Рабочая программа_6_психологическая коррекция_вариант_6.2_НОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 88 ГОРОДА ТЮМЕНИ
(МАОУ СОШ № 88 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
от 30.08. 2024г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
Н.Н. Ганненко
30.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 88
Е.В. Головчак
Приказ № 380
от 03.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психологическая коррекция»
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
6 класс
Составители: Ткацкая А.С.
Старикова О.В.

г. Тюмень, 2024 г.

Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата я в
условиях образовательных классов МАОУ СОШ № 88 города Тюмени разработана на основе документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последними изменениями).
 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с НОДА (вариант 6.2)
МАОУ СОШ № 88 города Тюмени
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» является обязательной частью коррекционно-развивающей области ФАОП ООО
для обучающихся с НОДА. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых
занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 6–х классов, получающих
образование в соответствии с ФАОП ООО.
Общая характеристика курса «Психологическая коррекция»
Коррекционный курс «Психологическая коррекция» направлен на развитие личности обучающегося с НОДА подросткового возраста,
его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (отмечаются у 5-7 % детей в популяции) могут носить как врожденный, так и
приобретенный характер. Отклонения в развитии у обучающихся с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь
разную степень выраженности. Двигательные нарушения у обучающихся имеют различную степень выраженности (тяжелые, средней тяжести,
легкие).
Группа обучающихся по варианту 6 – это обучающиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного
этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих обучающихся часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с
ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, что требует организации психологической помощи значительной части
обучающихся данной категории. У большинства обучающихся этой группы могут выявляться дизартрические (речедвигательные) нарушения
различной степени тяжести.
Познавательное развитие обучающихся на данном возрастном этапе характеризуется:
- недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
- нарушением умственной работоспособности, истощаемостью психических процессов;
- недостаточным уровнем развития внимания;
- снижением объема запоминания и воспроизведения, кратковременным характером памяти.
Личностные особенности обучающихся этой категории часто характеризуются низкой мотивацией достижений, коммуникативными
нарушениями, неадекватно заниженной самооценкой, иждивенческими установками, повышенной эмоциональной привязанностью к
родителям.
Снижение числа контактов с окружающими и особенности воспитания приводят к формированию ряда особенностей, затрудняющих
обучение и социальную адаптацию. Такие обучающиеся не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным
требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. У многих обучающихся в этом
возрасте начинают проявляться черты характера, заострившиеся в связи с переживанием заболевания.
Особые образовательные потребности в коррекционной работе психолога

В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения знаний, двигательными нарушениями,
парциальными нарушениями отдельных психических функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются
индивидуальные занятия с психологом по развитию когнитивных процессов.
В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями заболевания и социальной депривацией,
затрудняющими адаптацию в образовательной организации, требуются занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного
развития.
В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального отвержения, требуется работа психолога по
оптимизации внутрисемейных отношений и преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье.
В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА со здоровыми сверстниками требуется работа психолога по
коррекции межличностных отношений.
Цель и задачи курса
Цель коррекционной работы психолога – коррекция и профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с НОДА.
Задачи коррекционной работы психолога:
1. Психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности, межличностных отношений, профессиональных
склонностей и намерений.
2. Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
3. Психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей личности.
4. Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
5. Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
6. Участие в профориентационной работе.
7. Психологическая подготовка к ГИА.
Принципы реализации Программы:
−
принцип комплексности, согласно которому психокоррекционную работу следует рассматривать в комплексе, с учетом всех
клинических и психолого-педагогических особенностей обучающегося с НОДА и социальных факторов;
−
принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной личности с учетом всей ее сложности
и индивидуальных особенностей;
−
принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психокоррекционных воздействий в целостной осмысленной
деятельности обучающихся;
−
принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления коррекционной работы для каждого
обучающегося определяются на основании данных диагностики;
−
принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и
технологий коррекционной работы;
−
принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий активное включение родителей
(законных представителей) обучающихся в коррекционный процесс.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Перечень и содержание направлений коррекционной работы психолога
Диагностическая деятельность психолога.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности.
Психологическая помощь семье обучающегося с НОДА.
Психологическое консультирование участников образовательного процесса.
Участие психолога в профориентационной работе.
Психологическая помощь при подготовке к ГИА.

