МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ 88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
методическое объединение
учителей математики
Заместитель директора
Директор МАОУ СОШ №88
Цыганова С.В.
Головчак Е.В.
28.08.2023 г.
Приказ № 364
от 30.08.2023 г.
Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность. Математическая грамотность»
для 5 классов
Тюмень – 2023
Пояснительная записка
Рабочая
программа
элективного
курса
составлена
на
основе
«Методических рекомендаций по математической грамотности обучающихся 59 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ
«Института стратегии развития образования российской академии образования»
(2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений,
обеспечивающих
полноценное
функционирование
человека
в
современном обществе.
Основной
целью
программы
является
развитие
математической
грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие способности человека способности
человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных
контекстах.
Эта
способность
включает
математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает
людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения
Уровень узнавания и
понимания
Уровень понимания и
применения
Уровень анализа и
синтеза
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
Планируемый результат
находит и извлекает математическую информацию в различном
контексте
применяет математические знания для решения разного рода
проблем
формулирует математическую проблему на основе анализа
ситуации
интерпретирует и оценивает математические данные в
контексте лично значимой ситуации
предметного
содержания
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания
интерпретирует и оценивает математические результаты в
контексте национальной или глобальной ситуации
Личностные результаты
-
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию
по
отношению к прочитанному
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), реализуется из части
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.
Общее количество часов: 34, 1 час в неделю
Содержание курса
В 5 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются
тексты
различные
по
оформлению,
стилистике,
форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение применять
знания для решения поставленных перед учеником практических задач, учатся
анализировать
предметного
и
обобщать
содержания
в
(интегрировать)
разном
информацию
контексте,
учатся
различного
оценивать
и
интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать,
делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем
и явлений формируется в отрыве от предметного содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия,
диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в
сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач;
проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях
используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и
реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах.
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов курса
Уровни
ПОР
Типовые задачи
Инструменты и
средства
Уровень узнавания Находит и извлекает Определить вид текста, его
Тексты (учебный,
и понимания
информацию из
источник. Обосновать своѐ
художественный,
различных текстов
мнение.Выделить основную
научномысль в текст,
популярный,
Учим воспринимать
резюмировать его идею.
публицистически
и объяснять
Предложить или объяснить
й;
информацию
заголовок, название текста.
повествовательн
Ответить на вопросы
ый,
словами текста. Составить
описательный,
вопросы потексту.
объяснительный;
Продолжить предложение
медийный).
словами из текста.
По содержанию
Определить
назначение тексты должны
текста, привести примеры быть
жизненных ситуаций, в математические,
которых можно и нужно естественноиспользовать информацию научные,
из текста.
финансовые.
Объѐм: не более
одной страницы.
Уровень понимания Применяет
Сформулировать проблему, Задачи
и применения
информацию,
описанную
в
тексте. (проблемные,
извлечѐнную
из Определить контекст.
ситуационные,
текста, для решения Выделить
информацию, практикоориенти
Учим думать и
разного
рода которая
имеет рованные,
рассуждать
проблем
принципиальное значение открытого типа,
для решения проблемы.
контекстные).
Отразить
описанные
в Проблемнотексте факты и отношения познавательные
между ними в граф-схеме задания.
(кластере, таблице)
Графическая
Из предложенных вариантов наглядность:
выбрать возможные пути и граф-схемы,
способы решения проблемы. кластеры,
Вставить пропущенную в таблицы,
тексте
информацию
из диаграммы,
таблицы,
граф-схемы, интеллект-карты.
диаграммы.
Изобразительная
Привести
примеры наглядность:
жизненных ситуаций, в иллюстрации,
которых
могут
быть рисунки.
применены установленные Памятки с
пути и способы решения алгоритмами
проблемы.
Построить
алгоритм
решения
проблемы
по
данному условию.
Уровень анализа и Анализирует и
Выделить составные части в
синтеза
интегрирует
представленной
информацию для
информации (тексте, задаче,
проблеме),
установить
Учим анализировать принятия решения
между ними взаимосвязи.
и интерпретировать
Сформулировать проблему
проблемы
на основе анализа
представленнойситуации.
Определить контекст
проблемной ситуации.
Определить область
знаний, необходимую для
решения данной проблемы.
Преобразовать информацию
из одной знаковой системы
в другую (текст в схему,
таблицу, карту и наоборот).
Составить
аннотацию,
рекламу, презентацию.
Предложить
варианты
решения
проблемы,
обосновать
их
результативность
с
помощью
конкретного
предметного знания.
