Рабочая программа учебного курса Функциональная грамотность. Читательская грамотность для 5 классов

Департамент образования и науки Тюменской области
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ №88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическое объединение
учителей русского языка и
литературы

Заместитель директора

Директор МАОУ СОШ №88

Цыганова С.В.

Головчак Е.В.

Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.

28.08.2023 г.

Приказ № 364
от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Функциональная грамотность. Читательская грамотность»
для 5 классов

Тюмень – 2023

Пояснительная записка
Рабочая

программа

элективного

курса

составлена

на

основе

«Методических рекомендаций по читательской грамотности обучающихся
5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе»
ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской академии
образования» (2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе.
Основной

целью

программы

является

развитие

читательской

грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие способности человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения

Планируемый результат

Уровень узнавания и
понимания

находит и извлекает информацию из различных текстов

Уровень понимания и
применения

применяет извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем

Уровень анализа и
синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из
текста

Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
предметного
содержания

оценивает форму и содержание
предметного содержания

текста

в

рамках

Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания

оценивает форму и содержание
метапредметного содержания

текста

в

рамках

Личностные результаты
-

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и

общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по
отношению к прочитанному
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), реализуется из
части

учебного

плана,

формируемого

участниками

образовательных

отношений.
Общее количество часов: 34, 1 час в неделю
Содержание курса
В 5 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение
применять знания для решения поставленных перед учеником практических
задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и
интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного

содержания,

формируется

умение

оценивать,

интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа,
дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение
материалов

в

сети

Интернет;

решение

ситуационных

практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.

и

В целях развития познавательной активности обучающихся на
занятиях используются деловые и дидактические игры, обучающиеся
разрабатывают и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах

и

конкурсах.
Тематическое планирование элективного курса
«Читательская грамотность»
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Тема занятия

Всего
часов

Электронные
образовательные ресурсы

Определение основной темы в фольклорном
произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации
Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое)
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры
задач.
Работа со сплошным текстом
Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении.
Определение авторской позиции в
художественном тексте
Древнерусская летопись как источник
информации о реалияхвремени.
Сопоставление содержания художественных
текстов.
Определение авторской позиции в тексте.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Типы
6 задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
Работа
с несплошным текстом: таблицы и карты.
7
Определение
1
основной темы и идеи в лирическом
произведении.
Сопоставление
.
содержания текстов
публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
Работа
3
с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели дальнейшего
использования?
Типы
4 текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение).

1

Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий и методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Задачи, направленные на
формирование читательской
грамотности на уроках
русского языка и литературы
(5–9 классы)»
https://kimc.ms/soobshchestva/
gmo/gmoruslit/metodicheskayakopilka/[%D0%AD%D0%98]
%20%D0%A1%D0%B1%D0
%BE%D1%80%D0%BD%D0
%B8%D0%BA%20%D0%A7
%D0%B8%D1%82%D0%B0%
D1%82%D0%B5%D0%BB%
D1%8C%D1%81%D0%BA%
D0%BE%D0%B9%20%D0%B
3%D1%80%D0%B0%D0%BC
%D0%BE%D1%82%D0%BD
%D0%BE%D1%81%D1%82%
D0%B8%20(5%E2%80%939%
20%D0%BA%D0%BB%D0%
B0%D1%81%D1%81%D1%8
B).pdf
открытый банк оценочных
средств по русскому языку
для проведения процедур
контроля и оценки качества
образования на уровне
начального общего (I-IV
классы) и основного общего
образования (V-IX классы)
и среднего общего

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Поиск
5
комментариев, подтверждающих основную
мысль
текста, предложенного для анализа.
Типы
6 задач на грамотность (позиционные задачи)
Работа
7
с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы.
Определение
1
основной темы и идеи в
драматическом
произведении.
Учебный
текст как источник информации.
2
Работа
3
с текстом: как применять информацию из
текста в
изменѐнной ситуации?
Типы
4 текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению
работы, правила, уставы, законы)
Поиск
ошибок в предложенном тексте.
5
6
Типы задач на грамотность (информационные
задачи)
Работа
с несплошным текстом: графики и
7
диаграммы
Формирование
1
читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания.
Сопоставление
содержания текстов научного
2
стиля.
Критическая
3
оценка степень достоверности
содержащейся в тексте информации
Типы
4 текстов: текст-аргументация
Составление
плана на основе исходного текста.
5
Урок
6 комплексной оценки читательской
грамотности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