Особенности построения курса
Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция» построена по модульному принципу и
предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему
взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на
развитие дефицитарных психических функций, обучающихся с НОДА в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции
познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование
произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а
также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе,
самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется
развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять, понимать и различать
чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается
умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства достижения этих целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Развитие личностного самоопределения» и «Развитие
профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное
реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепринятых жизненные ценностей и
нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои
поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта,
умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать
уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие
навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в
социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия,
адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в
разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие

чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе
общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит
формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому
поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным
окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной
ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной
деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с НОДА на изучение курса «Психологическая коррекция» отводится 1
час в неделю (34 часа в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности в специально оборудованном
кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с
НОДА и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих занятий предусматриваются индивидуальные,
подгрупповые и групповые формы работы. Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 1 раз в неделю.
Основное содержание коррекционного курса «Психологическая коррекция»
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Отработка способов ориентировки в задании. Оценка условий, необходимых для выполнения задания, с помощью взрослого.
Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Определение
последовательности своих действий при решении познавательных задач (с использованием цифробуквенного материала). Соотнесение своих
действий с планом выполнения задания. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном со стимулирующей
помощью взрослого. Выполнение заданий по готовой инструкции при индивидуальной и групповой работе. Отработка навыков пошагового и
итогового контроля при выполнении задания.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний»
Понимание и словесное обозначение своих эмоций в прошлом, настоящем и будущем. Определение физических проявлений различных
эмоциональных состояний: телесные ощущения, мышечное напряжение, мимические и пантомимические движения. Соотнесение физических
проявлений с конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях под контролем взрослого. Позитивные и негативные эмоции, их влияние на
эффективность общения и продуктивность деятельности. Отработка различных приемов релаксации. Знакомство с основными техниками и
приемами регуляции эмоций. Способность совершать элементарное волевое усилие при трудностях в учебной работе. Отработка навыков
снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Различение положительных и отрицательных

качеств и черт характера на примере вымышленных и реальных персонажей. Отработка навыков оценивания собственных качеств и черт
характера. Общая характеристика задатков и склонностей человека.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Разнообразие профессий в современном мире, основные направления профессиональной деятельности. Первичное представление о
понятии «карьера». Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности.
Определение и первичный анализ своих склонностей и познавательных способностей.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков общения в различных моделируемых социальных ситуациях. Соотнесение вербальных и невербальных средств
общения с социально-эмоциональным контекстом ситуации. Отработка навыков ведения диалога, поддержания беседы на заданную тему.
Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной
позиции социально приемлемыми способами.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками с помощью взрослого. Отработка навыков
поддержания совместной работы и конструктивного взаимодействия. Уточнение недостающей информации в процессе совместной
деятельности с помощью вопросов в моделируемых ситуациях. Принятие различных точек зрения в ходе совместной работы в моделируемых
ситуациях под контролем взрослого. Знакомство со способами конструктивного отстаивания своих интересов в ходе совместной деятельности.







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ»
адаптация обучающегося с НОДА к среде образовательной организации;
динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития, обучающегося с НОДА;
уменьшение степени выраженности речевых нарушений;
улучшение владения родным (русским) языком;
оптимизация неадекватных профессиональных намерений, обучающихся с НОДА;
оптимизация детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного воспитания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематические блоки,
темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Развитие
регуляции Отработка способов ориентировки в задании. Ориентироваться в задании и оценивать необходимые
познавательных процессов Оценка условий, необходимых для выполнения для
его
выполнения
условия
(временные,
(6 часов)
задания, с помощью взрослого. Работоспособность пространственные, функциональные и т. д.) с
и утомление: оценка собственных ресурсов, помощью взрослого. Распределять время и силы при
распределение времени и сил при выполнении выполнении нескольких заданий, уметь определять
заданий. Определение последовательности своих состояние снижения работоспособности и сообщать
действий при решении познавательных задач (с об этом взрослому. Определять последовательность

использованием
цифробуквенного
материала).
Соотнесение своих действий с планом выполнения
задания. Корректировка своих действий на
основании расхождений результата с эталоном со
стимулирующей помощью взрослого. Выполнение
заданий
по
готовой
инструкции
при
индивидуальной и групповой работе. Отработка
навыков пошагового и итогового контроля при
выполнении задания.
Развитие
саморегуляции
поведения, эмоциональных
и
функциональных
состояний
(5 часов)

