Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 88 города Тюмени
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
ПРИКАЗ
30.09.2021
№
301
Об утверждении Положения о
профильном обучении в МАОУ СОШ
№ 88 города Тюмени
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Положением об определении случаев и
порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в
государственные и муниципальные образовательные организации для получения
основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением
отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденным
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 № 163-п, с учетом
мнения педагогического совета (протокол от 30.08.2021 № 1), управляющего совета
школы (протокол от 27.08.2021 № 4)
приказываю:
1. Утвердить Положение о профильном обучении в МАОУ СОШ
№ 88 города Тюмени (приложение).
2. Признать утратившим силу приказ от 04.03.2021 № 95 «Об утверждении
Положения о профильном обучении в МАОУ СОШ № 00 города Тюмени».
3. Заместителю директора Пуляшкиной С.П. обеспечить размещение
Положения о профильном обучении в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени,
утвержденного настоящим приказом, на официальном сайте МАОУ СОШ № 88
города Тюмени в сети «Интернет» в сроки, установленные законодательством.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор
Е.В. Головчак
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МАОУ СОШ № 88
города Тюмени
от 30.08.2021 № 301
Положение
о профильном обучении в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает общие вопросы организации
профильного обучения в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени (далее – Учреждение).
1.21.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 4 статьи 66
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115, Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об
утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего
образования», Положением об определении случаев и порядка организации
индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и
муниципальные образовательные организации для получения основного общего и
среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных
предметов или для профильного обучения, утвержденным Постановлением
Правительства Тюменской области от 16.04.2014 № 163-п..
1.3. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации
образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении
продолжения образования.
1.4. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
1.5. Основные цели и задачи профильного обучения соответствуют целям и
задачам, определяющим деятельность Учреждения:
1) обеспечение социализации личности;
2) предоставление учащимся оптимальных условий для получения среднего
общего образования;
3) создание условий для развития творческих способностей учащихся в
соответствии с интересами;
4) обеспечение выбора уровня овладения знаниями и умениями по
профилирующим дисциплинам;
5) осуществление ранней профилизации, воспитание устойчивого интереса к
избранному профилю.
2
1.6. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
регламентирующим вопросы организации и осуществления образовательной
деятельности, и размещается на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет».
2. Организация и содержание профильного обучения
2.1. Профильное обучение организуется Учреждением с десятого класса с
учетом
пожеланий
учащихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних учащихся, при наличии условий в соответствии с пунктом 2.2
настоящего Положения, на основе общей специализации, и предполагает
расширенное и углубленное изучение отдельных предметов, образовательных
областей или направлений.
2.2. Организация профильного обучения осуществляется Учреждением при
соблюдении следующих условий:
1) наличие общеобразовательной программы, ориентированной на организацию
обучения по программам профильного обучения по отдельным предметам;
2) наличие системы предпрофильной подготовки, реализуемой по выбору
учащихся в очном, заочном, дистанционном формате, в том числе с использованием
сетевых форм взаимодействия образовательных организаций;
3) наличие учебных планов, включающих осуществление проектноисследовательской
деятельности
на
основе
практических
исследований
соответствующей профильной направленности;
4) наличие квалифицированных специалистов, имеющих образование по
соответствующему направлению, по которому осуществляется профильное обучение
учащихся;
5) наличие необходимого материально-технического и программнометодического обеспечения образовательного процесса по направлениям
предпрофильной подготовки и профильного обучения.
2.3. Количество профильных классов определяется Учреждением в зависимости
от числа поданных заявлений на профильное обучение и условий, созданных для
осуществления образовательного процесса.
2.4. В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией
на определенную специализацию. Количество профильных групп и характер
профилей определяется администрацией Учреждения на основании изучения
образовательных запросов учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся.
Основой для распределения учащихся по учебным группам является
совокупность индивидуальных учебных планов (далее – ИУП) учащихся.
Руководство профильными группами осуществляют классные руководители.
2.5. Учебный план на уровне среднего общего образования формируется в
соответствии с ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413.
2.6. Профильная подготовка учащихся реализуется через введение профильных
предметов (расширенного и углубленного уровня), за счет федерального компонента
учебного плана, и элективных курсов, школьного компонента учебного плана.
2.7. Учебный план профильного класса является основой для выбора
учащимися ИУП, конструирования каждым своего образовательного процесса (не
менее 32 часов и не более 34 часов).
3
2.8. Нагрузка обучающихся в профильных классах не должна превышать
максимальный объем учебной нагрузки, определенный базисным учебным планом,
исходя из реализуемого профиля обучения.
