26.06.2021
Чему важно научить ребенка перед первым классом: мнение
психолога
С чего начать подготовку
к школе? Об этом думают все родители будущих первоклассников.
Катерина Мурашова — практикующий
детский психолог с 25-летним стажем, биолог, популярный лектор
и писательница. На своем вебинаре «В первый класс: пошаговый
план подготовки к школе» рассказывает, как поддержать ребенка на этом
важном жизненном этапе.
Как готовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе?
Лучше всего его вообще не готовить.
Когда детей не учили писать
и читать до школы, то они воспринимали первый класс как нечто
выдающееся, смену статуса (из дошкольника в школьника). Это было для
них событием, качественным скачком.
40 лет назад почти не было
детей, которые не хотели идти в школу. В последние годы очень
много таких детей. Они говорят, что хотят остаться маленькими. Почему это
происходит? Размылись границы между школой и детским садом (дошкольным
возрастом). То есть, дети не понимают, что они будут делать
в школе. Читать и считать их уже научили, они давно ходят
по разным кружкам и развивашкам. Дети заранее знают, что
в первом классе они будут изучать то, что уже знают.
У современных детей мотивация к учебе теряется еще
до поступления в школу.
Что могут сделать родители
Нужно создать четкий переход между
поступлением в школу и тем, что было до нее. То есть,
не нужно заранее готовить ребенка к школе (его там научат всему, если
у него сохранится мотивация). Нужно рассказывать, что его ждет
в школе хорошего, помимо обязанностей.
Не нужно проходить программу
первого класса заранее. Не нужно покупать портфель, тетради и все,
что нужно для первого класса, заранее, чтобы у ребенка сохранилось чувство
нового.
Что должен уметь ребенок перед школой
Социальные навыки
1. Ребенок должен
уметь слушать и слышать других — и взрослых, и детей. То есть,
он должен уметь молчать, когда это необходимо. Даже если ему есть, что
сказать, бывают ситуации, когда нужно не говорить, а слушать. Даже
если другие дети знают меньше, говорят хуже, он должен уметь ждать.
2. Ребенок должен
понимать, что такое групповые роли. Могу ли я быть лидером
или экспертом? То есть, у ребенка должен быть некий опыт, который
позволит ему, оказавшись в группе, ориентироваться в групповых ролях.
Это очень важно для адаптации.
3. Ребенок должен
знать свои ресурсы. Например, для первого класса умение шевелить ушами — это ресурс,
а игра на скрипке — нет. Вы можете научить ребенка каким-то
навыкам, которые обеспечат ему признание в группе. Например, загадывать
загадки или показывать фокусы.
Для адаптации в первом классе ребенку важно получать социальные очки,
то есть признание других детей. И все эти моменты помогут
в этом.
4. Ребенок должен
уметь извлекать из среды нужные вещи. То есть, брать
из коллектива то, что ему нужно в данный момент.
5. Ребенок должен
понимать, что его действия вызывают чувства у других людей. Этому научить
ребенка можете только вы, только в семье, только своим примером.
Когда я делаю вот это, мама
довольна. Когда делаю вот это, мама слегка злиться. Когда я делаю вот это,
мама в ярости. Также ребенок должен понимать, что одни и те же
действия, вызывают у разных людей разные чувства.
Когнитивные навыки
Речь не о письме
и чтении. Список этих навыков можно найти в интернете,
но я приведу примеры.
— обобщение
по признаку (малина, клубника, голубика — это ягоды; молоток, пила,
отвертка — это инструменты)
— найди лишнее (сыр, масло,
пластилин, колбаса… что лишнее?)
— сходства
и различия (морковь и картошка похожи, потому что это овощи и они
растут в земле, но они отличаются цветом, формой)
— ребенок должен
уметь составлять связный рассказ по картинкам. Для этого есть два
алгоритма:
1. Сюжет. Все началось
с того, что… Потом произошло следующее, а закончилась эта история вот
так…
2. Герои. Главными
героями этой истории являются… Вот что с ними случилось сначала, вот что
с ними случилось потом, а вот чем все это закончилось…
— общий кругозор (дни недели,
название месяцев, признаки времен года)
Таким вещам нужно учить. Сами дети этому
не учатся. Школьная программа подразумевает, что у ребенка эти навыки
уже развиты.
Стресс в первом классе
Когда ребенок идет в первый класс,
он сталкивается сразу с тремя видами стресса.
1) Иммунологический
стресс. На ребенка сразу начинает чихать тысяча человек.
Он попадает в большой коллектив. Школы, как правило, у нас
большие. В общих помещениях (столовая, коридоры, туалеты)
он неизбежно столкнется с потоком разных вирусов.
2) Социальный стресс. Ребенок попадает
в новый коллектив и должен занять там свою нишу, по-другому —
адаптироваться к новым людям.
3) Учебный стресс. Речь не о письме и чтении,
а о необходимости сидеть на одном месте по 35 минут,
поднимать руку, если хочешь что-то сказать, отвечать на вопросы учителя.
Как можно смягчить ситуацию? В идеале
нужно разделить по времени эти три вида стресса или пройти
их лайт-версию. Например, если ваш ребенок не ходил в детский
сад, то можно хотя бы за год до школы отдать его
в сад. Там он получит уже определенную дозу разных стрессов
(на него будут чихать 50 человек, а не 1000, садиковский
туалет станет репетицией школьного, и там же, в садике,
он сможет испытать и учебный стресс, только в более мягкой
форме).