действий
для
достижения
поставленной
задачи. Соотносить свои действия с планом,
корректировать свои действия на основании
расхождений
результата
с
эталоном
со
стимулирующей помощью взрослого. Действовать по
готовой инструкции при индивидуальной и
групповой
работе.
Оценивать
правильность
выполнения задания в соответствии с образцом,
приведенным
в
инструкции.
Осуществлять
пошаговый и итоговый контроль при выполнении
задания.
Определять и называть переживаемые эмоции в
прошлом, настоящем и будущем. Выделять телесные
ощущения, мышечные напряжения, выражение лица
при переживании той или иной эмоции, называть их в
моделируемых ситуациях под контролем взрослого.
Оценивать роль позитивных и негативных эмоций в
общении и их влияние на эффективность общения и
продуктивность деятельности владеть разными
приемами релаксации, использовать основные
техники и приемы регуляции эмоций в моделируемых
ситуациях под контролем взрослого. Совершать
элементарное волевое усилие при трудностях в
учебной работе. С помощью специальных приемов
снижать волнение в эмоционально напряженных
ситуациях (самостоятельные и контрольные работы).

Понимание и словесное обозначение своих эмоций
в прошлом, настоящем и будущем. Определение
физических проявлений различных эмоциональных
состояний:
телесные
ощущения,
мышечное
напряжение, мимические и пантомимические
движения. Соотнесение физических проявлений с
конкретными эмоциями в моделируемых ситуациях
под контролем взрослого. Позитивные и негативные
эмоции, их влияние на эффективность общения и
продуктивность
деятельности.
Отработка
различных приемов релаксации. Знакомство с
основными техниками и приемами регуляции
эмоций. Способность совершать элементарное
волевое усилие при трудностях в учебной работе.
Отработка навыков снижения волнения и уровня
тревоги в эмоционально напряженных ситуациях
(самостоятельные и контрольные работы).
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Развитие
личностного Индивидуальные
особенности
человека, Выделять свои индивидуальные особенности,
самоопределения
психологические качества и черты характера. качества, черты характера. Различать положительные
(7 часов)
Различение положительных и отрицательных и отрицательные качества, черты характера.
качеств и черт характера на примере вымышленных Оценивать свои качества, черты характера. Выделять
и реальных персонажей. Отработка навыков свои задатки и склонности на основе самоанализа под
оценивания собственных качеств и черт характера. контролем взрослого.
Общая характеристика задатков и склонностей
человека.
Развитие
Разнообразие профессий в современном мире, Формулировать общие представление о разнообразии

профессионального
самоопределения
(4 часа)

основные
направления
профессиональной профессий
в
современном
мире,
основных
деятельности. Первичное представление о понятии направлениях
профессиональной
деятельности.
«карьера». Значение склонностей и познавательных Формулировать общее представление о понятии
способностей при определении направления карьера. Оценивать собственные склонности и
профессиональной деятельности. Определение и познавательные способности, понимать их значение
первичный
анализ
своих
склонностей
и при определении направления профессиональной
познавательных способностей.
деятельности.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Развитие коммуникативных Отработка навыков общения в различных Выстраивать коммуникацию в различных социальных
навыков
моделируемых социальных ситуациях. Соотнесение ситуациях. Использовать вербальные и невербальные
(8 часов)
вербальных и невербальных средств общения с средства
общения
адекватные
социальносоциально- эмоциональным контекстом ситуации. эмоциональному контексту ситуации. Вести диалог,
Отработка навыков ведения диалога, поддержания поддерживать беседу на заданную тему в
беседы на заданную тему. Альтернативная точка моделируемых ситуациях под контролем взрослого.
зрения
собеседника,
способы
поддержания Сравнивать другую, альтернативную точку зрения со
разговора,
использование
речевых
клише. своей в процессе коммуникации со сверстниками при
Представление собственной позиции социально помощи взрослого. Конструктивно доносить свою
приемлемыми способами.
позицию до других участников коммуникации.
Развитие
навыков Организация учебного сотрудничества и совместной Организовывать
учебное
сотрудничество
и
сотрудничества
деятельности со сверстниками с помощью совместную деятельность со сверстниками с
(4 часа)
взрослого. Отработка навыков поддержания помощью взрослого. Определять цели и функции
совместной
работы
и
конструктивного участников совместной деятельности, способы
взаимодействия.
Уточнение
недостающей взаимодействия. Поддерживать совместную работу,
информации в процессе совместной деятельности с конструктивно взаимодействовать. С помощью
помощью вопросов в моделируемых ситуациях. вопросов уточнять недостающую информацию в
Принятие различных точек зрения в ходе процессе совместной деятельности. Выделять и
совместной работы в моделируемых ситуациях под сравнивать точки зрения, отличные от собственной,
контролем взрослого. Знакомство со способами конструктивно отстаивать свои интересы в
конструктивного отстаивания своих интересов в моделируемых ситуациях под контролем взрослого.
ходе совместной деятельности.
Итого: 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».