2.9. Образовательный процесс в профильных классах осуществляется наиболее
опытными и квалифицированными учителями первой и высшей квалификационной
категории, подготовленными для работы в профильном классе.
Учитель профильных классов должен обеспечивать:
1) вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;
2) введение в образовательный процесс интерактивных деятельностных
компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
3) завершение профильного самоопределения учащихся и формирование
способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования.
2.10.
Профильное
обучение
носит
личностно-ориентированную
направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания,
сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной
деятельности (частичный отказ от классно-урочной системы).
2.11. Содержание работы, виды занятий и формы контроля в целях обеспечения
качественной подготовки определяются учебными планами и программами, исходя из
задач профильного обучения.
2.12. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется
педагогическим
советом
Учреждения.
Промежуточная
аттестация
по
профилирующим предметам проводится не более двух раз в учебном году.
2.13. Государственная итоговая аттестация по завершении среднего общего
образования в профильных классах проводится в порядке, установленном
Министерством просвещения Российской Федерации.
3. Формы организации профильного обучения.
3.1.Профильное обучение реализуется в рамках модели внутришкольной
профилизации, согласно которой учащимся предлагается 1 профиль: технологический
(профильные предметы: математика, информатика, физика).
3.2. Для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов,
потребностей и склонностей каждого, учащимся предлагаются элективные учебные
предметы 4 видов:
1) элективные предметы, являющиеся «надстройкой» профильных предметов и
обеспечивающие повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;
2) элективные предметы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие
возможность изучать смежные учебные предметы на повышенном уровне;
3) элективные предметы, помогающие учащемуся профильного класса, где
один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ
по этому предмету на повышенном уровне;
4) элективные предметы, направленные на приобретение учащимся
образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
4. Обеспечение выбора профиля учащимися
4
4.1. Работа по определению учащимися профиля обучения проводится в
Учреждении через систему предпрофильной подготовки в соответствии с планом,
утверждаемым в начале учебного года и предусматривает:
1) проведение анкетирования родителей (законных представителей) и учащихся
8-х и 9-х классов на предмет изучения интересов и склонностей учащихся,
определение их профессиональных интересов с целью выбора будущей профессии;
2) систему курсов по выбору в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки;
3) проведение собраний родителей (законных представителей) учащихся 9-х
классов с разъяснением особенностей учебных планов различных профилей, порядка
и сроков индивидуального отбора на профильное обучение;
3) разработку предложений учителей и психологов с рекомендациями об
обучении учащихся на соответствующем профиле;
4) подбор учебников и учебных программ, соответствующих выбранным
профилям.
4.2. Учреждение обеспечивает проведение консультативной работы с
учащимися, родителями (законными представителями) учащихся по вопросам выбора
профиля обучения.
5. Порядок приема учащихся в профильные классы
5.1. Прием учащихся в профильные классы осуществляется путем организации
индивидуального отбора в соответствии с Положением об определении случаев и
порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в
государственные и муниципальные образовательные организации для получения
основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением
отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденным
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 № 163-п.
5.2. В целях приема учащихся в профильные классы Учреждение создает
приемную и конфликтную комиссии, устанавливает порядок их работы, определяет
локальными нормативными актами сроки, форму, содержание и систему оценивания
индивидуального отбора учащихся при приеме (переводе) в Учреждение с
обязательным размещением данной информации на официальном сайте Учреждения
в сети «Интернет».
5.3. Информирование учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся о квоте (с учетом муниципального задания),
установленной для приема (перевода) учащихся, сроках проведения индивидуального
отбора учащихся, месте подачи заявлений учащимися, родителями (законными
представителями)
несовершеннолетних
учащихся,
перечне
документов,
предъявляемых для участия в индивидуальном отборе учащихся, и процедуре
индивидуального отбора осуществляется Учреждением посредством размещения
указанной информации на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет» и на
информационных стендах Учреждения не позднее 15 календарных дней до даты
начала проведения индивидуального отбора.
5. Управление
5.1 Управление деятельностью классов с профильным обучением организуется
в соответствии с Уставом Учреждения.
5
5.2. Общее руководство профильными классами осуществляет директор
Учреждения. Непосредственное руководство учебной и воспитательной работой
осуществляет заместитель директора Учреждения по учебно-воспитательной работе.
5.3. Личностно-ориентированный подход в образовании в классах с
профильным обучением обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением.
5.4. Взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса
обеспечивают классные руководители профильных классов.