Привести
примеры
жизненных ситуаций, в
которых опыт решения
данных проблем позволить
быть
успешным,
результативным.
Составить
алгоритм
решения проблем данного
класса.
Сделать
аналитические выводы.
Уровень оценки в
Принимает решение Оценить качество
рамках предметно- на основе оценки и представленной
го содержания
интерпретации
информации для решения
информации
личных, местных,
национальных, глобальных
Учим оценивать и
проблемы.
принимать решения
Предложить пути и способы
решения обозначенных
проблем. Спрогнозировать
Оценить предложенные
пути и способы решения
проблем, выбрать и
обосновать наиболее
эффективные.
Создать дорожную
решения задач,
проблем, заданий
Тексты, задачи,
ситуации Задачи
(проблемные,
ситуационные,
практикоориенти
рованные,
открытого типа,
контекстные).
Проблемнопознавательные
задания.
Графическая
наглядность:
граф-схемы,
кластеры,
таблицы,
диаграммы,
интеллект-карты.
Изобразительная
наглядность:
иллюстрации,
рисунки.
Памятки с
алгоритмами
решения
Тексты, задачи,
ситуации Карты:
модельные,
технологические,
ментальные,
дорожные
(предположить) возмо
(модельную,
технологическую) карту
решения проблемы.
Уровень оценки в
рамках
метапредметного
содержания
Учим действовать
Оценивает
информацию и
принимает
решение в
условиях
неопределѐнности
и многозадачности
Сформулировать проблему
(проблемы) на основе анализа
ситуации.
Выделить граничные
условия неопределѐнности
многозадачности указанной
проблемы.
Отобрать (назвать)
необходимые ресурсы
(знания) для решения
проблемы.
Выбрать эффективные пути и
способы решения проблемы.
Обосновать свой выбор.
Доказать результативность и
целесообразность выбранных
способов деятельности.
Типичные
задачи
(задания)
метапредметного и
практического
характера.
Нетипичные задачи
(задания)
метапредметного и
практического
характера.
Комплексные
контекстные задачи
(PISA)
Тематическое планирование элективного курса
«Математическая грамотность»
1.
Тема занятия
2.
Применение чисел и действий над
ними. Счет и десятичная система
счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с
конца.
Задачи на переливание (задача
Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о
«мудрецах», о лжецах и тех,
кто всегда говорит правду
Первые шаги в геометрии.
Простейшие геометрические
фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта
на части и составлениемодели.
Размеры объектов
окружающего мира (от
элементарныхчастиц до
3.
4.
5.
6.
7.
Всего
часов
1
1
Электронные образовательные
ресурсы
Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий и методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
1
1
1
1
Электронный банк заданий по
формированию функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru/functionallitera
cy/events
Банк заданий - тренажер заданий
в формате PISA https://media.prosv.ru/content/?situa
tions=true&knowledge=1
Вселенной) длительность
процессов окружающего мира.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Комбинаторные задачи.
Представление данных в виде
таблиц, диаграмм, графиков.
Числа и единицы измерения:
время, деньги, масса,
температура, расстояние.
Вычисление величины,
применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для
решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом:
части, проценты, пропорция,
движение, работа.
Инварианты: задачи на
четность (чередование,
разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц.
Графы и их применение в
решении задач.
Геометрические задачи на
построение и на изучение
свойств фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге,
конструирование.
Элементы логики, теории
вероятности, комбинаторики:
таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности.
Задачи практикоориентированного содержания:
на движение, на совместную
работу.
Геометрические задачи на
построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни,
задач практического содержания.
Решение задач на вероятность
событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств как
объединяющееоснование многих
направлений математики.
Статистические явления,
представленные в различной
форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные
диаграммы, гистограммы.
Работа с информацией,
представленной в форме таблиц,
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
диаграмм столбчатой или
круговой, схем.
Вычисление расстояний на
местности в стандартных
ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Математическое описание
зависимости между переменными
в различных процессах.
Интерпретация трѐхмерных
изображений
Определение ошибки измерения,
определение шансов наступления
того или иного события.
Решение типичных
математических задач,
требующих
прохождения этапа
моделирования.
Представление данных в виде
таблиц. Простые и сложные
вопросы.
Представление данных в виде
диаграмм. Простые и сложные
вопросы.
Задачи с лишними данными.
Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
различными представлениями
чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов.
Урок комплексной оценки
математической грамотности
Итого
34
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1