29.07.2021
Есть
такие умения, о которых мы всегда забываем, когда готовим ребенка
к школе. Они кажутся нам очевидными, а между тем их тоже нужно
учить, как буквы, и осваивать, как навык чтения. Доктор психологии,
создатель онлайн-академии современных родителей SKILLFOLIO kids Виктория
Шиманская рассказывает, что будет очень полезно уметь ребенку, который зачислен
в первый класс или только начинает готовиться к школе.
1. Представиться, назвать
свое имя
Конечно, ребенок знает, как его зовут,
но может ли он спокойно, четко и ясно сказать, что
он — Миша, ему шесть лет, он любит тракторы? Если темперамент ребенка
не позволяет сразу включиться в самопрезентацию, он не склонен
инициировать беседы — ничего страшного. Не обязательно все время так
делать, нужно просто уметь.
Предложите ребенку игру в театр. Пусть
он представится воображаемой публике в пяти разных настроениях: как
будто он очень серьезный человек и настроен на работу, как будто
он ужасно рад всех видеть, как будто он сегодня не выспался, как
будто ему страшно и так далее.
2. Следовать
инструкции
Это вовсе не попытка сделать из детей
«солдатиков»: просто новый стул собирается именно так, это удобно
и правильно, иначе можно собрать его плохо и под кем-то
он сломается. Чтобы получилась бабочка, надо делать так, как написано
в книжке, и это не значит, что творческому полету
не найдется места. Можно сделать сначала по инструкции, а потом
как-то еще, или сделать базу, а потом украсить по своему настроению.
Умение действовать по инструкции можно отлично
тренировать дома: поиграйте с ребенком в «личного помощника».
Вы даете ему алгоритм из четырех-пяти задач, а ребенок
выполняет. Например: «Пойди на кухню, там на столе найди мой
органайзер, неси его сюда, по дороге нажми на кнопку чайника». Или:
«Достань вилку, достань миску, разбей яйцо в миску, разведи вилкой желток,
добавь столовую ложку сахара и вот этот кусочек сливочного масла. Будем
печь пирог».
3. Принимать отказ
Нет, сейчас мы не будем играть
на пианино, потому что уже десять часов вечера и наши соседи спят.
Нет, прямо сейчас я не могу с тобой играть, когда закончу
работу — поиграем, а ты пока все подготовь. Если ребенок
не выходит из берегов в этих ситуациях, считайте, что миссия
почти выполнена. Чтобы развить этот навык, предлагайте ребенку всякий раз,
когда он слышит отказ, придумать два-три запасных варианта: что делать,
если тот мальчик не согласился поиграть вместе его самосвалом? Чем
я себя займу, если мама не готова сейчас мне читать?
4. Просить
о помощи
На самом деле это сложный комплексный навык,
который в полной мере недоступен и многим взрослым. От ребенка
мы пока ждем некоторых аспектов: а) понимать, что помощь — это
не стыдно и совершенно нормально, б) умения просить помощи вежливо
и понятно: если человек трясет руками и кричит, кто-то может
и не сообразить, что это у него клей разлился; в) быть
благодарным тому, кто помог, г) просить о помощи по возможности
вовремя, а не тогда, когда ты сам уже окончательно доломал
и уронил то, что можно было спасти.
5. Говорить спасибо
Кому-то кажется, что это чисто механическое действие,
но вообще для того, чтобы быть благодарным и признательным другому,
нужен определенный уровень развития эмоционального интеллекта. Понаблюдайте
за ребенком: у него получается быть в контакте с тем, кому
он говорит спасибо? Поищите разные формы выражения: «благодарю»,
«я вам очень благодарен», «большое спасибо», «вот спасибище тебе, друг…»
Не забудьте про контакт глазами, улыбку, кивок,
короткий поклон: все это тоже формы выражения признательности. Чаще всего
специально тренировать «спасибо”-навык не требуется, достаточно бывает
показать личный пример. Говорите ребенку спасибо почаще, по-разному
и неформально: он легко заразится от вас умением быть
благодарным.
6. Просить прощения
Это тоже настройка эмоционального интеллекта: важно
нащупать интонацию, которая показывает, что ты признаешь, что сделал
что-то не так, но при этом сохраняет твое достоинство. Здесь тоже
хорошо работает актерское упражнение: извинись с максимальным трагизмом
(и давай поймем, что так извиняться смешно и неуместно), максимально
небрежно и легко (слышишь, звучит неприятно?), а потом — спокойно
и искренне, как ты делаешь это в обычной жизни, если вдруг
случайно заденешь кого-то или чихнешь во время беседы.
7. Принимать
последствия своих поступков
Это сложно. Еще сложнее, если мама или папа
говорят — а я тебе говорила, что так не получится!
Я же предупреждал, что стакан разобьется… Лучший способ научить ребенка
принимать последствия — спокойно их проговаривать, отмечая дальнейшие
действия. Если ты будешь убираться весь день, мы не сможем
посмотреть кино, тогда мы будем смотреть свой фильм, а ты, видимо,
займешься чем-то еще. По рукам? А дальше — самое главное
испытание для родителей: во что бы то ни стало
не нарушать договоренность.
8. Принимать
критику
В школе ребёнка будут ждать не только
пятерки и не только похвальные грамоты. Будут и замечания, будут
и неудачи, и он должен понимать, что критика — это
на самом деле классная штука. Она не обидна, не говорит
о тебе плохо, она показывает, куда направить свои силы, как действовать,
чтобы получилось еще лучше, чем сейчас.
Тренируйтесь дома: просите ребенка покритиковать суп,
пирог, выбранную книгу, нарисованного человечка и другие ваши творения.
Учите критиковать конструктивно. После этого давайте уважительную
и понятную критику тому, что делает ребенок. Превратите это
в домашнюю игру: пусть тот, кто сейчас будет давать обратную связь,
наденет специальную шапку или бутафорские очки. Этот аксессуар позволит
подготовиться к тому, что сейчас прозвучит что-то не очень приятное,
но полезное.
9. Выражать
несогласие
Во-первых, нужно знать слова: «я не могу
согласиться», «мне кажется иначе», «у меня другое мнение», «а мне
показалось, что…» Во-вторых, понимать разницу между мнением и фактом:
где-то несогласие законно и священно, где-то выглядит странновато. Ведь
сложно быть несогласным с тем, что дважды пять — десять. В-третьих,
понимать, что за вежливым и уважительным выражением несогласия стоит
очень важная вещь — твоя личная воля, твой образ мысли.
Ты можешь отказаться делать что-то, что кажется
некрасивым, нечестным, подлым. Ты можешь отказаться делать что-то, что
тебе неприятно или не хочется. Даже учителю можно сказать: «Извините,
я не согласен с тем, что эта работа хуже, чем у Пети,
и переделывать ее целиком я не буду. Я могу поправить
то, что у меня не получилось». Этот навык — великая сила, пусть
даже не всегда удобная для педагога.
10. Управлять
эмоциями
Это задание «на вырост»: в семь лет мало кто
может полноценно рефлексировать и контролировать свои чувства. Но уже
можно не подавлять в себе агрессию и не выплескивать
ее на других, а остановиться и задуматься: почему это
я в ярости? Что можно сделать, чтобы сейчас
не натворить бед? Как я могу помочь себе? То же
самое — с огромной печалью или жалостью, с безудержным весельем
и страхом. Остановиться, послушать себя, придумать, как себе помочь.