Департамент образования и науки Тюменской области
Департамент образования Администрации города Тюмени
МАОУ СОШ №88 города Тюмени
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
методическое объединение
учителей русского языка и
литературы
Заместитель директора
Директор МАОУ СОШ №88
Цыганова С.В.
Головчак Е.В.
Протокол МО №1
от 25.08.2023 г.
28.08.2023 г.
Приказ № 364
от 30.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Функциональная грамотность. Читательская грамотность»
для 5 классов
Тюмень – 2023
Пояснительная записка
Рабочая
программа
элективного
курса
составлена
на
основе
«Методических рекомендаций по читательской грамотности обучающихся
5-9 с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе»
ФГБНУ «Института стратегии развития образования российской академии
образования» (2021)
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и
умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в
современном обществе.
Основной
целью
программы
является
развитие
читательской
грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие способности человека понимать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Планируемые результаты
Метапредметные и предметные
Уровень освоения
Планируемый результат
Уровень узнавания и
понимания
находит и извлекает информацию из различных текстов
Уровень понимания и
применения
применяет извлеченную из текста информацию для
решения разного рода проблем
Уровень анализа и
синтеза
анализирует и интегрирует информацию, полученную из
текста
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
предметного
содержания
оценивает форму и содержание
предметного содержания
текста
в
рамках
Уровень
оценки
(рефлексии) в рамках
метапредметного
содержания
оценивает форму и содержание
метапредметного содержания
текста
в
рамках
Личностные результаты
-
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по
отношению к прочитанному
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), реализуется из
части
учебного
плана,
формируемого
участниками
образовательных
отношений.
Общее количество часов: 34, 1 час в неделю
Содержание курса
В 5 классе обучающиеся научатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.), формируется умение
применять знания для решения поставленных перед учеником практических
задач, учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте, учатся оценивать и
интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках
предметного
содержания,
формируется
умение
оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно
различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и
обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа,
дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение
материалов
в
сети
Интернет;
решение
ситуационных
практикоориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
и
В целях развития познавательной активности обучающихся на
занятиях используются деловые и дидактические игры, обучающиеся
разрабатывают и реализуют мини-проекты, участвуют в турнирах
и
конкурсах.
Тематическое планирование элективного курса
«Читательская грамотность»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тема занятия
Всего
часов
Электронные
образовательные ресурсы
Определение основной темы в фольклорном
произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации
Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое)
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры
задач.
Работа со сплошным текстом
Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении.
Определение авторской позиции в
художественном тексте
Древнерусская летопись как источник
информации о реалияхвремени.
Сопоставление содержания художественных
текстов.
Определение авторской позиции в тексте.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Типы
6 задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
Работа
с несплошным текстом: таблицы и карты.
7
Определение
1
основной темы и идеи в лирическом
произведении.
Сопоставление
.
содержания текстов
публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
Работа
3
с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учѐтом цели дальнейшего
использования?
Типы
4 текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение).
1
Сайт ФГБНУ ИСТРАО, банк
заданий и методические
рекомендации
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Задачи, направленные на
формирование читательской
грамотности на уроках
русского языка и литературы
(5–9 классы)»
https://kimc.ms/soobshchestva/
gmo/gmoruslit/metodicheskayakopilka/[%D0%AD%D0%98]
%20%D0%A1%D0%B1%D0
%BE%D1%80%D0%BD%D0
%B8%D0%BA%20%D0%A7
%D0%B8%D1%82%D0%B0%
D1%82%D0%B5%D0%BB%
D1%8C%D1%81%D0%BA%
D0%BE%D0%B9%20%D0%B
3%D1%80%D0%B0%D0%BC
%D0%BE%D1%82%D0%BD
%D0%BE%D1%81%D1%82%
D0%B8%20(5%E2%80%939%
20%D0%BA%D0%BB%D0%
B0%D1%81%D1%81%D1%8
B).pdf
открытый банк оценочных
средств по русскому языку
для проведения процедур
контроля и оценки качества
образования на уровне
начального общего (I-IV
классы) и основного общего
образования (V-IX классы)
и среднего общего
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Поиск
5
комментариев, подтверждающих основную
мысль
текста, предложенного для анализа.
Типы
6 задач на грамотность (позиционные задачи)
Работа
7
с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы.
Определение
1
основной темы и идеи в
драматическом
произведении.
Учебный
текст как источник информации.
2
Работа
3
с текстом: как применять информацию из
текста в
изменѐнной ситуации?
Типы
4 текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению
работы, правила, уставы, законы)
Поиск
ошибок в предложенном тексте.
5
6
Типы задач на грамотность (информационные
задачи)
Работа
с несплошным текстом: графики и
7
диаграммы
Формирование
1
читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания.
Сопоставление
содержания текстов научного
2
стиля.
Критическая
3
оценка степень достоверности
содержащейся в тексте информации
Типы
4 текстов: текст-аргументация
Составление
плана на основе исходного текста.
