Учебный план АООП УО (вариант 1) Учебный план, АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения. 1 этап - I дополнительный, I - IV класс. 2 этап - V-IX классы; Срок обучения по АООП составляет 9 лет Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 9 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на I этапе обучения (1-4 или 1 дополнительный, 1-4 класс), 5066 академических часов на II этапе обучения (5 - 9 класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвиваюшую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объѐм нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане установлено количество учебных часов по предметам обучения. Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки. Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных и групповых занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной деятельности. Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690 часов на I этапе обучения (1-4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе обучения (5-9 класс). Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционноразвивающей области. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г. Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным планом. Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся I доп., I-IV классов. Предметные области Класс Учебные предметы Количество Всего часов I доп. I II III IV Обязательная часть Русский язык 2 Чтение 2 Речевая практика 3 2. Математика Математика 3 3. Естествознание Мир природы и человека 2 Музыка 2 4. Искусство Рисование (изобразительное 2 искусство) 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 6. Технология Ручной труд 2 Итого 21 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной 21 учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и 6 ритмика): логопедические занятия 3 ритмика 1 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 Внеурочная деятельность: 4 1. Язык практика и речевая 3 3 2 3 2 2 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 3 4 2 4 1 1 1 3 3 3 3 2 1 1 1 21 20 20 20 - 3 3 3 21 23 23 23 14 17 11 18 7 7 6 15 7 102 9 111 6 6 6 6 30 3 1 2 4 3 1 2 4 3 1 2 4 3 1 2 4 15 5 10 20 Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных недели со 2 по 4 класс). Учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов. Предметные области Класс Количество часов Всего \ Учебные предметы V VI VII VIII IX Обязательная часть Русский язык 4 Чтение (Литературное чтение) 4 Математика 4 2. Математика Информатика Природоведение 2 3. Естествознание Биология География Основы социальной жизни 2 4. Человек и общество Мир истории История Отечества Музыка 1 5. Искусство Рисование (изобразительное 2 искусство) 6. Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 7.Технология Профильный труд 6 Итого 27 Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 2 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной 29 учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и 6 ритмика): Внеурочная деятельность: 4 1. Язык и речевая практика 4 4 4 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 4 4 3 1 2 2 2 2 - 20 20 17 3 4 6 8 10 2 6 1 2 2 6 28 2 30 2 7 28 1 30 2 7 28 1 30 2 7 28 1 30 10 33 139 7 149 6 6 6 6 30 4 4 4 4 20 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).