохозяйственных животных по опорным предложениям и вопросам Формирование пред- Узнают и называют собак на илставлений об особен- люстрациях и фотографиях, отностях внешнего вида, носят собак к группе домашних содержании и уходе животных, к млекопитающим. за собаками Описывают внешний вид, породы по плану с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Рассказывают о правилах выполнения действий по уходу за собаками под руководством учителя. Называют санитарно- гигиенические требования к содержанию и уходу за собаками; о заболеваниях и оказании первой помощи животным, используя помощь учителя Выполняют задания по карточкам, описывают внешний вид, породы животных, условия содержания (кормление, уход), выращивание; значение для человека сельскохозяйственных животных. Составляют краткую характеристику изученных сельскохозяйственных животных по плану Выделяют существенные признаки собак, относят собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные). Сравнивают собак по внешнему виду, называют признаки сходства и различия, выполняют классификацию на основе выделения общих признаков; называют породы собак. Составляют памятку «Санитарногигиенические требования к содержанию собак». Составляют рассказ о заболеваниях и оказании первой помощи животным 47 65 Кошки 66 Животные в «живом уголке» Формирование представлений об особенностях внешнего вида, содержании и уходе за кошками Узнают и называют кошек на иллюстрациях и фотографиях, относят кошек к группе домашних животных, к млекопитающим. Описывают внешний вид, породы по плану с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Рассказывают о правилах выполнения действий по уходу за кошками под руководством учителя. Называют санитарно- гигиенические требования к содержанию и уходу за кошками; о заболеваниях и оказании первой помощи животным, используя помощь учителя Выделяют существенные признаки кошек, относят кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные). Сравнивают кошек по внешнему виду, называют признаки сходства и различия, выполняют классификацию на основе выделения общих признаков (называют породы кошек). Дополняют с помощью учебника текст в рабочей тетради о домашних хищных зверях. Составляют памятку «Санитарногигиенические требования к содержанию кошек». Составляют рассказ о заболеваниях и оказании первой помощи животным Расширение понятий Узнают животных «живого угол- Узнают и называют животных «живого о домашних животка» на иллюстрациях и фотогра- уголка» в натуральном виде в естественных, правилах содер- фиях (хомяки, черепахи, белые ных условиях и на картинах, относят жижания их в «живом мыши, белки). Называют изувотных «живого уголка» к определенным уголке» ченные объекты, описывают группам (грызуны, млекопитающие, преособенности их внешнего вида, смыкающиеся). Рассказывают по плану с образа жизни по плану и опоропорой на иллюстрации о правилах по ным словам. уходу за «живым уголком». По предложенным учителем Составляют рассказ «Образ жизни. Уход. предложениям рассказывают о Кормление. Уборка жилища» по предлоправилах выполнения действий женному учителем плану по уходу за «живым уголком», уходом и кормлении животных 48 Обобщение - 2 часа 67 Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные» 68 Обобщающий урок «Что вы узнали о животных?» Закрепление знаний о группах позвоночных животных, их отличительных особенностях строения и образа жизни Систематизация знаний об изученных животных Называют группы позвоночных животных, характерные особенности каждой группы с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем Называют беспозвоночных и позвоночных животных, в каких средах обитают, как питаются, передвигаются, какое значение имеют в жизни человека используя помощь учителя. Подписывают названия животных на рисунках Дают краткую характеристику каждой группы позвоночных животных с опорой на рисунки, слайды, схемы, иллюстрации используя помощь учителя Называют признаки беспозвоночных и позвоночных животных, выполняют классификацию на основе выделенных общих признаков. Составляют краткое описание беспозвоночных и позвоночных животных по плану и опорным понятиям 49