5
Урок
6 комплексной оценки читательской
грамотности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
образования (X-XI классы,
базовый и углубленный
уровни) в рамках проекта
«Формирование открытого
банка оценочных средств
по русскому языку https://fipi.ru/otkrytyy-bankotsenochnykh-sredstv-porusskomu-yazyku
Электронный банк заданий
по формированию
функциональной
грамотности
https://fg.resh.edu.ru/functiona
lliteracy/events
Банк заданий - тренажер
заданий в формате PISA https://media.prosv.ru/content/
?situations=true&knowledge=1
1
1
1
1
1
1
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса
Уровни
Уровень
узнавания и
понимания
Учим
воспринимать и
объяснять
информацию
ПОР
Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов
Типовые задачи
Определить вид текста, его
источник. Обосновать своѐ мнение.
Выделить основную мысль в текст,
резюмировать его идею.
Предложить или объяснить
заголовок, название текста.
Ответить на вопросы словами
текста. Составить вопросы по
тексту.
Продолжить предложение словами
из текста.
Определить назначение текста,
привести примеры жизненных
ситуаций, в которых можно и
нужно использовать информацию
из текста.
Инструменты и средства
Тексты (учебный,
художественный, научнопопулярный, публицистический;
повествовательный,
описательный, объяснительный;
медийный).
По содержанию тексты должны
быть математические,
естественно-научные,
финансовые. Объѐм: не более
одной страницы.
Уровень
понимания и
применения
Применяет
информацию,
извлечѐнную
текста,
Сформулировать
проблему, Задачи (проблемные,
описанную в тексте. Определить ситуационные, практикоиз
ориентированные, открытого
контекст.
длярешения
разногорода проблем
Выделить
информацию,
которая типа, контекстные).
Учим думать и
имеет принципиальное значение для Проблемно-познавательные
рассуждать
решения проблемы.
задания.
Отразить описанные в тексте факты Графическая наглядность:
и отношения между ними в граф- граф-схемы, кластеры, таблицы,
схеме (кластере, таблице)
диаграммы, интеллект-карты.
Из
предложенных
вариантов Изобразительная наглядность:
выбрать возможные пути и способы иллюстрации, рисунки.
решения проблемы.
Памятки с алгоритмамирешения
Вставить пропущенную в тексте задач, проблем,
информацию из таблицы, граф- заданий
схемы, диаграммы.
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых могут быть
применены установленные пути и
способы решения проблемы.
Построить
алгоритм
решения
проблемы по данному условию.
Уровень анализа Анализирует и Выделить составные части в
Тексты, задачи, ситуации
исинтеза
интегрирует
Задачи (проблемные,
представленной информации
информацию (тексте,
задаче,
проблеме),
ситуационные,
установить
практикомежду
нимивзаим
Учим
для принятия Сформулировать проблему на
ориентированные, открытого
анализировать и решения
основе анализа представленной
типа, контекстные).
интерпретирова
ситуации. Определить контекст
Проблемно-познавательные
тьпроблемы
проблемной ситуации.
задания.
Определить
область знаний, необходимую
для решенияданно
Графическая наглядность:
Преобразовать информацию из
граф-схемы, кластеры, таблицы,
одной знаковой системы вдругую диаграммы, интеллект-карты.
(текст в схему, таблицу, карту и
Изобразительная наглядность:
наоборот).
иллюстрации, рисунки.
Составить аннотацию, рекламу,
Памятки
с
презентацию.
алгоритмами
Предложить варианты решения
решения
проблемы, обосновать их
результативность
с помощью
конкретного
предметногознани
Привести примеры жизненных
ситуаций, в которых опыт решения
данных проблем позволить быть
успешным, результативным.
Составить
алгоритм
решения
проблем данного класса. Сделать
аналитические выводы.
Уровень оценки Принимает
Оценить качество представленной Тексты, задачи, ситуации
в рамках
информации для решенияличных, Карты: модельные,
решение на
предметного
национальных,
основеоценки местных,
и
технологические, ментальные,
содержания
интерпретации глобальных проблемы.
дорожные
Предложить пути и способы
информации
Учим оценивать
решения обозначенных проблем.
ипринимать
Спрогнозировать
(предположит
решения
ь)
возможные
последствияпредложенных дейст
Оценить предложенные пути и
способы решения проблем,выбрать
Уровень оценки
в рамках
метапредметног
осодержания
Учим
действовать
Оценивает
информацию
и обосновать наиболее
эффективные.
Создать
дорожную
(модельную,
технологическую)
карту
решения проблемы.
Сформулировать проблему
Типичные задачи (задания)
ипринимает
решение
в условиях
метапредметного
неопределѐнности
и и многозадачно
(проблемы)
на основе
анализа
практического характера.
ситуации.
Нетипичные задачи (задания)
Выделить
граничные
метапредметного и
условия
неопределѐнности практического характера.
Комплексные контекстные
многозадачности указанной
задачи (PISA)
проблемы.
Отобрать
(назвать)
необходимые
ресурсы (знания) дляреше
Выбрать эффективные пути и
способы решения проблемы.
Обосновать
свой выбор.
Доказать
результативность
ицелесообразность выбранны