Департамент образования и науки Тюменской области Департамент образования Администрации города Тюмени МАОУ СОШ №88 города Тюмени РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО методическое объединение учителей русского языка и литературы Заместитель директора Директор МАОУ СОШ №88 Цыганова С.В. Головчак Е.В. Протокол МО №1 от 25.08.2023 г. 28.08.2023 г. Приказ № 364 от 30.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность. Читательская грамотность» для 5 классов Тюмень – 2023 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе «Методических рекомендаций по читательской грамотности обучающихся 5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе» ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской академии образования» (2021) Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе. Основной целью программы является развитие читательской грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Планируемые результаты Метапредметные и предметные Уровень освоения Планируемый результат Уровень узнавания и понимания находит и извлекает информацию из различных текстов Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание предметного содержания текста в рамках Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание метапредметного содержания текста в рамках Личностные результаты - оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Характеристика образовательного процесса Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Общее количество часов: 34, 1 час в неделю Содержание курса В 5 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение применять знания для решения поставленных перед учеником практических задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания, формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов. и В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях используются деловые и дидактические игры, обучающиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах и конкурсах. Тематическое планирование элективного курса «Читательская грамотность» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Тема занятия Всего часов Электронные образовательные ресурсы Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое) Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте Древнерусская летопись как источник информации о реалияхвремени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в тексте. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы 6 задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 7 Определение 1 основной темы и идеи в лирическом произведении. Сопоставление . содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа 3 с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? Типы 4 текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). 1 Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк заданий и методические рекомендации http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» https://kimc.ms/soobshchestva/ gmo/gmoruslit/metodicheskayakopilka/[%D0%AD%D0%98] %20%D0%A1%D0%B1%D0 %BE%D1%80%D0%BD%D0 %B8%D0%BA%20%D0%A7 %D0%B8%D1%82%D0%B0% D1%82%D0%B5%D0%BB% D1%8C%D1%81%D0%BA% D0%BE%D0%B9%20%D0%B 3%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%BE%D1%82%D0%BD %D0%BE%D1%81%D1%82% D0%B8%20(5%E2%80%939% 20%D0%BA%D0%BB%D0% B0%D1%81%D1%81%D1%8 B).pdf открытый банк оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (I-IV классы) и основного общего образования (V-IX классы) и среднего общего 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Поиск 5 комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы 6 задач на грамотность (позиционные задачи) Работа 7 с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Определение 1 основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. 2 Работа 3 с текстом: как применять информацию из текста в изменѐнной ситуации? Типы 4 текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. 5 6 Типы задач на грамотность (информационные задачи) Работа с несплошным текстом: графики и 7 диаграммы Формирование 1 читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Сопоставление содержания текстов научного 2 стиля. Критическая 3 оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы 4 текстов: текст-аргументация Составление плана на основе исходного текста. 5 Урок 6 комплексной оценки читательской грамотности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 образования (X-XI классы, базовый и углубленный уровни) в рамках проекта «Формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку https://fipi.ru/otkrytyy-bankotsenochnykh-sredstv-porusskomu-yazyku Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/functiona lliteracy/events Банк заданий - тренажер заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/content/ ?situations=true&knowledge=1 1 1 1 1 1 1 Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса Уровни Уровень узнавания и понимания Учим воспринимать и объяснять информацию ПОР Находит и извлекает информацию из различных текстов Типовые задачи Определить вид текста, его источник. Обосновать своѐ мнение. Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею. Предложить или объяснить заголовок, название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Продолжить предложение словами из текста. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста. Инструменты и средства Тексты (учебный, художественный, научнопопулярный, публицистический; повествовательный, описательный, объяснительный; медийный). По содержанию тексты должны быть математические, естественно-научные, финансовые. Объѐм: не более одной страницы. Уровень понимания и применения Применяет информацию, извлечѐнную текста, Сформулировать проблему, Задачи (проблемные, описанную в тексте. Определить ситуационные, практикоиз ориентированные, открытого контекст. длярешения разногорода проблем Выделить информацию, которая типа, контекстные). Учим думать и имеет принципиальное значение для Проблемно-познавательные рассуждать решения проблемы. задания. Отразить описанные в тексте факты Графическая наглядность: и отношения между ними в граф- граф-схемы, кластеры, таблицы, схеме (кластере, таблице) диаграммы, интеллект-карты. Из предложенных вариантов Изобразительная наглядность: выбрать возможные пути и способы иллюстрации, рисунки. решения проблемы. Памятки с алгоритмамирешения Вставить пропущенную в тексте задач, проблем, информацию из таблицы, граф- заданий схемы, диаграммы. Привести примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть применены установленные пути и способы решения проблемы. Построить алгоритм решения проблемы по данному условию. Уровень анализа Анализирует и Выделить составные части в Тексты, задачи, ситуации исинтеза интегрирует Задачи (проблемные, представленной информации информацию (тексте, задаче, проблеме), ситуационные, установить практикомежду нимивзаим Учим для принятия Сформулировать проблему на ориентированные, открытого анализировать и решения основе анализа представленной типа, контекстные). интерпретирова ситуации. Определить контекст Проблемно-познавательные тьпроблемы проблемной ситуации. задания. Определить область знаний, необходимую для решенияданно Графическая наглядность: Преобразовать информацию из граф-схемы, кластеры, таблицы, одной знаковой системы вдругую диаграммы, интеллект-карты. (текст в схему, таблицу, карту и Изобразительная наглядность: наоборот). иллюстрации, рисунки. Составить аннотацию, рекламу, Памятки с презентацию. алгоритмами Предложить варианты решения решения проблемы, обосновать их результативность с помощью конкретного предметногознани Привести примеры жизненных ситуаций, в которых опыт решения данных проблем позволить быть успешным, результативным. Составить алгоритм решения проблем данного класса. Сделать аналитические выводы. Уровень оценки Принимает Оценить качество представленной Тексты, задачи, ситуации в рамках информации для решенияличных, Карты: модельные, решение на предметного национальных, основеоценки местных, и технологические, ментальные, содержания интерпретации глобальных проблемы. дорожные Предложить пути и способы информации Учим оценивать решения обозначенных проблем. ипринимать Спрогнозировать (предположит решения ь) возможные последствияпредложенных дейст Оценить предложенные пути и способы решения проблем,выбрать Уровень оценки в рамках метапредметног осодержания Учим действовать Оценивает информацию и обосновать наиболее эффективные. Создать дорожную (модельную, технологическую) карту решения проблемы. Сформулировать проблему Типичные задачи (задания) ипринимает решение в условиях метапредметного неопределѐнности и и многозадачно (проблемы) на основе анализа практического характера. ситуации. Нетипичные задачи (задания) Выделить граничные метапредметного и условия неопределѐнности практического характера. Комплексные контекстные многозадачности указанной задачи (PISA) проблемы. Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) дляреше Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы. Обосновать свой выбор. Доказать результативность ицелесообразность выбранны