образования (X-XI классы,
базовый и углубленный
уровни) в рамках проекта
«Формирование открытого
банка оценочных средств
по русскому языку https://fipi.ru/otkrytyy-bankotsenochnykh-sredstv-porusskomu-yazyku
Электронный банк заданий
по формированию
функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliteracy/events
Банк заданий - тренажер
заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/content/
?situations=true&knowledge=1

1
1
1
1
1
1

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса
Уровни
Уровень
узнавания и
понимания
Учим
воспринимать и
объяснять
информацию

ПОР
Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов

Типовые задачи
Определить вид текста, его
источник. Обосновать своѐ мнение.
Выделить основную мысль в текст,
резюмировать его идею.
Предложить или объяснить
заголовок, название текста.
Ответить на вопросы словами
текста. Составить вопросы по
тексту.
Продолжить предложение словами
из текста.
Определить назначение текста,
привести примеры жизненных
ситуаций, в которых можно и
нужно использовать информацию
из текста.

Инструменты и средства
Тексты (учебный,
художественный, научнопопулярный, публицистический;
повествовательный,
описательный, объяснительный;
медийный).
По содержанию тексты должны
быть математические,
естественно-научные,
финансовые. Объѐм: не более
одной страницы.

Уровень
понимания и
применения

Применяет
информацию,
извлечѐнную
текста,

Сформулировать
проблему, Задачи (проблемные,
описанную в тексте. Определить ситуационные, практикоиз
ориентированные, открытого
контекст.
длярешения
разногорода проблем
Выделить
информацию,
которая типа, контекстные).
Учим думать и
имеет принципиальное значение для Проблемно-познавательные
рассуждать
решения проблемы.
задания.
Отразить описанные в тексте факты Графическая наглядность:
и отношения между ними в граф- граф-схемы, кластеры, таблицы,
схеме (кластере, таблице)
диаграммы, интеллект-карты.
Из
предложенных
вариантов Изобразительная наглядность:
выбрать возможные пути и способы иллюстрации, рисунки.
решения проблемы.
Памятки с алгоритмамирешения
Вставить пропущенную в тексте задач, проблем,
информацию из таблицы, граф- заданий
схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути и
способы решения проблемы.
Построить
алгоритм
решения
проблемы по данному условию.
Уровень анализа Анализирует и Выделить составные части в
Тексты, задачи, ситуации
исинтеза
интегрирует
Задачи (проблемные,
представленной информации
информацию (тексте,
задаче,
проблеме),
ситуационные,
установить
практикомежду
нимивзаим
Учим
для принятия Сформулировать проблему на
ориентированные, открытого
анализировать и решения
основе анализа представленной
типа, контекстные).
интерпретирова
ситуации. Определить контекст
Проблемно-познавательные
тьпроблемы
проблемной ситуации.
задания.
Определить
область знаний, необходимую
для решенияданно
Графическая наглядность:
Преобразовать информацию из
граф-схемы, кластеры, таблицы,
одной знаковой системы вдругую диаграммы, интеллект-карты.
(текст в схему, таблицу, карту и
Изобразительная наглядность:
наоборот).
иллюстрации, рисунки.
Составить аннотацию, рекламу,
Памятки
с
презентацию.
алгоритмами
Предложить варианты решения
решения
проблемы, обосновать их
результативность
с помощью
конкретного
предметногознани
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых опыт решения
данных проблем позволить быть
успешным, результативным.
Составить
алгоритм
решения
проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Уровень оценки Принимает
Оценить качество представленной Тексты, задачи, ситуации
в рамках
информации для решенияличных, Карты: модельные,
решение на
предметного
национальных,
основеоценки местных,
и
технологические, ментальные,
содержания
интерпретации глобальных проблемы.
дорожные
Предложить пути и способы
информации
Учим оценивать
решения обозначенных проблем.
ипринимать
Спрогнозировать
(предположит
решения
ь)
возможные
последствияпредложенных дейст
Оценить предложенные пути и
способы решения проблем,выбрать

Уровень оценки
в рамках
метапредметног
осодержания
Учим
действовать

Оценивает
информацию

и обосновать наиболее
эффективные.
Создать
дорожную
(модельную,
технологическую)
карту
решения проблемы.
Сформулировать проблему
Типичные задачи (задания)
ипринимает
решение
в условиях
метапредметного
неопределѐнности
и и многозадачно
(проблемы)
на основе
анализа
практического характера.
ситуации.
Нетипичные задачи (задания)
Выделить
граничные
метапредметного и
условия
неопределѐнности практического характера.
Комплексные контекстные
многозадачности указанной
задачи (PISA)
проблемы.
Отобрать
(назвать)
необходимые
ресурсы (знания) дляреше
Выбрать эффективные пути и
способы решения проблемы.
Обосновать
свой выбор.
Доказать
результативность
ицелесообразность выбранны


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».