Департамент образования Администрации города Тюмени Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 88 города Тюмени (МАОУ СОШ № 88 города Тюмени) ПРИКАЗ 30.09.2021 № 301 Об утверждении Положения о профильном обучении в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением об определении случаев и порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 № 163-п, с учетом мнения педагогического совета (протокол от 30.08.2021 № 1), управляющего совета школы (протокол от 27.08.2021 № 4) приказываю: 1. Утвердить Положение о профильном обучении в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени (приложение). 2. Признать утратившим силу приказ от 04.03.2021 № 95 «Об утверждении Положения о профильном обучении в МАОУ СОШ № 00 города Тюмени». 3. Заместителю директора Пуляшкиной С.П. обеспечить размещение Положения о профильном обучении в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени, утвержденного настоящим приказом, на официальном сайте МАОУ СОШ № 88 города Тюмени в сети «Интернет» в сроки, установленные законодательством. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Директор Е.В. Головчак Приложение УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 88 города Тюмени от 30.08.2021 № 301 Положение о профильном обучении в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает общие вопросы организации профильного обучения в МАОУ СОШ № 88 города Тюмени (далее – Учреждение). 1.21.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 4 статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», Положением об определении случаев и порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 № 163-п.. 1.3. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. 1.4. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. 1.5. Основные цели и задачи профильного обучения соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность Учреждения: 1) обеспечение социализации личности; 2) предоставление учащимся оптимальных условий для получения среднего общего образования; 3) создание условий для развития творческих способностей учащихся в соответствии с интересами; 4) обеспечение выбора уровня овладения знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам; 5) осуществление ранней профилизации, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю. 2 1.6. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим вопросы организации и осуществления образовательной деятельности, и размещается на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет». 2. Организация и содержание профильного обучения 2.1. Профильное обучение организуется Учреждением с десятого класса с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, при наличии условий в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения, на основе общей специализации, и предполагает расширенное и углубленное изучение отдельных предметов, образовательных областей или направлений. 2.2. Организация профильного обучения осуществляется Учреждением при соблюдении следующих условий: 1) наличие общеобразовательной программы, ориентированной на организацию обучения по программам профильного обучения по отдельным предметам; 2) наличие системы предпрофильной подготовки, реализуемой по выбору учащихся в очном, заочном, дистанционном формате, в том числе с использованием сетевых форм взаимодействия образовательных организаций; 3) наличие учебных планов, включающих осуществление проектноисследовательской деятельности на основе практических исследований соответствующей профильной направленности; 4) наличие квалифицированных специалистов, имеющих образование по соответствующему направлению, по которому осуществляется профильное обучение учащихся; 5) наличие необходимого материально-технического и программнометодического обеспечения образовательного процесса по направлениям предпрофильной подготовки и профильного обучения. 2.3. Количество профильных классов определяется Учреждением в зависимости от числа поданных заявлений на профильное обучение и условий, созданных для осуществления образовательного процесса. 2.4. В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную специализацию. Количество профильных групп и характер профилей определяется администрацией Учреждения на основании изучения образовательных запросов учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся. Основой для распределения учащихся по учебным группам является совокупность индивидуальных учебных планов (далее – ИУП) учащихся. Руководство профильными группами осуществляют классные руководители. 2.5. Учебный план на уровне среднего общего образования формируется в соответствии с ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413. 2.6. Профильная подготовка учащихся реализуется через введение профильных предметов (расширенного и углубленного уровня), за счет федерального компонента учебного плана, и элективных курсов, школьного компонента учебного плана. 2.7. Учебный план профильного класса является основой для выбора учащимися ИУП, конструирования каждым своего образовательного процесса (не менее 32 часов и не более 34 часов). 3 2.8. Нагрузка обучающихся в профильных классах не должна превышать максимальный объем учебной нагрузки, определенный базисным учебным планом, исходя из реализуемого профиля обучения. 2.9. Образовательный процесс в профильных классах осуществляется наиболее опытными и квалифицированными учителями первой и высшей квалификационной категории, подготовленными для работы в профильном классе. Учитель профильных классов должен обеспечивать: 1) вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса; 2) введение в образовательный процесс интерактивных деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); 3) завершение профильного самоопределения учащихся и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования. 2.10. Профильное обучение носит личностно-ориентированную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности (частичный отказ от классно-урочной системы). 2.11. Содержание работы, виды занятий и формы контроля в целях обеспечения качественной подготовки определяются учебными планами и программами, исходя из задач профильного обучения. 2.12. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется педагогическим советом Учреждения. Промежуточная аттестация по профилирующим предметам проводится не более двух раз в учебном году. 2.13. Государственная итоговая аттестация по завершении среднего общего образования в профильных классах проводится в порядке, установленном Министерством просвещения Российской Федерации. 3. Формы организации профильного обучения. 3.1.Профильное обучение реализуется в рамках модели внутришкольной профилизации, согласно которой учащимся предлагается 1 профиль: технологический (профильные предметы: математика, информатика, физика). 3.2. Для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого, учащимся предлагаются элективные учебные предметы 4 видов: 1) элективные предметы, являющиеся «надстройкой» профильных предметов и обеспечивающие повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета; 2) элективные предметы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучать смежные учебные предметы на повышенном уровне; 3) элективные предметы, помогающие учащемуся профильного класса, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне; 4) элективные предметы, направленные на приобретение учащимся образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. 4. Обеспечение выбора профиля учащимися 4 4.1. Работа по определению учащимися профиля обучения проводится в Учреждении через систему предпрофильной подготовки в соответствии с планом, утверждаемым в начале учебного года и предусматривает: 1) проведение анкетирования родителей (законных представителей) и учащихся 8-х и 9-х классов на предмет изучения интересов и склонностей учащихся, определение их профессиональных интересов с целью выбора будущей профессии; 2) систему курсов по выбору в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки; 3) проведение собраний родителей (законных представителей) учащихся 9-х классов с разъяснением особенностей учебных планов различных профилей, порядка и сроков индивидуального отбора на профильное обучение; 3) разработку предложений учителей и психологов с рекомендациями об обучении учащихся на соответствующем профиле; 4) подбор учебников и учебных программ, соответствующих выбранным профилям. 4.2. Учреждение обеспечивает проведение консультативной работы с учащимися, родителями (законными представителями) учащихся по вопросам выбора профиля обучения. 5. Порядок приема учащихся в профильные классы 5.1. Прием учащихся в профильные классы осуществляется путем организации индивидуального отбора в соответствии с Положением об определении случаев и порядка организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 № 163-п. 5.2. В целях приема учащихся в профильные классы Учреждение создает приемную и конфликтную комиссии, устанавливает порядок их работы, определяет локальными нормативными актами сроки, форму, содержание и систему оценивания индивидуального отбора учащихся при приеме (переводе) в Учреждение с обязательным размещением данной информации на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет». 5.3. Информирование учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся о квоте (с учетом муниципального задания), установленной для приема (перевода) учащихся, сроках проведения индивидуального отбора учащихся, месте подачи заявлений учащимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся, перечне документов, предъявляемых для участия в индивидуальном отборе учащихся, и процедуре индивидуального отбора осуществляется Учреждением посредством размещения указанной информации на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет» и на информационных стендах Учреждения не позднее 15 календарных дней до даты начала проведения индивидуального отбора. 5. Управление 5.1 Управление деятельностью классов с профильным обучением организуется в соответствии с Уставом Учреждения. 5 5.2. Общее руководство профильными классами осуществляет директор Учреждения. Непосредственное руководство учебной и воспитательной работой осуществляет заместитель директора Учреждения по учебно-воспитательной работе. 5.3. Личностно-ориентированный подход в образовании в классах с профильным обучением обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением. 5.4. Взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса обеспечивают классные руководители профильных классов.